Лекция 7. Фискальная политика, ее цели и инструменты Natalja Viilmann, PhD.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Лекция 8. Фискальная политика, ее цели и инструменты Natalja Viilmann, PhD Tel:
Advertisements

Урок 1, 2 Фискальная политика.. План урока: 1. Понятие фискальной политики 2. Цели и инструменты 3. Виды фискальной политики.
Макроэкономика. Тема 12. Фискальная политика Малышев Денис Перфильевич.
T MPC G I C a MPC-1 1 Y Общий вид выражения для равновесного выпуска, полученного при решении уравнений простой кейнсианской модели, показывает,
Экономическая политика. Что такое открытая экономическая политика государства –Экономические цели государства. –Основные направления экономической политики.
Рынок товаров и рынок денег: модель IS-LM. Вспоминаем что такое совокупный спрос АD –Предельная склонность к потреблению (MPC). –Предельная склонность.
ТЕМА 3 КРАТКОСРОЧНОЕ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАВНОВЕСИЕ: КЕЙНСИАНСКАЯ МОДЕЛЬ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Иванова Диана Группа ДНФ б ИНО МЭСИ Москва 2014.
Сделал:Турсунбаев Y Группа:Фин-1-17(9). План: 1. Фискальная функция 2. Фискальная политика 3. Типы фискальной политики 4. Виды фискальной политики.
Макроэкономическое равновесие на товарном рынке. Кейнсианская модель доходов и расходов.
Государственная стабилизационная политика Инструменты госуд. экономической политики Госуд.бюджет Центральный банк БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА БЮДЖЕТНО-ФИНАНСОВАЯ.
Кафедра математики и моделирования Преподаватель: Гузенко Анна Геннадьевна Макроэкономика-2 Государственный сектор.
Лекция 9 Тема 6: Финансовая система и финансовая политика государства.
Фискальная политика система регулирования экономики при помощи государственных расходов и налогов основные инструменты государственные расходыналоги основные.
Начиная рассматривать данную тему, мы отметили, что модель IS – LM выявляет факторы, определяющие функцию совокупного спроса. Поэтому рассматривается как.
Основные характеристики системы: 3. Структура. Государственный бюджет Основными источниками доходов государственного бюджета являются… 1) доходы граждан.
Денежно-кредитная политика: основные направления, инструменты, проблемы.
Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства Тема 6. Финансовая система и финансовая политика государства 1. Понятие финансов и финансовой.
ДИСКРЕЦИОННАЯ И НЕДИСКРИЦИОННАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОЛИТИКА Фамилия Имя Группа или Класс Школа или Универ
Экономика и государство Prezentacii.com. Экономические функции государства. Какой инструмент регулирования экономики выбрать? Денежно-кредитная (монетарная)
Транксрипт:

Лекция 7. Фискальная политика, ее цели и инструменты Natalja Viilmann, PhD

Краткий план лекции: Предпосылки простой Кейнсианской модели Эффект мультипликатора Налоги и их воздействие Влияние фискальной политики

Функция потребления Кейнса Увеличение дохода должно вести к росту потребления, однако, по Кейнсу, увеличение располаг. дохода на 1-цу ведет к увеличению потребления менее, чем на 1-цу. Это означает, что предельная склонность к потреблению (производная от потребления по располагаемому доходу) строго меньше 1. Функция потребления: C(Y) = C 0 +cY, где C 0 – автором. потребление, c - пред. склонность к потреблению, 0 < c < 1.

MPC Соотношение между изменением потребления (С) и изменением дохода (Y) называется предельной склонностью к потреблению (marginal propensity to consume – МРС): Предельная склонность к потреблению – коэф-нт, кот. показывает, на сколько увеличится потребление при росте дохода на единицу: 0< mpc

Распределение располагаемого дохода Допустим, человек располагает доходом в 1000 дол. Посмотрим, как будут расти его расходы на потребление при равномерном росте его дохода на 100 дол.

Распределение располагаемого дохода Из табл. видно, что доход увеличивается, но из каждых доп. 100$ относительно меньшая доля потребляется, а относительно большая – сберегается. В результате общие расходы на потребление увеличиваются, но не такими темпами, как растет доход. С ростом дохода человек начинает лучше питаться, одеваться, путешествовать и одновременно растут его сбережения. Абсолютно растут и потребление и сбережения, но относительная доля потребления все более сокращается, а доля сбережений растет. Следует заметить, что на практике предельная склонность к потреблению не изменяется столь стремительно и нередко остается одной и той же величиной на протяжении длительного периода времени.

