Антон Павлович Чехов ( 1860 – 1904). Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов Желание служить благу.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). I. Таганрог( ) Дом Дом на Полицейской улице, на Полицейской улице, где родился где родился А.П.Чехов А.П.Чехов.
Advertisements

Антон Павлович Чехов Рассказ «Хамелеон» Подготовила учитель русского языка и литературы Султанян С.В.
Антон Павлович Чехов. Последняя фотография 1904 г. Антон Павлович Чехов. Последняя фотография 1904 г. А. П. Чехов и Л.Н. Толстой.
Сатира не утверждает, а отрицает явление, подчёркивает несостоятельность объекта смеха. Сфера сатиры – преимущественно явления общественной жизни. Сатира.
Сатира - гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. Сфера сатиры - преимущественно.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904) Он не просто описывал жизнь, он жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее… К.Чуковский.
Понятие о комическом. Анализ рассказа А.П.Чехова «Хамелеон» /Урок литературы Урок литературыУрок литературы в 7 классе А/ в 7 классе А/
Урок и спектакль по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон» Исполнители: учащиеся 6 класса Исполнители: учащиеся 6 класса Учитель : Шаповал Наталия Петровна. Учитель.
Познакомьтесь с содержанием презентации и выполните практическую работу.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли.
Антон Павлович Чехов «Хамелеон» Работу выполнила ученица 7 класса Б МОУ «Первомайская СОШ» Казюлина Лидия Руководитель учитель русского языка и литературы.
Берегите в себе человека А.П.Чехов Чехов…умеет писать так, чтобы словам было тесно, мыслям – просторно М. Горький Дом, в котором родился А.П.
В мастерской художника слова.. «Маленький рассказ» Антона Павловича Чехова Антона Павловича Чехова «Толстый и тонкий».
Антон Павлович Чехов «Хамелеон». Антон Павлович Чехов Годы жизни: 17 января июля 1904.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904). Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли.
Антон Павлович Чехов (1860 – 1904)Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. Правда и красота… всегда составляли.
Тема: «А.П.Чехов. Слово о писателе». Выполнила студентка 341 группы Чупрова Анастасия.
А. П. Чехов - мастер сатирического рассказа Рассказ «Хамелеон» Краткость- сестра таланта.
А. П. Чехов - мастер сатирического рассказа Рассказ «Хамелеон» Краткость- сестра таланта Презентация подготовлена учителем русского языка и литературы.
Смешное и грустное в рассказах А.П.Чехова Учитель русского языка и литературы Заплатина Надежда Анатольевна.
Транксрипт:

Антон Павлович Чехов ( 1860 – 1904)

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле. А.П. Чехов Желание служить благу должно непременно быть потребностью души, условием личного счастья…

Евгения Яковлевна Чехова (Морозова) (дочь купца – суконщика) Павел Егорович Чехов ( купец III гильдии)

Дом и бакалейная лавка отца А.П.Чехова

Стол с гимназическими принадлежностями (на втором этаже дома – лавки) Лавка Чеховых в Таганроге. Интерьер

Греческая школа Таганрога В греческой школе,по убеждению отца, слепо верившего грекам, начали своё обучение старшие сыновья Павла Егоровича: Александр, Николай и Антон.

Гимназия, в которой учился А.П.Чехов Гимназическая программа: -Всеобщая и русская история; -История Древней Греции и Рима; -География России; -Теория словесности; -История русской словесности; -Древние языки; -немецкий, язык; -Французский язык; -Закон Божий; Таганрогская мужская гимназия. Здесь в гг. учился А.П.Чехов

А.П.Чехов – студент медицинского факультета университета ( ) Является стипендиатом таганрогской гимназии В журнале «Стрекоза» (10,1880 г.) появляется первое печатное произведение «Письмо к учёному соседу», подписанное «…въ» Представление о человеке как главном действующем лице того или иного события. Человек, по Чехову, - основа мироздания, объект внимания и …изучения.

В 1884 г. Чехов – заведующий больницей в Звенигороде, в качестве уездного врача принимает больных, ездит на вскрытия, является экспертом в суде. Медицинская практика – пища для литературных опытов («У постели больного», «Палата 6», «Случай из практики», «Чёрный монах», «Ионыч»...) Сотрудничество с журналами: «Стрекоза», «Будильник», «Зритель», «Осколки», «Сверчок» и т.д. Подписывает свои рассказы псевдонима- ми: А.Ч-те, Ант. Чехонте, Человек без селезёнки, Г.Балдасаров,,…а в 1883 г. А.П.Чехов впервые поставил своё имя. В 1884 г. Вышел первый сборник рассказов «Сказки Мельпомены»

Дом – комод на Садово-Кудринской улице (ныне дом-музей А.П.Чехова)

Я всю жизнь по капле выдавливал из себя раба А.П.Чехов

«Хамелеон». Художник С. Алимов «Хамелеон». Художник П. Пинкисевич «Хамелеон». Фарфоровая статуэтка е

хамелеон – 1. Пресмыкающееся, меняющее окраску своей кожи при перемене цвета окружающей среды. 2. перен. Человек, из мелких корыстных побуждений легко меняющий своё мнение, взгляды (презр.)

