Методология. Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Методология, методы и логика педагогического исследования Понятие о методологии, уровнях методологического знания, методологических принципах педагогики.
Advertisements

МЕТОДОЛОГИЯ В ПЕДАГОГИКЕ Выполнила : магистранты II курса группы СВ ( б ) Каныбекова Алтынай К. Шейшеев Стамбек К. Проверил : Куватбеков Каныбек.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирская государственная автомобильно-дорожная.
«Методика педагогических исследований». Это совокупность мировоззренческих взглядов человека и их применения и решению педагогических исследовательских.
Педагогика высшего образования. 1. Предмет педагогики высшей школы 2. Методология и методы исследования 3. Современное многоуровневое образование.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Кафедра философии ЛГТУ 2011 ВОПРОС 21 Основания науки: нормы и идеалы науки, роль философских идей и принципов в обосновании научного знания (законы и.
Методология – учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности ( энциклопедический словарь). Методология – система принципов.
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Основные понятия в области научного-педагогического исследования 1) Проблема, объект и предмет научно-педагогического исследования 2) Цели и задачи научно-педагогического.
«Индивидуальная программа развития педагога – первый шаг к педагогическому исследованию» Педагогический совет муниципального общеобразовательного учреждения.
1 ПОЛИТОЛОГИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА 1. Объект и предмет, политологии. 2. Закономерности, категории и функции политологии.
«Исследовательская деятельность педагога» Теоретические аспекты.
Технология описания педагогического опыта Подготовила: учитель начальных классов МОУ гимназии 44 имени В.Н.Деева Сенницкая Надежда Александровна.
Тема 2. Принципы и методы научного познания в социально- экономической географии.
Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской деятельности» Модульный курс для аспирантов « Методологические основы исследовательской.
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ Семинарское занятие по теме Экономическая теория: предмет, цели и задачи.
Воспитание как педагогический процесс.
Современная социология и её роль в жизни общества. Лекция 1.
Транксрипт:

Методология

Методология Методология – система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности Методология- учение об основах построения любой деятельности, в т.ч и практической Методология- наиболее общая система принципов организации научного исследования, способов достижения и построения научного знания Методология науки- это учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах преобразования действительности.

Методология В философской литературе нет единого общепринятого определения методологии 1. Совокупность приемов исследования 2. Учение о методах познания и преобразования мира 3. Учение о способах получения знаний о мире. Методология- философское учение о методах познания и преобразования действительности, применение принципов мировоззрения к процессу познания, к духовному творчеству и практике Методология-система теоретических знаний, которые исполняют роль руководящих принципов, орудий научного исследования и конкретных средств реализации требований научного анализа

Загвязинский Владимир Ильич выделяет в методологии две взаимосвязанные стороны Теоретическая сторона методологии Нормативная сторона методологии Определенный подход к явлениям действительности, установление основных закономерностей как исходных посылок научного поиска

Методология педагогики Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики- учение о педагогическом знании, о процессе его добывания, способах создания концепций, и практического применения для преобразования и совершенствования системы обучения и воспитания Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования Методология педагогики отражает общие принципы, подходы и методы теории педагогики, направленные на развитие и обновление образования

Методология педагогики Положения методологии педагогики Учение о структуре и функциях педагогического знания Исходные, ключевые, фундаментальные педагогические положения (теории, концепции, гипотезы), имеющие общенаучный смысл Учение о логике и методах педагогического исследования Учение о способах использования полученных знаний для совершенствования практики

Функции методологии Регулятивная Методологическое знание Нормативная Предписания, прямые указания к деятельности

Виды методологии Дескриптивная методология ( описательная) Прескриптивная методология (нормативная, регулирующая деятельность) Учение о структуре научного знания, закономерностях научного познания, ориентир в процессе исследования. Ретроспективное описание процессов научного познания Преобладают конструктивные задачи: разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности разработка положительных рекомендаций, правил научной деятельности

Уровни методологического знания ( Э.Г.Юдин) 1. Философский уровень 2. Общенаучный уровень 3. Конкретно-научный уровень 4. Технологический уровень

Философские основания педагогики Экзистенциализм Неотомизм Прагматизм Диалектический материализм Неопозитивизм Позитивизм

Экзистенциализм Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Философия существования, переживания человеком своего бытия в мире Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее «Я» каждого. Основное понятие – -Экзистенция- существование, индивидуальное бытие человека, погруженного в свое «Я» Основные представители: Н.А.Бердяев, (Россия), МХайдеггер (Германия), А.Камю (Франция), Э.Брейзах (США)

Неотомизм Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Ведущая роль религии в воспитании подрастающего человека Учение средневекового религиозного философа Фомы Аквинского Ж.МаритенМ.Адлер М.Казотти

Позитивизм Наука лишь математика и естественные науки Наука лишь математика и естественные науки Обществознание относят к области мифологии Обществознание относят к области мифологии Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Абсолютизация естественных наук и методов, применяемых ими Верно то, что получено с помощью количественных методов Верно то, что получено с помощью количественных методов

Неопозитивизм Приоритет методам познания, а не содержанию Приоритет методам познания, а не содержанию Физики, химики, математики Представитель- Дж. Конант- ученый –атомщик и политический деятель США. Книга «Подготовка американских учителей»

Прагматизм Прагматизм - «опыт», «дело» Познание сводится к индивидуальному опыту ребенка Представители: Дж.Дьюи. А Маслоу, Э.Кэлли Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека, полезно для него

