Готовимся к ЕГЭ Задания А30, В8. Краткий комментарий А30 – задание, требующее знания лексикологии, основных её понятий (синонимы, антонимы, диалекты и.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Начать тестирование 16 Всего заданий Введите фамилию и имя А 3 Выразительные средства лексики и фразеологии.
Advertisements

Изобразительно-выразительные средства. Цели занятия: Систематизировать и обобщить знания о различных изобразительно- выразительных средствах Уметь находить.
Разработка Степяк Г.В. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 22» г. Череповец Тропы и фигуры речи.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Работа над изобразительными средствами выразительности при подготовке к ЕГЭ.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ЛИСИЦЫНА В.Г..
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа 14 Тест по теме: «Изобразительно- выразительные средства языка» Учитель.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ ФИГУРЫ.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Анализ выразительности речи Задание В8. Компетенции выпускников: Языковая - знание и соблюдение всех норм литературного русского языка; Лингвистическая.
Выразительные средства русской речи Задание В8 Крайник О.М. ФГБОУ ВПО «АлтГПА»
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Готовимся к ЕГЭ Задание В8. Дома новы, да предрассудки стары (А. Грибоедов). 1. Какое средство языковой выразительности встречается в предложении? Дома.
Транксрипт:

Готовимся к ЕГЭ Задания А30, В8

Краткий комментарий А30 – задание, требующее знания лексикологии, основных её понятий (синонимы, антонимы, диалекты и т.д.) А30 – задание, требующее знания лексикологии, основных её понятий (синонимы, антонимы, диалекты и т.д.) В8 – работа с рецензией, которую нужно восполнить различными средствами выразительности языка ( эпитет, парцелляция, анафора и т.д.) В8 – работа с рецензией, которую нужно восполнить различными средствами выразительности языка ( эпитет, парцелляция, анафора и т.д.)

1. Слова, противоположные по значению. 2. Слова, употребляемые в речи жителями определённой местности 3. Устаревшие слова, вытесненные из современного языка другими, обозначающими те же понятия 4. Слова, близкие по значению.

5. Устойчивые сочетания слов, постоянные по своему значению, составу и структуре 6. Устаревшие слова, вышедшие из активного употребления вместе с явлениями, которые они называли 7. Новые слова, возникающие для обозначения новых понятий, только что появившихся

8. Слова, употребляющиеся людьми одной профессии 9. Слова, звучащие одинаково, но имеющие разные значения 10. Слова и выражения, находящиеся за пределами литературной нормы, принадлежащие какой-либо социальной или возрастной группе 11. Слова, разговорного употребления, отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера отличающиеся некоторой грубоватостью, сниженного характера

1. Антонимы 2. Диалекты 3. Архаизмы 4. Синонимы 5. Фразеологизмы 6. Историзмы 7. Неологизмы 8. Профессионализмы 9. Омонимы 10. Жаргонизмы 11. Просторечная лексика

Контекстные (или контекстуальные) антонимы - слова, которые в языке не противопоставлены по значению и являются антонимами только в исходном тексте. Комплекс неполноценности способен загубить человеческую душу. А может возвысить до небес.

Контекстные (или контекстуальные) синонимы Была, правда, старая настольная лампа, купленная в комиссионном, чужая старина, не вызывающая никаких воспоминаний, поэтому ничем не дорогая. (Д. Гранин) То было видение...Передо мною появились два ангела... два гения. Я говорю: ангелы... гении потому что у обоих на обнаженных телах не было никакой одежды и за плечами у каждого вздымались сильные длинные крылья. (И. Тургенев)

1. Такое изображение неодушевлённых предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ даром речи, способностью мыслить и чувствовать 2. Приём, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением

3. Образное определение; слово, определяющее предмет и подчёркивающее его свойства 4. Средство художественного изображения, основанное на преувеличении 5. Намеренное повторение в тексте одного и того же слова

6. Повторение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк, строф. 7. Скрытое сравнение, употребление слов в переносном значении с целью создания художественного образа.

