Современный урок – педагогические приёмы, мотивирующие познавательную активность Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 76» г. Перми Новикова Анастасия.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Модель технологии Технологические этапы 1 фаза Вызов 2 фаза Реализация смысла (осмысление) 3 фаза Рефлексия.
Advertisements

Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
Инновационные технологии Примеры методических приемов технологии развития критического мышления.
Основные контуры ТРКМ Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать.
«Развитие критического мышления учащихся на уроках…….
Критическое мышление имеет 5 характеристик (Д. Клустер) Во-первых – это мышление самостоятельное Во-вторых – это мышление обобщенное В-третьих – это мышление.
Технология «Развитие критического мышления». Технологию развития критического мышления предложили в середине 90-х годов XX в. американские педагоги Дж.Стил,
Развитие критического мышления на уроке. Критическое мышление Направленное мышление, оно отличается взвешенностью, логичностью, целенаправленностью, использование.
« Современные педагогические технологии на уроках географии» Современные образовательные технологии. Технология критического мышления Гладкова Л.Т.- учитель.
Гусева Е. И., учитель химии и биологии МКОУ « Боровская СОШ »
ЗНАКОМСТВО С ТЕХНОЛОГИЕЙ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ.
Работая в режиме технологии критического мышления, учитель перестает быть главным источником информации, используя приемы технологии, превращает обучение.
Использование технологии критического мышления на уроках русского языка и литературы (из опыта работы учителя гимназии 505 Кологрив Елены Владимировны)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) Подготовила: Федорова Светлана Олеговна (учитель начальных классов)
Технология критического мышления. Критическое мышление Разумное, рефлексивное мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности. Д.
Белокопытова Е.В. учитель начальных классов МБОУ - СОШ 2.
Козицина Л.А. учитель ИЗО, технологии МБОУ «Куртуковская ООШ» Новокузнецкого района.
Методические приёмы технологии развития критического мышления.
ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ. Критическое мышление – направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие.
Мастер-класс Тема: Формирование познавательных универсальных учебных действий через творческие задания на уроке истории. Учитель истории и обществознания.
Транксрипт:

Современный урок – педагогические приёмы, мотивирующие познавательную активность Учитель русского языка и литературы МАОУ «СОШ 76» г. Перми Новикова Анастасия Александровна

Развитие критического мышления Критическое мышление – один из инновационных путей раскрытия духовного потенциала человека, а также особая нравственная деятельность, заключающаяся в духовном самоанализе как способе отношения к жизни, в борьбе с собственными недостатками и преодолении сомнений в собственных силах и возможностях. (Д. Клустер «Что такое критическое мышление ?»)

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель 1. Вызов 2. Осмыслен ие 3.Рефлексия

Первая стадия - вызова Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания по данной проблеме; вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме или проблеме; побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия - осмысление Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: получить новую информацию; осмыслить её; соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - рефлексия Эта стадия позволяет Эта стадия позволяет: осмыслить всю полученную информацию; присвоить новое знание; сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу.

Функции стадии вызова Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе) Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний) Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями)

Приём 1 «Что я знаю» 1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке ответы на вопрос: Что я знаю по теме урока или мне кажется, что я знаю?; 3) Обсуждение с партнёром или с группой своих знаний; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения

Приём 2 «Свободное письмо» 1) Озвучивание темы; 2) В течение 3 минут записывать на листке всё, что приходит в голову по данной теме в любой форме (связный текст, опорные словосочетания, рисунки); 3) Обсуждение с партнёром или с группой в течение 2-3 минут, фиксация идей и выделение предположений, в которых не совсем уверены; 4) Все идеи записываются учителем на доске или листе ватмана; 5) Обсуждаются все разногласия, возникшие в ходе обсуждения.

Приём 3 «Ассоциация» 1) Озвучивание темы 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите словосочетание: «---»? 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

На уроках русского языка ассоциации применяются чаще всего как метод для запоминания трудных орфограмм или исключений из правил. Учитель просит объединить слова-исключения, написав лингвистическую сказку или нарисовав рисунок. Несомненно, что визуальная ассоциация имеет место быть. Например, при запоминании правописания корня в слове Флакон можно попросить учащихся схематично изобразить предмет и отметить его форму в виде буквы А.