Диалектический материализм Личность-объект и субъект общественных отношений. Ее развитие зависят от внешних обстоятельств, среды и природной организации человека Ведущую роль в развитии играет воспитание. Личность проявляется и формируется в деятельности К.Маркс, Ф.Энгельс Законы диалектики: Переход количественных изменений в качественные, Переход количественных изменений в качественные, Единство и борьба противоположностей Единство и борьба противоположностей Отрицание отрицания Отрицание отрицания

Общенаучный уровень методологии педагогики Общенаучная методология представлена системным подходом. Общенаучная методология представлена системным подходом. Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики Системный подход требует единства: теории-эксперимента –практики В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности В системном подходе отражается взаимосвязь и взаимообусловленность явлений и процессов окружающей действительности

Конкретно-методологические принципы педагогических исследований Личностный подход Культурологический подход Этнопедагогический подход Антропологический подход Деятельностный подход Полисубъектный подход

Педагогическое исследование -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -Это сложный сознательный и целеустремленный процесс изучения какого –либо педагогического явления или объекта, -определение особенностей его протекания, -определение особенностей его протекания, выявление закономерностей выявление закономерностей поиск путей совершенствования педагогического процесса поиск путей совершенствования педагогического процесса

Методологические принципы Принцип- способ достижения социально значимых целей на основе учета объективных закономерностей. Принцип должен иметь глубокое развернутое научное обоснование и носить обобщенный характер, т.е. быть применим к исследованию всех ситуаций и вариантов педагогического явления. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов. Методологические принципы представляют собой основные философские мировоззренческие положения, с позиции которых ведется научное исследование, определяется стратегия подходов в исследовании, выбор методов и интерпретация его результатов.

Принципы педагогического исследования В. И. Загвязинский Объективность ДостоверностьДоказательность АльтернативностьНаучность Учет естественного изменения исследуемых элементов Выделение основных факторов Единство логического и исторического Концептуальное единство Системный подход Соотнесение сущного и должного Единство исследовательской и практической учебно- воспитательной работы

Объктивность Требует: Требует: Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Всестороннего учета факторов и условий проявления явления Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Анализа процесса развития явления с рассмотрением внутренних противоречий, взаимосвязи и взаимозависимости явлений Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Адекватность исследовательских подходов и средств получения истинного знания об объекте Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов Исключение субъективизма, односторонности и предвзятости в выборе м оценке факторов

Достоверность Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. Учет всех относящихся к изучаемым явлениям фактов и правильное их истолкование, анализ всех полученных материалов. На достоверности фактов основывается достоверность выводов На достоверности фактов основывается достоверность выводов

Доказательность Исходные посылки определяются и формулируются на основе анализа исследований предшественников, научных школ и направлений Достоверность обеспечивает доказательность Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Предполагает обоснованность, аргументированность исходных посылок, выводов. Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты Прогноз количества предполагаемого фактического материала, способного предъявить статистически верные результаты

Альтернативность Альтернативный характер научного поиска Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Выделение и оценка всех возможных, разных вариантов решения исследуемого вопроса Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Анализ совпадающих, близких точек зрения, но и противоположных, несовпадающих Выделение условий, направлений, перспектив работы Выделение условий, направлений, перспектив работы Выдвижение альтернативных гипотез Выдвижение альтернативных гипотез

Научность Предполагает конкретно- историческое исследование педагогических явлений. Одинаковые по форме явления наполняются конкретно-историческим содержанием на каждом этапе развития общества Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода. Научность требует диалектического соотнесения общего, особенного, единичного в педагогическом явлении., раскрытие законов, управляющих развитием педагогических явлений, оценки их с точки зрения конкретно- исторического подхода.

Учет естественного изменения исследуемых элементов На изучаемое явление одновременно воздействуют: На изучаемое явление одновременно воздействуют: 1. Специально созданные в исследовании условия и факторы; 2. Непрерывное естественное развитие как объективно существующий процесс развитие как объективно существующий процесс Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия. Соотнесение и анализ природы полученных эффектов от естественного и специального (экспериментального) воздействия.

Выделение основных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Из многообразия различных факторов, влияющих на педагогический процесс и изучаемый объект важно выделение основных и определение производных факторов Установление субординации. Установление субординации. Раскрытие диалектики процесса Раскрытие диалектики процесса Понимание противоречивости изучаемого явления Понимание противоречивости изучаемого явления

Единство логического и исторического В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) В каждом исследовании сочетать изучение истории объекта ( его генезис) и его теории (структуры, функций, связей объекта в его современном состоянии, перспектив развития) Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Что уже было в истории и что структурно это явление из себя представляет Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования. Единство исторического и логического позволяет оценить и доказать новизну и актуальность исследования.

Концептуальное единство Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Исследователь в процессе научной работы защищает определенную концепцию-систему взглядов. Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Она строится на единстве определенного (принятого как верное) и неопределенного (изменчивого, которое проверяется) Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска. Принятые исходные положения проверяются, развиваются, уточняются в ходе поиска.

Системный подход Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. Важен характер взаимодействия между элементами, механизмы связей и отношений. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. В процессе системного анализа выясняется не только причины явлений, но и обратное воздействие результата на породившие его причины. Изучение педагогического процесса как целого. Изучение педагогического процесса как целого.

Соотнесение сущего и должного Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Соотнесение двух планов -должного и сущего (существующего) Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Любое педагогическое явление может быть верно понято и оценено в сопоставлении с нормой (должное). Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее) Педагогические инновации, перспективы оцениваются в сопоставлении с существующим состоянием современной теории и практики(сущее)

Единство исследовательской и практической учебно-воспитательной работы Нацеливание на позитивные результаты, прогнозирование хода и результатов работы Недопустимо планировать негативные результаты. Риск должен быть минимальным!!! Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми. Опытно- экспериментальная работа должна способствовать улучшению содержания, методов, форм организации работы с детьми.