Мотивация учебной деятельности школьников по биологии Вальтер Светлана Жоржовна, старший преподаватель кафедры естественно-географического и технологического.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методы мотивации и стимулирования (перечень). Эмоциональные Поощрение Порицание Учебно – познавательные игры Создание ярких наглядно – образных представлений.
Advertisements

Диагностика мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы Дунаева Светлана Александровна руководитель ШМО учителей начальных классов.
Мотивация учения – основное условие успешного обучения школьников.
Мотивация и стимуляция учащихся в процессе обучения.
Методы повышения мотивации. Педагогический совет МОУ ООШ 2 г.Новоузенска г.
Мотивы - движущая сила учения. Мотивация (от лат. moveo – двигаю) – процесс, методы, средства побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности.
Формирование учебной мотивации учащихся. Под мотивом учебной деятельности понимаются все факторы, обуславливающие проявление учебной активности: потребности.
Формы и приемы учебной мотивации на уроках русского языка и литературы.
Адаптационный период учащихся 10 классов. Специфика адаптации учащихся 10- классов Особенности возраста: - социальная потребность в поисковой активности;
Мониторинг уровня сформированности мотивации учебной деятельности.
Потребность в ориентировочно-исследовательской деятельности « Я постоянно исследую окружающий меня мир, стараясь определить насколько он соответствует.
Формирование положительной мотивации у учащихся в процессе обучения иностранному языку на уроках и во внеурочной деятельности Формирование положительной.
« » «Мотивация учащихся как фактор повышения качества образовательной деятельности» Селина Т.А., зам.директора по НМР МОУ-СОШ 9 г.Аткарска.
Педагогический совет "Адаптация десятиклассников к обучению в старшей (профильной) школе"
МБОУ «Музыкально-эстетический лицей им.А.Г.Шнитке»
Оценка видеозанятия педагогического работника при установлении соответствия уровня квалификации требованиям, предъявляемым к первой или высшей квалификационным.
Краткое описание ресурсов учителя, реализующего требования ФГОС.
«Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся»
Организация современного урока.. Цель и результат каждого урока – формирование трех групп результатов (личностных,метапредметных, предметных).
Деятельностный подход в образовательной деятельности с дошкольниками БДОУ СМР «Детский сад 24»
Транксрипт:

Мотивация учебнаяой деятельности школьников по биологии Вальтер Светлана Жоржовна, старший преподаватель кафедры естественно-географического и технологического образования БОУ ДПО «ИРООО» 1

Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться. В. А. Сухомлинский. 2

Мотива́ция (от лат. movere) побуждение к действию; динамический процесс, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.лат.действию человека активность 3

4 Оцениваемые характеристики Критерии оценки Наличие (+/-,+) - Компетентность в области мотивирования обучающихся (воспитанников) 1. Педагог демонстрирует обучающимся (воспитанникам) возможности использования тех знаний, которые они освоят, на практике. 2. Педагог демонстрирует знание приемов и методов, направленных на формирование интереса обучающихся (воспитанников) к преподаваемому предмету (курсу, дисциплине, программе) и теме занятия. 3. Педагог использует педагогическое оценивание как метод повышения учебнаяой активности и учебнаяой мотивации обучающихся (воспитанников). 4. Педагог планирует использовать различные задания так, чтобы обучающиеся (воспитанники) почувствовали свой успех. 5. Педагог дает возможность обучающимся (воспитанникам) самостоятельно ставить и решать задачи в рамках изучаемой темы 6. Педагог владеет большим спектром материалов и заданий, способных вызвать интерес обучающихся (воспитанников) к различным темам преподаваемого предмета (курса, дисциплины, программы) Оценка видео занятия педагога 4

результат 5 Структура деятельности личности (по А.П. Леонтьеву) потребность мотив деятельность рефлексия

6 Внутренние: учебнаяые и познавательные направленность на способы или результат; устойчивый или ситуационный личностный интерес социальные широкие (польза, долг …) позиционные (одобрение) аффилиация (положительный эмоциональный фон) социальное сотрудничество саморазвитие и самообразо-вание (постоянное совершенство-вание) Внешние: вознаграждение, отметка безопасность и стабильность престиж и статус избегание неудач Мотивы

7 Мотивация (самоопределение) к учебнаяой деятельности Мотивация (самоопределение) к учебнаяой деятельности Цель: мотивирование (само определить) учащихся к учебнаяой деятельности Цель: мотивирование (само определить) учащихся к учебнаяой деятельности. «надо» «хочу» «могу» Организация этапа (1-2 мин): УУД : регулятивные, коммуникативные 1) актуализируются требования к ученику со стороны учебнаяой деятельности («надо») УУД : регулятивные, коммуникативные ; УУД: личностные. 2) создаются условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебнаяую деятельность («хочу») УУД: личностные. 3) устанавливаются тематические рамки («могу»).

