Тема. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания. Семинар -практикум учителей истории, обществознания. Семинар -практикум.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Повторительно-обобщающий урок по теме МОУ СОШ 1 Г. Кирсанова Тамбовской области Учитель – Редина Людмила Анатольевна.
Advertisements

1.Положение страны на карте мира. 2.Какими морями омывается. 3.Реки. 4.Климат. 5.Плодородие почв. 6.Растительный и животный мир. 7.Полезные ископаемые.
ФАРАОН ВЕЛЬМОЖИ КРЕСТЬЯНЕ ЧИНОВНИКИ РЕМЕСЛЕННИКИ РАБЫ.
Образование государства в Древнем Египте. План урока 1. Страна Египет 2. Объединение Египта в единое государство 3. Фараон – правитель Египта 4. Управление.
Тест А1А2А3А4А5А В1 В2 Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА 5 КЛАСС Жизнь вельможи.
Вопрос С какой целью египтяне на стенах гробниц изображали самого вельможу, его семью и слуг?
Цели путешествия: Повторить знания о географическом положении Египта. Определить значение реки Нила в жизни египтян. Сравнить жизнь различных групп населения.
(проверяем домашнее задание). Объяснить понятие Знак на теле раба - Правила, данные богом Яхве, по которым должны были жить евреи - Древняя часть Библии.
ЗАВОЕВАТЕЛЬНЫЕ ПОХОДЫ ФАРАОНОВ 1.Расскажите как жили и чем занимались вельможи? 2.Кто такие писцы и что входило в их обязанности?
Как жили земледельцы и ремесленники в Египте
Презентация Беляевой Л.Е., учителя МОУ Мышкинская СОШ 2009 г.
Военные походы фараонов Урок истории в 5 классе. Бугреева Л.Н., учитель истории МОУ «Средняя общеобразовательная школа 13 »
Цивилизация на реке Нил. Оцените утверждение. Древний Египет-это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря:
Жизнь земледельцев и ремесленников Древнего Египта.
Рабство. Египет как основоположник рабства. Рабовладение и общественные отношения в Древнем Египте В условиях родоплеменного строя пленных или убивали,
Древний Египет тест. Вариант Как называется река, протекающая по территории Египта? а)Нил б)Тигр в) Евфрат Вариант Где находится Египет? а)
КЛАСС. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА Страна большого Хапи.
Презентация к уроку по истории (5 класс) по теме: Путешествие по Древнему Египту
Новые орудия труда Запасы пищи Земледелие и скотоводство Неравенство. Частная собственность Оседлый образ жизни Профессиональная специализация Необходимость.
Транксрипт:

Тема. Использование компьютерных технологий на уроках истории и обществознания. Семинар -практикум учителей истории, обществознания. Семинар -практикум учителей истории, обществознания. 16 октября МОУ «Гимназия 2» Ст. Тбилисская. ММЦ

Компьютерные технологии и методика иконического моделирования. Методика иконического моделирования (знаковое письмо) наиболее эффективна при преподавании истории для учащихся 5-х классов, учитывая их неукротимую подвижность и склонность к рисованию. Моё знакомство с методом как определённой системой состоялось на авторских курсах директора Лабинской школы 10 Литвинова Александра Васильевича в г. Ейске ещё в советское время. С тех пор эта методика, безусловно, творчески используемая, стала основной в работе с младшими школьниками. Методика иконического моделирования (знаковое письмо) наиболее эффективна при преподавании истории для учащихся 5-х классов, учитывая их неукротимую подвижность и склонность к рисованию. Моё знакомство с методом как определённой системой состоялось на авторских курсах директора Лабинской школы 10 Литвинова Александра Васильевича в г. Ейске ещё в советское время. С тех пор эта методика, безусловно, творчески используемая, стала основной в работе с младшими школьниками. Рассмотрим, как легко можно выразить содержание стихотворной информации знаками ( знаки выполняются мелом на доске быстро по мере проговаривания стихотворения, ученики за учителем воспроизводят знаковую схему в тетради). Рассмотрим, как легко можно выразить содержание стихотворной информации знаками ( знаки выполняются мелом на доске быстро по мере проговаривания стихотворения, ученики за учителем воспроизводят знаковую схему в тетради).

