Консультативная психология Тема 1. Специфика психологического консультирования. Основные понятия План лекции: 1.Методологические основы консультативной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Семейное консультирование. Основные понятия и функции семейного консультирования. Слайд 1. Семейное консультирование Программа учебного курса для студентов.
Advertisements

Кандидат психологических наук, педагог-психолог «МОУ СОШ 8» г.Ярославль Башкин Михаил Валерьевич ( Направления работы педагога-психолога.
ВИДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ 1.Психопрофилактика 2.Консультирование 3.Психотерапия 4.Психокоррекция.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Программа профессиональной переподготовки «Психология управления» призвана ознакомить слушателей с теоретическими и прикладными.
Современное психологическое консультирование. Тема 1. Общее представление о понятии и функциях психологического консультирования.
Трансактный анализ, или игры, в которые играют люди Международный образовательный проект Психология-3000» Клуб «Искусство жить», г. Челябинск.
Афанасьева Е.Н. Межкафедральный семинар «Принципы и методы организации управляемой самостоятельной работы студентов»
Приемы социально- психологической помощи учащимся Творческая группа: Васильева Н.В. – руководитель группы, зам.директора по УВР Малинина Е.А. – социальный.
Урок – тренинг как метод интерактивного обучения Методическая тема учителя истории и обществознания МБОУ «СОШ 134» Плотниковой Ларисы Александровны.
Педагог-психолог: Шемякова С.А.. Практическая психология образования очень молода. При активной социальной поддержке с 1989 года в коллективы школ влились.
« Труд создал самого человека » - Ф. Энгельс. Мышление это высшая ступень человеческого познания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут.
Средство реализации и жизненных целей. 1. Жизненная перспектива : понятие, структура, параметры. 2. Особенности формирования жизненной перспективы молодежи.
создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной, ответственной за совершенные поступки личности.
Работа по устранению негативных ДРО Ильинова Н.А. - педагог-психолог МКУ «Информационно-методический отдел»
презентация Здравствуй, песок
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ. Психология управления: цель, задачи, содержание, специфика Организация – форма объединения группы людей, деятельность которых сознательно.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ: ИНДИВИД, ЛИЧНОСТЬ, СУБЪЕКТ, ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕБНЫЕ ВОПРОСЫ: 1.Социализация личности 2.Основные социальные.
Воспитание как педагогический процесс.
Транксрипт:

Консультативная психология Тема 1. Специфика психологического консультирования. Основные понятия План лекции: 1. Методологические основы консультативной психологии и его отличие от психотерапии 2.Предмет, объект и структура консультативной психологии 3. Модели и позиции психологического консультирования

Вопрос 1. Методологические основы консультативной психологии и его отличие от психотерапии Психологическое консультирование - прикладная отрасль современной психологии. Это процесс взаимодействия психолога и дееспособного клиента с целью оказания квалифицированной помощи в разрешении проблем клиента, обучение его решению этих проблем, развитие его личности (Американская ассоциация, выдающая разрешение на частную практику). Консультирование это профессиональное отношение квалифицированного консультанта к клиенту, которое обычно представляется как "личность-личность", хотя иногда в нем участвуют более двух человек (H. Burks, B. Steffire – 1979 г.).

Основные положения множества определений понятия «Психологическое консультирование» : Основные положения множества определений понятия «Психологическое консультирование» : -Консультирование помогает человеку выбирать и действовать по собственному усмотрению. -Консультирование помогает обучаться новому поведению. -Консультирование способствует развитию личности. -В консультировании акцентируется ответственность клиента, т.е. признается, что независимый, ответственный индивид способен в соответствующих обстоятельствах принимать самостоятельные решения, а консультант создает условия, которые поощряют волевое поведение клиента. -Сердцевиной консультирования является "консультативное взаимодействие" между клиентом и консультантом, основанное на философии "клиент-центрированной" терапии.

Спецификой психологического консультирования является акцент на диалогичности, на циркуляции информации, на информационном обмене между психологом-консультантом и теми людьми, относительно которых используется психологическое консультирование.

