ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕСТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ Старовский Евгений Борисович
Особенностью современной системы профессионального образования выступает внедрение ФГОС третьего поколения в образовательный процесс. Требования ФГОС указывают на то, что результаты деятельности обучающегося должен быть оценены на каждом занятии. При этом, в соответствии с ФГОС, «удовлетворительно» обучающемуся можно поставить при усвоении им 70 % материала. Поэтому возникают затруднения с оценкой уровня освоения учебного материала
Ручные методы без использования технических средств давно исчерпали свои возможности. Контроль видов деятельности «ручными методами» приводит к излишней трате времени, как на занятии, так и вне учебного времени. Активное использование компьютеров позволяет автоматизировать, и тем самым упростить эту сложную задачу.
Компьютерное тестирование - это инструмент, который позволяет не только быстро и качественно оценить знания, умения и компетенции обучающихся, но так же может помочь преподавателю в процессе обучения и вне его, мотивировать обучающихся на изучение материла
Многие современные подростки не только знают компьютер, но и активно им пользуются. Эту потребность «поиграть» можно (и нужно) использовать в процессе обучения. Молодым людям интересно выполнить определенное действие на персональном компьютере и при этом получить положительный результат. Для этого необходимо составить схему, правильно расположить элементы и т.д.
Некоторые исследователи данного вопроса утверждают, что в тестах есть процент «угадывания» ответов. Но, если вспомнить теорию вероятности, при увеличении вариантов ответов процент «угадывания» резко уменьшается
Д ОСТОИНСТВА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ объективность тестирования - ЭВМ "беспристрастна" при предъявлении тестовых заданий и подсчете результатов их выполнения; удобство фиксации, хранения и представления результатов тестирования, а также возможность их автоматизированной обработки, включая ведение баз данных и статистический анализ
Д ОСТОИНСТВА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ удобство реализации процедур индивидуально-ориентированного тестирования; возможность создания таких тестовых заданий, которые не могут быть представлены без компьютера - при этом могут быть использованы графические, динамические, интерактивные и другие специфические возможности представления тестовых заданий на компьютере
Д ОСТОИНСТВА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ индивидуальное обучение – обучающийся, при наличии компьютера дома, может самостоятельно изучить тему и подготовиться к зачету или контрольной работе; использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаружить пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации
Д ОСТОИНСТВА КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТИРОВАНИЯ высвобождение значительного времени преподавателя для других форм работы; охват значительного контингента обучаемых; необходимость детального осмысления преподавателем предмета и тщательной его проработки при подборе учебного материала, подлежащего контролю, программированию, разработке соответствующей документации и т. д.; экономическая целесообразность; рост эффективности учебного процесса
Недостатком компьютерного тестирования является необходимость минимальных навыков работы на компьютере тестируемого
Р ЕКОМЕНДАЦИЯ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ПО РАЗРАБОТКЕ КОМПЬЮТЕРНОГО ТЕСТА В ПРОГРАММЕ M Y T EST
Скачать программу MyTest и ознакомиться с ее возможностями можно на интернет-портале Клякса: Информационные технологии в образовании (
Программный комплекс MyTest состоит из трех модулей: MyTest Editor, MyTest Student и MyTest Server. MyTest Editor -редактор для создания тестов (в нем учитель создает базу тестовых заданий, и настраивает параметры теста, такие как ограничение времени, разбивка вопросов по темам, защита теста паролем и др.). MyTest Student программа в которой учащиеся проходят тестирование. MyTest Server журнал (сервер) программы MyTest, позволяющий централизовано принимать и обрабатывать результаты тестирования посредством компьютерной сети.
Т ЕХНОЛОГИЯ СОЗДАНИЯ ТЕСТА : Запустите программу My Test Editor. С помощью команды Заголовок и описание (меню Параметры теста ) можно добавить информацию, включающую название теста и сведения об авторе-разработчике. Также можно напечатать инструкцию для обучаемого, который будет проходить тест (для этого предусмотрена команда Инструкция тестируемому).
2. Нажмите на кнопку Добавить задание или в главном меню выполните команду Задание -> Добавить … и выберите нужный тип задания, например, Одиночный выбор.
3. В поле для текста вопроса наберите формулировку задания, например: Укажите в каких единицах измеряется сила тока. Ниже наберите варианты ответа: Вольтах, Амперах, Омах, Герцах, Второй вариант отметьте как правильный
Д ЛЯ РЕДАКТИРОВАНИЯ ТЕКСТА ЗАДАНИЙ В ПРОГРАММЕ M Y T EST E DITOR ПРЕДУСМОТРЕН ВСТРОЕННЫЙ ТЕКСТОВЫЙ РЕДАКТОР
В СТАВКА РИСУНКА В ТЕСТ
В РЕМЯ, ВЫДЕЛЯЕМОЕ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ТЕСТА, МОЖНО ОГРАНИЧИТЬ. Д ЛЯ ЭТОГО ПРЕДУСМОТРЕНА КОМАНДА П АРАМЕТРЫ ТЕСТА -> О ГРАНИЧЕНИЕ ВРЕМЕНИ … ИЛИ ЗНАЧОК НА ОСНОВНОЙ ПАНЕЛИ
Задание с типом вопроса Упорядоченный список. Например, текст задания выглядит так: Упорядочите значения сопротивления по возрастанию : Варианты ответов: 100 Ом, 0,2 к Ом 0,5 МОм, 700 к Ом.