8 Краткое описание этапов урока открытия нового знания Мотивация (самоопределение) к учебнаяой деятельности. Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебнаяой деятельности. С этой целью на данном этапе организуется: 1)актуализируются требования к нему со стороны учебнаяой деятельности («надо»); 2) создаются условия для возникновения у него внутренней потребности включения в учебнаяую деятельность («хочу»); 3) устанавливаются тематические рамки («могу»). В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в УД (субъектный и личностный уровни). - самоопределение (Л); - смыслообразование (Л); - внутренняя позиция школьника (Л); - учебнаяо-познавательная мотивация (Л); - планирование учебнаяого сотрудничества (П) УУД, выполняемые учащимися при работе по ТДМ

9. Самой мощный стимул в обучении «Получилось!!!» Отсутствие этого стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого. Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ребенок смог самостоятельно их сделать. Если, ребенок в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

10 Учитель умеет проанализировать урок как реализованный социальный проект: уровень реализации целей, качество показателей процесса, уровень достигнутых результатов в соответствии с требованиями ФГОС Учитель осознает значение внутренней мотивации как ведущего внутреннего ресурса учебнаяого успеха ученика, помогает ученику перевести внешний ресурс «надо» во внутренний ресурс «хочу»

Содержание и объем учебнаяого материала; Материально-техническая база обучения; Педагогические действия: организационные формы обучения, методы обучения, стиль педагогической деятельности; Оценка учебнаяой деятельности: ее результатов и процесса. 11 Факторы мотивации учебнаяой деятельности

Интересные и парадоксальные биологические факты; Практическая направленность биологического материала; Связь нового материала с ранее изученным; Восприятие эстетических достоинств объектов и процессов живой природы; Профориентационная деятельность. 12 Содержание и объем учебнаяого материала

Групповая форма учебнаяой работы на уроке и во внеурочной деятельности; Продуктивные методы обучения(эвристическая беседа, проблемное изложение материала, решение биологические задач и т.д.); Стиль деятельности учителя 13 Педагогические действия: формы, методы, стиль

Натуральные объекты; Приборы и лабораторное оборудование; Муляжи и модели; Электронные пособия; 14 Материально-техническая база обучения

15 мотивационно-целевая функция Оснащение кабинета мотивирует учащихся, раскрывает социально- значимый и личностный потенциал предметного содержания

Разработка эталонов оценивания учебнаяых результатов: Самоанализ учебнаяых достижений обучающимися; Возможность изменения полученной оценки; Составление индивидуальных образовательных маршрутов 16 Оценка учебнаяой деятельности

17 Методы мотивации и стимулирования деятельности обучающихся I.Эмоциональные 1. Поощрение 2. Порицание 3.Учебно-познавательные игры 4. Создание ярких наглядно-образных представлений 5. Создание ситуаций успеха 6. Стимулирующее оценивание 7. Свободный выбор заданий 8. Удовлетворение желания быть значимой личностью 17

18 II. Познавательные 1. Опора на жизненный опыт 2. Познавательный интерес 3. Создание проблемных ситуаций 4. Побуждение к поиску альтернативных решений 5. Выполнение творческих заданий 6. Предъявление заданий «на смекалку» 7. Мозговая атака 8. Развивающаяся кооперация 18

19 III. Волевые 1. Предъявление учебнаяых требований 2. Информирование об обязательных результатах обучения 3. Формирование ответственного отношения к учению 4. Познавательные затруднения 5. Самооценка своей деятельности и коррекция 6. Рефлексия поведения 7. Прогнозирование будущей жизнедеятельности 19

20 IV. Социальные 1. Развитие желания быть полезным Отечеству 2. Побуждение подражать сильной личности 3. Создание ситуаций взаимопомощи 4.«Эмпатии», сопереживания 5. Поиск контактов и сотрудничества 6. Заинтересованность результатами коллективной работы 7. Взаимопроверки 8. Рецензирование 20