Источники психологического консультирования Психотерапия Психологическое знание в строго научном смысле этого слова

Конкретная дата возникновения психологического консультирования г., время, когда на одной из конференций в США был введен термин «консультативная психология», с целью отделить консультирование от клинической психологии. (Ю.В. Меновщиков )

«Психотерапия» происходит от греческих основ psyche душа + therapeia лечение, забота, уход. Психотерапия – в узком смысле - форма лечения психических нарушений с помощью психологических средств воздействия; в широком смысле психотерапия включает и оказание психологической помощи здоровым людям (клиентам) в ситуациях различного рода психологических затруднений, а также в случае потребности улучшить качество собственной жизни.

Отечественное понимание психотерапии Психотерапия – раздел медицины, методологической основой работы с клиентом в котором явились труды И.М. Сеченова, В.М. Бехтерева, П.Б. Ганнушкина, И.П. Павлова, а основными методами работы были гипноз и аутогенная тренировка.

Психокоррекция - методологическая основа работы с клиентом в отечественной консультативной психологии. Психокоррекция - это система мероприятий, направленных на исправление недостатков психологии или поведения человека с помощью специальных средств психологического воздействия

Отличие психологического консультирования от психокоррекции Общение между психологом и клиентом Ориентация процесса на Способ взаимодействия психологическое консультирование психокоррекция субъект-субъектное общение субъект-объектное общение урегулирование отношений клиента с другими людьми решение внутренних проблем клиента Диалогспланированное воздействие

Отличие психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции Отличие психологического консультирования от психотерапии и психокоррекции Основные отличия психологического консультирования от психокоррекции и психотерапии, отражающие сущность указанного метода оказания психологической помощи: 1. Более широкая сфера применения по сравнению с клинической практикой, обращенность к проблемам психически здоровых людей. 2. Ориентация на более широкое использование данных, полученных в эмпирических исследованиях, организованных по экспериментальному плану, с использованием для анализа результатов методов математической статистики. 3. Работа преимущественно с ситуационными проблемами, решаемыми на уровне сознания, в отличие от ориентации на глубинный анализ проблем и работу с бессознательным в психотерапии.

4. Большая субъект-субъектность, диалогичность общения психолога- консультанта и клиента. Подразумевается, что клиент - здоровый человек, которому можно делегировать больше ответственности за свою жизнь. 5. Ориентация на здоровые стороны личности клиента, отказ от концепции болезни в процессе работы с ним, признание прав клиента на большую вариативность поведенческих реакций и психических состояний как здоровых, а не болезненных явлений. 6. Ориентация на большую активность и самостоятельность клиента в процессе работы с ним, пробуждение внутренних ресурсов человека. 7. Допустимость в психологическом консультировании более широкого спектра разнообразных профессиональных моделей деятельности психолога-консультанта, чем в психотерапии.

Процедурные отличия психологического консультирования от психотерапии (по Ю.Е. Алешиной): Отличия, связанные с характером жалобы клиента. Психологическое консультирование Психотерапия Параметр ы отличия трудности в межличностных отношениях или осуществлении какой-либо деятельности жалобы на невозможность контролировать себя Отличия, связанные с процессом диагностики события настоящего и недалекого прошлого, конкретное поведение, межличностные отношения события далекого детства и юности, анализ бессознательного: исследуются сны, ассоциации Отличия, связанные с процессом оказания воздействия изменение установок клиента на других людей и на различные формы взаимоотношений с ними, изменение поведения клиента взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом (перенос /контрперенос)

Психологическое консультирование Психотерапия Параметры отличия Отличия, связанные с типом клиентов дееспособный, относительно здоровый человек невротики с высоким уровнем развития склонности к самонаблюдению и самоанализу Отличия в требованиях к уровню подготовки специалиста, оказывающего воздействие психологический диплом, дополнительная подготовка в области теории и практики психологического консультирования, наблюдение за работой опытного психолога, самостоятельный опыт работы под наблюдением опытного психолога документ, удостоверяющий право работать в рамках определенного направления психотерапии, опыт собственной психотерапии, длительный период самостоятельной работы под наблюдением руководителя Отличия, связанные со сроками работы краткосрочная и редко превышает 5-6 (15-20) встреч десятки, а то и сотни встреч в течение ряда лет

Предмет, объект и структура консультативной психологии Вопрос 2. Предмет, объект и структура консультативной психологии Ю.Е. Алешина (1994 г.) основную цель психологического консультирования определяет как оказание психологической помощи. Задачи: 1. Выслушивание клиента, 2. Облегчение эмоционального состояния клиента, 3. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним. 4. Помощь психолога в определении того, как и что именно можно изменить в ситуации.