Военный поход. «Фараон поручил мне войско, Я привёл это войско к славе, Разгромив страну азиатов Там, где прошло это войско, Только пепел чужих селений, Только корни лоз виноградных… Это войско пришло с победой, Истребив врагов десять тысяч, Захватив десять тысяч в рабство!.» «Фараон поручил мне войско, Я привёл это войско к славе, Разгромив страну азиатов Там, где прошло это войско, Только пепел чужих селений, Только корни лоз виноградных… Это войско пришло с победой, Истребив врагов десять тысяч, Захватив десять тысяч в рабство!.»

Достоинства метода. При изучении нового материала идёт одновременный процесс изложения материала учителем (или прочтения с учебника) и образно-последовательного рисования… Учащиеся ( подавляющее большинство с удовольствием) При изучении нового материала идёт одновременный процесс изложения материала учителем (или прочтения с учебника) и образно-последовательного рисования… Учащиеся ( подавляющее большинство с удовольствием) перерисовывают в свои тетради, при этом работают слуховая, зрительная, моторная виды памяти (учащиеся привносят нимало творческой новизны в свои схематические проекты – учитель, поощряя, должен быть деликатно бдительным). перерисовывают в свои тетради, при этом работают слуховая, зрительная, моторная виды памяти (учащиеся привносят нимало творческой новизны в свои схематические проекты – учитель, поощряя, должен быть деликатно бдительным). Логически динамичное возникновение знаков рождает восприятие знания в той же последовательности (образность+логика+системность). Логически динамичное возникновение знаков рождает восприятие знания в той же последовательности (образность+логика+системность). Простота знаков при одновременном внешнем сходстве с реальным объектом позволяет достичь высокой скорости конспектирования. Простота знаков при одновременном внешнем сходстве с реальным объектом позволяет достичь высокой скорости конспектирования.

Достоинства метода. Иконическое письмо в основном передаёт содержание материала учебника, и учащиеся всегда имеют под рукой текст для прочтения Иконическое письмо в основном передаёт содержание материала учебника, и учащиеся всегда имеют под рукой текст для прочтения Знаковое письмо облегчает работу с историческими понятиями и формулировкой вывода, так как каждый собственноручно рисует образ объекта и даёт его словесное определение или объяснение. Знаковое письмо облегчает работу с историческими понятиями и формулировкой вывода, так как каждый собственноручно рисует образ объекта и даёт его словесное определение или объяснение. К каждому знаку может прилагаться дополнительный материал как учителем, так и учащимися, которые с удовольствие это делают и учатся определять место своего материала в схеме (следовательно в теме). Материал, как правило, должен быть прост для усвоения и пересказа, краток. К каждому знаку может прилагаться дополнительный материал как учителем, так и учащимися, которые с удовольствие это делают и учатся определять место своего материала в схеме (следовательно в теме). Материал, как правило, должен быть прост для усвоения и пересказа, краток.

Технологическое несовершенство и его преодоление Метод иконического моделирования многократно использован и безусловно оправдывает себя, но реализация его технологически: «учителем с мелом у доски», порождает досадные «мелочи»: мел может быть некачественным, доска – «отсвечивает», почерк учителя «неудобный», дети порой увлекаются излишним украшением деталей в схеме, а учитель значительную часть времени находится спиной к классу и своевременно не успевает поправить ребёнка, к тому же «спина» у доски вызывает паузы в воспроизведении материала учащимися. Всё это снижает темп урока и его эффективность. Метод иконического моделирования многократно использован и безусловно оправдывает себя, но реализация его технологически: «учителем с мелом у доски», порождает досадные «мелочи»: мел может быть некачественным, доска – «отсвечивает», почерк учителя «неудобный», дети порой увлекаются излишним украшением деталей в схеме, а учитель значительную часть времени находится спиной к классу и своевременно не успевает поправить ребёнка, к тому же «спина» у доски вызывает паузы в воспроизведении материала учащимися. Всё это снижает темп урока и его эффективность. Вот тут-то и приходят на помощь компьютерные технологии, которые снимают негативные «мелочи», и позволяют более качественно реализовать уже отработанный метод. Вот тут-то и приходят на помощь компьютерные технологии, которые снимают негативные «мелочи», и позволяют более качественно реализовать уже отработанный метод. Примеры. Примеры.

