Что такое интерактивность в обучении?. Интерактивность в e-learning: как ее создавать и выбирать для курса Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Где-то когда-то какой-то кто-то чем-то кого-то для того-то Где-то когда-то какое-то что-то чему-то чем-то для того-то.
Advertisements

© Чистяков Ю.А., ОГУ «РЦРО» 2010Чистяков Ю.А.ОГУ «РЦРО»
Мастер-класс-технология подготовки учителя к творческой профессиональной деятельности Мастер- класс- ярко выраженная форма ученичества у мастера, т.е.передача.
«Организация исследовательской деятельности учащихся в начальной школе»
Анализ личностно - ориентированного урока. Анализ -
«Взаимное обучение, сотворчество и соучастие как формы совершенствования творческих, исследовательских способностей учащихся» МОУ «Харанжинская СОШ»
П\п Психологическая характеристикаОрганизационная форма занятия Оптимальные условия для развития психологической характеристики 1. Самооценивание (сам.
УУД и ЗУН : актуальность формирования на современном этапе развития образования Евстратенко Е. В., учитель начальных классов, руководитель МО учителей.
Согласно концепции личностно ориентированного обучения, каждый ученик – индивидуальность, активно действующий субъект образовательного пространства, со.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
К ОММУНИКАТИВНЫЕ УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ. У НИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ Коммуникативные УУД Познавательные УУД Личностные УУД Регулятивные УУД.
Структура современного занятия Иоффе А.Н., Крицкая Н.Ф., Мостяева Л.В.
Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС Формирование универсальных учебных действий основная задача введения ФГОС.
1 Сессии проводятся дистанционно в синхронном и асинхронном режимах. Учебный процесс осуществляется пошагово (модульное обучение). Слушатели, поработав.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Деятельностный подход в обучении как фактор развития личности школьника.
ПОСТРОЕНИЕ МОДЕЛИ ЛИЧНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО УРОКА ШУВАЛОВА Н.И. – УЧИТЕЛЬ ФИЗИКИ.
е-Learning в стиле коучинг Сутью коучинга является раскрытие потенциала личности для максимизации собственной производительности и эффективности. Он больше.
«Организация проектно-исследовательской деятельности как средство саморазвития и самоопределения личности» 28 ноября 2011.
Транксрипт:

Что такое интерактивность в обучении?

Интерактивность в e-learning: как ее создавать и выбирать для курса Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО главный специалист НП ООО «ИНИС-СОФТ»

3 Что за зверь такой эта интерактивность? Поставим проблему

4 Интерактивность это принцип организации системы, при котором цель достигается обменом действиями (взаимодействием) элементов этой системы. Что такое интерактивность?

5 Откуда «пошла» интерактивность?

6 Общение сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми и их группами, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями (взаимодействие), социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера). Вне общения невозможна человеческая деятельность, включая учебную. Общение как деятельность

7 Большинство преподавателей воспринимает интерактивность на наивно-бытовом уровне, а не как научную категорию. Можно ли при этом говорить о правильной организации учебной деятельности, процесса обучения? Интерактивность по-бытовому

8 1. это неотъемлемый компонент учебного процесса, связанный с обменом действиями между его субъектами и объектами. 2. это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, Интерактивное обучение это

Общение в обучении 9 Учебное взаимодействие (общение) Коммуникация Передача учебной информации, обмен данными Интеракция Обмен действиями при решении учебных задач (планирование, обеспечение, реализация, координация, принятие решений, коррекция) Перцепция (восприятие) Восприятие и понимание участников взаимодействия (субъектов и объектов взаимодействия) См.:

10 Зачем нам (электронному средству обучения) учить человека? Зачем учить(ся)?

11 Учить нужно деятельности (работе). Наше зачем

12 «Для того, чтобы научиться что-либо делать, а для этого узнать, как это надо делать. Т.е. цель обучения дать человеку умение действовать, а знания должны стать средством обучения действиям» Б. Бадмаев Для чего человек учится?

