Ветер и ее влияние на полеты Ветер и ее влияние на полеты Лектор: Меликов Б.М.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Тест - контроль к модулю 16 Метеорология. Чтение карт погоды. Составление прогнозов погоды. Источники гидрометеоинформации.
Advertisements

1 «ВЕТРЫ ЗЕМЛИ» ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ: УЧИТЕЛЬ ГЕОГРАФИИ МОУ СОШ 287 г.Заозерска, Мурманской области СОКОЛОВА НАТАЛЬЯ ГЛЕБОВНА.
Циркуляция атмосферы. Факторы влияющие на скорость и направления ветра Территориальные различия в атмосферном давлении вызывают горизонтальное движение.
Раздел 1. Механика Тема 1.1. Кинематика. Механика. Механическое движение. Кинематика Механика – раздел физики, в котором изучается механическое движение.
Основы аэродинамики ВС 1.Основные понятия и законы аэродинамики 2.Причины возникновения подъемной силы.
Барическое поле Барическое поле Изобарическая поверхность.
Механика Кинематика Что изучает? Виды движения Средства описания Динамика Что изучает? Взаимодействие тел Средства описания.
Сила. Сила – это количественная мера действия одного тела на другое. За словом «сила» скрывается другое тело. Если на тело действует сила, это значит,
Автор - составитель теста В. И. Регельман источник: Автор презентации:
Лекция 3. ДРЕЙФОВОЕ ДВИЖЕНИЕ ЗАРЯЖЕННЫХ ЧАСТИЦ Движение в неоднородном магнитном поле. Дрейфовое приближение - условия применимости, дрейфовая скорость.
Тема 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВТема 3. ИЗМЕРЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ВОЗДУШНЫХ ПОТОКОВ.
Геострофичес кое равновесие. Уравнение движения в относительной системе координат.
ГОУ НПО ПУ 31 Автор-Ковбас Саша.
ГОУ НПО ПУ 31 Автор: Анисимова Т.В. г. Гурьевск, 2010.
Тема 1. КИНЕМАТИКА МАТЕРИАЛЬНОЙ ТОЧКИ §1.1. Пространство и время – фундаментальные физические понятия.
Автор - составитель теста В. И. Регельман источник: regelman.com/high/Kinematics/1.php Автор презентации: Бахтина И.В. Тест по теме «КИНЕМАТИКА»
Глобус и географическая карта Ученицы 11 А Юргилевич Виктории.
Лекция 1 ФИЗИКАМЕХАНИКА Сегодня: ЛИТЕРАТУРА 1.Трофимова Т.И. Курс физики. 1.Детлаф А.А., Яворский Б.М. Курс общей физики. 1.Савельев И.В.
ЯВЛЕНИЯ ЭЛЕКТРОМАГНИТНОЙ ИНДУКЦИИ. Магнитный поток через элементарную площадку определяется скалярным произведением, где Магнитный поток.
Законы Сохранения в Механике. Содержание: 1. Закон Сохранения Импульса Закон Сохранения Импульса Закон Сохранения Импульса 2. Закон Сохранения Механической.
Транксрипт:

Ветер и ее влияние на полеты Ветер и ее влияние на полеты Лектор: Меликов Б.М.

Причина возникновения воздушных течений и связь их с полями давления. Общая характеристика ветра

Ветер - это горизонтальное перемещение воздуха относительно земной поверхности. При отсутствии горизонтальных движений теплые и влажные массы воздуха не перемещались бы с морей и океанов на материки, обуславливая зимние оттепели а холодный воздух. Арктики не проникал бы в умеренные и низкие широты, вызывая ранние осенние и поздние весенние заморозки. Горизонтальные движения приводят к сближению теплых и холодных масс воздуха.

Основными характеристиками ветра являются-направление δ и скорость и. за направление ветра в метеорологии принята та часть горизонта, откуда он дует- метеорологический ветер. Направление ветра определяется в градусах или в румбах русскими или латинскими наименованиями (рис. 1.). Градусы отсчитываются от северного направления географического меридиана по часовой стрелке от нуля до 360-истинный ветер.

