Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ОГЭ 2014 год - 9 класс.Часть 3 Сочинение на лингвистическую тему Подготовил преподаватель русского языка и литературы Мальчихина М.В.
Advertisements

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Работа над сочинением – рассуждением на лингвистическую тему ГИА-2013 Мастер-класс Подготовила учитель русского языка высшей категории Голомидова Маргарита.
Сочинение ГИА. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение – удобное звено в устройстве.
Для подготовки к ГИА 1Фирстова С. В.. Задания С2.1 и С2.2 (выбрать нужно только одно!) проверяют коммуникативную компетенцию выпускников, в частности.
Учимся писать сочинение- рассуждение на лингвистическую тему ГИА 2015.
Сочинение на лингвистическую тему Задание С2 экзаменационной работы в формате ГИА Автор: Стехова Л.Н., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ 21.
Работу выполнили :Курганов Сергей и Александр Даниелов.
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Константина Георгиевича Паустовского: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего.
Сочинение на лингвистическую тему Демаковой Елизаветы.
Цель : познакомить с рассказом А. П. Чехова Толстый и тонкий ; научить работать с текстом художественного произведения.
Пошаговая инструкция по написанию сочинения С2 Шаг 1. Знакомимся с высказыванием. Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему С2.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания… Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два)
Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста БЕЛАЯ Л.Н. Подготовка к написанию части С По материалам пособия Г.Т. Егораевой «ЕГЭ. Комментарий.
Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему (задание С2 ГИА – 9 по русскому языку) По материалам МИОО от
Какой вариант заголовка наиболее полно отражает основную мысль текста? 1) Лебеди. 2) Рассказ егеря. 3) Лебединая верность. 4) Лебединая песня.
Подготовка к ЕГЭ Работа над текстом. 1. Какое название наиболее точно отражает смысл этого текста ? а) «Мудрость Сократа»; б) «Верность призванию»; в)
С2 Сочинение-рассуждение Задание. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного.
1. Сколько микротем в данном тексте? 1)1 2)2 3)3 4)4.
ГИА – 9 ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЧАСТЬ С 2. Объяснить смысл высказывания о русском языке Аргументировать ответ примерами- аргументами из текста из текста: Найти.
Транксрипт:

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете с высказывания И.Г.Милославского.

Повтор Повтор – повторение слов или словосочетаний, благодаря чему на них фиксируется внимание читателя (слушателя) и тем самым усиливается их роль в тексте. Повтор придает художественному тексту связность, усиливает его эмоциональное воздействие, подчеркивает важнейшие мысли. Энциклопедический словарь юного литературоведа

Лексический повтор Лексический повтор - это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, абзаца, текста). В художественном тексте лексические повторы - это средство создания выразительности речи: повествование становится эмоционально напряжённым; способ актуализировать важный с точки зрения автора смысл, выраженный подтекст но; средство цепной межфразовой связи. «Повтор сосредоточивает внимание на определенном объекте, мысли, чувстве, придает большую силу и выразительность их передаче». Г.Л.Абрамович, литературовед

Классификация лексических повторов 1) Дистантный лексический повтор (повторяющиеся слова разделены в тексте дистанцией); 2) контактный лексический повтор (повторяющиеся слова находятся в непосредственной близости друг с другом в тексте); 3) частичный лексический повтор (чаще всего - использование разных словоформ одного слова); 4) составной лексический повтор включают в себя одновременно несколько частей речи: предлог + личное местоимение, прилагательное + существительное, наречие + прилагательное, личное местоимение + глагол, целые предложения или выделительные обороты.

Функции лексического повтора Для художественной литературы характерно использование лексического повтора как акцентирующего, экспрессивного средства, заключающего в себе усилительно- градационный эффект. Лексический повтор активизирует восприятие читателя и реализует авторский замысел. Лексические повторы способствуют лучшему пониманию заложенной автором в тексте информации, так как внимание читающего привлекается новой информацией, а уже известное выступает фоном, необходимым для лучшего восприятия новых элементов повествования, деталей обстановки, описания персонажа или новой сюжетной линии.

