Племнек Александр Иванович, директор Информационно-библиотечного комплекса СПбГПУ, исполнительный директор АРБИКОН «Библиотеки в информационном обществе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Проекты ГПНТБ России в области электронных библиотек Михаил Гончаров, Директор Центра интернет-технологий Государственной публичной научно- технической.
Advertisements

Проекты АРБИКОН МАРС и ЭДД Игорь Валерьевич Крутихин Руководитель проекта МАРС Ассоциация региональных библиотечных консорциумов (АРБИКОН), Зональная научная.
Российские библиотечные консорциумы для совершенствования электронных сервисов Александр Племнек, Санкт-Петербургский государственный политехнический университет.
Корпоративная каталогизация Григорьева И. Н., зав. сектором отдела научной обработки документов ТОУНБ им. А.С. Пушкина.
На примере деятельности информационно- библиографического отдела Владимирской областной научной библиотеки.
Презентация к педсовету Автор: директор МОУ ООШ 27 Белянова Т.Н.
Электронная доставка документов опыт внедрения в НБ ТНУ им. В.И. Вернадского.
МОДЕЛИ доступа к электронным ресурсам в сети ЛИБНЕТ С-Петербург, 29 март 2011 Логинов Б.Р.
Тенденции развития и автоматизации вузовской библиотеки: от электронного каталога к мобильным решениям Плотников Павел, Директор Департамента Маркетинга.
«Крым-2013» Электронные ресурсы в системе комплектования и информационного обеспечения ГПНТБ России Евстигнеева Г.А. ГПНТБ России, Москва.
«Библиотека/медиатека гимназии (21 век)» Проект реализуется Фондом поддержки образования (г. Санкт-Петербург)
Полухин Б.М. 1 Возможности ИТ по накоплению и использованию производственного опыта Управление знаниями.
Предложения по созданию системы эффективного информационного обеспечения и оценки научно-исследовательской и образовательной деятельности в российских.
Мулева Юлия Николаевна, заместитель директора библиотеки Высшей школы менеджмента СПбГУ, Санкт-Петербург, Россия.
Электронные ресурсы для высшей школы 16 марта 2011 г. Санкт-Петербург Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена фундаментальная.
Библиотеки ЦБС БЕН РАН и информационное обеспечение науки Н.Е.Каленов
Информационно- технологический потенциал Республики Беларусь Выполнила студентка группы ЭС-461 Игнатенко Евгения Геннадьевна.
О приоритетных направлениях использования информационно- коммуникационных технологий в области культуры Herceg Novi 2011 Докладчик: Суконкин Александр.
О программе развития электронного образования на годы Сентябрь 2013.
КРАСНОЛУЧСКАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ БИБЛИОТЕЧНАЯ СИСТЕМА «Библиотечные фонды ЦБС: проблемы формирования и доступа» Ведущий библиотекарь отдела комплектования.
Транксрипт:

Племнек Александр Иванович, директор Информационно-боблиотечного комплекса СПбГПУ, исполнительный директор АРБИКОН «Библиотеки в информационном обществе – развитие парадигмы»

4 «…Самой большой ошибкой, которую боблиотекари могут допустить в настоящее время – это решить, что в преимущественно электронной среде их главной ролью станет роль оператора, обеспечивающего доступ... Главными функциями боблиотеки всегда были и вне зависимости от технологии останутся: отбор, организация и хранение, сохранность и предоставление доступа...». Росс Аткинсон (в переводе И.Л. Линден) Cornell Univ. Однако, действительность показала зависимость сути процесса от технологии

Развитие или Смена парадигмы? Паради́гма (от греч. παράδειγμα, «пример, модель, образец») - совокупность фундаментальных научных установок, представлений и терминов, принимаемая и разделяемая научным сообществом и объединяющая большинство его членов в определенный период времени.

Смена парадигмы Смена парадигм - термин, впервые введённый историком науки Томасом Куном в 1962 году для описания изменения базовых посылок в рамках ведущей теории науки. Согласно Куну, научное знание развивается скачкообразно, посредством научных революций. Любой критерий имеет смысл только в рамках определённой парадигмы, исторически сложившейся системы воззрений. Научная революция это смена научным сообществом объясняющих парадигм.

