Методические рекомендации по организации коррекционной работы по РСВ и ФП на общеобразовательных уроках и во внеклассное время Автор слайдов: Сапрыкина.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Особенности формирования речевых навыков у детей с ОВЗ 2014 год год. Борунова Н. И. учитель-дефектолог.
Advertisements

Методы и приемы развития связной речи дошкольников с нарушением речи.
Формирование связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОНР Учитель-дефектолог: Приловская Ирина Александровна.
Методика проведения речевых зарядок Алёшина Эльвира Викторовна, учитель – дефектолог слухового кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида,
Требования к литературному тексту для пересказа каждое произведение должно учить чему-то хорошему развивать в ребенке нужные в обществе черты личности.
Развитие связной речи детей дошкольного возраста с ОНР. Методические рекомендации. Практические приёмы. Учитель-логопед Буханцова Н.В.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Условия применения верботонального метода Алёшина Э.В., учитель – дефектолог слухавого кабинета ГОУ Большемурашкинская школа – интернат II вида, 2009 год.
Формирование устной речи у детей с нарушением слуха.
Особенности и основные подходы к результативному решению проблемы обучения рассказыванию детей с общим недоразвитием речи.
Организация самостоятельной деятельности учащихся.
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ «Метод обучения –способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленной на решение.
Методический бюллетень из опыта работы Логуновой О.Н.
Р АБОТА НАД СЛОВОМ Задача направления: учить правильно воспроизводить слова: слитное, с соблюдением звуко-слогового состава, ударе­ния, орфоэпических норм.
Формирование устной речи у детей с нарушением слуха Грошева Галина Федоровна учитель-дефектолог.
Коррекционно- логопедическая работа по формированию связной речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
это характеристика предмета в статике. В описании выделяется общий тезис, называющий объект, затем идет характеристика существенных и второстепенных признаков,
Русский язык как учебный предмет в специальной (коррекционной) школе.
« Первоначальная функция речи – коммуникативная. Речь есть прежде всего, средство социального общения, средство высказывания и понимания » Л. С. Выготский.
Методы и приемы развития связной речи у дошкольников с ОНР.
Транксрипт:

Методические рекомендации по организации коррекционной работы по РСВ и ФП на общеобразовательных уроках и во внеклассное время Автор слайдов: Сапрыкина Л.П., начальник отдела организационной и научно- методической работы ИСР НГТУ

Учет индивидуальных особенностей Сроки овладения устной речью определяются не годом обучения, а состоянием слухавой функции, уровнем речевого развития, возможностями восприятия и воспроизведения речи, индивидуальными психофизическими возможностями

Взаимосвязь в работе малого педколлектива Объем и содержание материала планируется совместно с учителем, дефектологом, воспитателем с учетом слухаречевых возможностей учащихся класса Ведется работа по расширению словаря уроков, по закреплению произносительных и слухавых навыков, полученных на индивидуальных занятиях

Взаимосвязь в работе малого педколлектива Итоги совместной работы подводятся в 1-5 классах в ходе контрольной проверки восприятия фраз, в 5-12 классах – при проведении итоговых проверок в конце учебного года

Проведение фонетических зарядок (ФЗ) Фонетические зарядки проводятся в течение 5-7 минут в начале урока или внеклассного занятия Цель: закрепление у учащихся со слухавой депривацией вновь сформированных произносительных навыков и совершенствование уже имеющихся

Отбор речевого материала и видов работ на ФЗ Зависит от состояния произносительных навыков и возрастных особенностей В 0-5 классах по плану проведения ФЗ по автоматизации звуков речи, словесного и логического ударения, интонации, речевого дыхания, темпа речи В старших классах – на речевом материале для ДЗ, над труднопроизносимыми терминами, выражениями (образец-сопряженное проговаривание, индив. проговаривание)

Методы фонетической зарядки Аналитико – синтетический, полисенсорный, концентрический Метод фонетической ритмики

Рекомендации Особое внимание – широкое применение речевых конструкций общения Применение вариативных приемов беглого исправления речи с опорой на сл/зр и частично слухавое восприятие: - Образец( послушай, повтори) - Применение опоры на такт- вибро ощущения - Словесное объяснение (дактиль) - Графическое изображение звука

Требования к проведению ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ Содержание ФЗ должно соответствовать плану проведения ФЗ в данном классе Соблюдение принципов подбора речевого материала (Р/М) Соблюдение фонетических позиций Орфоэпическая обработка Р/М Р\М д.б. знаком и актуален

