Рассматриваемые вопросы: 1) кардиналистский подход к изучению состояния равновесия потребителя 2) ординалистcкий подход. Поведение потребителя на рынке.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Теория поведения потребителя Тема 2 Микроэкономика – 2005.
Advertisements

ТЕОРИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО ВЫБОРА. 1.Кардиналисткая концепция теории потребительского выбора 2.Ординалистская концепция теории потребительского выбора 3.Оптимум.
Теория потребительского поведения Лекция 7. План лекции 1.Экономическая модель потребительского выбора 2. Кривые безразличия. Свойства кривых безразличия.
Тема 6: « Потребительское поведение » составитель: к.э.н., доцент кафедры экономики ТПУ Яроцкая Елена Вадимовна.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Тема 5. Потребительское поведение План лекции: 1. Теория предельной полезности. Кардинализм и ординализм. Бюджетная линия и оптимум потребителя. 2. Поведение.
Экономика 10 класс. ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) ОБЩАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ (TU - total utility) - то удовлетворение, которое люди получают от потребления.
2.1. Функции полезности и кривые безразличия Задача потребительского выбора Анализ сферы потребления на основе функций спроса Маршалла. 2.4.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности. Кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Раздел III: Микроэкономика Тема 5: Потребительские предпочтения Доцент Ковальская Марика Ивановна.
Кафедра математики и моделирования Старший преподаватель Е.Г. Гусев Курс «Высшая математика» Лекция 22. Тема: Моделирование потребительского поведения.
ТЕМА 5. Теория потребительского поведения. Цель изучения темы - изучить инструменты, при помощи которых можно учитывать поведение отдельных покупателей,
Теория поведения потребителей.. Потребительское поведение – это процесс формирования спроса отдельного потребителя (индивидуального спроса) на различные.
1 ТЕМА 5. Ординалистская теория выбора потребителя 1. Аксиомы ординализма 2. Кривые безразличия как инструмент ординалистского анализа 3. Бюджетная линия.
ТЕМА 3. Теория потребительского выбора и рыночный спрос 4.1. Полезность. Функция полезности и кривые безразличия Равновесие потребителя Кривые.
Теория потребительского выбора Исполнитель: Дышаева Л. Ф.
Теория потребительского поведения. Кардинализм и ординализм в оценке полезности благ. В настоящее время в теории поведения потребителя сложилось два направления:
Микроэкономика-2 для студентов специальности «Математические методы в экономике» Гузенко Анна Геннадьевна к.тех.н., доцент кафедры математики.
Транксрипт:

Рассматриваемые вопросы: 1) кардиналистский подход к изучению состояния равновесия потребителя 2) ординалистский подход. Поведение потребителя на рынке Алферова Любовь Алексеевна доцент кафедры экономики экономического факультета ТУСУР Тема вебинара по дисциплинам (экономическая теория-1, микроэкономика, экономика)

Два способа изучения поведения потребителя Объектом анализа рационального поведения является отдельный потребитель Количественный (кардиналистский) подход, основанный на теории предельной полезности Порядковый (ординалистский) подход, основанный на теории кривых безразличия

Общая полезность удовлетворение, получаемое субъектом от всех единиц потребляемых благ в данный период времени удовлетворение, получаемое субъектом от всех единиц потребляемого блага в данный период времени Полезность - суждение потребителя о благе; - ценность блага для потребителя, которая зависит от его вкусов и предпочтений, количества имеющегося данного блага и т.д. Предельная полезность Дополнительная полезность, получаемая субъектом от потребления еще одной единицы блага

Динамика общей и предельной полезности Q, ед TU, ют MU С увеличением количества потребляемого блага общая полезность растет, а предельная полезность уменьшается Первый закон Госсена: полезность каждой последующей единицы блага, потребляемой в данный момент времени, меньше предыдущей единицы

Взаимосвязь кривых общей и предельной полезности

Основные свойства кривых TU и MU Если в наборе представлено только одно блага и в разном количестве, то кривая TU исходит из начала осей координат При достижения кривой TU своего максимума, значение MU равно нулю Значения MU отрицательны при увеличении блага после достижения точки максимума на кривой TU На отрицательном отрезке кривой MU происходит убывание предельной полезности Положительный наклон кривой MU наблюдается редко

Построение линии индивидуального спроса на основе теории предельной полезности Выразим предельную полезность в виде денежной суммы, которую потребитель готов заплатить за каждую единицу товара (линия АС- кривая MU) Сколько ед. товара должен приобрести потребитель, действуя рационально? Потребитель сравнивает предельную полезность с ценой. При MU = P оптимальный объем потребления будет достигнут Линия MU совпадает с линией индивидуального спроса