Юмор – ? весёлый, порой ироничный смех, фиксирующий несоответствие явления общепринятым представлениям о конкретном событии. Сфера юмора – частный человек, особенности его поведения, привычки. О юморе речь идёт тогда, когда претензии человека или группы людей не опасны, безвредны для других людей и вызывают лишь улыбку или весёлый смех по поводу своих заблуждений. Сатира - ? злой смех, который не утверждает, а отрицает явление. Сфера сатиры – преимущественно явления общественной жизни. Сатира возникает тогда, когда несостоятельные претензии лиц или целой общественной группы опасны для других людей, враждебны интересам общества, художественно выявляются и беспощадно высмеиваются в их подлинном значении.

Художественная деталь - ? подробность, подчёркивающая смысловую достоверность произведения, способствующая наиболее полному раскрытию образа; Композиция - ? построение произведения

эпилог кульминация завязка экспозиция развитие действия развязка экспозиция завязка развитие действия кульминация развязка эпилог

1. Какую роль в композиции рассказа играет первый абзац? (экспозиция) 2. Какова особенность такой экспозиции? (всего несколькими штрихами даётся зарисовка сонной площади) 3. Какой эпизод является завязкой рассказа? В чём его необычность? (Завязка в эпизоде, когда сбитый с толку Очумелов произносит: «Кто кричал?» Запишем «Особенности юмористических рассказов Чехова» 1)краткость, динамичность экспозиции) 4. Что можно считать кульминацией рассказа? (Кульминация как таковая отсутствует. Колебание мнений Очумелова можно изобразить в виде графика, напоминающего кардиограмму с высокими пиками. Записываем: 2)повторяемость ситуаций, поведения персонажей) 5. Где в рассказе развязка? (Развязка вынесена за рамки повествования ( Записываем: 3) «открытый финал»)

1) краткость, динамичность экспозиции 2) повторяемость ситуаций, поведения персонажей 3) наличие «открытого финала»

Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль. Прочитайте начало рассказа. Что несут «Служители закона»? Что является центром внимания толпы в завязке рассказа? (Окровавленный палец Хрюкина – яркое цветовое пятно, выразительная деталь.) Что происходит с шинелью Очумелова? Что означают манипуляции с шинелью? От какого чувства героя бросает то в жар, то в холод? (Записываем:4) выразительная деталь.)

Продолжим запись: 1)краткость, динамичность экспозиции 2)повторяемость ситуаций, поведения персонажей 3)наличие «открытого финала» 4)выразительная деталь

О каких чертах характера говорят фамилии: Очумелов, Хрюкин? Как эти фамилии связана с ролью персонажей в рассказе? «золотых дел мастер» Хрюкин не ювелир, а ассенизатор, то есть человек, в обязанности которого входит очистка выгребных ям, туалетов. очуметь – (разг.) потерять соображение;

Продолжим запись: 1)краткость, динамичность экспозиции 2)повторяемость ситуаций, поведения персонажей 3)наличие «открытого финала» 4)выразительная деталь 5)приём говорящих фамилий.

Почему Очумелов может быть назван косноязычным? Каково значение этого слова? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте. («По какому случаю тут? Почему тут? Это ты зачем палец?» и т.д.) Как часто в речи Хрюкина встречаются слова с корнем «закон»? А в речи Очумелова и Елдырина? О чём это говорит? Как выражена в речи социальная характеристика персонажей? (Очумелов, защищая «генеральскую собачку», чувствует свою силу и власть, поэтому в его речи преобладают восклицательные предложения с одинаковой структурой и угрожающей интонацией: «Я этого так не оставлю!», «Я ещё доберусь до тебя!») Какое значение в создании характеристики чеховских персонажей имеет их речь? (Рассказ держится на живой речи, преобладает диалог, своей речью персонажи выдают свой характер.) Записываем: 6) живая разговорная речь, преобладает диалог.

Закулисные персонажи - те, которые не появляются на страницах произведения, но оказывают косвенное, а иногда и решающее влияние на то, что происходит перед глазами читателя или зрителя. Есть ли закулисные персонажи в «Хамелеоне»? (Генерал, «братец» генерала, брат Хрюкина) Какое влияние на происходящие события они оказывают? Записываем: 7)влияние на события закулисных персонажей.

VI. А.П.Чехов – признанный мастер художественной детали. Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он? Кого из героев можно назвать «хамелеоном»?

1)краткость, динамичность экспозиции 2)повторяемость ситуаций, поведения персонажей 3)наличие «открытого финала» 4)выразительная деталь 5)приём говорящих фамилий 6) живая разговорная речь, преобладает диалог 7)влияние на события закулисных персонажей

Как выражается авторская оценка происходящего? - в названии рассказа; - в художественных деталях; - в «говорящих фамилиях»; - нет прямой авторской оценки. Слова «хамелеон» нет в рассказе. Почему возник такой заголовок? Оправдан ли он?

Почему мы можем назвать рассказ сатирическим? В чём отличие сатиры Чехова от сатиры Салтыкова-Щедрина? (У Салтыкова-Щедрина причудливо сочетаются фантастическое и правдоподобное, трагическое и комическое. Он создаёт гротескные образы. У Чехова показаны обычные люди, типичные отношения реального мира, сюжеты взяты из жизни обывателя, фантастика отсутствует. Основное отличие - в использовании разных приёмов. Сатирический эффект очень силён в произведениях обоих писателей)

1. Прочитать рассказы Чехова «Злоумышленник», «Размазня». 2. Подготовить выразительное чтение рассказов по ролям. 3. Каковы средства создания комического в этих рассказах?