Эмпирич. данные, подтвержд. зависимость, выведенную Кейнсом Функция потребления: для США гг.: C = Y для Германии гг.: С = Y для России гг. (в постоянных.ценах) : С = Y Чем больше склонность к потреблению, тем больше линия потребления будет приближаться к линии 45° и, соответственно, наоборот, чем меньше склонность к потреблению, тем далее линия потребления от линии 45°.

Фискальная политика Фискальная (лат. fiscalis казенный) политика - регулирование правительством деловой активности с помощью мероприятий в области управления бюджетом, налогами и другими финансовыми возможностями. Различают два вида фискальной политики: дискреционную и автоматическую. Фискальная политика является одним из основных макроэкон. инструментов и опирается на способность правительственных закупок, налогов и трансфертных платежей влиять на национальный доход и реальный ВНП.

Регулирование совокупного спроса Осн. средствами манипулирования совокупным спросом, которые доступны правительству, являются фискальная и денежная политика. Фискальная политика направлена на то, чтобы смягчить колебания совокупного спроса с помощью бюджетного дефицита или избытка. Денежная политика преследует ту же цель, но через изменения резервов коммерческих банков и норм резервирования. Восходящее к 30-м годам убеждение кейнсианцев в беспомощности денежной политики после второй мировой войны постепенно уступило место признанию ее эффективности для борьбы с инфляцией и даже с небольшими спадами.

Экономическое прогнозирование Попытки стабилизировать совокупный спрос посредством фискальной или денежной политики должны опираться на точный прогноз. Но экономияеское прогнозирование нельзя назвать высокоразвитым ремеслом. Это занятие тем более рискованно, что люди, поведение которых правительство хочет контролировать, стараются предугадать и учесть влияние правительственной политики. Нет убедительных доказательств того, что после второй мировой войны правительственное манипулирование совокупным спросом действительно привело к более низким уровням безработицы и инфляции, чем те, которые установились бы сами собой. Есть веские основания полагать, что деятельность правительства, включая его стабилизационные мероприятия, оказывала на самом деле серьезное дестабилизирующее воздействие.

Предпосылки простой Кейнсианской модели: Уровень цен не меняется Ставка процента неизменна Совокупное предложение соверш. эластично: Oтсутствует проблема ограниченности ресурсов Пр-во способно удовлетворить любой по величине совокупный спрос, что соответствует горизон-тальной кривой совокупного предложения.

Kейнсианская ф-ция потребления: Ф-ция сбережений Кейнса: Функция потребления и сбережения Кейнса YdYd C mpc S dissavings savings mps YdYd

Инвестиции в кейнсианской модели Инвестиционные расходы – это расходы фирм на покупку инвестицииийионных товаров; что увеличивает запас капитала. Поскольку инвестицииийии в модели являются авторомными, и не зависят от уровня дохода, то для того, чтобы получить кривую совокупных (потребительских и инвестицииийионных) расходов необходимо кривую потребительских расходов сдвинуть параллельно вверх на величину инвестицииийионных расходов. Влияние инвестицииийий Y E

Эффект мультипликатора Предположим, что мы хотим способствовать экономия. экспансии, чтобы вывести эк-ку из длит. депрессии (именно эта задача стояла перед Кейнсом в 30-е годы). Идея Кейнса состояла в том, что для вывода эк- ки из депрессии нужно стимулировать спрос. Стимулирование спроса можно моделировать как рост авторомных расходов. Предположим, что автор. расходы выросли на единицу, насколько возрастет равновесный доход? На первый взгляд кажется, что, увеличение автор. расходов на единицу должно привести к такому же увеличению равновесного дохода. Однако это не так.

Эффект мультипликатора Рост расходов ведет к росту дохода, однако доход возрастает в большей степени, чем вызвавшее его увеличение расходов, т.е. с эффектом мультипликатора. Мультипликатор – это коэффициент, который показывает, во сколько раз увеличивается совокупный доход (выпуск) при увеличении расходов на единицу. Действие мультипликатора основано на том, что расходы, сделанные одним экономия. агентом обязательно превращаются в доход другого экономия. агента, который часть этого дохода расходует, создавая доход третьему агенту и т.д. В рез-те общая сумма доходов будет больше, чем первонач. сумма расходов.