При заданных ценах и бюджете потребитель достигнет максимума полезности только тогда, когда взвешенные предельные полезности различных благ будут равны Второй закон Госсена

Пример 1 Исходные данные: потребитель купил 4 булочки, причем MU4 = 10 ют., и 3 стакана молока. Третий стакан молока приносит удовольствие = 6 ют. Рб = 2 ден. ед., Рм = 3 ден. ед. Цены благ на рынке не меняются. Вопрос 1. Находится ли наш потребитель в состоянии равновесия? Исходные данные: потребитель купил 4 булочки, причем MU4 = 10 ют., и 3 стакана молока. Третий стакан молока приносит удовольствие = 6 ют. Рб = 2 ден. ед., Рм = 3 ден. ед. Цены благ на рынке не меняются. Вопрос 1. Находится ли наш потребитель в состоянии равновесия? Для решения используйте второй закон Госсена

Чтобы достичь оптимума, потребитель должен 1)купить больше молока и меньше булочек; 2)купить больше булочек и меньше молока; 3)купить меньше булочек, но столько же молока; 4) купить меньше молока, но столько же булочек. Расчет для ответа на вопрос

Основные аксиомы порядкового подхода I. Аксиома полной упорядоченности или сравнимости Возможны три ситуации для любой пары товаров Х и Y: 1)товар Х предпочтительнее Y; 2)товар Y предпочтительнее X; 3)товары Х и Y одинаковы предпочтительны II. Аксиома рефлективности : любой товар (например Х), не может быть предпочтительнее относительно самого себя III. Аксиома транзитивности: если товар Х предпочтительнее товара Y, а товар Y предпочтительнее товара Z, то товар Z не может быть предпочтительнее Х I v. Аксиома ненасыщения: при прочих равных условиях потребитель предпочитает большее количество блага меньшему количеству V. Аксиома непрерывности: все точки, лежащие на кривой, имеющей отрицательный наклон, и характеризующие комбинацию двух товаров, одинаково предпочтительны

Кривая безразличия и предельная норма замещения Предельная норма замещения показывает, сколько единиц одного товара потребитель готов отдать ради того, чтобы приобрести 1 ед. другого товара Кривая безразличия – кривая, объединяющая ряд наборов двух благ одинаково предпочтительных для потребителя Что будет происходить с предельной нормой замещения, если будет происходить движение из т. D в т. C и т.д.? Товарный набор со стандартными предпочтениями

Предельная норма замещения (MRS) Всегда отрицательна по определению Характеризует наклон кривой безразличия Указывает на выпуклость кривой безразличия к началу координат Если общая полезность набора представлена функцией, то MRS = MUx / MUy

Карта кривых безразличия Чем правее от первой кривой безразличия расположена новая кривая, тем большую полезность будет приносит набор, состоящий из двух благ

Вопрос: Чему равна MRSxy на правом рисунке ? Кривая безразличия для набора, в котором находятся абсолютно взаимозаменяемые товары

1. Что предпочитает субъект на правом графике? 2. Чему равна MRSxy? 1. Что предпочитает субъект на левом графике? 2. Чему равна MRSxy? Кривая безразличия для набора, в котором имеется строгое предпочтение к одному товару и нейтральный товар

в угловой точке не определяется ! Кривая безразличия для набора, в котором находятся комплементарные товары

Кривая безразличия для антиблага и нормального блага Антиблаго - благо, которое субъект стремится уменьшить в своем наборе Чем меньше блага Y имеет потребитель, тем меньше блага X он требует взамен Кривая безразличия для коллекционного и нормального блага Чем больше товара Х у потребителя, тем больше денег он готов отдать, чтобы иметь еще 1 ед блага Х

Разновидности бюджетных линий Ломаные линии, возникающие при натуральных и денежных трансфертах, субсидиях, скидках и налогах Прямые линии с разными наклонами Бюджетная линия - множество точек на линии отражающих максимальную сумму денег, которую потребитель готов израсходовать на приобретение двух товаров в наборе

Вид и уравнение бюджетной линии (линии бюджетного ограничения) Линии бюджетного ограничения ( АВ; MN) – линии возможных ассортиментных наборов Наклон бюджетной линии Знак > означает, что субъект может часть дохода сберегать

Построение бюджетной линии Исходные данные: Доход потребителя, расходуемый только на два товара = 800 руб. Рх= 20 руб. Рy = 50 руб. Решение Чему равен наклон бюджетной линии?