флакон

Гласные после шипящих Тема предполагает запоминание исключений, которые после шипящих имеют гласную Ю: жюри, брошюра, парашют. Некоторые учащиеся легко запоминают эти слова, так как объединяют их общим признаком - иноязычные французские заимствования. Но у некоторых может возникнуть затруднение. Можно предложить школьникам связать эти слова в предложения, или лучше чтобы это был сюжет, который легко можно представить в воображении. Примеры текстов: «Прыгая с парашютом, жюри читало брошюру о соревнованиях», «В брошюре говорилось о составе жюри в соревнованиях на парашютах», «Жюри во время конкурса сделало из брошюры парашют»

Приём 5 «Верно – не верно» 1) На доске написаны верные и неправильные утверждения по новой теме; 2) Учащиеся ставят знак « + » там, где они считают утверждение правильным и знак « - » там, где, по их мнению, оно не верно.

Местоимение Здесь написаны только местоимения: она, к нему, один, я, они, со мной. В предложении местоимения бывают только подлежащим. В предложении местоимения бывают второстепенным членом или подлежащим. Местоимения могут быть 1, 2 или 3 лица. Местоимения изменяются по падежам и числам. В предложении « Долго у моря ждал он ответа, не дождался, к старухе вернулся» местоимение является второстепенным членом.

Приём 6 «Перепутанные логические цепочки » 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи.

По теме «Имя прилагательное как часть речи» может быть дана следующая перепутанная логическая цепочка Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Приём 7 «Кластер» (гроздь) Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её.

Ключевое слово Категория 1 Категория 4Категория 3 Категория 2 Так выглядит кластер

Примеры использования приёма 1. Учитель сам представляет кластер перед тем, как начинает рассказывать новый материал. По окончании рассказа он просит дополнить этот кластер. 2. Учитель записывает на доске перечень ключевых слов, которые встретятся в новом материале, а по окончании объяснения он просит названные слова представить в виде кластера.

Приём 8 «Корзина идей, понятий, имен » используется на стадии вызова, когда каждый ученик вспоминает и записывает в тетради всё, что знает по той или иной проблеме (1-2 минуты), потом идет обсуждение этой проблемы в паре (2-3 минуты), а дальше все знания по порядку складываются в «корзину», причем, действительно все: и правильные, и неправильные.

Применение приёма «Корзина» на уроке русского языка в 8 классе по теме «Словосочетание, его типы». Сначала каждый из обучающихся записывает в тетрадь все, что он помнит о словосочетании (что такое словосочетание, из чего оно состоит, что можно назвать словосочетанием и так далее - все, что вспомнят). Потом идет работа в парах, главным образом выясняется, в чем различие в ответах, почему, выбирается правильный, с точки зрения этой пары, ответ. А далее идет работа с «корзиной»: я выслушиваю и записываю на доску поочередно все ответы каждой группы, неправильные тоже. Обсуждение ответов.

Функции стадии осмысления Информационная (получение новой информации) Систематизационная (классификация, ранжирование информации)

Прием «Инсерт» или «Пометки на полях» 1. Читая, ученик делает пометки в тексте: V – уже знал, + - новое, - - думал иначе, ? – не понял, есть вопросы. 2. Читая, второй раз, заполняет таблицу, систематизируя материал. V (уже знал) + (узнал новое) - (думал иначе) ? (Интер есно, непонятно, нужно разобраться)

Приём 3 «Взаимоопрос» Ученики читают параграф, останавливаясь после каждого абзаца, а потом задают друг другу вопросы. Можно задавать вопросы и учителю. При этом задача учителя – показать, что вопросы должны формироваться по сути излагаемого материала

Приём 4 «Взаимообучение» В группах из 4-8 человек по очереди ученики играют роль учителя: Суммируют содержание абзаца; Придумывают вопрос и предлагают других ответить на него; Разъясняют, что непонятно; Дают задания для чтения следующего абзаца. (Процесс взаимообучения желательно начинать с включения в роль учителя сильных учеников)

Функции стадии рефлексии Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля) Оценочная (выработка собственной позиции) Информационная (приобретение новых знаний) Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации)

Приёмы на стадии рефлексии Синквейн Диаманта Эссе Телеграмма и др.