Рис.1. Схема направлений ветра. СЗ (315 ) С (360 ) СВ (45 ) В (90 ) ЮВ (135 ) Ю (180 ) ЮЗ (225 ) З (270 )

В аэропортах, где магнитное склонение 5 и более, направление ветра отсчитывается от северного направления магнитного меридиана- магнитный ветер: где: -магнитное склонение. При западном магнитном склонении берется знак плюс, при восточном-знак минус.

Магнитный ветер применяется в условиях взлета (посадки) воздушных судов и при полетах на высоте круга. Истинный ветер передается на борт воздушных судов при полетах ниже 1000…1500 м. Градиентный ветер (установившееся движение воздуха выше слоя трения) исчисляется от географического меридиана и применяется для обеспечения полетов на маршрутах.

В воздушной навигации при расчетах используется навигационный ветер, направление которого определяется той частью горизонта, куда направлен воздушный поток. Направление навигационного ветра отличается от метеорологического направления δ на ±180 Если δ ˂ 180, то берется знак плюс, а если δ ˃ 180, то- знак минус. Скорость ветра измеряется в метрах в секунду (м/с-MPS), километрах в час (км/ч-КМН), и в узлах (КТ). Соотношение между единицами скорости (1 м/с=3,6 км/ч, 1 узел=0,5 м/с, 1 узел=2 км/ч).

Для качественной характеристики ветра, в зависимости от егооо скорости, используется следующая терминология: -слабый……………..до 3 м/с; -умеренный………….4…7 м/с; -сильный……………..8…14 м/с; -очень сильный……..15…19 м/с; -шторм…………………20…24 м/с; -жесткий шторм………25…30 м/с; -ураган…………………более 30 м/с.

По направлению различают постоянный и меняющийся ветер, а по скорости- ровный и порывистый. Ветер называют меняющимся, если егооо направление за 2 минуты изменяется более, чем на 1 румб (22,5 ). Ветер считается порывистым, если егоо 8 о скорость за 2 минуты изменяется на 4 м/с и более. Кратковременное усиление ветра до 15 м/с и более со значительным изменением егооо направления называется шквалом. На карты погоды ветер наносится следующим образом (рис.2). По направлению различают постоянный и меняющийся ветер, а по скорости- ровный и порывистый. Ветер называют меняющимся, если егооо направление за 2 минуты изменяется более, чем на 1 румб (22,5 ). Ветер считается порывистым, если егоо 8 о скорость за 2 минуты изменяется на 4 м/с и более. Кратковременное усиление ветра до 15 м/с и более со значительным изменением егооо направления называется шквалом. На карты погоды ветер наносится следующим образом (рис.2).

90 1 м/с δ u Тихо (штиль) м/с 180 7, 5 м/с м/с Рис.2. Нанесение ветра на карты погоды м/с, ветер порывистый

Силы, действующие в атмосфере

Непосредственной причиной возникновения горизонтального движения воздуха (ветра) является неравномерное распределение давления вдоль земной поверхности, которое, в свою очередь, является следствием неоднородного пространственного распределения температуры. Следовательно, ветер можно рассматривать как результат превращения тепловой энергии Солнца в энергию движения воздуха. Из области высокого давления воздух движется в область низкого давления подобно тому, как возникает движение жидкости в сторону более низкого ее уровня.

Изменение давления по горизонтали характеризует горизонтальный барический градиент. Он показывает изменение давления ΔР на единицу длины ΔS по кратчайшему расстоянию из области высокого давления в область низкого давления: За единицу расстояния принят 1 дуги меридиана (111 км). Величина обычно не превышает 1…3 г Па на 111 км, но при ураганах она может достигать 30 г Па на 111 км.

Горизонтальный барический градиент, отнесенный к единице массы, представляет собой силу горизонтального барического градиента G, под действием которой и происходит перемещение воздуха вдоль земной поверхности: где: ρ-плотность воздуха.

