Построение системы энергоменеджмента и энергомониторинга (СЭММ) на объектах городского управления 01/07/2014 Додонов А.Н. Беккер В.Л. Технические эксперты.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Построение системы энергоменеджмента и энергомониторинга (СЭММ) на объектах городского управления 01/07/2014 Додонов А.Н. Беккер В.Л. Технические эксперты.
Advertisements

АСПЕКТЫ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА Карпенко Сергей Михайлович, к.т.н., доцент.
Департамент энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
г.Киев 2012 г. Важное о бизнес-процессном подходе в организации.
1 Об энергосбережении в Ярославской области Департамент топлива, энергетики и регулирования тарифов Ярославской области.
Проектный офис Рабочей группы по энергоэффективности Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики.
Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности МАОУ «СОШ 49»
МОДЕЛЬ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ Критерий 3: Менеджмент персонала.
Лекция 5 Региональные, муниципальные законы и постановления в области энергосбережения.
Company LOGO 24) обеспечение функционирования системы внутреннего мониторинга качества образования в образовательном учреждении РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ЗАКОН.
1 Разработка программ в области энергосбережения и повышения энергоэффективности ГУ «Центр энергосберегающих технологий Республики Татарстан при Кабинете.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЮ В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ г. ДОНЕЦКА Сафьянц Сергей Матвеевич, зав. кафедрой «Промышленная теплоэнергетика» ДонНТУ, директор Центра.
Разработка программ комплексного развития коммунальной инфраструктуры МСАЖКХ РТ.
Программа повышения квалификации ПРАКТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ И ПОВЫШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ.
О проекте Закона Республики Беларусь «Об энергосбережении» Семашко С.А. заместитель Председателя Госстандарта – директор Департамента по энергоэффективности.
О координации мероприятий региональной информатизации 1.
В Системе добровольной сертификации «МОЭК-Энергоменеджмент» установлен порядок взаимодействия органов по сертификации, учебных центров и специалистов.
ИНФОРМАЦИЯ о ходе реализации Стандартов качества предоставления бюджетных услуг.
Основы нормативного регулирования внутреннего контроля в Федеральном казначействе и его территориальных органах Начальник Отдела административного и технологического.
Перевод муниципальных услуг в электронный вид: ключевые подходы Отдел организационной работы Управления делами администрации г. Саянск а.
Транксрипт:

Построение системы энергоменеджмента и энергомониторинга (СЭММ) на объектах городского управления 01/07/2014 Додонов А.Н. Беккер В.Л. Технические эксперты Kazakhstan Climate Change Mitigation Program

Содержание учебной программы: - Определение СЭММ - Основные предпосылки для внедрения СЭММ - Основные барьеры по внедрению СЭММ - Энергомониторинг как неотъемлемая часть СЭММ - Стандартизированные этапы внедрения СЭММ -Текущее состояние СЭММ г.Караганды: a) Существующая структура принятия решений по энергетической политике и существующей системы энергомониторинга b) Схема формирования и оплаты счетов за энергоресурсы на объектах бюджетной сферы г.Караганда

Определение Термин «городской энергоменеджмент» обозначает стратегию и практические действия, направленные на достижение устойчивого и эффективного потребления энергии во всех сферах жизнедеятельности города и включает как организационные, так и технические мероприятия на объектах городской собственности. При этом в основе энергоменеджмента определяющим является анализ и снижение потребления тепловой и электрической энергии на этих объектах. - Общее представление о энергетических потоках города, сколько и в каких сферах деятельности муниципалитета (здания бюджетной сферы, транспорт, жилые здания, сфера услуг, производство и т.д.) расходуется энергии. - СЭМ позволяет отслеживать и вести контроль каждого из объектов городского управления по потреблению ТЭР на систематической основе, при этом осуществлять оперативное реагирование на различные изменения энергопотребления

Внедрение СЭМ полностью соответствует требованиям текущего законодательства в области энергосбережения и повышения энергоэффективности; закон Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности», а также отвечает требованиям Национальной программы энергосбережения РК «Энергосбережение ». Основные предпосылки внедрения СЭММ