Вклад Маршалла в построение бюджетной линии Вместо одного товара по оси ординат, ученый предложил расположить композитное благо Композитное благо - условное воплощение всех прочих благ, которые хотел бы иметь данный потребитель, кроме блага Х. Это благо можно представить и в виде денег (М) Композитное благо

Новая бюджетная линия ACD Деньги Если весь доход расходуется на покупку прочих товаров, кроме Х, то потребление товара Х равно нулю Если субъекту предоставляют бесплатные талоны на обед в столовой, то он тратит все деньги на прочие товары Трансферт Потребление пищи представлено отрезком АС или отрезком ВD Ломаная бюджетная линия, возникающая при предоставлении натуральных трансфертов

Бюджетная линия на бесплатные медицинское обслуживание (натуральный трансферт) Талон на еду предоставляется со скидкой 50 % от стоимости обеда (натуральный трансферт) Новая бюджетная линия ACD Объем бесплатного натурального трансферта может быть неограничен Деньги Трансферт Деньги Трансферт

Денежный трансферт субъекту при потреблении электроэнергии. Определенное количество потребляемой электроэнергии потребитель оплачивает по обычному тарифу (Х1), а все, что сверх - по пониженному тарифу Бюджетная линия ACD при предоставлении денежного трансферта Деньги Денежный трансферт

Выбор оптимального набора Вопрос 1 : являются ли оптимальными наборами комбинации двух товаров, представленные в точке А и в точке В ? Вопрос 2 : являются ли оптимальными наборами комбинации двух товаров, представленных в точке С и в точке D ?

Оптимум потребителя для типичной кривой безразличия Точка касания кривой безразличия и бюджетной линии. Наклон бюджетной линии равен наклону кривой безразличия. Точка Е иллюстрирует ситуацию, при которой субъективная оценка потребителя равна рыночной Внутреннее равновесие 1. 2.

Выбор оптимального набора товара при росте дохода и прежних ценах на товары Y и Y при одном и том же доходе, но разных ценах на товары Y и Y

Оптимум потребителя, если товар Х становится очень дорогим товаром Какой набор следует выбрать, в т. А или в т. В? Оптимум потребителя, если товары Х и Y являются абсолютно взаимозаменяемыми товарами Угловое равновесие

Равенство MRS = Px/Py не выполняется Состояние равновесия для набора, в котором находятся комплементарные товары

Построение кривой «цена-потребление» Исходные данные: Доход субъекта = 200 ден. ед. и не изменяется. Рy = 40 ден. ед. и не изменяется. Цена товара Х снижается с 80 ден. ед. до 40 ден. ед. и затем до 25 ден. ед. Исходные данные: Доход субъекта = 200 ден. ед. и не изменяется. Рy = 40 ден. ед. и не изменяется. Цена товара Х снижается с 80 ден. ед. до 40 ден. ед. и затем до 25 ден. ед. Кривая «цена –потребление»

Построение кривой спроса на товар Х на основе кривой «цена- потребление» Кривая «цена –потребление» Кривая спроса на товар Х

Построение кривой «доход- потребление» Исходные данные: Рх = 50 ден. ед. Рy = 40 ден. ед. Цены товаров Х и Y не изменяются. Функция полезности – типичная. Первоначальный доход = 100 ден. ед. и затем растет на до 200 ден. ед. и з 00 ден. ед. Y Исходные данные: Рх = 50 ден. ед. Рy = 40 ден. ед. Цены товаров Х и Y не изменяются. Функция полезности – типичная. Первоначальный доход = 100 ден. ед. и затем растет на до 200 ден. ед. и з 00 ден. ед. Y Индивидуальные предпочтения субъекта с ростом дохода

Построение кривых спроса на основе кривой «доход- потребление»

Выделение эффектов замещения и дохода по Хиксу для нормального товара Эффект замещения -изменение структуры набора, вызванное изменением цен при условии, что уровень полезности остается неизменным Эффект дохода – изменение потребления товаров, вызванное ростом покупательной способности при неизменных ценах. При этом уровень полезности возрастает. Эффект замещения Эффект дохода Эффект замещения и эффект дохода направлены в одну сторону

Расчет общего эффекта для разных товаров Нормальный товар Общий эффект складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, которые однонаправленны Худший товар Общий эффект складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, но они разнонаправленны, причем эффект замещения длиннее Товар Гиффена Общий эффект складывается из эффекта замещения и эффекта дохода, но они разнонаправленны, причем эффект дохода больше по длине отрезка

Желаю успехов!