Сила Кориолиса

Это инерционная сила, которая возникает вследствие суточного вращения Земли вокруг своей оси. Отклонение движущегооося воздушного потока происходит потому, что он по инерции сохраняет свое первоначальное направление движения относительно мирового пространства, в то время как Земля под воздушном потоком поворачивается вокруг своей оси. Сила Кориолиса всегоода действует под углом 90 к направлению движения воздуха: вправо-в Северном полушарии и влево-в Южном (рис. 3). Поэтому эта сила не меняет скорости движения потока, а только изменяет егооо направление.

FkFk FkFk а)б) Рис. 3. Направление действия силы Кориолиса: а) в Северном полушарии; б) в Южном полушарии

Сила Кориолиса, действующая на единицу массы, равна: где: ω-угловая скорость вращения Земли (7,29· ); u-скорость воздушного потока; Φ-географическая широта места. Значение силы Кориолиса зависит от скорости ветра и широты места. Она уменьшается с убыванием широты места и на экваторе равна нулю (φ=0, sin 0=0 ).

Сила трения

Эта сила возникает в результате трения движущегооося воздуха о неровности подстилающей поверхности. Она всегоода направлена в сторону, противоположную движению (рис 4.). Сила трения изменяет и направление, и скорость ветра. Рис. 4. Действие силы трения FTFT

Величина силы трения, действующая на единицу массы, равна где: к - коэффициент трения, зависящий от степени шероховатости подстилающей поверхности и высоты. Сила трения уменьшается с высотой и выше 500…1000 м ее влияние на движение воздуха практически не сказывается. Сила Кориолиса и сила трения по порядку величины соизмеримы с силой горизонтального барического градиента. Величина силы трения, действующая на единицу массы, равна где: к - коэффициент трения, зависящий от степени шероховатости подстилающей поверхности и высоты. Сила трения уменьшается с высотой и выше 500…1000 м ее влияние на движение воздуха практически не сказывается. Сила Кориолиса и сила трения по порядку величины соизмеримы с силой горизонтального барического градиента.

Центробежная сила

Центробежная сила возникает при криволинейном движении воздушного потока. Она направлена от центра вращения по радиусу кривизны (рис. 5). Величина этой силы, действующей на единицу массы, равна где: r - радиус кривизны траектории. При прямолинейном движении центробежная сила равна нулю. При движении воздуха в циклонах и антициклонах умеренных широт (радиус кривизны 1000 км и более) эта сила очень мала и при расчетах ее не учитывают.

Рис. 5. Действие центробежной силы

Градиентный ветер и егооо разновидности

Градиентный ветер – это ветер выше слоя трения. Выше слоя трения масса воздуха движется под действием двух сил: силы горизонтального барического градиента и силы Кориолиса. В первоначальный момент под действием силы горизонтального барического градиента масса воздуха будет двигаться в направлении вектора этой силы. Однако, с началом движения, под влиянием силы Кориолиса частицы воздуха начнут отклоняться вправо. Это будет происходить до тех пор, пока сила горизонтального барического градиента и сила Кориолиса не уравновесят друг друга (рис 6).

P u1u1 G FkFk G FkFk u2u2 G u3u3 FkFk G u гр FkFk P-ΔP Рис. 6. Образование градиентного ветра

Т.е. градиентный ветер – это установившееся горизонтальное движение воздуха выше слоя трения, направленное вдоль изобар таким образом, что низкое давление всегоода остается слева от потока. Скорость градиентного ветра определяется из условия: так как, а то Т.е. градиентный ветер – это установившееся горизонтальное движение воздуха выше слоя трения, направленное вдоль изобар таким образом, что низкое давление всегоода остается слева от потока. Скорость градиентного ветра определяется из условия: так как, а то

Из этого уравнения: из уравнения состояния газов: и тогда Обозначим буквой К величину и получим : Это и есть формула для определения скорости градиентного ветра.