В соответствии с Комплексным Планом Повышения Энергоэффективности Республики Казахстан на годы включено создание специальных отделов энергоменеджмента при Акиматах областей и городов Астана и Алматы. (Раздел жилищно-коммунальное хозяйство и бюджетный сектор, пункт 9). Основная задача обозначенных структурных подразделений – реализация мониторинга и контроля реализации политики энергосбережения в регионах. Реализация системы энергоменеджмента на бюджетных объектах города Караганда также поспособствует решению некоторых организационно-технических мероприятий, обозначенных в Комплексном Плане Энергосбережения Карагандинской области на 2012 – 2015 годы, а именно: 1)Раздел Организационные мероприятия, пункт 2 Введение международной системы энергоменеджмента ИСО 50000:1 на субъектах Государственного Энергетического Реестра. 2)Раздел Энергосбережение в бюджетной сфере, пункт 181 Организация термо модернизации, установка приборов учета энергоресурсов и автоматических систем регулирования теплопотребления государственных учреждений, замена ламп накаливаний на энергосберегающие лампы 3)Раздел Пропаганда энергосбережения и повышения энергоэффективности, пункт 188 Проведение семинаров по энергосбережению и энергоэффективности.

Основные барьеры по внедрению СЭММ: Недостаточная информированность и понимание ситуации со стороны Городской Администрации относительно создания системы энергоменеджмента в структуре городского управления. Отсутствие системы энергетического мониторинга объектов городской собственности и инфраструктуры, позволяющей осуществлять сбор и анализ данных потребления тепловой и электрической энергии. Отсутствие в структуре городских исполнительных подразделений отдельной должности/отдела энергоменеджмента и соответствующего взаимодействия с участниками энергетического процесса на объектах городской собственности, Низкий уровень осведомленности и информированности потребителей тепловой и электрической энергии в муниципальных и жилых зданиях. Отсутствие официальной энергетической политики, рыночные, финансовые, технические и другие факторы.

Энергомониторинг как неотъемлемая часть СЭММ Насосы

Энергоменеджмент предполагает создание надежной системы учета для обеспечения лиц, ответственных за принятие политических и административных решений относительно городской энергетики, качественной информацией о том, где, когда и как используется энергия. В основе системы учета лежит измерение. Однако измерение, если оно носит одноразовый или нерегулярный характер, ничего не дает. Только мониторинг делает учет содержательным. Энергомониторинг (ЭМ) – это методический регулярный учет потребления ТЭР и другими ресурсами объектов городского управления.

Основные причины внедрения энергомониторинга 1. Регистрация и оценка потребления энергии и затрат. Потребление энергии зависит от качества энергии, и от цены. Мониторинг делает возможным сравнение потребления и затрат, а также потребление энергии во времени. При обмене этой информацией, ответственные за управление затратами энергии – энергоменеджеры, руководители структурных подразделений – могут анализировать свои действия и корректировать их. 3. Корректировка возникших энергетических проблем связанных с потреблением энергии. При непрерывном мониторинге потребления энергии Вы можете распознать проблемы. Внезапное необъяснимое увеличение потребления требует исследования причин на месте возникновения. 4. Обоснование приоритетов для капитальных инвестиций. Определите, какие участки предприятия имеют самое высокое потребление энергии, и рассмотрите возможности модернизации или другие пути направленные на уменьшение потребления энергии.

5. Оценить успех внедрение энергетической политики/программы, отчетность. Сравнивание физических величин и фактических денежных сбережений от модернизации с показаниями в проекте. Отчеты и графики ЭМ являются инструментальными средствами для сравнений и доказательств. 6. Создание условий для энергетического менеджмента. Мониторинг сделает возможным количественный и качественный учет этих сбережений, а также оперативно реагировать на различные изменения в потреблении энергии зданиями, оперативное обнаружение утечек и поломок (самоходы счетчиков и т.п.). 7. Большая точность бюджета. Мониторинг предоставляет исторический просмотр затрат, который поможет Вам более реалистически планировать бюджет на будущее.