Приём 1 «Синквейн» Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях, состоящее из 5 строк.

Для его написания существуют правила: Название СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ -1 Описание ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ - 2 Действия ГЛАГОЛ - 3 Чувство ФРАЗА ИЗ 4 СЛОВ Повторение сути (СИНОНИМ) 1 СЛОВО

Пример синквейна Учитель Трудолюбивый, знающий Помогает, учит, поощряет Учитель нужный человек Творец.

При повторении темы «Фразеологизмы» на стадии рефлексии составляем синквейн. -Фразеологизм -Емкое, меткое -Уточняет, обогащает, развивает -Это перлы, самородки и самоцветы языка -Фраза

-Морфология -Многословная, великая. -Изучать, понимать, разбирать части речи -Как велик и разнообразен русский язык -Мощь и сила

Знакомство с синквейном проводится так объясняют правила написания синквейна; в качестве примера приводятся несколько синквейнов; задается тема синквейна; фиксируется время на данный вид работы; заслушивают варианты синквейнов по желанию учеников.

синквейны очень полезны в качестве: инструмента для синтеза и обобщения сложной информации; средства оценки словарного запаса учащихся; средства творческого самовыражения. Синквейн о синквейне Стройный, лаконичный, Мыслит, обобщает, собирает. Помни: краткость – сестра таланта. Инструмент (для рефлексирования, синтеза и обобщения понятий и информации)

Приём 2 «Диаграммы сравнения» По опорной схеме сравниваются два понятия и отражаются в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения. Пример. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь Сравнить написание разделительных мягкого и твердого знаков.

Приём 3 «Самоанализ» Содержание урока Знаю уверенно Надо повторить Самоанализ позволяет учащемуся более детально повторить всё пройденное на уроке и оценить свои успехи

1. На уроке я работал 2. Своей работой на уроке я 3. Урок для меня показался 4. За урок я 5. Мое настроение 6. Материал урока мне был 7. Домашнее задание мне кажется активно / пассивно доволен / не доволен коротким / длинным не устал / устал стало лучше / стало хуже понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным интересно / не интересно В конце урока можно дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

Приём 4 «Эссе» Эссе (свободное письмо на заданную тему) рационально использовать в конце урока, данный вид работы позволяет учащимся подвести итог занятия, подытожить свои знания. Предлагается ответить на вопросы: - Что узнал и чему научился на уроке? - Что хотел бы узнать?

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю. Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Приём «ПОПС формула» П – позиция О – объяснение (или обоснование) П – пример С – следствие (или суждение)

Первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов: «Я считаю, что…». Второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов: «Потому что …». Третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов: «Я могу это доказать на примере …». И, наконец, четвертое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов: «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что…».

Пример: Я считаю, что отмена крепостного права в России была неизбежной. Потому, что оно тормозило развитие всех сфер жизни общества. Я могу доказать на примере того, что Россия значительно отставала от других стран по уровню жизни. Россия позорно проиграла Крымскую войну. Исходя из этого, я делаю вывод, что эта реформа сыграла огромное значение в истории России и дала мощный толчок великим преобразованиям 1860-х годов.

Прием «Незаконченное предложение»

Технология КМ учит : Осуществлять рефлексию своей деятельности Выслушивать чужое мнение Работать самостоятельно Задавать вопросы Анализировать и классифицировать Иметь своё мнение и защищать его Критически относится к мнению оппонентов

Учитель! Он всегда в дороге, В заботах, поиске, тревоге, И никогда покоя нет! Он сам себя всех строже судит, Он весь земной он рвётся в высь; Не счесть пожалуй сколько судеб С его судьбой переплелись! Д.С.Лихачёв.