(1)Однажды мы пошли на Лысую гору за цветами и саженцами для школьного двора. (2)Поднялись до середины горы, присели на каменья отдохнуть и поглядеть сверху на Енисей, как вдруг кто-то из ребят закричал: (3)- Ой, змея, змея!.. (4)И все увидели змею. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая. (5)Еще и подумать никто ничего не успел, как учитель оттолкнул нас, схватил палку и принялся молотить по змее, по подснежникам. (6)Вверх полетели обломки палки, лепестки прострелов. (7)Змея кипела ключом, подбрасывалась на хвосте. (8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! - кричали ребята, но учитель ничего не слышал. (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (11)Потом он приткнул концом палки голову змеи в камнях и обернулся. (12)Руки его дрожали. (13)Ноздри и глаза его расширились, весь он был белый, и волосы крыльями висели на оттопыренных ушах. (14)Мы отыскали в камнях, отряхнули и подали ему кепку. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (17)Под горою учитель забрел в речку, попил из ладоней воды, побрызгал на лицо, утерся платком и спросил: (18)- Почему кричали, чтоб не бить гадюку через плечо? (19)- Закинуть же на себя змею можно. (20)Она, зараза, обовьется вокруг палки! - объясняли ребята учителю. (21) - Да вы раньше-то хоть видели змей? - догадался кто-то спросить учителя. (22) - Нет, - виновато улыбнулся учитель. – (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (25)Вот тебе и на! (26)Нам надо было учителя-то оборонять, а мы?! (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло. (28)А я таким вот и помню деревенского учителя - с чуть виноватой улыбкой, вежливого, застенчивого, но всегда готового броситься вперед и оборонить своих учеников, помочь им в беде, облегчить и улучшить людскую жизнь. (По В.Астафьеву)

(3)- Ой, змея, змея!.. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасгь, злобно шипела, шипела не переставая. (8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.

Говорим о функции повтора в тексте (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. Повтор передаёт эмоциональное состояние героя многократность действия длительность действия чувства и переживания героя постепенность увеличения силы эмоций Функция усиления выразительности является наиболее общей функцией повтора

(3)- Ой, змея, змея!.. (5)Она обвивалась вокруг пучка кремовых подснежников и, разевая зубастую пасть, злобно шипела, шипела не переставая. (8) - Не бейте через плечо! (9)Не бейте через плечо! (10)Он бил и бил змею, пока та не перестала шевелиться. (15)- Пойдемте, ребята, отсюда, пойдёмте скорее… (16)Мы посыпались с горы, учитель шел за нами следом, и все оглядывался, готовый оборонять нас снова и снова, если змея оживет и погонится. (23)Там, где я рос, никаких гадов не водится. (24) Там нет таких гор, и тайги нет. (27)Прошли годы, много, ох, много их минуло.

Обратите внимание! Повтор, который ничего к содержанию высказывания не добавляет, принято называть тавтологией. Это речевая ошибка! Тавтология может возникать при повторении однокоренных слов (рассказать рассказ, умножить во много раз, спросить вопрос, возобновить вновь), а также при соединении иноязычного и русского слова, дублирующего его значение (памятные сувениры, впервые дебютировал, необычный феномен, движущий лейтмотив). В последнем случае иногда говорят о скрытой тавтологии. Повторение однокоренных слов, создающее тавтологию, - очень распространенная ошибка (Истец доказывает свою правоту бездоказательными доказательствами; Рост преступности вырос; Граждане пешеходы! Переходите улицу только по пешеходным переходам!). Избегайте подобных повторов!

Если писатель заинтересован в том, чтобы читатель обратил внимание на особо важные мысли, образы, ситуации, то он использует в своём произведении такой художественный приём, как повтор. Читая текст В.Астафьева, нельзя не заметить, что в нём много повторов, и каждый из них выполняет определённую функцию. Например, повторение слова «бил» в предложении 10 не только передаёт многократность и продолжительность этого действия, но и даёт возможность понять, насколько был взволнован учитель, боявшийся, что змея укусит кого-нибудь из учеников. Ему очень хотелось побыстрее увести ребят из опасного места, и это желание можно увидеть в повторе слова «пойдёмте» в предложении 15. В самом деле, «любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего». Эта мысль известного лингвиста И.Г. Милославского действительно справедлива..

Литература Энциклопедический словарь юного литературоведа. М.: Педагогика, 1987 Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. М., Розенталь Д. Э., Теленкова М. А. Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2- е. М.: Просвещение, 1976 г. Никулина С.Д. Функционирование редупликации в художественном тексте: системно-синергетический аспект. Оренбург