Проверяю себя 1.Я осудил себя на долгую разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. 2.Вокруг резко потемнел.. и сверху стал спускат..ся густой.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Перед нами слова: У, все, получиться, нас, сегодня. Составьте из этих слов предложение.
Advertisements

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. 9 класс.
Сложносочиненные предложения Сложносочиненное предложение – это сложное предложение в котором два и более простых предложений связаны сочинительными союзами.
Основные группы сложносочинённых предложений по значению и союзам. С соедини тельными союзами. С раздели тельными союзами. С противи тельными союзами.
165 Всего заданий Время тестирования мин. Введите фамилию и имя Тест По русскому языку, теме «Сложное предложение» Начать тестирование.
Какие бывают предложения. Мы уже знаем, что предложения могут быть простыми(одна основа) и сложными(несколько основ).
План-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме: Урок русского языка в 9 классе по теме "Обобщение изученного о сложносочиненном предложении"
Урок русского языка в 9 классе по теме: «Сложносочиненные предложения» с применением компьютерных технологий (программа М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской,
Сложносочиненные предложения Урок русского языка в 9 классе.
Работу выполнила: учитель русского языка и литературы Фролова Татьяна Николаевна МОУ ООШ с.Тамбовка Фёдоровского района Саратовской области.
ОТВЕТ А. Предложение является сложным, если в нем несколько грамматических основ. Б. Простые предложения соединяются в сложные только при помощи союзов.
СЛОЖНОСОЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ -это такие сложные предложения, в которых части соединены между собой интонацией и сочинительными союзами.
Сложносочинённые предложения (ССП) с разделительными союзами Составила учитель: Диденко И.В.
Сложные предложения СоюзныеБессоюзные Сложно- сочиненные Сложно- подчиненные Бессоюзные.
Хорошо говорить – значит хорошо думать вслух. Э.Ренан.
СТРОЕНИЕ ССП 9 КЛАСС. В каком ряду даны все словосочетания со связью УПРАВЛЕНИЕ? 1)Оба пенсионера, тревога усиливалась, долго молчали. 2) Увидеть из окна,
Однородные члены предложения Урок объяснения нового материала. 8 класс. Учитель: Никулина Г.Б. МОУ «СОШ 24»
То сам себя не понимал я, То мир не понимал меня.
Тема занятия 23: «Виды сложных предложений. Сложносочиненное предложение»
Строение сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Транксрипт:

Проверяю себя 1. Я осудил себя на долгую разлуку и с холодом в груди пустился в дальний путь. 2. Вокруг резко потемнел.. и сверху стал спускать..ся густой туман. 3. Лишь самовар пел задумч..вую мелодию да порой что(то) шуршало в траве. 4. Кладки (н..)где не было дорога то(же) была пуста. 5.Пер..сговариваясь мы прошли кил..метра два и дошли до мостика через ручей. 6. Ни со..нца мне не виден свет ни для корней моих простора нет. 7. Там глядишь? ооблачко пр..плывет (не)похож..е на другое или со..нце за игра..т лучами. 8. На берегу (н..)кого (не)было дорога так(же) была пуста.

1. Ветерок заш..лестоит в листах темнеют..й дубравы, птица робк.. пр..летит. 2. Солнце тусклое обл..стоит, туча ч..рная в..сит. 3.Св..тало, темнело. 4. Возможно мы соб..ремня к вам, луч..ше вы к нам пр..езжайте.

Лингвистическая разминка. 1. Поставьте ударение в словах феномен, досуг, диспансер, каталог, зубчатый, принять, договор, продал, красивее, жалюзи.

1. Скромно вошла зима в березовую рощу улеглась, и сразу все вокруг заискрилось и побелело. 2. Шел крупный, пушистый снег и красил в белое легкий шорох пробегал по всему саду. 3. Дождь утратил мостовую лошадиные спины шапки извозчиков 4. Луна сияла июльская ночь была тиха изредка подымал ся ветерок и постоянство и шел порывами, переходя то в ливень, то в изморозь 5. Опять на озере стояло безветрие, и солнце погружалось в серый пепел туч. 6. Лес пахнет дубом и сосной. За лето высох он от солнца И осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой.