Движение воздуха в слое трения

В приземном слое атмосферы, в слое трения, на движение воздуха влияют три силы: сила горизонтального барического градиента, сила Кориолиса и сила трения. При установившемся движении, когда скорость ветра постоянна, силы, действующие на массу воздуха, уравновешивают друг друга (их векторная сумма равна нулю). В этом случае сила горизонтального барического градиента уравновешивается суммой сил Кориолиса и трения. Так как сила трения противоположна направлению движения воздуха, а сила Кориолиса в Северном полушарии отклоняется от негооо на 90 вправо, то воздушный поток в слое трения будет отклоняться от направления вектора силы горизонтального барического градиента вправо на некоторой угол α, который меньше 90 (рис. 7).

Этот угол называется углом отклонения. При этом воздушный поток в слое трения будет направлен не вдоль изобар, а под некоторым углом к ним, отклоняясь от изобары с большим давлением в сторону изобары с меньшим давлением. Рис. 7. Ветер в слое трения G u α FkFk FTFT

У поверхности земли ветер направлен не вдоль изобар, а под некоторым углом к ним, и, если стать спиной к ветру, то низкое давление будет находиться слева и несколько впереди, а высокое-справа и несколько позади наблюдателя. Это барический закон ветра (правило Бейс- Балло). Практически для определения направления ветра на приземной карте нужно провести перпендикуляр от изобары с большим давлением к изобаре с меньшим давлением. Затем отклонить егооо вправо на угол и посмотреть, откуда дует ветер-это и есть направление ветра.

Изменение ветра с высотой. Термический ветер

С высотой скорость и направление ветра изменяются. В слое от земли до высоты 1000…1500 м ( в слое трения ) сила трения с высотой уменьшается, поэтому ветер с высотой усиливается и поворачивается вправо до тех пор, пока не станет градиентным (рис. 8). На высоте 500 м скорость ветра примерно в 2 раза больше чем у поверхности земли. Угол отклонения от вектора силы горизонтального барического градиента постепенно увеличивается и на высоте 1000…1500 м достигает 90. С высотой скорость и направление ветра изменяются. В слое от земли до высоты 1000…1500 м ( в слое трения ) сила трения с высотой уменьшается, поэтому ветер с высотой усиливается и поворачивается вправо до тех пор, пока не станет градиентным (рис. 8). На высоте 500 м скорость ветра примерно в 2 раза больше чем у поверхности земли. Угол отклонения от вектора силы горизонтального барического градиента постепенно увеличивается и на высоте 1000…1500 м достигает 90.

Рис. 8. Изменение направления и скорости ветра с высотой в слое трения (спираль Экмана)

Выше слоя трения, в свободной атмосфере, скорость ветра может как увеличиваться, так и уменьшаться с высотой. Здесь встречаются и правые, и левые повороты ветра, а иногда могут наблюдаться воздушные течения, противоположные направлению ветра у Земли. Так как выше слоя трения ветер направлен вдоль изобар соответствующегооо уровня, то в свободной атмосфере изменение ветра обусловлено перестройкой барического поля, а, следовательно, и изменением направления силы горизонтального барического градиента.

Распределение ветра в областях низкого и высокого давления у земли и на различных высотах

Учитывая влияние сил на движущуюся массу воздуха, можно определить направление ветра в барических системах в слое трения и выше егооо (рис. 9). Рис. 9. Направление ветра в слое трения и выше егооо в циклонах (а) и антициклонах (б)

В циклоне сила горизонтального барического градиента направлена от периферии к центру, а в антициклоне-от центра к периферии. Выше слоя трения воздушные потоки под воздействием силы Кориолиса отклоняются от вектора силы G вправо на угол 90, и поэтому в циклоне ветер направлен относительно егооо центра против движения часовой стрелки, а в антициклоне-по движению часовой стрелки (вдоль изобар, оставляя низкое давление слева).