Р ЯДОМ С КАЖДЫМ ВАРИАНТОМ ОТВЕТА ВЫ МОЖЕТЕ ВИДЕТЬ ПОЛЕ С ВЫПАДАЮЩИМ СПИСКОМ
П ОЛЕ ПОДСКАЗКИ
З АДАНИЯ ТИПА С ОПОСТАВЛЕНИЕ. В НАЧАЛЕ НЕОБХОДИМО НАБРАТЬ ЭЛЕМЕНТЫ СООТВЕТСТВИЯ, А ЗАТЕМ ИЗ ПОЛЯ С ВЫПАДАЮЩИМ СПИСКОМ ВЫБРАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ НОМЕР
С ЛЕДУЮЩИЙ ТИП ЗАДАНИЯ : MCQ ЛОГИЧЕСКИЙ ВОПРОС. Н АБЕРИТЕ ФОРМУЛИРОВКУ ВОПРОСА, НАПРИМЕР : УСТАНОВИТЕ ИСТИННОСТЬ ИЛИ ЛОЖНОСТЬ СЛЕДУЮЩИХ УТВЕРЖДЕНИЙ О ЛАМПАХ НАКАЛИВАНИЯ
Технология оформления вопросов типа Ручной ввод числа/текста достаточно проста: вначале необходимо ввести текст вопроса, а затем в поле ответа нужное число, диапазон чисел (в данном случае ответ будет засчитан за правильный, если тестируемый даст вариант ответа, попадающий в указанный диапазон), или текст (с возможностью учета регистра символов).
Рассмотрим технологию создания задания типа Часть изображения. После набора текста вопроса необходимо загрузить рисунок или изображение, нажав на кнопку Выбрать файл с рисунком. После импорта изображения в программу MyTest Editor необходимо дважды щелкнуть по нему мышью. В появившемся диалоговом окне Выделение части изображения воспользуйтесь кнопкой и выделите нужный фрагмент изображения
Любое готовое задание можно : удалить ( Задание - Удалить ); дублировать ( Задание - Дублировать ) - применяется когда новое задание проще сделать, изменяя уже готовое; изменить порядок следования заданий ( Задание - Переместить… ) - применяется, когда в тесте несколько заданий и необходимо изменить их последовательность. изменить тип задания ( Задание - Изменить тип )
Выбор системы оценки результатов тестирования осуществляется с помощью команды Оценивание ( Параметры теста -> Оценивание ). В программе MyTest Editor предусмотрено три варианта оценивания: пятибалльная система (необходимый минимум правильных ответов: для «5» 85% правильных ответов, для «4» 70%, для «3» 50%). При необходимости шкалу оценивания можно изменить (например, для отметки «3» 70% правильных ответов, для «4» 80% и т. д.); зачет/незачет (для «зачета» необходимо набрать не менее 50% правильных ответов); стобальная система
Д ЛЯ СОЗДАНИЯ ТЕМ ПРЕДУСМОТРЕН СПЕЦИАЛЬНЫЙ РЕДАКТОР ТЕМ. Е ГО МОЖНО ОТКРЫТЬ, ВЫПОЛНИВ КОМАНДУ П АРАМЕТРЫ ТЕСТА -> Р ЕДАКТОР ТЕМ ( ГРУПП ).
После ввода всех заданий можно выполнить следующие действия: 1) проверить тест на наличие ошибок (не указан правильный ответ и т.п.): Параметры заданий - Проверить все 2) установить ограничение по времени на каждое задание: Параметры заданий - Ограничение времени для всех заданий 3) установить Параметры теста : А) Ввести заголовок и описание. Б) Ввести инструкции тестируемому. В) Настроить систему оценивания:
4 ) Можно изменить Порядок вопросов и вариантов - Обычный (последовательный) или Случайный. При выборе случайного порядка вопросов и ответов все вопросы и ответы в вопросах будут выводиться в случайном порядке, что поможет избежать списывания и запоминания кодов. 5) Ограничить количество запусков прохождения теста - установка ограничения позволит избежать запуска теста одним учеником несколько раз с целью получения наивысшей оценки.
7) Установка паролей также позволит избежать неприятных ситуаций с учениками. Установка пароля на редактирование теста блокирует возможность открытия и редактирования теста учениками. 8) Выбрать режим прохождения теста учениками. Есть несколько режимов прохождения тестирования: обучающий (когда ученик сразу видит сообщения о допущенных ошибках); свободный (когда ученик может свободно отвечать на вопросы, пропускать вопросы, а потом возвращаться к ним); штрафной (когда за неправильно данные ответы у ученика вычитаются набранные баллы).
Думаю, что вы убедились, что программа действительно проста в использовании и настройке, но от этого совершенно не страдает ее функциональность. Следует отметить, программа MyTest – одна из лучших российских программ для создания тестов и обладает большими возможностями для эффективной организации ряда элементов процесса освоения учебной дисциплины.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