Требования к проведению ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ 3. Использование на ФЗ не менее двух видов речевой деятельности (подражание, чтение, рядовая речь, самостоятельная речь). Не путать с видами работы 4. Последний вид деятельности ОБЯЗАТЕЛЬНО – самостоятельная речь (виды работы: называние картинок, составление предложений, ответы на вопросы, диалоги, составление рассказов)

ВАЖНО: 5. При исправлении ошибок в речи учитывать важность: Предупредительного контроля Образца речи педагога, включая показ артикуляции Воспитания навыка само- и взаимоконтроля за произношением Взаимосвязи в работе над произношением и РСВ Осуществления работы по коррекции произношения в ходе всего занятия

Требования к проведению ФОНЕТИЧЕСКОЙ ЗАРЯДКИ 6. Включать в ФЗ работу над всеми сторонами речи начиная со слоговых упражнений: Словесное ударение Логическое ударение Сила голоса Речевое дыхание, темп речи Интонация 7. Эффективное подведение итогов ФЗ, продолжение работы над РСВ и ФП в ходе всего занятия

Коррекционная работа на общеобразовательных уроках и внеклассных занятиях 1. Организационный момент (1-2 мин) Проверка ЗУА (настройка, установка на слухавое внимание) Восприятие на слух «пестрого» неожиданного Р/М

2. Проведение ФЗ 0-5 классы: -1 урок: автоматизация и дифференциация контрольных звуков по плану ФЗ -последующие уроки: установка на речь, применение элементов ФР и различных приемов контроля (самоконтроль, взаимоконтроль), проговаривание терминов и выражений по теме урока

6-12 классы: - ФЗ проводится на речевом материале, необходимом при изучении темы урока в зависимости от темы, цели, построения урока

3. Слуховая тренировка Проводится с учетом рабочего расстояния и слухаречевых возможностей с постепенным введением нового речевого материала (сл/зр, в ситуации, вне ситуации), исключая многословие, неправильное построение фраз и изменение формы предъявляемых на слух вопросов и фраз

Слуховая тренировка может включаться в: - словарную работу - устный счет - проверку ДЗ - закрепление пройденного - подведение итогов урока или занятия и т.д. на любом этапе урока

4. Объяснение нового материала. Беседа. Проводится сл/зр Могут включаться элементы ФЗ, направленные на правильное произношение и восприятие новых слов и выражений

6. Закрепление нового материала Использование работы «на голое ухо» Организация взаимоопросов, работы парами, диалогов, включая взаимооценку речи и слухавого внимания

7. Подведение итогов Предъявляются основные вопросы по теме урока или занятия Проговариваются новый речевой материал (орфоэпический обработанный) Установка на выполнение домашнего задания

Внеклассные занятия Цель: закрепление и развитие приобретенных умений и навыков в ходе учебных занятий. Включение материала РСВ и ПРОИЗНОШЕНИЯ в свободную деятельность

Направления работы В ходе выполнения режимных моментов На всех внеклассных мероприятиях В ходе специально организованной работы по РСВ через проведение занятий по РР, слухавые и фонетические зарядки

Взаимосвязь в работе малого педколлектива Итоги совместной работы подводятся в 1-5 классах в ходе контрольной проверки восприятия фраз, в 5-12 классах – при проведении итоговых проверок в конце учебного года

Коррекционная работа при проведении самоподготовки 1. Проверка готовности уч-ся и ЗУА 2. Проверка слышимости Различение «пестрого материала» на слух 3. Проведение фонетической зарядки В 0 – 5 классах по плану проведения ФЗ по автоматизации звуков речи, словесного и логического ударения, речевого дыхания, интонации, темпа речи В старших классах - на р/м предметов, труднопроизносимые термины и выражения

4. Подведение итогов ФЗ Дается оценка речи обязательно каждого ребенка 5. Проведение слухавой тренировки (зарядки)

6. Проведение слухавой тренировки (зарядки) (5 мин) Р\М определяется малым педколлективом с учетом возможностей уч-ся Включается только знакомый речевой материал Восприятие фраз проводится с учетом слухавых возможностей на рабочем расстоянии

7. Подведение итогов слухавой зарядки Дается оценка слухавого внимания каждого ребенка

8. Беседа об итогах учебного дня Кто и как отвечал? Какие оценки получили? В чем затруднялись? Что нового узнали на уроках?