В слое трения (от земли до высоты 1000…1500 м) под действием силы Кориолиса и силы трения воздушные потоки отклоняются от вектора силы G вправо на угол меньший 90 и образуют вихри с направлением потоков в циклоне- от периферии к центру, а в антициклоне-от центра к периферии. Т. е. циклон является областью сходимости приземных ветров, а антициклон- расходимости.

Реальный ветер и егооо влияние на взлет, посадку и полеты по воздушным трассам. Влияние скорости и направление ветра на взлет и посадку воздушных судов. Боковой ветер. Действительный ветер и егооо влияние на полет. Эквивалентный ветер.

Фактический ветер измеренный с помощью шар-пилота, радиопилота или радиозонда, называется реальным ветром. Он не является устойчивым воздушным потоком как во времени, так и в пространстве, поэтому использование реального ветра в навигационных расчетах имеет пространственные и временные ограничения и характеризуется радиусом действия-расстоянием от пункта измерения, на котором изменение характеристик ветра не превышает заданной величины, и сроком годности-промежутком времени, в течение которого изменение характеристик ветра не превышает заданной величины

В соответствии с требованиями к точности навигационных расчетов радиус действия измеренного (реального) ветра составляет 100…150 км, а срок годности-3…6 час. Изменчивость характеристик ветра зависит от егооо скорости. Чем больше скорость ветра, тем меньше изменчивость егооо направления и тем больше изменчивость скорости. Ветру свойственна порывистость, вызываемая турбулентностью. Эта изменчивость ветра особенно резко выражена вблизи поверхности земли благодаря наблюдающейся здесь повышенной турбулентности.

Скорость ветра имеет ярко выраженный суточный ход. В приземном слое она имеет максимальное значение днем, а минимальное-ночью. На средних и больших высотах, максимальная скорость ветра наблюдается ночью, минимальная днем (ночью отсутствует тормозящее действие конвекции). С увеличением высоты скорость ветра обычно возрастает, достигая максимального значения под тропопаузой, выше указанного уровня скорость ветра убывает. Под тропопаузой нередко наблюдаются очень сильные ветровые потоки однородного направления со скоростью превышающей 30 м/с (100 км/ч). Такие ветры называются струйными течениями.

При планировании и выполнении полетов по воздушным трассам большой протяженности, длина которых значительно превышает радиус действия ветра, измеренного в аэропорту вылета, удобнее пользоваться характеристиками градиентного ветра, определенными по картам барической топографии. Расчетные характеристики градиентного ветра, с допустимой в самолетовождении точностью, могут быть использованы во всех инженерно- штурманских расчетах. Однако нужно учитывать, что градиентный ветер отличается от реального ветра в атмосфере.

Отклонения реального ветра от градиентного (агеострофизические отклонения) составляют: по направлению ±30, по скорости-10…15%. Чем прямолинейнее воздушный поток и чем больше егооо скорость, тем больше направление реального ветра совпадает с направлением градиентного ветра.

Ветер оказывает существенное влияние на работу ГА, как в приземном слое, так и на высотах. Характеристики приземного ветра влияют на взлет и посадку воздушных судов, а ветер на высотах-на навигационные элементы полета. При сильном ветре на аэродроме могут возникать такие опасные для авиации явления погоды, как метели и пыльные бури, которые ухудшают видимость ниже минимума аэродрома. Ураганы и шквалы при взлете и посадке могут приводить к летным происшествиям. Турбулентный характер ветра вызывает интенсивную болтанку воздушных судов.

Ветер оказывает существенное влияние на взлетно-посадочные характеристики воздушных судов. Взлет и посадку самолетов стремятся проводить против ветра, так как встречный ветер уменьшает скорость отрыва и посадочную скорость, уменьшает длину разбегооа при взлете и длину пробегооа при посадке. Встречный ветер при взлете, создавая дополнительный обдув, увеличивает устойчивость и управляемость самолета в начале движения.