Просуммируем все полученные доходы, чтобы узнать, насколько в результате увеличился совокупный доход: С = $100 CS CS CS ,8 CS Y = C × (1/(1 –c))

Мультипликатор авторомных расходов Мультипликатор авторомных расходов показывает, на какую величину изменится равновесный объем выпуска при увеличении авторомного спроса на единицу. Заметим, что чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше величина мультипликатора. При прежней величине прямого эффекта, мы будем наблюдать большие косвенные эффекты (рост дохода на единицу приведет к большему увеличению потребления и, соответственно, большему изменению выпуска). Аналогичные рассуждения применимы и к изменению (авторомных) инвестицииий. расходов. Увеличивая инвестицииийии, фирма закупает инвестицииий. товары, создавая доход их производителю, который в свою очередь расходует часть этого дохода на потребление, обеспечивая доход производителю этих потреб. товаров и т.д.

Роль государственного сектора Добавив государственный сектор в наш анализ, мы получим трехсекторную модель, в которой действуют 3 макроэко-номич. агента: домохозяйства, фирмы и государство. Государственные расходы – это экзогенная величина. Они не зависят от уровня дохода и всецело определяются макроэкономияеской политикой правительства. Влияние государственных закупок Y E

Мультипликатор гос. закупок Изменение величины гос. закупок G так же, как и изменение др. видов авторомных расходов имеет в кейнс. модели эффект мультипликатора Общий прирост совокупного дохода Y в результате роста гос. закупок составит: Y = G×mult= G × (1/(1 –mpc)) - представляет собой мультипликатор любого вида авторомных расходов: потребительских, инвестицииийионных и государственных

Налоги и их воздействие Налог – это принудительное изъятие гос-вом у домохозяйств и фирм определенной суммы денег. Налоги выступают источником средств оплаты расходов правительства. 3 типа налогообложения: пропорциииональный, прогрессивный и регрессивный налог. При пропорции. налоге налоговая ставка не зависит от величины дохода. При прогресс. налоге она увеличивается по мере роста величины дохода.При регресс. налоге она увеличивается по мере сокращения дохода. Системы налогообложения Пропорциональный налог Прогрессивный налог Регрессивный налог Доход Ставка налога Налоговая Сумма Ставка налога Налоговая Сумма Ставка налога Налоговая Сумма $10010%$1010%$1015%$15 $ 20010%$ 2012%$2412%$24 $ 30010%$ 3015%$4510%$30

В простой кейнс. модели предполагается, что налоги взимаются только с домохозяйств, т.е. оказывают влияние на величину потреб. расходов. Изм-ние налогов ведет к изм-нию величины располаг. дохода (Yd = Y – Т). Рост налогов сокращает располаг. доход => и потребление. Мультипликатор налогов

По мнению Кейнса, изменить величину расходов частного сектора достаточно сложно поэтому должны меняться расходы гос. сектора, что и обеспечит регулирование эк-ки Выводы из теоретич. положений кейнсианской модели: 1) гос-во должно стать активным участником в экон-ке; 2) гос-во должно регулировать экономику с помощью воздействия на совокупные расходы (изменение которых обладает мультипликативным эффектом); 3) регулирование экономики должно проводиться с помощью фискальной (бюджетно-налоговой) политики; 4) главным инструментом фискальной политики должно стать изменение величины гос. закупок.

Фискальная политика Фискальная политика представляет собой меры, кот. предприни-мает прав-во с целью стабилизации эк-ки с помощью изменения величины доходов и/или расходов гос. бюджета (фискальную политику также называют бюджетно-налоговой политикой.) Целями фискальной политики как любой стабилизационной (антициклической) политики, направленной на сглаживание циклических колебаний экономики, являются обеспечение: 1) стабильного экономияеского роста; 2) полной занятости ресурсов (прежде всего решение проблемы циклической безработицы); 3) стабильного уровня цен (решение проблемы инфляции).

Фискальная политика Фискальная политика – это политика регулирования правительством прежде всего совокупного спроса. Регулирование эк-ки в этом случае происходит с помощью воздействия на величину совокупных расходов. Однако некоторые инструменты фискальной политики могут использоваться для воздействия и на совокупное предложение через влияние на уровень деловой активности. Фискальную политику проводит правительство. Инструментами фискальной политики выступают расходы и доходы гос. бюджета, а именно: 1) гос. закупки; 2) налоги; 3) трансферты.