Стандартизированные этапы внедрения СЭММ Для внедрения системы городского энергоменеджмента необходимо реализовать алгоритм последовательных действий. Пошаговая инструкция по внедрению СЭМ на объектах городского управления для специалистов, занимающихся энергоменеджментом в муниципалитете города.

Для внедрения системы городского энергоменеджмента необходимо: 1. Назначить ответственного, за внедрение системы энергоменеджмента, который будет иметь связь с высшим руководством. Рекомендуется чтобы это был первый заместитель акима города или заместитель акима отвечающий за жилищно-коммунальное хозяйство предприятия. Разработка СЭМ как правило начинается с заявления главы городской администрации относительно проведения политики энергосбережения и повышения энергоэффективности в инфраструктуре города. Заявление публично декларируется и определяет руководством муниципалитета приоритетность вопросов энергетической эффективности и энергосбережения. Создание и развитие городской системы энергоменеджмента как инструмента реализации городской энергетической политики и одного из ключевых элементов современной системы управления городом в целом, требует соответствующего обеспечения. Прежде всего, это: Единодушное признание депутатами и руководством муниципалитета приоритетности вопросов энергетической эффективности и энергосбережения для устойчивого развития на длительную перспективу и необходимости создания СЭМ.

Принятие распорядительных документов с целью обеспечения долгосрочной политической поддержки процесса создания системы энергетического менеджмента в муниципалитете: 1. Распоряжение «О внедрении энергетического менеджмента в бюджетной сфере муниципалитета», «О создании рабочей группы по вопросам энергосбережения и энергетической эффективности» 2. Решение муниципального совета об утверждении энергетической политики, и энергетической программы направленной на повышение эффективности использования энергетических ресурсов (в зданиях бюджетных учреждений муниципалитета и т.п.) 3. Внесение в бюджет финансирования на создания системы энергетического менеджмента

2. Создание в структуре муниципалитета многоуровневой системы администрирования и управления энергоносителями и энергоресурсами. Создать отдел/управление энергоменеджмента внутри городской административной структуры управления и обеспечить его соответствующими правами, оргтехникой и специализированным программным продуктом. Работники отдела на начальной стадии должны разработать и утвердить единую форму «Журнал учета потребления энергоносителей и энергоресурсов». Эти журналы должны быть на каждом из объектов городского управления. На данном этапе также необходимо предусмотреть установку единой компьютерной программы энергомониторинга, предусматривающей единый централизованный сбор данных потребления тепловой и электрической энергии каждым объектом городского управления.

Для реализации поставленных задач формируется иерархическая организационно-функциональная структура – энергокоманда. Городской энергоменеджер опирается на ответственных лиц за энергоменеджмент в отраслевых подразделениях (образования, здравоохранения, культуры, спорта). Ответственные лица в отраслевых подразделениях связаны в свою очередь с лицами, ответственными за сбор информации о потреблении ТЭР (показаний счетчиков) в отдельных зданиях бюджетной сферы. Важный фактор – работа энергокоманды под личным контролем, как минимум, заместителя Акима, который контролирует бюджет и административный аппарат городского совета и, следовательно, отвечает за финансовое и кадровое обеспечение данного процесса.

Ответственные лица за энергосбережение в учреждениях Ответственные лица за энергосбережение в структурных подразделениях Энергоменеджер в структуре городской администрации Заместитель акима города Аким Структура построения системы энергетического менеджмента в муниципалитете

3. Произвести подбор лиц, которые будут выполнять функции энергоменеджеров в структурных подразделениях городской администрации (управлениях образования, здравоохранения и культуры). Это сотрудники управлений, департаментов, назначенные соответствующим приказом или согласно должностных инструкций, которые являются ответственными за проведение сравнительных анализов по потреблению энергоносителей и энергоресурсов на закрепленных за ним объектах, и доведение данных отчетов руководству.