При попутном ветре, наоборот, увеличивается длина разбегооа и пробегооа, ухудшается устойчивость и управляемость самолета в начале движения при взлете, усложняется выполнение взлета и посадки. Время и длина разбегооа (пробегооа), длина взлетной (посадочной) дистанции определяет потребные размеры аэродрома и взлетно- посадочной полосы.

Значительно усложняется взлет и посадка самолета при боковом ветре или при егооо больших боковых составляющих. При взлете с боковым ветром образуются дополнительные аэродинамические силы, затрудняющие управление самолетом. Под влиянием этих сил возникают кренящий и разворачивающий моменты. Кренящий момент образуется вследствие неравномерного обдува крыльев. Например, если ветер направлен справа относительно линии движения самолета, то на правой плоскости крыла подъемная сила возрастает, а на левой плоскости, уменьшается.

Разворачивающий момент возникает из за того, что центр тяжести и центр бокового давления ветра не совпадают. Поэтому боковой ветер создает силу, стремящуюся развернуть самолет против ветра. При очень сильном ветре реакция грунта на колеса шасси, противодействующая разворачивающему моменту, может оказаться недостаточной чтобы удержать самолет, и он развернется поперек ВПП. Н

Посадка самолета при боковом ветре связана с еще большими трудностями, чем взлет. Основная трудность заключается в том, что летчику приходится бороться со сносом самолета. Неточный учет ветра может привести к приземлению самолета вне ВПП. При сильном боковом ветре возможен срыв покрышек колес и поломка шасси в момент касания ВПП. В процессе пробегооа возникают разворачивающий и кренящий моменты, как и при разбегоое.

В силу перечисленных выше причин для каждого типа самолета устанавливается предельно допустимая скорость бокового ветра (боковой составляющий), при которой возможен взлет и посадка. Ее значение зависит от особенностей конструкции самолета и удельной нагрузки на крыло.

На точность приземления воздушных судов существенно влияет также изменчивость характеристик ветра вдоль ВПП и по высоте в приземном слое (до высоты 60…100 м). Для количественной оценки изменчивости используется понятие сдвиг ветра. Это изменение характеристик ветра на небольшом расстоянии. Различают вертикальный и горизонтальный сдвиг ветра. Сдвиг ветра при отсутствии маневра рулями и тягой двигателя может привести к Это изменение характеристик ветра на небольшом расстоянии. Различают вертикальный и горизонтальный сдвиг ветра. Сдвиг ветра при отсутствии маневра рулями и тягой двигателя может привести к перелету илинедолету самолета относительно расчетной точки приземления.

В инженерно-штурманских расчетах для трасс большой протяженности вместо градиентного ветра принято использовать эквивалентный ветер -расчетный ветер направленный вдоль маршрута полета и оказывающий на путевую скорость такое же влияние, как реальный ветер. Значение эквивалентного ветра равно разности модулей векторов путевой скорости и воздушной скорости :

Эквивалентный ветер-скалярная величина. Попутный эквивалентный ветер считается положительным, встречный-отрицательным. Аналитическое выражение для расчета эквивалентного ветра может быть получено из навигационного треугольника скоростей (рис. 10). Где: u-скорость ветра; ε –угол ветра; V- воздушная скорость.

Рис. 10. Навигационный треугольник скоростей

Приведенная формула позволяет определять эквивалентный ветер в одном пункте для определенного момента времени. Средний эквивалентный ветер по маршруту определяется по формуле: где: S-длина маршрута; -эквивалентный ветер на участке; -длина участка; n -число участков на маршруте.

При проектировании направления ВПП особое внимание уделяется господствующему ветру в данном районе. Основную или главную ВПП ориентируют по направлению преобладающегооо ветра, остальные полосы являются вспомогательными. Повторяемость ветров различных направлений получают в результате климатической обработки наблюдений за ветром и представляют в виде диаграммы, называемой розой ветров. Повторяемость в процентах соответствующих направлений ветра откладывают на восьми румбах в определенном масштабе. Полученные крайние точки соединяют отрезками прямых линий (рис. 11).