Циклы развития науки (по Т. Куну) Нормальная наука. Каждое новое открытие поддаётся объяснению с позиций господствующей теории. Экстраординарная наука. Кризис в науке. Появление аномалий необъяснимых фактов. Увеличение количества аномалий приводит к появлению альтернативных теорий. В науке сосуществует множество противоборствующих научных школ. Научная революция. Формирование новой парадигмы.

Вопрос Не наблюдаются ли такие же процессы в боблиотечном деле? Мы продолжаем работать по старой модели, а ожидаемый результат не приходит. Последний лет 10 мы говорим о необходимости изменения боблиотек. И пожалуй только последнее время появляется представление, куда именно предлагается двигаться

Некролог традиционным боблиотекам, написанный боблиотекарями К 2015 году *… Используются разнообразные источники информации: «Наши пользователи будут удовлетворять до 90% своих информационных потребностей в источниках, не связанных непосредственно с боблиотекой». Традиционные боблиотеки больше не требуются: «Успешными станут те боблиотеки, которые смогут переориентировать большую часть персонала на выполнение новых обязанностей в боблиотеке» Пространство боблиотек не только для книг: «Большая часть боблиотечного пространства будет отведена для новых функций, не связанных с боблиотечными фондами и услугами» * Источник: Taiga Forum Draft Provocative Statements

Изменчивость цен Цены на журналы растут быстрее, чем бюджет боблиотеки

Оправдано ли увеличение цен? Разница позиций боблиотек и издательств Библиотека Цены опережают инфляцию Пакетирование подписки не дают возможности отказаться от «лишних» наименований Риск лишиться архивов Правообладателями являются издательства Цены могли бы быть ниже при некоммерческой модели доступа к ресурсу «Почему мы должны платить за доступ к произведению, созданному сотрудником нашего института?» Издательство Объем публикуемых научных данных значительно возрос Стоимость одного использования е-ресурса снижается Пакеты дают возможность пользоваться скидками и получать доступ к расширенному набору ресурсов Переход к е-журналам требует значительных вложений в новую инфраструктуру «Мы готовы перейти к модели открытого доступа… если это не приведет к снижению нашей прибыли»

Традиционный цикл накопления- потребления информации Цикл потребления информации Цикл накопления информации Магазины, боблиотеки Поиск Заказ Доставка Издательства

Современный цикл накопления- потребления информации Издательство Агрегатор Библиотеки ИНТЕРНЕТ

С нами или без нас ? Модель локального обслуживание (1990 е) Глобальная цифровая модель (2000 е) Облачная модель (2010 е) Универсальный облачный сервис (книги, музыка, видео)

Пользователи меняются быстрее боблиотекарей Где ищут информацию студенты и ученые?

Библиотекарь в одиночестве? Книгооборот и справочно-боблиографическое обслуживаниее

От владения к доступу Имеем… Большие фонды печатных книг с низким книгооборотом Дублирование книг на полках отдела, боблиотеки, боб. сети, консорциума Закупка книг «по случаю» – возможно, они понадобятся пользователю в будущем Стремимся… Приоритет закупки е-книг Печатные книги сохраняются (и предоставляются в пользование) в специальных корпоративных хранилищах вне помещений боблиотек Е-книги приобретаются только по запросу пользователей Что препятствует? Ограничения по защите авторского права препятствуют доступу к произведениям-сиротам и отсканированным материалам из фонда Не все учебники доступны в виде е-книг Закупка е-книг - более сложный процесс Условия доступа ограничивают свободу пользователя в работе с е-книгами

Изменения в научных коммуникациях Имеем… Ученые передаю исключительное право издательствам Деятельность ученых оценивается по публикациям в журналах, выпускаемых издательством Издательства продает доступ к е-журналам пакетами с фиксированными наименованиями Стремимся… Авторы сохраняют часть прав для размещения статей в репозиториях открытого доступа Ученые имеют другие возможности распространения результатов работ, препринтов Вклад ученого оценивается не только по количеству журнальных публикаций (АЛЬТМЕТРИКА) Что препятствует? Зависимость статуса ученого от публикаций подталкивают его к опубликованию в высокоцитируемых журналах, обычно выпускаемых небольших количеством издательств Издательства сомневаются в переходе на модели публикаций открытого доступа, боясь потери финансовой стабильности

Библиотечное пространство Имеем… Площади боблиотек заняты в основном книгами и журналами в открытом доступе От 50 до 80% книг НИКОГДА не будут востребованы Стремимся… Предпочтение отдается E-книгам и e-журналам что гарантирует постоянный доступ Печатные фонды, по возможности, убираются Сервисы учебного процесса перемещаются на территорию боблиотек Что препятствует? E-книги и сервисы дискавери пока не могут полностью заменить традиционный фонд Некоторые группы пользователей протестуют против сокращения печатных фондов Отбор сохраняемых в фонде книг и журналов – длительный процесс Высокая стоимость реорганизации боблиотечного пространства под новую модель

Библиотекари Имеем… Стремимся … Библиотекари вовлечены в онлайновые курсы, в работу научных групп, в учебный процесс Специализация сотрудников на поддержке новых технологий обучения, е-науки, управлению массивами цифровых данных (Data Curation) Что препятствует? Некоторые боблиотекари не имеют знаний и желания в освоении новых услуг Университеты не всегда видят в боблиотекарях полезных специалистов в реорганизации учебного процесса и научной деятельности Значительное время тратится на каталогизацию и обработку печатного фонда Снижение показателей книг о оборота и справочных служб

Data curation, или хранение и обслуживаниее научными данными

Нынешнее (неустойчивое) состояние «Гонка» в увеличении собственных фондов Комплектование направлено на создание коллекции Нет реальной альтернативы издателях научных журналов Фокус на создании «удобного» пользования фондом и справочной службой Пространство используется для мало-востребованных служб Пути миграции Повышение квалификации для обеспечения качественных сервисов и открытого доступа Оптимизации объема собственных бумажных фондов Поддержка открытого распространения знаний Развитие боблиотечных услуг Переориентации персонала и пространства «Цифровое» будущее Корпоративные коллекции и цифровые ресурсы Комплектование по фактическому использованию Стимулирование и пропаганда моделей открытого доступа Создание разнообразных сервисов поддержки обучения и науки Пространство для обучения и работы в группах и индивидуально

Корпоративность является необходимым этапом перехода к новой парадигме

24 Реорганизация боблиотечных процессов Требования к бизнес-процессам: реорганизация для сокращения дублирования, повышения эффективности (снижение трудозатрат) для типовых операций Корпоративное комплектование Комплектование с учетом корпоративности Эффективный обмен ресурсами и сервисами Корпоративное создание ресурсов

Корпоративные сервисы Сводный каталог Поиск через единое окно Заказ через единое окно Каталогизация заимствованием МБА/ЭДД Корпоративная подписка на внешние ресурсы Создание корпоративных ресурсов

Участники проекта МАРС 230 участников из 100 городов 4 стран 24 организаций в очереди на вступление

Полная роспись всех статей из каждого расписываемого журнала, развёрнутый поисковый образ документа, указание мест работы авторов.

Объем сводной БД МАРС 28 на

Основные данные по проекту МАРС Показатель Значение Число записей (прирост за год более 275 тыс.) Число журналов 2069 в т. ч. активные 1799 в т. ч. ВАКовские 1007

Динамика проекта МБА на

Динамика проекта МБА на

Динамика проекта МБА на

Динамика проекта МБА на

Новые корпоративные проекты АРБИКОН (2014) Архив статей из российских журналов (ДЖЕСТОР/JESTOR) ФЕДерация Унифицированного доступа к Ресурсам Учебной Среды в России (FEDURUS/ФЕДУРУС)

ВАЖНАЯ ЧАСТЬ РАБОТЫ СОВРЕМЕННОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ БИБЛИОТЕКИ – ЭТО ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДОСТУПА К ВНЕШНИМ РЕСУРСАМ

Не будьте одинокими!

Ловите драйв от совместной работы!

Спасибо за внимание! (812) Племнек Александр Иванович Информационно-боблиотечный комплекс СПбГПУ, директор, АРБИКОН, исп. директор, Санкт-Петербург, 2014