Сюжет литературного произведения – сцепление событий, раскрывающих характеры и взаимоотношения героев. С помощью сюжета обнаруживается сущность характеров, обстоятельств, присущие им противоречия. Сюжет – это связи, симпатии, антипатии, история роста того или иного характера, типа. Исследуя сюжет, необходимо помнить о таких его элементах, как экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог. СЮЖЕТ - (франц. sujet, букв. - предмет), в эпосе, драме, поэме, сценарии, фильме - способ развертывания фабулы, последовательность и мотивировка подачи изображаемых событий. В традиционном словоупотреблении - ход событий в литературном произведении, пространственно-временная динамика изображаемого.
Сюжет - система событий в художественном произведении, представленная в определенной связи, раскрывающая характеры действующих лиц и отношение писателя к изображаемым жизненным явлениям; последовательность. Ход событий, составляющий содержание художественного произведения; динамический аспект художественного произведения. Сюжет не поддается пересказу, он тесно связан с темой, проблемой и идеей художественного произведения.
(о чем?) – основной предмет повествования, то, ради чего это повествование началось. Повествование не только рассказывает о чем-либо, но делает это с какой-то целью: что-то объяснить, доказать, чему-то научить. Такая цель, главная задача повествования называется. (для чего?) – основная задача повествования: объяснить, доказать, научить. В произведении автор может обращаться к нескольким проблемам и рассматривать несколько тем. Совокупность тем – тематика произведения. Совокупность проблем проблематика произведения.
Как решать основную проблему? Разрешение основной проблемы произведения. Решение всей проблематики произведения – идейное звучание произведения. Как автор относится к изображаемым им событиям, поступкам героев и т.д., какую нравственную оценку дает всему этому? Позиция автора проявляется через оценочную (экспрессивно окрашенную) лексику. Позиция автора скрыта, ее нужно разгадать, иногда – в лирических отступлениях – автор четко формулирует свое отношение к изображаемому.
Фабула - череда событий, служащих основой литературного произведения, поддается пересказу. Фабула - фактическая сторона повествования, те события, случаи, действия, состояния в их причинно-хронологической последовательности, которые компонуются и оформляются автором в сюжете на основе закономерностей, усматриваемых автором в развитии изображаемых явлений. Следует отличать: 1. "фактическую" основу произведения, события, о которых в нем рассказывается, как продукт предварительного отбора художником явлений действительности или вымысла, что и можно назвать фабула, т. е. повествовательной темой, подлежащей дальнейшей обработке в сюжете; 2. и самую разработку повествовательной темы, что связано с разрешением какой-либо проблемы на материале данных событий (т. е. сюжет).
В зависимости от характера понимания действительности и характера самого объекта фабулы могут быть мифологические, сказочные, романические, утопические, реалистические и т. д. Тематическое многообразие фабул неисчерпаемо. Каждый исторический период, каждый этап в развитии художественного творчества, каждое литературное направление создают свои характерные фабулы, которые в первую очередь и определяют конкретно-исторические особенности сюжетов.
Конфликт - «пружина» литературного повествования. Художественный конфликт возникает в результате столкновения каких-либо персонажей или противоборства каких-нибудь сил. Это движитель повествования. Именно конфликт развивает действие повествования, определяет его ритм и последовательность событий. Конфликт – (лат. Conflictus – «столкновение») - острое противоречие, находящее свой выход и разрешение в действии, в борьбе.
проявляется через В своем развитии художественный конфликт проходит несколько этапов, каждый из которых очень важен для художественного мира произведения в целом, что определяет построение произведения, или композицию.
Илья Муромец Соловей-разбойник Илья Муромец Князь Владимир Сила физическая Сила моральная Из этого конфликта Илья Муромец выходит победителем, одержав моральное превосходство над князем Владимиром => народный идеал => выход на основную идею произведения
Историко-социальный 1. Илья Муромец уничтожает препятствие на пути объединения Руси => разрушение преград, которые разделили Чернигов и Киев. 2. Вера народа в свои могучие силы. 3.Противоборство: Илья Муромец - мужичина- деревенщина и князь Владимир Нравственный Князь по своему положению должен Выступать защитником земли Русской, но он бездействует, т.к. является носителем зла. Сам народ в лице Ильи Муромца встает на защиту человеческого достоинства => нравственное превосходство Ильи Муромца над князем Владимиром Основная идея былины: защита и объединение земли Русской в руках народа
Композиция - (лат. compositio составление, связывание, сложение, соединение). Организация, расположение и связь разнородных компонентов художественной формы литературного произведения. Композиция включает: расстановку и соотнесенность характеров (Композиция как "система образов"), событий и поступков (Композиция сюжета), вставных рассказов и лирических отступлений (Композиция вне сюжетных элементов), способов или ракурсов повествования (собственно повествовательная Композиция), подробностей обстановки, поведения, переживаний (Композиция деталей). расположение, чередование, соотношение и взаимосвязь частей литературного произведения, служащее наиболее полному воплощению замысла художника.
Кульминация – наивысшая точка в развитии действия экспозиция завязка развязка развитие действия спад действия I. Вступление II. Основная часть III. Заключение эпилог (послесловие)
Часть произведения, отделенная от основного повествования и предшествующая ему. Предыстория, первоначальное знакомство с основными персонажами произведения, местом, где будут разворачиваться события, временем т.д. Возникновение и оформление конфликта. Последовательное усиление, развитие конфликта. противоборствующие силы предпринимают какие-то действия по от ношению друг к другу. Критическая точка в достижении художественного конфликта, развиваться дальше не может и требует своего немедленного разрешения. Само разрешение конфликта Часть, отделенная от основного повествования, может содержать краткое сообщение о жизни персонажей после описанных событий.
Внутренняя (содержательная) композиция определяется системой образов-характеров, особенностями конфликта и своеобразием сюжета, Внешняя композиция это членение текста, характеризующегося непрерывностью, на дискретные единицы. Композиция, следовательно, есть проявление значимой прерывистости в непрерывности.
экспозиция завязка развитие действия Кульминация – наивысшая точка в развитии действия спад в развития действия развязка эпилог (послесловие) Сложный план I. Вступление(экспозиция) II. Основная часть 1. Завязка. 2. Развитие действия ………………… 2.2. ………………… 2.3. ………………… 3. Кульминация. 4. Спад в развитии действия. 5. Развязка. III. Заключение. Композиция
Время Качество Сюжет Пространство Количество Фабула
Композиция произведения является важным способом воплощения авторской идеи. обратная кольцевая зеркальная ретроспекции "рассказ в рассказе" Линейная, или последовательная Художественный образ
Предполагает такое построение повествования, когда завязка, развитие действия, кульминация и развязка следуют друг за другом. Произведение начинается с развязки (характерна для детективного жанра). Произведение заканчивается тем же, с чего оно начиналось. Позволяет объединить два и более повествования, имеющие самостоятельный художественный конфликт, так что возникает рассказ в рассказе, или несколько рассказов объединяются одним общим рассказом (рамой).
экспозиция Появление героя: обида, трехкратный приход к Ильмень- озеру Завязка – начало диалога с морским царем Моральная победа над морским царем Развязка – освобождение Садко Возвращение Садко в Великий Новгород и воздание Богу за свое спасение
экспозиция Подводит к рассказу Коноплянки; повод для рассказа Завязка – начало повествования о Маленьком Гансе «Что за наслаждение слушать вас» Развязка – смерть Маленького Ганса Заключение: Водяная Крыса не поняла морали История взаимоотношений Маленького и Ганса и Гью-Мельника Сказка О.Уальда «Преданный друг» - история падения возвышенной, нежной, чуткой и отзывчивой души
Имел только гусли – основное богатство духовное => приносит людям радость своим талантом Принимает дары морского царя, тем самым изменяет своему назначению Состязание с господином Великим Новгородом – проигрывает его Игра на гуслях морскому царю => гибель людей Принимает помощь Миколы Можайского Возвращение к своему назначению в жизни