Координационный и методический центр сети библиотек учреждений высшего образования Республики Беларусь: продолжение традиций, поиск и содержание новых.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проекты библиотеки. Банк знаний ученого – исследователя; Создание интеллектуальной продукции; Электронная библиотека.
Advertisements

Современный подход к методическому сопровождению библиотек области Система непрерывного библиотечного образования: получение специального образования,
На примере деятельности информационно- библиографического отдела Владимирской областной научной библиотеки.
Деятельность стажировочной площадки при МБОУ «Еласовская средняя общеобразовательная школа» с. Еласы 2012.
Предложения по созданию системы эффективного информационного обеспечения и оценки научно-исследовательской и образовательной деятельности в российских.
НБ ПГПИ – партнер павлодарских школ В. Суворова
Образование Повышение квалификации Грамоты Направления работы Фотогалерея Смотреть Участие в семинарах, конференциях.
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИЙСКОЙ АССОЦИАЦИИ ЭЛЕКТРОННЫХ БИБЛИОТЕК Авдеева Нина Владимировна,
«Новые ориентиры развития вузовской библиотеки в информационно- образовательной среде региона» Федореева Л.В., председатель методического объединения вузовских.
Региональный аспект развития НБ ТГУ. Факторы успеха. Докладчик М. О. Шепель.
Объять необъятное: как библиографической службе помогать университету? Из опыта работы библиографического информационного центра Научной библиотеки Томского.
Научно-методическое обеспечение деятельности публичных библиотек Республики Беларусь.
ГОУ ВПО Волго – Вятская Академия государственной службы НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА.
1 Информатизация учебно-воспитательного процесса МОУ СОШ 105 Купинского района.
Результаты реализации программы инновационного развития МБОУ «Гимназия 1»ЕМР
Библиотека – информационный центр школы: информация к размышлению или руководство к действию? Протасова Алла Викторовна
Публикационная активность университета Роль библиотеки Первые шаги. Первые итоги Алгоритм на завтра Томск, 2014.
ИННОВАЦИЙ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКИ БИРЖА Информационно- маркетинговый центр молодежной науки в Беларуси
Опыт создания единой информационной среды школы директор школы30 Харламова Надежда Валентиновна.
ЭБС – альтернатива традиционному учебному фонду вузовской библиотеки? Плюсы и минусы. Директор библиотеки филиала ДВФУ в г. Уссурийске Соловьёва Е.Д.
Транксрипт:

Координационный и методический центр сети библиотек учреждений высшего образования Республики Беларусь: продолжение традиций, поиск и содержание новых форм работы Больнова Ольга Александровна, зав. научно-методическим отделом ФБ БГУ тел./факс:

За ФБ БГУ официально закреплена функция руководства сетью библиотек высших и средних специальных учебных заведений республики Приказ Минвуза БССР 82 от о частичном изменении Приказа 518 от 31 октября 1974 г. «Об усилении роли библиотек в учебно- воспитательном процессе высших и средних специальных учебных заведений»

1970 – 1980 гг. разработаны и утверждены документы, определяющие задачи и функции библиотек вузов и ссузов республики налажена система отчетности библиотек вузов и ссузов перед республиканским методическим центром, на основании которой появилась возможность проанализировать их работу создан фонд методической литературы по вопросам библиотековедения, библиографии и смежным отраслям налаживается система повышения квалификации сотрудников ФБ БГУ и библиотек вузов посредством республиканских, городских научно- практических конференций, семинаров, командировок по обмену опытом работы в другие библиотеки, производственных учеб и т.д. проведено более 15 мероприятий республиканского и международного значения

«Совершенствование форм обслуживания в вузовской библиотеке» (1974). «Комплектование книжных фондов библиотек» (1976). «Идейно-воспитательная работа библиотеки вуза» (1977). «Организация книжных фондов вузовских библиотек и внедрение депозитарного хранения» (1978). "Совершенствование библиотечно-библиографического обслуживания читателей вуза» (1979) – 1980 гг. Организованы и проведены республиканские научно-практические семинары:

Мониторинг деятельности библиотек УВО РБ (статистические показатели)

Использование статистических показателей в деятельности библиотек УВО РБ

-автоматизация библиотечно-информационных процессов; -обеспечение доступа пользователям к информационным ресурсам в локальной сети университета и сети интернет – 2000 гг. Задачи библиотек УВО Задачи библиотек УВО:

Международные и национальные консорциумы «МАРС» «БелАР» «LibКАРД» Виртуальный читальный зал БД «Ученые Беларуси»

Обеспечение доступа и продвижение качественных информационных ресурсов

ЗНАЧИМЫЕ ПРОЕКТЫ «МЕНЕДЖМЕНТ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА» - курсы для руководителей библиотек УВО «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ БИБЛИОТЕЧНОГО ДЕЛА» - курсы для работников библиотек УВО «СОЗДАНИЕ И СОПРОВОЖДЕНИЕ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКИ УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» - курсы для работников библиотек УВО конференция Международная научно- практическая конференция «МЕНЕДЖМЕНТ ВУЗОВСКИХ БИБЛИОТЕК» Школа методиста «АКТУАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ БИБЛИОТЕКИ ВУЗА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

Гродно-2001 Менеджмент Менеджмент вузовских библиотек Витебск-2003

Менеджмент вузовских библиотек Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры специалиста XXI века

Менеджмент вузовских библиотек Библиотеки учреждений высшего образования в обществе знаний: инновации в менеджменте и технологиях

«Менеджмент вузовских библиотек» «Вузовские библиотеки: участие в информатизации учебного процесса и научно-исследовательской работы»; «Развитие корпоративных форм работы библиотек учреждений образования»; «От информационного общества к обществу знаний: библиотека вуза в 21 веке»; «Библиотека вуза в электронной среде: технологии и инновации»; «Вузовская библиотека в системе обеспечения качества образования»; «Система менеджмента качества как инструмент управления и совершенствования деятельности библиотеки вуза»; «Роль библиотеки университета в формировании информационной культуры специалиста XXI века»; «Роль библиотеки в информационном обеспечении научно- исследовательской деятельности университета»; «Библиотеки учреждений высшего образования в обществе знаний: инновации в менеджменте и технологиях».