Рис. 11. Роза ветров

Ветры со скоростью, не превышающей 3 м/с, как мало влияющие на взлет и посадку самолетов, обычно относят к штилевому состоянию. Их повторяемость проставляется в кружке в центре розы ветров. На примере диаграммы, показанной на рисунке, можно сделать вывод, что наибольшую для данной розы ветров повторяемость (40%) составляют ветры юго- западного и северо-восточного направлений. По этому направлению и нужно строить основную ВПП для данного пункта. Розы ветров строят месячные, сезонные и годовые.

Методы измерения ветра

Для измерения характеристик ветра у поверхности земли используют метеорологические приборы : флюгер, анемометр, анеморумбометр, анеморумбограф. Флюгер- один из первых метеорологических приборов для измерения направления и скорости ветра. Он состоит из флюгарки, вращающейся вокруг вертикальной оси над крестовиной с указателями румбов, и металлической доски, по углу отклонения которой от вертикали определяют скорость ветра в метрах в секунду.

Анемометр - прибор для измерения скорости ветра. Обычно датчиком служит вертушка с несколькими полушариями, по частоте вращения которой в единицу времени определяют скорость ветра. Анеморумбометр – предназначен для дистанционного измерения мгновенной, средней, максимальной скоростей и направления ветра. Датчиком скорости ветра в этих приборах обычно является четырех или восьмилопастная вертушка, датчиком направления-флюгарка. Принцип действия прибора основан на преобразовании скорости и направления ветра в электрические величины, отсчитываемые по показаниям соответствующих электроизмерительных приборов.

Анеморумбограф–самопишущий прибор для регооистрации скорости и направления ветра. Радиозонд – применим в любое время суток, независимо от наличия облачности и осадков. Сущность радиозондирования состоит в радиолокации радиозонда - шара- пилота с подвешенным к нему радиозондом. Наблюдения проводятся радиолокационной метеорологической станцией (РМС), которая записывает на ленте наклонную дальность, азимут и угол места радиозонда. По этим данным проводится определение направления и скорости ветра на различных высотах.

Вопросы для самопроверки и контроля знаний 1. Что называется ветром? 2. В каких единицах измеряется направление и скорость ветра? 3. Как перевести скорость ветра из м/с в км/ч? 4. В каких аэропортах указывается магнитный ветер? 5. За счет чегооо возникает ветер? 6. Что называется горизонтальным барическим градиентом? Указать егооо средние и максимальные значения.

7. От чегооо зависит величина скорости ветра (из формулы силы горизонтального барического градиента) ? 8. За счет чегооо возникает и как действует сила Кориолиса? 9. Записать формулу для определения силы Кориолиса и объяснить ее физический смысл. 10. Какие силы действуют на движущуюся массу воздуха в слое трения (выше слоя трения)? 11. Что называется градиентном ветром? 12. Каким образом по отношению к изобарам дует ветер в слое трения (выше слоя трения)?

13. Что называется циклоном (антициклоном)? 14. Сформулировать барический закон ветра. 15. Каким образом изменяется скорость и направление ветра с высотой в слое трения (выше слоя трения)? 16. За счет чегооо возникает термический ветер? 17. Какой срок годности (радиус действия) данных о реальном ветре? 18. Что называется эквивалентным ветром и какие задачи решаются при егооо использовании? 19. Что такое роза ветров? 20. Как определяется направление и скорость ветра у Земли и на различных высотах? 13. Что называется циклоном (антициклоном)? 14. Сформулировать барический закон ветра. 15. Каким образом изменяется скорость и направление ветра с высотой в слое трения (выше слоя трения)? 16. За счет чегооо возникает термический ветер? 17. Какой срок годности (радиус действия) данных о реальном ветре? 18. Что называется эквивалентным ветром и какие задачи решаются при егооо использовании? 19. Что такое роза ветров? 20. Как определяется направление и скорость ветра у Земли и на различных высотах?