9. Рекомендации воспитателя по выполнению заданий Порядок выполнения заданий Распределение времени на выполнение каждого предмета (примерный план на доске)

10. Определение работы консультантов на выполнение каждого предмета Организация взаимопроверки, взаимопомощи, самопроверки

Рекомендации воспитателю 1. При самостоятельном выполнении задания – работа с детьми, требующими индивидуальной помощи 2. Проверка письменных работ по ходу выполнения. «Найди и исправь» 3. Установки, исправление ошибок – с опорой на слух Знакомый р/м предъявляется с учетом слухавых возможностей Во время письменных работ - работа без ЗУА, «на голое ухо»

12. Подведение итога Качество выполнения заданий Оценка произношения и слухавого внимания 13. Запись в тетрадь взаимосвязи с учителем по итогам выполнения задания

Рекомендации по проведению занятий по внеклассному чтению Недостатки: наличие традиционной системы работы с текстом на уроке; недостаточная речевая активность школьников; беседы ограничиваются краткими фразами; дословное воспроизведение читаемого текста; традиционность используемых методов

Направления в работе педагогов: - разнообразие методов, используемых на уроках чтения; - развитие самостоятельности учащихся при выполнении различных работ по тексту; - использование элементов проблемного обучения, постановка морально-этических проблем и познавательных вопросов; - развитие познавательных интересов учащихся к чтению, книге; - использование современных наглядных технических средств обучения на уроках чтения; - организация дифференцированного подхода, учет индивидуальных особенностей

РАЗНООБРАЗИЕ МЕТОДОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ Осмысление произведения Первый этап понимание предметной стороны читаемого произведения, осмысление фактического материала. Второй этап установление причинно- следственных отношений между персонажами или событиями, определение мотивов поведения литературных героев. Третий этап проникновение в идейный замысел произведения, обобщенная оценка прочитанного.

Виды чтения: сплошное чтение всего текста, сплошное чтение по частям, чтение цепочкой по предложению, чтение отдельных трудных слов, чтение предложений к иллюстрациям книги, выборочное чтение, чтение по ролям, чтение наизусть.

Упражнения для развития навыков правильного и беглого чтения : - звуковой анализ слов (слуха-зрительно и на слух); - упражнения для усвоения звуко-буквенного состава слова (указание слов, работа с разрезной азбукой); - упражнения в чтении трудных для произношения слов до работы с текстом и в ходе чтения; - упражнения в тихом и громком чтении, чтении про себя; - чтение предложений с выделением логического ударения на разных словах; - чтение текста, тонированного педагогом.

Выразительное чтение правила выразительного чтения: соблюдение ритма чтения, выделение логического ударения и пауз, интонационная окрашенность. приемы обучения выразительному чтению: чтение педагогом как образец; упражнения в громком чтении; подготовительная работа к выразительному чтению (специальная обработка текста); коллективная декламация; индивидуальное чтение.

Выборочное чтение учит слабослышащих ориентироваться в тексте, выделять значимые части, отграничивать главное от второстепенного, подготавливает учащихся к осмыслению произведения, к доказательности своих суждений.

Драматизация используют для уяснения содержания всего читаемого текста или для осмысления отдельных слов или фраз Демонстрация действия по конструктивной картине или макету Конструктивная картина дает возможность наглядно восстановить сюжетную линию рассказа и путем передвижения фигурок по полотну воссоздать последовательно все поступки персонажей.

Детское иллюстрирование 1. Изображение отдельных предметов и действий для проверки отдельных слов. 2. Рисунки к отдельным фразам. 3. Зарисовка ситуаций, картин.

Словесное рисование обеспечивает развитие воображения слабослышащих и помогает проверить степень осмысления читаемого текста представить ту или иную ситуацию рисование отдельных ситуаций из рассказов зарисовка описания. портрет литературного героя

Беседа Беседа это метод, который предполагает активность педагога и учащихся Педагог продумывает вопросы по тексту, их последовательность и словесное оформление. Кроме этого, педагог следит за ответами школьников, исправляет их, дополняет, вовлекает в работу весь класс, обобщает сказанное учениками

Виды беседы: 1. Беседа с преобладанием конкретных вопросов рекомендуется для проверки понимания сюжетной линии, конкретных фактов или действия персонажей. При чтении объемного рассказа беседа сочетается и с выборочными пересказами, и со словесным рисованием.