Школа методиста «Актуальные аспекты методической работы в библиотеке вуза на современном этапе»

Приоритетные направления в деятельности библиотек УВО РБ обеспечение доступа к электронным информационным ресурсам изучение показателей эффективности деятельности библиотек создание институциональных репозиториев

Направления в деятельности библиотек УВО РБ внедрение системы менеджмента качества формирование медиа- и информационной культуры пользователей участие в библиометрических исследованиях

Ranking Web of Repositories

Open Directory Project

Повышение квалификации

Динамика основных показателей

Динамика обращений к приобретенным БД

Использование современных ИКТ Название сервисаК-во по данным мониторинга К-во по данным отчета % Web-сайт % Страница на сайте УВО2953,7% Блог 35,5% Web-адрес ЭК303155,6% Web-адрес ЭБ161329,6% ЭДД82514,8% Наличие ВСС12 22,2% Виртуальные выставки 2037,% Статья в Wikipedia35,5% ВКонтакте 712,9% Одноклассники 11,9% Facebook59,3% Twitter23,7% You Tube23,7%

Численность персонала и штатных единиц в библиотеках УВО

Что делать?

Эксперементировать!!! Президент США Франклин Делано Рузвельт ( гг.), объясняя меры по борьбе с Великой Депрессией, заявил: "Ясно одно: мы должны что-то делать. Мы должны делать самое лучшее из того, что нам известно в данный момент. Если это окажется неправильным, мы можем перестроиться на ходу".

Компоненты и приоритеты библиотеки Университета Чалмерса (Швеция)* Библиотечно-информационные ресурсы: собирать релевантные информационные ресурсы для приоритетных в Университете Чалмерса направлений исследований и образования; обеспечивать устойчивый эффективный доступ к электронным и печатным ресурсам для всех лиц, связанных с университетом; проводить ежегодный анализ использования ресурсов, учитывая их релевантность и стоимость; обеспечивать доступ к информационно-коммуникационным системам, необходимым для поддержания библиотечно-информационных ресурсов, включая их координацию с внутренними университетскими системами и национальными библиотечными сервисами. ___________________________ *Форсман, Д. Через год вы пожалеете, что не стартовали сейчас: модернизация технической политики и организационной структуры библиотеки // Научные и технические библиотеки С

Компоненты и приоритеты библиотеки Университета Чалмерса (Швеция) Обучающая среда: предоставить по крайней мере одно библиотечное помещение для проведения занятий; формировать позитивную творческую обучающую среду для учёных и студентов; обеспечивать пользователей библиотеки различными типами помещений и компьютерами для пользования библиотечно-информационными ресурсами; создать условия, в которых электронные ресурсы доступны пользователю в любом месте и в любое время; поддерживать использование электронных информационных ресурсов; выдавать документы из печатных коллекций; быть неотъемлемой частью процесса образования в университете, предоставляя классы для обучения информационной грамотности; предлагать нейтральное открытое пространство для встреч студентов и учёных.

Компоненты и приоритеты библиотеки Университета Чалмерса (Швеция) Издательские сервисы и библиометрия: обеспечивать координацию всей деятельности университета по открытому доступу, электронным публикациям и библиометрии; поддерживать библиографические базы данных научных изданий университета, обеспечивая их полнотекстовое издание; обеспечивать эффективное обнаружение публикаций университета; развивать сервисы по распространению и повышению заметности результатов научных исследований университета; анализировать результаты ранжирования, интересующие университет; помогать руководству университета и учёным, предоставляя сервисы по издательской деятельности, замерам цитирования и библиометрии.

Принципы методики гибкого проектирования 1. Работа отдельных лиц и их взаимодействие важнее процессов и инструментов; 2. Рабочие программы важнее, чем полная документация; 3. Сотрудничество с пользователем важнее переговоров с поставщиками; 4. Реакция на перемены важнее следования плану.

Координационный и методический центр сети библиотек учреждений высшего образования Республики Беларусь

«…хороший, знающий библиотекарь – верный помощник всякого серьезного исследователя и просто даже серьезно занимающегося человека. Он часто приносит исследователю больше пользы, чем каталоги» «…хороший, знающий библиотекарь – верный помощник всякого серьезного исследователя и просто даже серьезно занимающегося человека. Он часто приносит исследователю больше пользы, чем каталоги» В.В.Стасов

5 библиотек 5 библиотек 4 библиотеки 3 б и б л и о т е к и 7 б и б л и о т е к 30 библиотек КООРДИНАЦИОННЫЙ И МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР СЕТИ БИБЛИОТЕК УЧРЕЖДЕНИЙ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 1975 – 29 библиотек 2015 – 54 библиотеки 2015 – 54 библиотеки

Собраться вместе – начало, остаться вместе – прогресс, остаться вместе – прогресс, работать вместе – успех. работать вместе – успех. Генри Форд Координационный и методический центр сети библиотек учреждений высшего образования Республики Беларусь