Духовно ориентированный подход Т.А. Флоренской (1994) Задача: помощь клиенту в осознании реальности своего «Духовного Я». Два образования в структуре личности: 1. «Эмпирическое обыденное Я» - сосредоточение прижизненно приобретенных личностью качеств. 2. «Духовное Я» - некий врожденный голос совести, интуиции человека, сосредоточение нравственной и творческой интуиции, подсказывающее человеку, что и как, каким образом необходимо делать, что нравственно, эстетично, а что нет.

Диалогический подход А.Ф. Копьева ( г.г.) Целью является достижение высших степеней диалогического общения, когда можно зафиксировать момент само обнаружения личности в максимально искреннем обсуждении значимых личностных проблем. Задача: достижение «диалогического прорыва» Формы блокады диалогической интенции: 1. Психологическая интоксикация; 2. Эстетизация личностных проблем; 3.Манипуляция-пристрастие.

Реконструктивный подход Б.М. Мастерова (1998 г.) Цель: получение клиентом нового опыта в реконструированной реальности. Задачи: реконструкция в ситуации «здесь и теперь» фрагмента субъективной картины мира клиента, имеющей отношение к его проблеме; обращение внимания клиента на какие-либо аспекты его субъективной картины мира и опыта, которые он ранее не замечал, не анализировал, не рассматривал.

В.Ю. Меновщиков (1998) Определяет цель психологического консультирования как адаптацию к жизни за счет активации жизненных ресурсов. Задача: овладение специальными знаниями по психологии мышления, навыками активизации мышления

Таблица 1. Современные представления о целях консультирования в западных подходах Направление Цели консультирования Психоаналитическое направление Перевести в сознание вытесненный в бессознательное материал; помочь клиенту воспроизвести ранний опыт и проанализировать вытесненные конфликты; реконструировать базисную личность Адлерианское направление Трансформировать цели жизни клиента; помочь ему сформировать социально значимые цели и скорректировать ошибочную мотивацию посредством обретения чувства равенства с другими людьми Терапия поведения Исправить неадекватное поведение и обучить эффективному поведению Рационально-эмоциональная терапия (A.Ellis)Устранить "саморазрушающий" подход клиента к жизни и помочь сформировать толерантный и рациональный подход; научить применению научного метода при решении поведенческих и эмоциональных проблем Ориентированная на клиента терапия (C.Rogers) Создать благоприятный климат консультирования, подходящий для самоисследования и распознавания факторов, мешающих росту личности; поощрять открытость клиента опыту, уверенность в себе, спонтанность Экзистенциальная терапия Помочь клиенту осознать свою свободу и собственные возможности; побуждать к принятию ответственности за то, что происходит с ним; идентифицировать блокирующие свободу факторы

Принципы психологического консультирования 1. Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту; 2. Ориентация на нормы и ценности клиента; 3. Осторожное отношение к советам; 4. Разграничение личных и профессиональных отношений; 5. Включенность клиента в процесс консультирования; 6. Анонимность; 7. Принятие клиентом ответственности за происходящее с ним.

Вопрос 3. Модели и позиции психологического консультирования Модели консультирования медицинскаяпедагогическаядиагностическаясоциальная ФилософскаяПсихологическая

Литература 1. Аграчев С. Г., Кадыров И. М. Психоанализ и психоаналитическая терапия // Основные направления современной психотерапии. М.: Когито-Центр, С Айви А. Консультирование и психотерапия. Новосибирск, Айви А. Е. Айви М. Б., Саймэн-Даунинг Л. Психологическое консультирование и психотерапия. М.: Психотерапевт, колледж, С Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М.: Независимая фирма «Класс», с. 5. Вельская Е. Г. Основы психологического консультирования и психотерапии. Учеб. пособие. Обнинск: ИАТЭ, с. 6. Гулина М. А. Терапевтическая и консультативная психология. СПб.: Изд-во «Речь», с. 7. Кочюнас Р. Основы психологического консультирования. М.: Академ, проект, Мэй Р. Искусство психологического консультирования. М., Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.: Изд-во «Питер», С , Немов Р. С. Основы психологического консультирования. М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, С , Фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность. Теории, упражнения, эксперименты /7 Пер. с англ. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, С

Спасибо за внимание!