1. Олицетворение 2. Сравнение 3. Эпитет 4. Гипербола 5. Лексический повтор 6. Анафора 7. Метафора

Изобразительно- выразительные средства Тропы Эпитеты Метафоры Метонимия Синекдоха Гипербола Литота Перифраз Сравнение Олицетво- рение Стилистические фигуры Обращение Риторический вопрос Анафора Парцелляция Градация Инверсия Синтаксический параллелизм Антитеза Оксюморон Эллипсис

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее (часть вместо целого и наоборот). Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой: с содержимого на содержащее (часть вместо целого и наоборот). Не дай мне бог сойти с ума. Нет, легче посох и сума. (Подразумевается доля нищего. Пушкин утверждает, что лучше быть нищим) Все флаги будут в гости к нам. (т.е корабли)

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (ед.ч. вместо мн.ч. и наоборот) Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними (ед.ч. вместо мн.ч. и наоборот) Всё спит и человек, и зверь, и птица. Всё спит и человек, и зверь, и птица. (Гоголь) (Гоголь)Гоголь Мы все глядим в Наполеоны. Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин) Пушкин

П а р ц е л л я ц и я расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь расчленение предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения. Такое расчленение отображается с помощью точек. Парцелляция имитирует разговорную речь «Прошлый раз…в вагон какой-то тип влазит. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах» (М.Зощенко)

Градация Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. Это приём нагнетания синонимов для достижения эффекта наибольшей выразительности. Синонимы располагаются по нарастающей. (Как ему до сих пор не пришло в голову, что это обман зрения, галлюцинация, мираж?)

Перифраза - описательное выражение, употребленное вместо какого-либо слова. Особое место занимало у него в словаре слово «золото». Золотом называлось всё, что хотите. Уголь и нефть «черное золото». Хлопок «белое золото». Газ «голубое золото». (В. Войнович) (В. Войнович)

Эллипсис Эллипсис – это стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса - в создании эффекта лирической недоговоренности, нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи. Эллипсис – это стилистическая фигура, пропуск слова, значение которого легко восстановить из контекста. Содержательная функция эллипсиса - в создании эффекта лирической недоговоренности, нарочитой небрежности, подчеркнутой динамичности речи. Зверю - берлога, Страннику - дорога, Мертвому - дроги, Каждому - свое. (М. Цветаева)

(При прямом порядке подлежащее предшествует сказуемому, согласованное определение стоит перед определяемым словом, несогласованное после него, дополнение после управляющего слова, обстоятельство образа действия перед глаголом. А при инверсии слова располагаются в ином порядке, чем это установлено грамматическими правилами). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (М. Неверов)

П а р а л л е л и з м Параллельное расположение структурных элементов в 2-3 смежных высказываниях. Одинаковое синтаксическое построение предложения. Художественный эффект параллелизма усиливается лексическим повтором. Гляжу на будущность с боязнью. Гляжу на прошлое с тоской… (М.Лермонтов)

Какое средство выразительности использовано? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? (1)Рассказать о тех, кто снимает шапки с чужих голов? (2)Кто портит телефоны-автоматы? (3)Кто разрушает автобусные остановки просто так, с тоски и от буйства сил? (4) Кто стонет и визжит во время сеанса в кинотеатре, выражая свое эстетическое чувство? (5)Кто врубает на всю ночь проигрыватели, чтобы повеселить соседей? Риторический вопрос

Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Какие тропы выделены в тексте: «…От вёсел к берегу кудрявый след бежал»? (А. Фет) Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Какой троп используется в тексте: «Мой Лизочек так уж мал, так уж мал, что из листика сирени сделал зонтик он для тени и гулял»? (А. Плещеев) Эпитет Литота

Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Какой троп используется в тексте: «Но вот, насытясь разрушеньем и наглым буйством утомясь, Нева обратно повлеклась, своим любуясь возмущеньем и покидая с небреженьем свою добычу»? (А. С. Пушкин) Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)? Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Люблю я пышное природы увяданье…» (А. С. Пушкин)? Олицетворение Оксюморон

Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Какие тропы выделены в тексте: «И серебром облиты лунным, деревья мимо нас летят, под нами с грохотом чугунным мосты мгновенные гремят» (А. Фет)? Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин) Какой троп используется в тексте: «Преграждённая Нева обратно шла, гневна, бурлива…»? (А. С. Пушкин) Эпитет Олицетворение

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Какая стилистическая фигура используется в тексте: «О как мучительно тобою счастлив я!» (А. С. Пушкин)? Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Какой троп используется в тексте: «Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно»? (А. С. Пушкин) Оксюморон Метафора

Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Какой троп используется в тексте: «Я видывал, как она косит: что взмах – то готова копна»? (Н. А. Некрасов) Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Какая стилистическая фигура используется в стихотворении М. Цветаевой: полюбил богатый – бедную, Полюбил учёный – глупую, Полюбил румяный – бледную, Полюбил хороший – вредную: Золотой – полушку медную. Антитеза Гипербола

Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Какой троп используется в тексте: «Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь»? (М. Исаковский) Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)? Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Не жалею, не зову, не плачу, всё пройдёт, как с белых яблонь дым» (С. А. Есенин)? Градация Метонимия

Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский) Какой троп используется в тексте: «Пусть заполнится годами жизни квота, стоит только вспомнить это диво, раздирает рот зевота шире Мексиканского залива» (В. В. Маяковский) Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)? Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Я – царь, я – раб, я – червь, я - Бог» (Г. Державин)? Антитеза Гипербола

Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Какая стилистическая фигура используется в тексте: «Мы сёла – в пепел, грады – в прах, в мечи – серпы и плуги» (В. А. Жуковский)? Эллипсис

Задание 1 (установите соответствия) 1. Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющий. (К.Бальмонт) 2. Так вокруг него непоправимо тихо, Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова) 3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А. Пушкин) 4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин) 5. И очи синие, бездонные Цветут на дальнем берегу.(А.Блок) а)гипербола; б)антитеза; в)метафора; г)метонимия; д)оксюморон.

Задание 2 (установите соответствия) 1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов) 2. И вы подобно так падете Как с древ увядший лист падет! Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин) Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин) 3. Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин) Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин) 4. Я видывал, как она косит: Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов) Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов) 5. Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь, В песне юности первое слово – любовь, О, несведущий в мире любви горемыка, О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь Знай, что всей нашей жизни основа – любовь а)сравнение; б)инверсия; в)эпифора; г)гипербола д)перифраза.

Задание 3 (установите соответствия) 1. Звуки виолончели вились, переплетались, Росли и наполняли замерзшую залу. (В.Гаршин) 2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин) 3. И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. (С.Есенин) 4. Во всем мне хочется дойти До самой сути. В работе, в поисках пути, В сердечной смуте. (Б.Пастернак) 5. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь. (Басе) а) антитеза; б) градация; в) олицтворение; г) перифраза; д) парцелляция.

Задание 4: Задание 4: Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. «К.Г. Паустовский не поучает своих читателей, он только стремится быть понятым. Уже во втором предложении (Но я знал от соседки и от бестолкового доброго старика Ивана Дмитриева, сторожа при пожарном сарае, что Катерина Ивановна одна на белом свете) автором используется ___. Это имеет большое значение для характеристики героини. Особенности речи Катерины Ивановны (22)-Не дай вам бог, родной мой, – сказала она мне, – дожить до такой одинокой старости! (23)Не дай вам бог! ): обращения, ___, ___ – также подчёркивают замысел автора. ___ «висел серп месяца» создаёт яркий образ. Описание осеннего вечера усиливает особую интонацию текста». Список терминов: 1) сравнительный оборот 2) литота 3) фразеологизм 4) ирония 5) метафора 6) парцелляция 7) вопросно-ответная форма изложения 8) экспрессивный повтор 9) риторический вопрос 10) восклицательные предложения

videotutor-rusyaz.ru videotutor-rusyaz.ru Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: Русский язык. М.: Цыбулько И.П., Бисеров А.Ю. и др. Самое полное издание типовых вариантов заданий ЕГЭ: Русский язык. М.: Егораева Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. М.: Егораева Г.Т. ЕГЭ Русский язык. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ. М.: 2012.