Инновации ФГОС ДО Информацию подготовил методист МОУ ДПО «Методический центр» Н.В.Рычажкова Февраль,2015.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Advertisements

Сваталова Тамара Александровна, доцент кафедры дошкольного образования, к.п.н.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
Целевые ориентиры дошкольного образования Колчева Н.И., методист ОДиНОО.
Презентация основной образовательной программы дошкольной разновозрастной группы МОУ Козская СОШ.
Подготовила: Задорожнева О. А. старший воспитатель МДОБУ «Детский сад 9» г. Бузулук, 2014.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Е.Д. Макарова, к.п.н., зав.отделом дошкольного и начального образования ГАОУ.
ТРЕБОВАНИЯ Стандарта дошкольного образования к организации ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
ФГТ в ДОУ В соответствии с утверждением и введением в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы.
Реализация Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях Учитель-дефектолог ГБОУ специальная (коррекционная) НШДС 1822.
Основные положения ФГОС ДО (часть 2). Требования к условиям реализации О О программы ДО При реализации Программы может проводится оценка индивидуального.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации предметно-пространственной.
Рекомендации по написанию основной общеобразовательной программы дошкольного образовательного учреждения Муниципальное автономное дошкольное образовательное.
БУЯНОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ, СТАРШИЙ НАУЧНЫЙ СОТРУДНИК ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО НАУЧНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ИНСТИТУТ ИЗУЧЕНИЯ ДЕТСТВА, СЕМЬИ.
К.Ю. Белая, профессор кафедры педагогики и методики дошкольного образования МИОО МАСТЕР - КЛАСС.
Транксрипт:

Инновации ФГОС ДО Информацию подготовил методист МОУ ДПО «Методический центр» Н.В.Рычажкова Февраль,2015

ФГОС ДО – документ, аналогов которому не было ни в советское, ни в постсоветское время

ФГОС ДО существенно отличается от ФГТ (2010 г.)

Каковы эти принципиально новые моменты?

1. Направления развития детей

ФГТФГОС 4 направления деятельности: Социально- личностное Познавательно- речевое Художественно- эстетическое Физическое 5 направлений деятельности: Социально- коммуникативное Познавательное Речевое Художественно- эстетическое Физическое

Принципиально важна замена социально-личностного направления на социально-коммуникативное: Первое можно считать реализованным, если ребенок вежлив, спокоен, послушен. Второе предполагает формирование у детей активной позиции: наличие собственного мнения, способности договариваться, спорить, обосновывать свою точку зрения, при необходимости бороться за нее, причем осуществлять это в корректной форме (п.4.6. «Целевые ориентиры»)

2. Виды детской деятельности

ФГТФГОС В обоих документах одинаковы, с той лишь разницей, что во ФГОС ДО они описаны детально (п.2.7) ФГТФГОС Добавлена двигательная активность.

3. Образовательные области

ФГТФГОС 10 образовательных областей: Физическая культура Здоровье Безопасность Социализация Труд Познание Коммуникация Чтение художественной литературы Художественное творчество Музыка За образовательные области принимает направления развития детей: Социально- коммуникативное Познавательное Речевое Художественно- эстетическое Физическое

4. Разработка Программы

ФГТФГОС Предполагалось, что каждое ОУ разрабатывает ООП самостоятельно. Установка иная: «2.12. В случае, если обязательная часть Программы соответствует примерной программе, она оформляется в виде ссылки на соответствующую примерную программу. Обязательная часть должна быть представлена развернуто в случае, если она не соответствует одной из примерных программ» Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу» « Содержание коррекционной работы и/или инклюзивного образования включается в Программу, если планируется ее освоение детьми с ОВЗ» «2.2. Структурные подразделения в одной Организации могут реализовывать разные Программы.

5. Цели Программы

ФГТФГОС Всестороннее развитие ребенка. Отказ от такого расплывчатого термина. Рекомендовано развивать детей в пределах основных образовательных областей: « 3.1. Условия реализации Программы должны обеспечивать полноценное развитие личности детей во всех образовательных областях». Отношение к раннему и опережающему развитию негативно: « ….недопустимость как искусственного ускорения, так и искусственного замедления развития детей»

6. Интеграция образовательных областей

ФГТФГОС Задачи психолого- педагогической работы по формированию физических, интеллектуальных и личностных качеств детей решаются интегрировано, в ходе освоения всех образовательных областей … Программа должна строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников… Обязательная часть Программы предполагает комплексность подхода, обеспечивая развитие детей во всех пяти взаимодополняющих образовательных областях. Однако это не означает, что каждое занятие должно быть интегрированным. Здесь предполагается разумный подход к идее интеграции, не отрицается, но и не принуждается интеграция во всем.

7. Формы реализации Программы

ФГТФГОС Осуществление планирования работы в трех формах: «Организованная образовательная деятельность» «Образование в свободной деятельности» «Образование в режимных моментах» Большой простор для педагогического творчества: « 1.2…. реализация Программы в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности». « Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи»

8. Развитие детской самостоятельности

ФГТФГОС Программа должна предусматривать решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках НОД, но и при проведении режимных моментов Этому уделяется много внимания, начиная со структуры Программы, заканчивая целевыми ориентирами: « …В содержательном разделе Программы должны быть представлены: -способы поддержки детской инициативы; -возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения» « ….Организация образовательного пространства… должна обеспечивать возможность самовыражения детей»

9. Познавательно- исследовательская деятельность

ФГТФГОС Принципиально новый пункт!!! Подчеркивается: познавательно- исследовательская деятельность реализуется путем детского экспериментирования и начинается с раннего возраста. « 2.7. В раннем возрасте (1-3) – предметная деятельность; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.); для детей 3-8 лет – ряд видов деятельности, таких как…познавательно- исследовательская(исследование объектов окружающего мира и экспериментирования с ними)» « Организация образовательного пространства (в здании и на участке) должны обеспечивать познавательную, исследовательскую и творческую активность воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами» « 4.6. Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте: ребёнок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними. В старшем дошкольном возрасте «ребёнок склонен наблюдать, экспериментировать»

10. Диагностика

ФГТФГОС Планируемые результаты освоения детьми ООП подразделялись на итоговые и промежуточные. Итоговые результаты описывали интегративные качества ребенка (физически развитый, любознательный…) Промежуточные результаты раскрывали динамику формирования интегративных качеств детей по всем направлениям развития. Выделяет две формы диагностики и четко определяет свое отношение к каждой из них: психологическая диагностика педагогическая диагностика

11. Психологическая диагностика

ФГТ ФГОС Мониторинг детского развития(развития интегративных качеств) осуществлялся педагогами, психологами, медицинскими работниками. Мониторинг детского развития(развития интегративных качеств) осуществлялся с использованием метода наблюдения, критериальных диагностических методик и тестовых методов. Если карта развития заполнялась на основе наблюдений, ее составлял педагог, если на основе диагностических методик – ее составлял специалист. Цель: помочь педагогу понять внутреннее состояние конкретного ребенка и особенности его психологических процессов, поэтому диагностика проводится: только при необходимости (если без диагностики педагог не может понять психологическое состояние ребенка) только квалифицированными специалистами только с согласия родителей. «см. пункт »

12. Педагогическая диагностика

ФГТ ФГОС « При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития детей в рамках педагогической диагностики (связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования)». Результаты педагогической диагностики(мониторинга) могут использоваться исключительно для: 1. Индивидуализации образования(построения его, ребенка, образовательной траектории); 2. Опримизации работы с группой детей. Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.

13. Диагностика знаний детей

ФГТ ФГОС Мониторинг образовательного процесса осуществлялся через отслеживание результатов освоения образовательной программы Он основывался на анализе достижения детьми промежуточных результатов. С помощью средств мониторинга образовательного процесса можно было оценить степень продвижения ребенка в образовательной программе. Относится резко отрицательно: «4.1. Специфика дошкольного детства(высокий разброс вариантов его развития, непосредственность и непроизвольность)…. делают неправомерными требования от ребенка конкретных образовательных достижений». «Никакого тестирования, аттестации, проверки знаний дошкольника!» (А.Асмолов, председатель комиссии по разработке ФГОС ДО)

14. Целевые ориентиры

ФГТ ФГОС Портрет выпускника. Конечная цель деятельности ДОУ – не приобретение детьми определенной суммы знаний (как это было принято для школы и потом перенесено на ДОУ), а формирование определенных черт и свойств личности ребенка: «4.6…ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности; …ребенок обладает установкой положительного отношения к миру…обладает чувством собственного достоинства; …хорошо владеет устной речью; …проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам…склонен наблюдать, экспериментировать. Формирование этих личностных качеств может осуществляться через любые виды деятельности, образовательные области, программы, формы организации образовательного процесса.

15. Оценка реализации целевых ориентиров

ФГТФГОС Диагностика результатов образовательного процесса получила широкое распространение. Не требует проведения диагностики достижения целевых ориентиров: « 4.3. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в т.ч. в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей… Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации воспитанников».

Выводы: В 2013 г. система дошкольного образования получила принципиально новый документ, который пересматривает привычные формы и методы работы с детьми и меняет ориентиры этой работы, сосредотачивая внимание педагогов не на объем усвоенных детьми знаний, а на формирование у них определенных черт личности.

Спасибо за внимание!