Сложносочинённое предложение Группы сочинительных союзов Смысловые отношения между частями сложносочинённого предложения 1. Соединительные союзы и, да = и, ни... ни, тоже, также 1. Одновременность действий. 2. Последовательность действий. 3. Причинно-следственные отношения 2. Разделительные союзы то... то, или (иль), либо... либо, не то... не то, то ли... то ли 1. Чередования. 2. Взаимоисключения 3. Противительные союзы а, не только... но и, но, да = но, однако, зато Одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему

ССП с разделительными и противительными союзами

То скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. Бабочки крыльями хлопали очень тихо, а стрекозы крыльями пели звонко. Кот принял угрожающую позу, щенок тоже оскалился. Изредка хлопнет обессиленный парус или под кормой плеснет волна.

Небо голубое весело глядит, и село большое беззаботно спит. Мне следовало набрать лапника, но я был не в силах пошевелиться. Мне стало ужасно грустно в это мгновение; однако что-то похожее на смех зашевелилось в душе моей…

III. Объяснение нового материала. Задание: обозначьте грамматические основы и укажите, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложном. Определите смысловые отношения частей. 1) Гроза прошла, и ветка белых роз В окно мне дышит ароматом. (А. А. Блок) 2) В льдистом, необыкновенно синем небе поднималось солнце, но иней на прибрежной траве ещё не растаял. (К. Г. Паустовский) 3) Не то дождь пошёл, не то воробьи пробежали по крыше веранды. (Г. А. Федосеев)

I. Проверка домашнего задания. Один ученик работает у доски: записывает из упр. 62 предложения, обозначает грамматические основы, указывает, каким сочинительным союзом связаны простые предложения в сложном, определяет смысловые отношения частей. Другие ученики читают сложносочиненные предложения, выписанные из произведений А. С. Пушкина, указывают смысловые отношения частей. Класс рецензирует ответы. Учитель обращает внимание на то, как учащиеся произносят каждую из частей сложного предложения.

II. Лингвистическая разминка. 2. Объясните значение фразеологизмов, составьте с ними предложения: 1. на птичьих правах, 2. на широкую ногу, 3. пускать пыль в глаза, 4. тянуть канитель, 5. носить воду в решете.

Анализ нового материала (§ 13, § 14, § 15) Вывод: части простых предложений в сложносочинённом предложении могут быть связаны соединительными, разделительными и противительными союзами. Смысловая связь простых предложений в сложносочинённом предложении определяется теми союзами, которыми они связаны. 1. В сложносочинённых предложениях с соединительными союзами выражается: а) одновременность действий; б) последовательность действий; в) причинно-следственные отношения. 2. В сложносочинённых предложениях с разделительными союзами выражаются отношения: а) чередования; б) взаимоисключения. 3. В сложносочинённых предложениях с противительными союзами одно явление сопоставляется с другим или противопоставляется ему.

Задание творческого характера. Задание: Дополните незаконченные сложносочинённые предложения так, чтобы они выражали: 1) одновременность явлений: Звенят на ветру лиловые колокольчики, и … Над нами летят косяки гусей, и...; 2) причинно-следственные отношения: Незаметно подкралась осень, и … Утром ударил мороз, и...; 3) противопоставление: Слева облестел пруд, а … Был день, но ….

V. Контроль за пониманием темы. Тестовые задания 1. Определите смысловые отношения в сложносочинённом предложении Светало, и свет ещё не погашенных на шоссе фонарей был уже не нужен. а) причинно-следственные б) последовательность действий в) одновременность г) сопоставление

2. Какое значение вносит союз и в предложение Первые паровозы потрясли моё воображение, и мне захотелось создавать эти умные машины? а) одновременность явлений б) последовательность в) чередование г) противопоставление

3. Найдите ошибку в определении отношений между частями сложносочинённого предложения. а) Фокусник хлопнул в ладоши, и занавес упал. (Одновременность событий.) б) Дверь отворилась, но никто не вошёл. (Противопоставление событий.) в) Гребцы налегли на вёсла, и лодка как по маслу заскользила по глади озера. (Последовательность действий.) г) Прекратите на меня кричать, или я немедленно уйду. (Взаимоисключение действий.)

Домашнее задание: 1.§ 13, § 14, § 15; 2. Выполнить письменно упр. 64.