Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Advertisements

Кафедра криминологии. Криминология Тема 10. Организация и методика проведения криминологических исследований лекция (2 часа) Авторы: к.ю.н. Глухова А.А.,
Методика организации научно- исследовательской деятельности педагогов.
Теория научной информации Лекция специального курса «Информационное обеспечение зоологических исследований» С. В. Буга.
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Уровни социологического знания Уровни социологического знания 1. Первичное обобщение эмпирических данных: Проведение эмпирических исследований в социальных.
МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ Лекция. Методология и методы педагогических исследований План 1.Методология как инструментарий науки. 2.Пирамида знания.
Лекция 3. Методы этносоциологических исследований.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К НАУЧНОМУ АППАРАТУ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.
Статус социологии в системе социального знания. Структура социологического знания. Старший преподаватель кафедры истории Казахстана и социально-политических.
МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Педагогическое исследование –это сознательный целеустремленный поиск путей совершенствования педагогического процесса.
Внимательно прочтите вопрос и варианты ответов на него. Выберите из предложенных вариантов один или несколько верных и впишите номер/а выбранных вами ответов.
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Информационные технологии в деятельности психолога : Информационные технологии в деятельности психолога : Научно - исследовательская деятельность.
Реализация стадии моделирования в ходе реализации фазы проектирования научного исследования: Общая характеристика стадий моделирования в фазу проектирования.
Заседание общества «Эрудит» Автор – Ардашева Ольга Сергеевна Учитель истории и обществознания МБОУ СОШ с УИОП пгт Уни.
Изучение педагогического опыта как метод педагогического исследования Выполнили: студентки V курса, заочного отделения, по направлению подготовки магистров.
1 Академия при Президенте РФ (РАНХиГС) Международный институт государственной службы и управления (МИГСУ) Кафедра акмеологии и психологии профессиональной.
Транксрипт:

Организация и проведение научных исследований в библиотеке Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук

Библиотека – живой и очень динамичный организм. Изменение системы информационных коммуникаций. Широкое распространение электронных изданий. Организация удаленного доступа…

Проблемная ситуация – объективное противоречие между знанием необходимости определённых действий и незнанием путей их реализации.

Научное исследование – это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, принципов, законов и теорий. Решение проблемы – получение нового знания об изучаемом явлении и снятие возникшего противоречия.

Типы научных исследований Фундаментальные. Прикладные. Разработки.

Типы научных исследований Фундаментальные – направлены на изучение основополагающих тенденций развития явлений, закономерностей их функционирования, поиск новых неизвестных фактов, событий, процессов, а также механизмов и законов, управляющих ими. Новое знание рождается в результате критического осмысления уже накопленного той или иной дисциплиной теоретического знания.

Прикладные исследования – выявляют способы включения уже познанных законов и закономерностей в практическую деятельность.

Разработки направлены на внедрение новых методов, приёмов в библиотечную практику.

Уровни исследований Мировоззренческий – теоретическое осмысление опыта, накопленного наукой и практикой; Функционально-прикладной – научное обоснование внедрения нового в практику; Эмпирический – методические рекомендации по внедрению апробированных методов и приёмов.

В библиотеках чаще всего – прикладные исследования и разработки.

Основные этапы исследования Разработка программы. В программе формулируются: цель; задачи; методы; основные пути и формы внедрения результатов.

Этапы Подготовительный (изучение литературы, подготовка аналитического обзора – степень разработанности проблемы).

Проведение исследования (сбор материала). Обработка информации. Внедрение результатов в практику.

Программа любого исследования содержит два блока: Методологический, организационно-методический.

Методологическая часть Объект исследования – то, на что направлен процесс познания (читатели, фонды библиотеки). Предмет исследования – стороны, свойства, характеристики, особенности, закономерности развития объекта (репертуар чтения в библиотеках). Терминологический анализ понятий.

Формулирование цели и задач исследования. Цель – то, что исследователь хочет получить в результате работы, т. е. выражение теоретической и практической потребности… Основные задачи – от 3 до 8.

Формулирование гипотезы – предположение о возможном решении поставленной научной проблемы. Гипотеза связывает теорию и исследование: описательная; гипотеза о причинах; гипотеза о законах; абстрактная гипотеза.

Методическая часть программы Оптимальные пути и приёмы сбора информации. Методика исследования: приём, процедура, научный метод исследования.

Методы исследования Различные статистические группировки. Графические методы анализа информации. Факторный анализ. Дисперсный анализ. Рекомендации по внедрению результатов в практику.

Методы изучения информации Традиционные (общие и специальные) и формализованные. Общие – понимание, интуиция, осмысление (общенаучные методы). Специальные – источниковедческие, психологические, библиотековедческие.

Формализованные методы Контент-анализ: выделение в тексте нескольких смысловых единиц и подсчет частоты употребления этих единиц, сравнение одного текста с другим, а также с общим объёмом информации в изучаемой совокупности документов.

Терминологический анализ. Метод операционализации понятий – процесс сопоставления понятий с фактами, явлениями или событиями, которые они отражают. Наблюдение. Опрос (анкетирование, интервьюирование). Методика выборки (случайная, системная, серийная).

Эксперимент.

Экспертные методы – методы разработки прогнозов: методы экспертных оценок, методы экстраполирования и интерполирования, моделирования.

Специальные методы библиотековедческих исследований.

Итак, средствами научной деятельности являются методы научного познания. Итогом научного познания являются знания, функционирующие в виде принципов, правил, практических рекомендаций.

«Быть библиотекарем значит то же, что ехать на велосипеде: если вы перестаете нажимать на педали и двигаться вперед, вы падаете».D. Shumaker

Литература Крейденко В. С. Библиотечные исследования. Научные основы : учеб. пособие. М. : Книга, с. Лаврик О. Л. Организация научного исследования в библиотеке. Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, с. – То же. Электронный ресурс. URL: hebn04.pdf

Благодарю за внимание! Е. Б. Артемьева –д-р пед. наук,