Энергоменеджеры должны быть компетентными на основе соответствующего образования, профессиональной подготовки, навыков и опыта. В команде энергоменеджеров должны быть четко определены и распределены ключевые роли, обязанности и полномочия. Распределение ролей осуществляется на основе организационной структуры, классификаций профессий, должностных инструкций. Основные должностные обязанности энергоменеджера : - Организация изучения состояния городской энергетики; - Выявление основных заинтересованных сторон и сотрудничество с ними во время разработки и внедрения городской энергетической политики и плана действий по устойчивому энергетическому развитию города; - Разработка энергетической политики города; - Разработка долгосрочного плана действий по устойчивому энергетическому развитию города; - Разработка городских программ энергосбережения;

Основные должностные обязанности энергоменеджера : - Ежедневное координирование работы по энергоменеджменту; - Проведение мониторинга и контроля за соблюдением эксплуатационных норм потребления энергоресурсов (лимитов) объектами городской собственности; - Проведение бенчмаркинга объектов городской собственности; - Обеспечение проведения энергоаудита объектов городской собственности; - Отчетность о выполнении годового плана закупок энергии и мероприятий в сфере энергоменеджмента, а также о достигнутых успехах; - Организация внутренних аудитов системы энергоменеджмента и внесение необходимых улучшений; - Содействие в информированности об использовании энергии и создание мотивации для персонала; - Обеспечение подготовки персонала по вопросам энергосберегающей и энергоэффективной деятельности; - Координация, выявление и оценка новых возможностей для внедрения энергоэффективных мероприятий и возобновляемых источников энергии; - Разработка инвестиционных программ, направленных на улучшение функционирования городского энергетического сектора;

4. Произвести назначение лиц, ответственных за сбор показателей приборов учёта (счетчиков), фиксации их в журналах и внесение в специализированную программу (приказы начальников управлений) в бюджетных учреждениях/зданиях. Это сотрудники бюджетных учреждений (завхозы и т.п.), ответственные за сбор показаний приборов учета, внесения их в «Журнал учета потребления энергоносителей и энергоресурсов», а впоследствии и в базу данных специализированного программного обеспечения. 5. Обучить энергоменеджеров структурных подразделений и ответственных за сбор показателей приборов учета (счётчиков) использованию специализированного программного обеспечения.

6. Собрать и провести анализ потребления энергоресурсов за предыдущие годы. Энергоменеджеры структурных подразделений производят сбор данных о потреблении зданиями энергоносителей и энергоресурсов (электроэнергии, тепла, газа, горячей и холодной воды и т.п.) не менее чем за три последних года и вносят их в компьютерную программу. Также они производят сбор данных о количестве работников и посетителей (школьников, детей и т.п.) в каждом здании. 7. Определить начальный энергетический профиль (отправную точку), в соответствии с которой впоследствии будет проводиться сравнение потребления энергетических ресурсов. Энергоменеджеры муниципалитета проводят анализ потребления энергоносителей и энергоресурсов за последние три года, учитывая при этом температурные показатели окружающей среды и определяют (выбирают) базовый год (отправную точку) с которым впоследствии будут производиться сравнение потребления энергетических ресурсов.

8. Проведение энергетической и экологической инвентаризации объектов бюджетной сферы, которые вошли в энергомониторинг. Электронная база должна содержать основную информацию: Название учреждения; Перечень зданий в составе учреждения; Характеристики здания; Информация об энергоснабжающих организациях здания; Подводы энергоносителей; Информация о приборах учета энергоносителей; Показания приборов учета за предыдущий период; Ежемесячные счета по оплате энергопотребления за предыдущий период; Текущие показания приборов учета и счета за каждый энергоноситель; Ежемесячные платежные документы.

9. Организация мониторинга потребления энергии бюджетными учреждениями с формированием электронных баз данных ежедневного потребления энергоносителей и энергоресурсом в разрезе каждого здания. Ответственные за сбор показаний приборов учета энергоресурсов производят ежедневный /еженедельный сбор показаний приборов учета и вносят их в «Журнал учета потребления энергоносителей и энергоресурсов» и в базу данных специализированного программного продукта, а также оповещают энергоменеджера своего структурного подразделения о всех авариях и различных ремонтных неплановых мероприятиях на объектах. 10. Проведение ранжирования объектов по параметрам энергетического функционирования. Энергоменеджеры муниципалитета на основании полученных данных о потреблении энергоносителей за последние три года и текущего периода проводят ранжирование зданий по типу, количеству потребляемых энергоресурсов и другим показателям, определяя при этом самые проблемные (энергозатратные) здания. В последствии проводится анализ и определяются причины высокого энергопотребления данных зданий.