Работа над планом рассказа определение последовательности изложения умение делить текст на логические связанные части умение выразить главную мысль каждой части в заголовке

Пересказ особенности детских пересказов: тяготение к дословному воспроизведению текста пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено мало вариантов и чрезвычайно малы словесные замены неумение слабослышащих детей пользоваться в своих высказываниях выразительными языковыми средствами

1 из-за глубокого речевого недоразвития у учеников III класса еще отсутствует или минимально развито умение переработать текст 2 не сформировано умением работать с текстом, для них значимые и второстепенные части равнозначны 3 традиционная методика урока предусматривает такую систему вопросов, однотипные ответы на которые отрабатываются в классе и в интернате вплоть до заучивания

Уровни переработки текста: изменение последовательности слов в готовой фразе (I класс); пропуск незначимых частей речи (частицы) из готовой фразы текста (I класс); замена одного слова (чаще действующего лица) синонимом, Например: Саша мальчик он (III классы); замена нескольких слов синонимами и изменение структуры предложения (IIIII классы); словесные замены, включение выразительных языковых средств (IV -VI классы).

Обучение пересказу осуществляется по этапам: по макету или конструктивной картине ( показанные педагогом макет и картина и собственные действия ученика помогают проследить динамику сюжета ) по серии картин или иллюстраций ( учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изображенным) по опорным словам ( используется для того, чтобы привлечь внимание слабослышащих к выразительным средст­вам языка ) пересказ по вопросам (выясняем степень понимания школьниками прочитанного текста). по плану

Пересказ по макету или конструктивной картине

Пересказ по картине или серии картин Л.Воронкова «Снег идёт» Отрывок из текста Рассказ детей Всё небо и весь воздух были полны снежинок. Снежинки летели, падали, кружились и снова падали. Они ложились на чёрствую грязь на дороге. И на все деревенские крыши. И на замороженные лужицы. И на изгороди. И на разрытые огородные грядки. И на деревья. И на ступеньки крыльца. И на зелёный байковый Танин платок. Таня подставила ладонь – они и на ладонь упали. Таня стала их тихо разглядывать. Когда снежинки летят, они как пух. А когда разглядишь по ближе, то увидишь звёздочки, и все они резные и все разные. У одной лучики широкие и зубчатые, у другой – острые как стрелки. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони. Падал снег. На замороженные лужицы, изгороди, огородные грядки, деревья. На Танин зелёный платок. Таня подставила ладонь - и снежинки упали на ладонь. Таня стала их разглядывать. Но разглядывать их долго не пришлось – снежинки растаяли на тёплой ладони.

Е. Чарушин «Кошка Маруська» 1. «В лес на охоту» 2. «Осталась жить в лесу» 3. Пришла осень» 4. «Заячью шапку рвёт и шипит»

В. Бианки «Ёж спаситель» Ёж спас девочку Что делала Маша в лесу? Где сидел ёж? Кт о полз прямо на Машу? Как спас ёж Машу? Ёж развернулся, быстро засеменил к змее, гадюка кинулась на ежа. Ударила как плетью. Хотела уползти. Ёж схватил её зубами наступил ей на спину лапкой. Серая змея - ядовитая гадюка! Шипит и высовывает раздвоенный язык. Сидел под кочкой, свернулся клубком и зафуфуркал. Собирала землянику, подбежала к дому, поскользнулась, укололась о колючки.

Пересказ по опорным словам И. Соколов-Микитов «Весна» Модель пересказа «Тропинка» Весной солнышко светит … и …. Дороги …. Лед …. Грачи …, …, … гнёзда. Ручьи …. Почки …. Ребята …, …. Заяц-беляк …, …, …. Лось..., …, …. Медведица …. медвежат. Журавли …. Гуси …, …. Всё теплее, шумнее и краше весна.

Пересказ по вопросам План 1. Чему учил дед Илья мальчиков после рыбалки? 2. Куда пошли ребята? 3. Как они ловили рыбу? Рыбу пугает белый цвет. А у Николая и удочка и рубашка белая, а у Павлика серая. Разговор мешает ловле. Ребята пошли на рыбалку. Накопали червей, собрали удочки, взяли вёдра. Ребята выбрали себе места и стали ловить рыбу. Павлик то и дело выдёргивал из воды окуней. А Николай поймал только одного. Ребята поменялись местами. И странно: у Павлика опять стало клевать, а у Николая нет. Рассказ детей

Итак, взаимосвязь в работе малого педколлектива необходима Объем и содержание материала планируется совместно учителем, дефектологом, воспитателем с учетом слухаречевых возможностей учащихся класса На всех занятиях в течение дня ведется работа по расширению словаря уроков, по закреплению произносительных и слухавых навыков, полученных на индивидуальных занятиях