21

22

Этап урока, учебная. мотивация Управляющая деятельность педагога (педагогические действия) Учебная деятельность уч- ся, учебнаяые действия Результат Этап мотивации, постановки цели и задач урока Этап мотивации (ситуация мотивации) Вариант 1. Предлагает: -решить практическую задачу; -выполнить задание; -выполнить практическую работу, провести эксперимент; -ответить на вопрос; Организует учебнаяый диалог, направленный на осознание (на пробуждение познавательного интереса): -практической значимости или необходимости …, -личностной значимости …, -познавательной ценности …, Создает проблемную ситуацию Вариант 2. Предлагает: -проанализировать результаты диагностики образовательных достижений, -проанализировать промежуточный результат учебнаяой деятельности … ; Организует учебнаяый диалог, направленный на осмысление: -промежуточных результатов учения …, -проблем в учебнаяой деятельности …, -личных результатов … -перспектив учебнаяой деятельности … Анализируют и формулируют результаты анализа: -задачи, задания … ; Выражают личное отношение: -к значимости данной темы …, -необходимости найти решение задачи, вопроса …, Высказывают суждение о ценности данного знания, приобретения опыта Анализируют, делают выводы: -о промежуточных результатах … ; -личных достижениях … -проблемах в учеб. деятельности Высказывают суждение о необходимости постановки новых целей и задач Осмыслен мотив: « необходимо », « важно », « интересно » - « хочу », « могу ». 23 Проектирование современного урока

24 Методические приемы, влияющие на формирование мотивации Исторические факты Художественные произведения Занимательны задания шутки

25 Кейс Лев Толстой с ранней весны и до первого снега ходил босиком; академик И. П. Павлов в 80 лет купался в Неве до поздней осени и носил зимой легкую одежду; Илья Репин, будучи стариком, спал зимой на открытой веранде; с ледяной водой и зимней стужей дружили А. В. Суворов и Н. Г. Чернышевский; в проруби купался И. А. Крылов, а А. С. Пушкин принимал ванны со льдом. Почему одному человеку, чтобы простудиться, достаточно ступить ногой на холодный пол, а другой может купаться зимой в проруби и прекрасно себя чувствовать; один работает на поле под лучами палящего солнца, другой изнемогает от жары, если начинает припекать? Задания: Что такое терморегуляция и для чего необходимы рецепторы холода и тепла? Что мы называем закаливанием, и какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим? Чем полезно закаливание? Какой способ закаливания вы считаете наиболее лучшим? «Терморегуляция организма. Закаливание» 8 класс

Адрес электронной почты адрес моей почты: Что общего в адресах: который мы именуем «собака», корейцы называют «веселой улиткой». 26 Яркое пятно

В кухне Японии существует очень интересное блюдо под названием «танцующий кальмар». Только что убитого моллюска помещают в чашу с рисом, поливают сверху соевым соусом и именно в этот момент кальмар начинает свой танец, перебирая щупальцами. Этот эффект объясняется необычным строением нервных волокон, которые даже после своей смерти реагируют на натрий, содержащийся в соусе. 27

28 «Пищевые цепи» 11 класс В 1953 г. в одном японском селении люди начали болеть какой-то непонятной болезнью. Она поражала нервную систему: у больных нарушалась координация движений, они теряли слух, зрение, рассудок. Врачи поставили диагноз: отравление ртутью. Но откуда взялась эта ртуть? Правда, поселок находился рядом с морским заливом, куда химический завод сбрасывал свои отходы, в том числе и ртуть. Но содержание ртути в морской воде было ничтожным.

29 «Фотосинтез. Дыхание» 6 класс Одна богатая дама, узнав о том, что растения очищают воздух, велела слугам перенести из зимнего сада в её спальню, которая не проветривалась, пять самых больших кадок с тропическими растениями. Утром дама проснулась с головной болью. После этого она стала утверждать, что растения не очищают воздух, а наоборот, портят его.

30 Методические приемы, влияющие на формирование мотивации Фантастическая добавка Отсроченная загадка

31 Чарлз Абара, миллионер из Чикаго, после своей смерти в 2012 году, был заморожен в одной из американских клиник. Согласно завещания, его дети - Лиза и Гарри, получали все наследство только в том случае, если они создадут институт криобиологии, который будет заниматься научными исследованиями, диагностикой и лечением по данному направлению. Наследники были продвинутыми молодыми людьми и объявили конкурс на создание бизнес – проекта института. Главным призом помимо денежного вознаграждения была возможность стать совладельцем данного предприятия. Для участия в 1 туре конкурса необходимо представить презентацию будущего проекта.