11. Разработка системы формирования лимитов потребления энергоресурсов и энергоносителей бюджетными учреждениями, что попали под ЭМ и контроль за их соблюдением. Энергоменеджеры муниципалитета и структурных подразделений на основании полученных данных (потребление энергоресурсов за последние три года, текущее потребление энергоресурсов, температурные показатели окружающей среды, количество работников и посетителей в каждом здании и т.д.) совместно разрабатывают лимиты потребления энергоресурсов и энергоносителей по структурным подразделениям для каждого здания отдельно. 12. Мотивация персонала и руководства бюджетных учреждений к экономии и рациональному потреблению. 13. Расширение сферы действия энергоменеджмента на другие сектора городской инфраструктуры. 14. Разработка программ энергосбережения города

Проведение технической инвентаризации объектов

26 Проведение технической инвентаризации Исполнители на местах Посещение объектов Заполнение опросных листов Отдел Анализа и мониторинга Формирование единой электронной базы данных Анализ, оценка, рекомендации. Управление Энергетики и ЖКХ Формирование бюджета и включение в инвестиционную программу

26 Посещение объектов и заполнение опросных листов технической инвентаризации. - Для объектов городского подчинения, проводится ответственными специалистами Акиматов городов из профильных департаментов - Для объектов областного подчинения, проводится ответственными специалистами профильных департаменов Областного управления.

26 Специалисты Областного отдела анализа и мониторинга: - Собирают данные полученные на этапе проведения инвентаризации; - Формируют единую электронную базу данных технической инвентаризации объектов; - Проводят анализ, оценку и подготовку рекомендаций по совершенствованию СЭММ.

26 Общая схема методики проведения анализа результатов технической инвентаризации Объекты разделяются по типу балансовой принадлежности, площади, наличию АТП, приборов учета и тд. Проводится оценка технического состояния каждого объекта и СЭММ и определяется его категория. I – полностью автоматизированные II – частично автоматизированные III – неавтоматизированные Определяется уровень необходимой модернизации и формируется заявка и перечень инвестиций. Утверждение выделения бюджетных средств Областным управлением для проведения мероприятий на местах

Текущее состояние СЭММ г. Караганды

Существующая структура принятия решений по энергетической политике и существующей системы энергомониторинга

Описание структуры: В городе Караганда имеется Единая диспетчерская служба (ЕДСО), которая осуществляет сбор и анализ данных по энергопотреблению. Однако, движение данных не полностью автоматизировано, что представляет собой угрозу потери части данных. Как видно, часть информации (электроэнергия) поступает в энергопередающие организации при помощи GSM-модемов, но взаимодействие между этими компаниями и ЕДСО отсутствует. На данном этапе в городе Караганда все юридические лица, включая объекты бюджетной сферы имеет приборы учета потребления воды, тепловой и электрической энергии согласно действующему законодательству. Показания с приборов учета (далее – ПУ) снимаются контроллерами – представителями энергопередающих организаций (организации-владельцы сетей, к которым подключен Ваш объект).

Снятия показаний с приборов учета по потреблению тепла и воды производится вручную в присутствии представителя потребителя. Оплата производится по факту потребления. Если прибор учета находится на поверке, то оплата производится по установленным нормам (площадь, количество потребителей и тд.). На подавляющем большинстве объектов бюджетной сферы города Караганды установлены приборы учета с дистанционным снятием показанием по потреблению электроэнергии. В этом случае показания по потреблению попадают в диспетчерский центр энергопередающей организаций при помощи GSM- модемов. При желании, потребитель может отслеживать свои показания самостоятельно (если ТП находится на балансе потребителя), либо может вызвать представителя энергопередающей организации, для того, чтобы получить доступ и посмотреть показания ПУ (если у потребителя возникли сомнения в правильности выставленного счета). Описание структуры:

Данные поступают сначала в энергопередающей организации: ТОО «Теплотранзит» (теплосети), ТОО «Караганды Жарык» (электрические сети), ТОО «Караганда Су» (водопроводные сети). От них – уже в энерго-, водо-снабжающие организации, непосредственно выставляющие счета. Данное четкое разделение функций предусмотрено Законом РК «Об Электроэнергетике» (по электроэнергии). Далее, представители энергопередающей организации передают показания потребителей в энергоснабжающие организации, которые и выставляют счета. Показания снимаются ежемесячно числа (для каждого потребителя определен и согласован день), раз в месяц. Основной энергоснабжающей организацией (тепло, электроэнергия, вода – очень удобно интегрированные компании, имеющие лицензию на снабжение всеми видами ресурсов) в г. Караганда является ТОО «Караганда ЖылуСбыт», все данные по нормативам и тарифам (для физических и юридических лиц, дифференцированных по зонам суток и нормам потребления) имеются на сайте

Энергопередающие (владельцы сетей) и энергоснабжающие организации – это частные организации. Исключение составляют энергопередающие организации, которые могут государственными и квазигосударственными (КГП на ПХВ – коммунальное государственное предприятие на праве хозяйственного ведения – пример государственного (КГП на ПХВ «Кокшетау Жылу») и акционерные общества с участием акиматов – пример квазигосударственного – (АО «Астана РЭК»). Цепочка движения энергоресурса: Источник (ТЭЦ, ГЭС, скважина) – сети (тепловые, электрические, водяные) – энерго-, водоснабжающие организации – Потребитель. Информацию по показаниям прибора учета в энергопередающей организации получить может только потребитель, либо его представитель с доверенностью. Описание структуры:

Схема формирования и оплаты счетов за энергоресурсы на объектах бюджетной сферы г.Караганда На основании ежемесячного контроля показания приборов учета электроэнергии снимаются дистанционно и направляются в ТОО "Қараганды Жарық". Показания приборов учета тепловой энергии, холодной и горячей воды снимаются вручную контролерами поставщика (тепловая энергия и горячая вода - Караганды ЖылуСбыт, холодная вода - Караганды Су. Каждый поставщик ведет собственный учет. На сегодняшний день не сформирована Единая Информационная Система, куда стекается вся информация по потреблению энергоресурсов. Областное управление образования, собирает информацию о потребленных энергоресурсах ежегодно. Ежемесячного учета не ведется, за исключением пилотного сбора данных о месячном потреблении за 1 кварталы с 2011 по 2014 годы. Плановый отдел управления видит только итоговую цифру - расход финансовых средств, и по какой бюджетной программе произведена оплата. То есть существует статья расхода на оплату коммунальных услуг, но для дифференциации оплаты по типу ресурса, необходимо производить дополнительных запрос.

Оплату производит областная Управление образования, за счет средств заложенных заранее в бюджет области. Решением Маслихата Карагандинской области деньги выделятся на управление образования, а управление образования - распределяет на свои подведомственные организации согласно ранее предоставленным ими бюджетным заявкам. Ежегодно составляется бюджетная заявка на 3 ближайшие года, таким образом, два года всегда уточняются, а третий год - это новые сведения. Помимо этого, в течение года также может происходит уточнение. Сэкономленные средства можно расходовать по программе "на укрепление материальной базы".

Финансирование выделяется на основании бюджетной заявки на год. Сумма из года в год может изменяться в основном из-за роста тарифов, или изменения форм собственности или подчинения отдельных объектов. Объем оплаты формируется бухгалтерами учебного заведения на основании анализа оплаты за прошлые года. В дальнейшем средства в начале года выделяются подведомственным областным организациям из областного бюджета и расходуются в течение года. Аналогичная процедура в настоящее время применима и для остальных групп объектов бюджетной сферы города – учреждения здравоохранения, культуры и спорта и тд.

Спасибо за внимание !!! 01/07/2014