Древний Египет (фрагменты уроков) Задача используя систему знаков, показать поэтапно формирование новой системы управления – государства. Задача используя систему знаков, показать поэтапно формирование новой системы управления – государства. 1 этап. §.6 ст.3 «Фараон Южного Египта завоевал…» Египтяне верили, что их правитель – живой бог, который повелевает всем ходом жизни. Царь жил во дворце, который назывался «великим домом». Титул фараон произошёл от этого слова… Египтяне верили, что их правитель – живой бог, который повелевает всем ходом жизни. Царь жил во дворце, который назывался «великим домом». Титул фараон произошёл от этого слова… Понятия Понятия Белая корона Белая корона Красная корона Красная корона Фараон – царь в Египте Фараон – царь в Египте

Древний Египет (продолжение) §.7 ст.5, §8 ст.2, §9ст.1 Вельможи выполняли волю фараона. У них в подчинении были писцы (чиновники), которые вели учёт добычи или налогов, также отряды вооружённых воинов («Фараон поручил мне войско…») §.7 ст.5, §8 ст.2, §9ст.1 Вельможи выполняли волю фараона. У них в подчинении были писцы (чиновники), которые вели учёт добычи или налогов, также отряды вооружённых воинов («Фараон поручил мне войско…») Понятия. Понятия. фараон – царь в Египте фараон – царь в Египте вельможи – самые знатные вельможи – самые знатные и богатые люди и богатые люди чиновники – служащие чиновники – служащие государства государства

Древний Египет (продолжение) 2 этап. §.7 ст.1,2,4 Крестьяне и ремесленники. На полях, строительстве, в мастерских трудились земледельцы и ремесленники. Они должны были прокормить не только себя, но и фараона, его вельмож, писцов, воинов. С них собирали налоги. Понятия фараон, вельможи, писцы крестьяне – люди, занимающиеся земледелием ремесленники – люди, изготавливающие изделия налог – сбор в пользу государства

Древний Египет (продолжение) §.9 ст. 4. Пленных обращают в рабство. Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы §.9 ст. 4. Пленных обращают в рабство. Из завоёванных стран египетские воины гнали толпы пленных, которых обращали в пленных, которых обращали в рабов. Многие тысячи рабов рабов. Многие тысячи рабов обрабатывали земли фараона, обрабатывали земли фараона, жрецов, других рабовладельцев. жрецов, других рабовладельцев. Понятия Понятия фараон, вельможи, писцы, фараон, вельможи, писцы, крестьяне, ремесленники, крестьяне, ремесленники, налог налог рабы – люди, жизнью и рабы – люди, жизнью и смертью которых распоряжался смертью которых распоряжался рабовладелец рабовладелец

3 этап – подготовка и зачёт по теме: «Управление государством в Древнем Египте». План Рассказать о: План Рассказать о: < 1.фараоне §6ст.3 < 1.фараоне §6ст.3 < 2. вельможах §8ст.2 < 2. вельможах §8ст.2 < 3. чиновниках §7ст.5 < 3. чиновниках §7ст.5 < 4.крестьянах, §7ст.1,3 < 4.крестьянах, §7ст.1,3 ремесленниках (налогах) ремесленниках (налогах) < 5.рабах §9ст.4 < 5.рабах §9ст.4 План дан как понятия, которым в контексте сообщения необходимо дать определения.

Образец ответа (на основе схемы и плана) Я расскажу тему «Управление государством в Древнем Египте». В 3118 г до н.э. царь Южного Египта подчинил Северный Египет и объединил всю страну. Царь в Египте назывался фараон. Ему подчинялись вельможи – самые знатные и богатые люди. Вельможи распоряжались работами в каменоломнях, совершали завоевательные походы и выполняли другие поручения фараона. Фараону и вельможам нужны грамотные чиновники-писцы – это служащие государства. Они сосчитают и запишут всё, что им прикажут: в положенное время, вместе с стражниками возьмут налог (сбор в пользу государства) с крестьян зерном, чтобы наполнить амбары фараона; они ведут строгий учёт населения и каждого десятого юношу забирают в войско на многие годы. Грамотные люди пользовались большим уважением, нередко фараонов изображали писцами.