Инженерия знаний различает: Данные изолированные факты, отношения которых с внешним миром и между собой в них самих не фиксированы Информация данные об объектах и явлениях окружающей среды, их параметрах, свойствах и состоянии, которые воспринимают и хранят в памяти информационные системы (живые организмы, управляющие машины ) в процессе жизнедеятельности и работы. Знания а) Информация, которая может быть использована при решении задач б) формализованная информация, которую используют в процессе логического вывода. в) основные закономерности изучаемой области, позволяющие решать конкретные производственные, научные и другие задачи, т.е. факты, понятия, взаимосвязи, оценки, правила, эвристики, а также стратегии принятия решений в этой области 13

14 Знаниям можно научиться только в процессе их использования в деятельности, только оперируя ими. Первичными с точки зрения целей обучения являются деятельность и действия, входящие в ее состав, а не знания. Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002, с. 20. Первичность (приоритет) интерактивности

15 непосредственный или опосредованный обмен действиями двух и более человек частей личности одного и того же человека, влекущий за собой изменения в знаниях, поведении, деятельности, ценностях и установках учащегося. Учебная интеракция это Нет взаимодействия + изменений нет обучения

16 Система анализа интеракций Роберта Бейлза (R. Bales) Области взаимодействия Поведенческие проявления Позитивные действия выражение солидарности снятие напряжения выражение согласия Активные действия по решению (постановке) проблем (ответы) предложение, указание выражение мнения выдача ориентаций Пассивные действия по решению (постановке) проблем (вопросы) просьба об информации просьба высказать мнение просьба об указании Негативные действия выражение несогласия создание напряженности демонстрация антагонизма

17 Позитивные действия Области взаимодействия Поведенческие проявления Позитивные действия Проявляет солидарность: повышает чей- то статус, поддерживает других, помогает другим, включается в совместную работу Выражение солидарности Ослабляет напряжённость: ведёт себя непринуждённо, улыбается, смеётся, шутит, проявляет удовлетворение взаимодействием Снятие напряжения Соглашается, уступает другим, проявляет пассивное одобрение, понимание; сочувствует, выражает заинтересованность делами и планами других Согласие

С кем из этих людей вы предпочли бы отправиться на вечеринку? Подействуем? Позитивные действия выражение солидарности снятие напряжения выражение согласия

19 Активное решение проблем Области взаимодействия Поведенческие проявления Активные действия по решению проблем (ответы) Выдвигает предложения, высказывает свои соображения; уважает автономию других, даёт советы и указания, определяет направление совместных действий Предложение, указание Высказывает мнение, анализирует, даёт оценку, сообщает о своём впечатлении, выражает свои чувства по поводу совместной работы, высказывает пожелания Мнение Информирует по поводу решения задачи, ориентирует в путях и способах достижения цели, поясняет, подтверждает, повторяет Ориентация других

20 Активные действия по решению проблем (ответы) предложение, указание выражение мнения выдача ориентаций

21 Пассивное решение проблем Области взаимодействия Поведенческие проявления Пассивные действия по решению (постановке) проблем (вопросы) Просит дать информацию по поводу решения задачи, ориентировать в выполнении задания, пояснить, подтвердить, повторить Просьба об информации Просит высказать своё мнение, проанализировать, дать оценку, поделиться впечатлением, выразить свои пожелания и чувства по поводу совместной работы Просьба высказать мнение Просит совета, указания, подсказки, спрашивает о предложениях, выражает желание узнать, в каком направлении действовать Просьба об указании

22 Пассивные действия по решению (постановке) проблем (вопросы) Просьба об информации Просьба высказать мнение Просьба об указании Глоссарий

23 т Негативные действия Области взаимодействия Поведенческие проявления Негативные действия Не соглашается, проявляет пассивное неодобрение, отказ или неприятие происходящего: формален в поведении и общении, воздерживается от помощи другому. выражение несогласия Создаёт напряжённость: порицает, раздражается, обвиняет других, уклоняется от совместных действий, выражает своё неудовлетворение другими, стремление уйти создание напряженности Проявляет антагонизм: открыто проявляет негативизм или явную враждебность по отношению к другим, озабочен защитой своего "Я" демонстрация антагонизма

24 Негативные действия выражение несогласия создание напряженности демонстрация антагонизма