Фискальная политика может использо-ваться для стабилизации экономики К доходам гос-ва мы относим налоговые поступления, а к расходам – гос. трансферты и гос. закупки товаров и услуг. Превышение расходов над доходами называют бюджетным дефицитом (BD) BD=tY+TA*-TR*-G*. Предположим, что госзакупки и гос. трансфертные платежи задаются экзогенно G* и TR*. 2 вида налогов: паушальные, то есть, фиксированные налоги, не зависящие от уровня дохода TA* и пропорциииональные доходу налоги со ставкой подоходного налога t: TA tY, где 0< t

Влияние фискальной политики на профицит госбюджета Увеличение госзакупок: c одной стороны, госзакупки явл. расходной статьей госбюджета и их увеличение должно вести к сокращению профицита бюджета. С др. стороны, имеет место косвенный эффект воздействия госзакупок на бюджет, поскольку их увеличение положительно влияет на равновесный доход и, => налоговые поступления, что вызовет обратную тенденцию (увеличение профицита). Все же 1-й эффект будет доминировать. Увеличение гострансфертов также приведет к сокращению профицита госбюджета, причем снижение профицита будет большим, чем в результате повышения госзакупок (прямое воздействие совпадает с прямым эффектом от роста госзакупок, косв. эффект - рост налоговых поступлений - будет меньшим, т.к. равновесный доход увеличится не так сильно). Повышение ставки подоходного налога. Прямой эффект: в рез-те повышения ставки подоходного налога растут налоговые поступления, что положительно влияет на профицит бюджета. Косвенный эффект: рост ставки подох. налога ведет к падению равновесного дохода, сокращает налоговую базу, что ведет к уменьшению профицита. Доминир. будет прямой эффект => рост профицита бюджета.

Влияние фискальной политики на профицит госбюджета: Как увеличение госзакупок, так и снижение налогов (как паушальных, так и пропорциииональных) ведет к снижению профицита госбюджета. Вышеперечисленные меры относятся к стимулирующей фискальной политике, то есть, политике, направленной на рост выпуска. Cтимулирующая фискальная политика или, фискальная экспансия, негативно влияет на профицит бюджета. И, наоборот, фискальная политика, направленная на снижение выпуска (жесткая фискальная политика) ведет к росту профицита бюджета.

Фискальная политика Стимулирующая фискальная политика применяется при спаде, имеет целью сокращение рецессионного разрыва выпуска и снижение уровня безработицы и направлена на увеличение совокупного спроса (совок. расходов). Ее инструментами выступают: а) увеличение гос. закупок; б) снижение налогов; в) увеличение трансфертов. Сдерживающаая фискальная политика используется при буме (при перегреве экономики), имеет целью сокращение инфляционного разрыва выпуска и снижение инфляции и направлена на сокращение совокупного спроса (совок. расходов). Ее инструментами являются: а) сокращение гос. закупок; б) увеличение налогов; в) сокращение трансфертов.

Кроме того, различают дискреционную и автоматическую фискальную политику: Дискреционная фиск. политика представляет собой законодательное изменение прав-вом величины гос. закупок, налогов и трансфертов с целью стабилизации экономики Автоматическая фиск. политика связана с действием встроенных (автоматич.) стабилизаторов. Aвтоматические стабилизаторы представляют собой инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых автоматически стабилизирует эк-ку, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при перегреве. К автоматич. стабилизаторам относятся: 1) подоходный налог (на доходы домохозяйств и на прибыль корпораций); 2) косвенные налоги (налог на добавленную стоимость); 3) пособия по безработице; 4) пособия по бедности.

Достоинства и недостатки фискальной политики К достоинствам фискальной политики следует отнести: 1. Эффект мультипликатора. 2. Отсутствие внешнего лага (задержки). 3. Наличие автоматических стабилизаторов. Недостатки фискальной политики: 1. Эффект вытеснения. 2. Наличие внутреннего лага. 3.Неопределенность. Неопределенность касается: - проблемы идентификации экономияеской ситуации -проблемы, на какую именно величину следует изменить инструменты 4. Дефицит бюджета. Не случайно рецепты государственного регулирования экономики, которые предложил Кейнс, получили название «дефицитного финансирования». В связи с этим проблема финансирования дефицита государственного бюджета превратилась в одну из важнейших макроэкономияеских проблем

Министерство финансов Эстонии Основными задачами деятельности Минфина являются планирование и координирование осуществления макроэкономияеской и фискальной политики правительства С 2009 г. Министерство финансов возглавляет Юрген Лиги В состав министерства входит 29 отделов В ведомстве Министерства финансов находятся 2 гос. учреждения: Налоговый и таможенный департамент Департамент статистики

Defitsiidi puhul ei saa makse alandada!