«Р АЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ НЕТРАДИЦИОННОГО РИСОВАНИЯ »
Презентация опыта работы Юрченко Ольги Аркадьевны воспитателя МБДОУ «Детский сад 26»Ягодка» г.Камень-на-Оби 2014 год
«Истоки способностей и дарования детей - на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». В.А.Сухомлинский
Дошкольное детство очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Наиболее эффективным для развития мелкой моторики у дошкольников является сочетание традиционных и нетрадиционных техник рисования.
Мелкая моторика – это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Для развития мелкой моторики руки разработано много интересных методов и приемов, используются разнообразные стимулирующие материалы.
Например, в Китае распространены упражнения ладоней с камнями и металлическими шарами. В Японии широко используются упражнения для ладоней и пальцев с грецкими орехами. Талантом нашей народной педагогики созданы игры «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и др.
Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет.
Поэтому цель моей работы: Цель: Развитие мелкой моторики пальцев рук через организованную деятельность: нетрадиционное рисование. Задачи: -развивать мелкую моторику кистей рук и тактильное восприятие; -обогащать словарный запас детей; -учить рисовать нетрадиционными способами; -создавать условия для проявления творчества ребёнка; -формировать способность получать радость от творчества.
Предполагаемый результат: -улучшение координации и точность движений руки и глаза ребенка; -улучшение мелкой моторики пальцев, кистей рук; улучшение общей двигательной активности; -развитие речевой функции; -развитие воображения, логического мышления, произвольного внимания, зрительного и слухового восприятия; -активность и самостоятельность детей в изодеятельности; -умение находить новые способы для художественного изображения.
Учитывая возрастные особенности дошкольников, для нетрадиционного рисования рекомендуется использовать особенные техники и приемы.
Рисование пальчиками
Рисование ладошками
Печатки из поролона
Рисование тычком
Рисование поролоновым тычком
Поролоновый тычок
Отпечатки листьями
Рисование ватной палочкой
В СТАРШЕМ ВОЗРАСТЕ ТЕХНИКИ УСЛОЖНЯЮТСЯ, ДОБАВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ, БОЛЕЕ СЛОЖНЫЕ : Р ИСОВАНИЕ КРЫШКОЙ
Р ИСОВАНИЕ ПЛАСТИКОВОЙ БУТЫЛКОЙ
Р ИСОВАНИЕ КОКТЕЙЛЬНОЙ ТРУБОЧКОЙ
Р ИСОВАНИЕ ВИЛКОЙ
Р ИСОВАНИЕ СПИЧЕЧНЫМ КОРОБКОМ
Р ИСОВАНИЕ СМЯТОЙ БУМАГОЙ
П ЛАСТИЛИНОГРАФИЯ
Р ИСОВАНИЕ КАПУСТНЫМ ЛИСТОМ
Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает речь, воображение, дает полную свободу для самовыражения. Осваивая нетрадиционные методы рисования, я пришла к выводу: если тебе нравится, когда глаза твоих детей блестят от восторга – нужно больше с ними наблюдать, рисовать и импровизировать. Поэтому формой работы с детьми стала специально организованная деятельность – кружок «Капельки», на котором применяются нетрадиционные приемы рисования.
Взаимосвязь с родителями Связь между семьей и воспитателем группы строится на доверии. А взаимное доверие возникает в результате эффективного обмена информацией.
Папка-раскладушка для родителей «Рисуем без кисточки»
Также с помощью родителей приобретён и сделан дидактический материал для работы в кружке «Капельки» -это дидактические игры и
РАЗНООБРАЗНЫЕ ИЗОМАТЕРИАЛЫ
Каждый успех ребенка в творчестве и в личностном плане доводится до сведения родителей, тем самым ребенок имеет возможность получить похвалу от родителей, что для него очень важно и что способствует «удовлетворению притязаний на признание».
С ОВМЕСТНО С ДЕТЬМИ АКТИВНО ПРИНИМАЕТ УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ РАЗЛИЧНОГО УРОВНЯ, ЗА ЧТО ИМЕЕМ СООТВЕТСТВУЮЩИЕ НАГРАДЫ.
Мониторинг Для определения уровня развития у детей творческих способностей, развития мелкой моторики проводится мониторинг (2 раза в год). За последние годы работы по данной теме, могу отметить, что дети, занимающиеся в кружке, имеют хорошую подготовку к школе, у них лучше развита моторика рук, движения рук свободны под контролем зрения. Творческий процесс - это настоящее чудо. Понаблюдайте, как дети раскрывают свои уникальные способности и за радостью, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: "В творчестве нет правильного пути, есть только свой собственный путь!»
Литература: -М.А.Парнах «Уроки изобразительного искусства»(курс развивающих занятий для детей дошкольного возраста) Москва-2000 г. -М.М.Евдокимова «Волшебные краски» Москва «Школьная пресса» 2001 г. -А.А.Фатеева «Рисуем без кисточки»(практическое приложение) Ярославль, Академия развития 2006 г. -Интернет-сайты Спасибо за внимание!