25 Провокативная интеракция

26 Содержание интеракций по Бейлзу Поведенческие проявления Содержание интеракции 1Выражение солидарности Степень кооперации 2Снятие напряжения Степень напряженности 3Выражение согласия Определение позиции к решению задачи 4Предложение, указание Контроль взаимовлияния 5Выражение мнения Оценка факта, процесса решения задачи 6Выдача ориентаций Решение задачи 7Просьба об информации Решение задачи 8Просьба высказать мнение Оценка факта, процесса решения задачи 9Просьба об указании Контроль взаимовлияния 10Выражение несогласия Определение позиции к решению задачи 11Создание напряженности Степень напряженности 12Демонстрация антагонизма Степень кооперации

27 Игровые интеракции 1. Интеракция как вызов (слабо?) 2. Интеракция как ответственность (прими решение) 3. Интеракция как риск (с правом на ошибку) (ошибся = сделал шаг на пути к успеху) 4.Интеракция-эксперимент (метод проб и ошибок) 5. Интеракция как исследование (что произойдет, если …) 6. Интеракция для самоутверждения учащегося (Я сделал это!)

1. Контент стимулирует пользователя 2. Пользователь «стимулирует» контент 28 Интеракция как исследование

Узнал – стал действовать Знание действие опыт обобщение опыта 29 Что произойдет с потребностью в А. безопасности Б. признании при максимально выраженной потребности в самоактуализации (самовыражении) 1. повысится 2.понизится

30 Как создавать и выбирать интеракции? Области взаимодействия Поведенческие проявления Позитивные действия выражение солидарности снятие напряжения выражение согласия Активные действия по решению задач (ответы) предложение, указание выражение мнения выдача ориентаций Пассивные действия по решению (постановке) проблем (вопросы) просьба об информации просьба высказать мнение просьба об указании Негативные действия выражение несогласия создание напряженности демонстрация антагонизма

31 1. Интерактивность присуща обучению по определению, как и любому взаимодействию и общению. 2. Интерактивность предполагает решение задач и принятие решений учащимся. 3. Создавать или не создавать интерактивность в обучении невозможно. Ею можно лишь управлять. 4.«Вписать» интерактивность в традиционную дидактику весьма проблематично. Нужна, по-видимому, новая дидактика. 5. Интерактивная дидактика станет возможна, когда оцениваться будут не знания, а действия учащихся при решении задач и проблем. Резюме Интерактивный дизайн – это хореография или оркестровая аранжировка других, формообразующих, видов дизайна для создания взаимосвязанного диалога между людьми и окружающим (David Malouf)

32 1. Атанов Г. А., Пустынникова И. Н. Обучение и искусственный интеллект, или Основы современной дидактики высшей школы. Донецк: Изд-во ДОУ, 2002, с Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Наука, Раздел II 3. Косолапова М.А., Ефанов В.И., Кормилин В.А., Боков Л.А. Положение о методах интерактивного обучения студентов по ФГОС 3 в техническом университете: для преподавателей ТУСУР – Томск: ТУСУР, Наумов В.В. Общение и электронное обучение. htm Источники:

СПАСИБО! Владимир Наумов, педагогический дизайнер, тренер-консультант руководитель Группы НЭО главный специалист НП ООО «ИНИС-СОФТ»

34 «Создание результативного электронного курса: от концепции до реализации» ( 9 марта -14 апреля ) Программа курса: Электронный курс и управление учением Содержание электронного курса Структура электронного курса Сценарии электронного обучения Мультимедиа в электронных курсах Интеракции и контроль 4 вида участия на Ваш выбор: 1. Слушатель (участие в вебинарах, доступ к записям вебинаров на протяжении курса) 2. Слушатель + 45 мин личной консультации (анализ фрагментов курса, созданного слушателем) 3. Слушатель + 45 мин личной консультации + доступ к материалам дистанционного курса «Создание результативного электронного курса» (подробные интерактивные лекции, упражнения для самоконтроля, творческие задания, обратная связь от ведущего) 4. Слушатель + проектирование слушателем собственного курса (включая выявление потребности, определение целевой аудитории, формирование цели, задачи, структуры, сценария) и разработка важнейших элементов его контента в процессе взаимодействия с опытным преподавателем в синхронном и асинхронном режимах (9 интерактивных дистанционных лекций, 8 практикумов, 9 часов индивидуальных консультаций (письменных и устных) Приходите на онлайн-курс: Спецпредложение для участников этого вебинара: при оплате до 6 февраля скидка 10% Заявки и справки: