КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Основные особенности ЛОРТ Учитель: Т.П.Безобразова, МОУ Павловская СОШ им.А.К.Васильева, 2010 г.
Advertisements

Методическая работа в образовательном учреждении в условиях внедрения ФГОС.
Методическая работа в школе в связи с переходом на ФГОС ООО.
Организация введения ФГОС на муниципальном уровне (методический аспект) Методист начальных классов МБУ ГНМЦ г.Читы Мыльникова О.И.
Современные требования к профессионалу. Профессионал: - это социально и профессионально компетентный работник с хорошо выраженными профессионально важными.
Творожникова В.А. Руководитель отдела профориентационной работы ГАУ РК «РИЦОКО»
Утверждена приказом 52/3 от г.. ПреимуществаПротиворечия мотивированность педагогического коллектива на работу по развитию образовательного.
Стратегия развития МБОУ СОШ 41 на период года Цель: Создание образовательно – воспитательного пространства для успешной социализации и развития.
ОКРУЖНОЙ КРУГЛЫЙ СТОЛ « ПЕРВЫЕ ШАГИ РЕБЁНКА В ШКОЛЕ : АДАПТАЦИОННЫЙ ПЕРИОД » Цель : - обсуждение вопросов адаптации учащихся в школе; - обмен опытом и.
Экспертная консультация Участие базовых и стажерских площадок АКИПКРО в реализации персонифицированной модели повышения квалификации работников образования.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: проблемы внедрения и пути их решения.
Формирование допрофессиональной компетентности обучающихся общеобразовательной организации в условиях внедрения ФГОС основного и среднего общего образования.
Самообразование учителя Материалы к школьной методической конференции 2009 года.
второго поколения ФГОС второго поколения определяет ФГОС определяет Требования к структуре основных общеобразовательных программ Требования к результатам.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида 212» Заведующий Н.В. Демидова.
Новые подходы к учебно- методическому, информационному и материально-техническому обеспечению реализации ФГОС общего образования.
Концепция выявления, развития и профессионального становления интеллектуально одарённой молодежи в Республике Беларусь на этапах «школа – высшее образование.
Компетентностный подход в образовании – путь повышения его качества Расширенное заседание методического совета 29 ноября 2010 года.
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Психологические аспекты содержания Федерального государственного образовательного стандарта общего образования второго поколения.
Транксрипт:

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В СООТВЕТСТВИИ С СОВРЕМЕННЫМИ ТРЕБОВАНИЯМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Байбородова Людмила Васильевна, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского

формирование компетентного, социально устойчивого, нравственного, ответственного профессионала, способного качественно решать современные задачи воспитания и образования подрастающего поколения в системе дополнительного образования детей. Общая цель подготовки :

обеспечить подготовку педагогов к постоянному профессиональному самосовершенствованию в условиях непрерывного образования на основе консолидации научно-практического, педагогического, информационного, потенциала учреждения, развития взаимодействия с органами образования и работодателями, сетевого взаимодействия с партнерами и внедрения инновационных образовательных технологий. Цель учреждения высшего или дополнительного профессионального образования:

обеспечить развитие личностного и творческого потенциала студентов, сформировать у них потребность в «обучении всю жизнь», индивидуальный профессиональный стиль. Цель преподавателя:

стать субъектом своего профессионального развития, педагогом, успешно и результативно взаимодействующим с детьми и их родителями в решении задач развития индивидуальности и личности каждого ребенка, формирования у него гражданских и нравственных качеств. Цель студента (слушателя):

- Индивидуализация подготовки -Непрерывность и многоуровневость подготовки ОСНОВОПОЛАГАЮЩИЕ ИДЕИ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

– это направленное воздействие внешнего образовательного пространства, включающего адаптацию содержания и форм педагогической работы к индивидуальным особенностям студента (слушателя), оказание ему педагогической поддержки с целью развития его индивидуальности. Внешняя индивидуализация

– это направленность обучающегося на развертывание и реализацию индивидуальных устремлений, выработку жизненных стратегий, формирование у него субъектной позиции, индивидуального пути развития. Фактором проявления внутренней индивидуализации является осознаваемая потребность, стремление качественного и лучшего изменения себя. Внутренняя индивидуализация

Непрерывность образования подразумевает преемственность образовательной деятельности при переходе от одного ее вида к другому, определяет включенность личности в образовательный процесс на всех стадиях своего развития. С позиции человека это означает образование и самообразование с целью продвижения «вперед» в совершенствовании определенного профиля либо «в сторону» его расширения, а также освоения новых разделов и повышения качественного уровня («вверх»). НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

подготовки кадров является объективной характеристикой непрерывного педагогического образования. Профессиональное становление и развитие педагога дополнительного образования, способного успешно трудиться и добиваться высоких результатов в своей деятельности – длительный процесс, который можно представить уровнями и этапами. Выявление и определение этих уровней позволяет обеспечить непрерывную подготовку кадров на основе преемственности, систематичности, последовательности и преемственности. Многоуровневость

уровни (этапы) профессиональной подготовки; уровни образованности, подготовленности обучающихся; уровни становления субъектности обучающихся; уровни познавательной активности и др. Уровневость присуща целям, задачам, содержанию подготовки педагогов и подтверждается на каждом этапе профессионального образования. Уровневость подготовки педагогических кадров можно рассматривать в следующих аспектах:

допрофессиональная подготовка; бакалавриат; магистратура; аспирантура. Уровни дополнительного профессионального образования кадров для сферы дополнительного образования детей: повышение квалификации кадров; переподготовка кадров (педагогических и непедагогических направлений) к педагогической деятельности в сфере дополнительного образования. Уровни профессиональной подготовки кадров для сферы дополнительного образования:

Системный подход Компетентностный подход Рефлексивно-деятельностный подход Субъектно-ориентированный подход Практико-ориентированный подход ПОДХОДЫ К ПОДГОТОВКЕ КАДРОВ ДЛЯ СФЕРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

- выявление и обоснование актуальных проблем в общем и дополнительном образовании детей; - определение задач и содержания подготовки кадров с учетом выявленных педагогических проблем, существующих в практике ДОД; - диагностику профессиональных трудностей, с которыми сталкиваются педагоги дополнительного образования и учет их при подготовке кадров; ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД ОЗНАЧАЕТ:

обеспечение взаимосвязи целевых и содержательных ориентиров дополнительного образования детей и подготовки педагогических кадров; освоение обучающимися современных технологий ДОД в процессе деятельности; изучение и формирование заказа органов образования, работодателей на подготовку педагогических кадров для системы дополнительного образования; целевое, систематическое взаимодействие организаций, которые занимаются подготовкой педагогических кадров для сферы ДОД, образовательных учреждений, структур дополнительного образования детей, органов образования. Практико-ориентированный подход означает:

Принцип адекватности и перспективности Принцип фундаментальности и вариативности Принцип стабильности и развития Принцип повышения воспитательного потенциала образовательного процесса Принцип создания и развития креативной образовательной среды Принцип технологичности Принцип межведомственного взаимодействия ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Принцип личной и профессиональной перспективы Принцип самосознания и самоуправления Принцип проблемности Принцип прогнозирования и проектирования индивидуальной образовательной деятельности обучающихся Принцип свободного, самостоятельного выбора обучающимися содержания и форм деятельности Принципы организации деятельности студентов (слушателей)

Содержание подготовки кадров должно соответствовать: федеральным государственным стандартам профессионального и общего образования; требованиям современного общества к деятельности педагога, изложенным в профессиональном стандарте; требованиям социально-экономического развития, страны, региона, предусматривающим преодоление рассогласованности с потребностями рынка труда в отрасли и регионе; современному уровню развития образования, педагогической науки и практики России и региона. Содержание подготовки кадров для сферы дополнительного образования детей в системе высшего и дополнительного профессионального образования

решение задач профессиональной подготовки; формирование профессиональных компетентностей; реализация профессиональных функций; освоение видов профессиональной деятельности; освоение сфер практической деятельности детей; развитие сфер индивидуальности обучающегося (интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной, практической, волевой, саморегуляции, экзистенциональной); содержание учебного процесса и воспитательной работы Подходы к определению содержания подготовки:

Блочно-модульное обучение С позиции обучающегося – возможность получения образования с минимальными финансовыми затратами, в удобной форме, в удобное время, в своем темпе. С позиции обучающего – отсутствие необходимости готовить учебно-методические разработки по каждому курсу, учебнику, программе; высвобождение времени для тьюторства. С позиции учебного заведения – возможность обучения большего охватом и без обучающихся теми же силами преподавателей и на той же учебной базе. С позиции отрасли – возможность глубже проводить профессиональную подготовку персонала с большим охватом и без значительного увеличения. ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ

Отбор педагогических средств подготовки педагогов для сферы дополнительного образования предусматривает: - педагогизацию образовательного процесса; -признание студента главной действующей фигурой образовательного процесса; -ориентацию на субъектный опыт и психологические особенности обучающихся; - единство обучения и самообразования; - участие обучающихся в отборе педагогических средств; - самостоятельное проектирование индивидуальной программы образования -

Педагогические средства обучения творческой практико-ориентированной деятельности: -- решение творческих задач; -- проектная деятельность; -- решение изобретательских задач (ТРИЗ)

К современным технологиям относятся те, которые: востребованы педагогами, студентами, слушателями, детьми и их родителями; удовлетворяют их образовательные интересы и потребности; оптимально развивают участников образовательного процесса; отвечают запросам общества, соответствуют требованиям образования и современного производства. Использование современных образовательных технологий

1. Самодиагностика (осознание себя: «Какой я?», «Что я знаю?», «Что я умею?», и наоборот: «Чего не знаю?», «Чего не умею» и т. п.). 2. Самоанализ (поиск ответов на вопросы: «Что помогло мне добиться положительных результатов и почему?», «Что мешало мне быть более успешным и почему?» и т. п.). 3. Самоопределение, постановка целей, задач, определение перспектив, путей их достижения («К чему стремиться и зачем?», «Как этого добиться?»). 4. Самореализация (самостоятельный поиск студентами способов решения поставленных задач, принятие самостоятельных решений). 5. Самооценка (сопоставление достигнутого результата с личным, выявление и обоснование причин успехов и недостатков). 6. Самоутверждение (вывод о целесообразности выбранного пути, поставленных целей и задач, внесение корректив в дальнейшие действия). АЛГОРИТМ ОБЩЕЙ СУБЪЕКТНО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ

Усиление профессиональной и практической направленности используемых педагогических средств; Создание условий для успешной самостоятельной работы студентов и слушателей на учебных занятиях и во внеучебное время, в период педагогической практики; Стимулирование развития субъектности обучающихся при организации образовательного процесса; Основные направления совершенствования педагогических средств подготовки кадров

Увеличение доли проблемных методов обучения и воспитания студентов, слушателей курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для сферы ДОД; Более активное использование средств, развивающих творческие способности обучающихся; Расширение проектной и исследовательской деятельности обучающихся; Использование средств, развивающих личностные характеристики, концепции Я-педагог, формирующих умения, необходимые для педагогической деятельности; Применение рефлексивно-аналитических и деятельностных средств оценивания достижений студентов (слушателей). Основные направления совершенствования педагогических средств подготовки кадров