Продолжение… Нелёгок был труд крестьян, занимающихся земледелием, и ремесленников, изготавливающих различные изделия. Крестьяне строили каналы и орошали поля, сады и огороды, используя специальные приспособления – шадуфы; выращивали ячмень, пшеницу, виноград, дыни, лук, чеснок, огурцы, горох, бобы… Египет славился ремесленниками: гончарами, которые делали глиняную посуду и обжигали её в печи, строителями, умеющими делать саман и строить дома, выполнять столярные и плотницкие работы, ювелирами, делающих украшения из золота и драгоценных камней. Крестьяне и ремесленники трудились, но большая часть продуктов и изделий шли фараону и вельможам. Но самым тяжёлым было положение рабов, в которых превращали захваченных в войнах пленных. Рабы – это люди, чьей жизнью и смертью распоряжался рабовладелец. Их труд обогащал фараона и вельмож. Таким образом я рассказал о государственном управлении в Египте.

Методика и технологии. Методика. Используя метод знакового (иконического) письма, можно решать задачу способом подачи материала ОТ ЧАСТНОГО К ОБЩЕМУ (индукции), например, на первом уроке проработать материал учебника §6ст.3 Объединение Египта, §8ст.3 Служба вельмож, §7ст.5 Писцы собирают налоги §9ст.1 Отряды пеших воинов. По мере работы с материалом последовательно моделировать схему. Поскольку методика для младших школьников предполагает чтение и пересказ, на дом статьи читать, готовить сообщение по схеме с пересказом только одной статьи, например, §9 ст.1 +понятия (фараон, вельможи, чиновники)

Методика и технологии На втором уроке, работая с §7 «Как жили земледельцы и ремесленники» выборочно, §9ст.4, воспроизводим повторно уже известную схему и последовательно завершаем её с опорой на новый материал. Домашнее задание: §§7,9 читать, готовить сообщение по схеме с подробным пересказом только ст.4§9 о рабах,понятия.

Методика и технологии Третий урок можно провести как зачётный см. слайд 11. Вполне узнаваема аппликационная схема, которую можно предложить для итогового собеседования с учащимися. итогового собеседования с учащимися. Можно изучать материала темы от ОБЩЕГО К ЧАСТНОМУ. На одном уроке схема даётся в полном объёме, при этом логические части урока последовательно демонстрируются знаками на экране с комментариями учителя. Дети подетально перерисовывают учителя. Дети подетально перерисовывают в свои тетради схему. По заданному учителем образцу дети рассказывают, как правило, образцу дети рассказывают, как правило,хорошо.

Методика и технологии. К схеме прилагаются понятия, и дети обучаются делать сообщение с опорой на понятия (точно определяются в контексте). Дома дети готовят сообщение по схеме, базирующееся на понятиях и §7ст.1, где перечисляются все социальные группы, за исключением рабов + §9ст.4 о рабах. На следующем уроке с привлечением конкретного материала учебника отрабатываются логические части (нередко привлекается организованный дополнительный материал). Затем итоговое обобщение с обязательным знанием логического стержня и умением «привязывать» к нему любую высказываемую информацию (слайды 11,16).

Методика и технологии Технологические возможности практически Технологические возможности практическинеограниченны. 1. В любой момент информацию в нужной форме (текст, схема, иллюстрация, понятия…), в определённом порядке, с достаточной в определённом порядке, с достаточной чёткостью изображения можно подать на экран. 2. Ученик получает возможность не только слышать, но и видеть комментарий учителя к схемам, понятиям… к схемам, понятиям… 3. Учитель получает возможность постоянного контакта с классом в целом и индивидуально с каждым учеником (главное ). «Египтяне могут быть довольны мною». «Египтяне могут быть довольны мною».

Представил Тимошенко Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 7». Тимошенко Алексей Анатольевич, учитель истории и обществознания МОУ «СОШ 7». Октябрь 2008 г. Октябрь 2008 г.