М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Материалы к урокам литературы в 7 классе.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация к уроку по литературе (7 класс) на тему: М.Ю.Лермонтов "Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова"- поэма об историческом прошлом России.
Advertisements

Михаил Юрьевич Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова »
Михаил Юрьевич Лермонтов ( ). Иван IV Васильевич Грозный Великий князь московский с 1533 г. по 1584 г. …нельзя быть царю «без грозы»…
Эпоха Ивана Грозного в произведении М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Работа выполнена Кривошеевой Галиной Алексеевной, учителем русского языка и литературы МОУ СОШ 3 г.Моздока.
Учитель Кузнецова Н.В. МБОУ СОШ 70 г.Красноярск. Тема: М. Ю. Лермонтов « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов М.Ю.Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и купца Калашникова»
М.Ю.Лермонтов Песня про купца Калашникова
« Минувшее проходит предо мною…» Беседа по содержанию «Песни про царя Ивана Васильевича, молодого опричника Кирибеевича и удалого купца Калашникова» с.
Комикс по произведению М. Ю. Лермонтова « Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова » Выполнил ученик 7- Б класса.
«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
«Эпоха XVI века в поэме М.Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Осмысление прошлого и настоящего. Н.М. Карамзин «История государства Российского» «Иоанн имел разум превосходный….» «Хвалился милостью и щедростью…» Но.
М. Ю. Лермонтов (1814 – 1841). М. Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» - поэма об историческом.
МОУ «Богашевская средняя общеобразовательная школа Имени А.И.Федорова» М.Ю.Лермонтов «Песня про купца Калашникова…» 8 класс. Учитель: Семиренко И.И.
Авторы: Ванюшин Егор Головцов Максим Смирнов Сергей © МОУ Брейтовской СОШ с.Брейтово 2011.
Чарушина Ирина Григорьевна Гимназия 1 г.Кирово-Чепецк 2007 г. Осмысление прошлого и настоящего.
Составитель: Штина Е.С. В чем смысл обращения М.Ю.Лермонтова к эпохе Ивана Грозного?
Песнь про купца Калашникова Автор: Недавний Никита. Роль - историк.
Проблема чести и долга в поэме М. Ю. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова»
Транксрипт:

М.Ю. Лермонтов «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Материалы к урокам литературы в 7 классе

Жанр произведения Эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далёкий XVI век. Эпическая поэма, по духу близкая былинному эпосу, переносит нас в далёкий XVI век. В меню…

Время Ивана Грозного Ключевский: «Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями, объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. Разгром Новгорода по одному подозрению в измене, московские казни, убийство сына и митрополита Филиппа, безобразия с опричниками в Москве и в Александровской слободе - читая обо всем этом, подумаешь, что это был зверь от природы». Далее… В главное меню…

Борьба с внешними врагами Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. Царь Иван Васильевич Грозный (Иван IV) стал великим князем московским в 1533 году. В 1547 году он принял царский титул, сделавшись первым русским царём. С его именем связан разгром Казанского и Астраханского ханств, в его правление русские перешагнули Урал и появились в Сибири. Но при нём же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и неслыханным по своему размаху террором. В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всём «изменников-бояр». В 1558 г. царь начал войну за прибалтийские земли. Когда после первых побед начались неудачи, он стал обвинять во всём «изменников-бояр». Далее…

Деление страны В конце 1654 года царь покинул Москву и объявил, что собирается отречься от престола. В январе следующего года он всё же позволил уговорить себя вернуться на царство. Однако за это вытребовал себе особые полномочия. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», там продолжали существовать старинные государственные учреждения, которые, по мнению Ивана Грозного, только мешали ему править. Другая часть получила название «опричнина» ( от слова «опричь», то есть «кроме») – здесь «земские» учреждения не действовали и власть царя была безраздельна. Бояре Опричники Далее…

Опричнина К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находящаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. К себе в опричнину царь набрал наиболее преданных ему бояр и дворян. Они получали в опричнине земли, а те бояре и дворяне, которые там жили раньше, но в опричнину взяты не были, насильно переселялись в земщину. Отошла в опричнину и находящаяся к западу от Кремля часть Москвы, откуда изгнали всех «земских». Благодаря этому «перебору людишек», царю удалось создать преданное ему войско, члены которого назывались опричниками. Земским въезд на территорию опричнины был запрещён, зато опричные отряды разъезжали по земщине, безнаказанно совершая грабежи и убийства. В своих чёрных кафтанах, с притороченными к седлу собачьей головой и метлой, они наводили на «земских» ужас. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства. Пёсья голова должна была означать их собачью преданность своему государю, а метла – готовность вымести всю «измену» из государства. Далее…

Малюта Скуратов Скуратов-Бельский-Малюта (Григорий Лукьянович) - думный дворянин, любимый опричник царя Иоанна IV Грозного. Участвуя почти во всех злодеяниях Грозного, он задушил в 1569 г. митрополита Филиппа, заточенного в тверском Отроческом монастыре. Убит во время ливонского похода в 1572 г. Одна из его дочерей была замужем за Борисом Годуновым, а другая, отравительница М.В. Скопина-Шуйского, за Димитрием Ивановичем Шуйским. Память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, и даже самое его имя стало нарицательным названием злодея. Скуратов-Бельский-Малюта (Григорий Лукьянович) - думный дворянин, любимый опричник царя Иоанна IV Грозного. Участвуя почти во всех злодеяниях Грозного, он задушил в 1569 г. митрополита Филиппа, заточенного в тверском Отроческом монастыре. Убит во время ливонского похода в 1572 г. Одна из его дочерей была замужем за Борисом Годуновым, а другая, отравительница М.В. Скопина-Шуйского, за Димитрием Ивановичем Шуйским. Память о Малюте Скуратове и его злодеяниях сохранилась в народных песнях, и даже самое его имя стало нарицательным названием злодея. Дознание… Далее…

Террор Со своими опричниками Иван провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем, отменил деление на опричнину и земщину, расправился с большинством опричных предводителей, а само слово «опричнина» запретил употреблять – настолько ненавистным стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного: ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив и запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни (при нём не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук… Со своими опричниками Иван провёл множество казней своих противников или тех, кто только ими казался, подверг жестокому разгрому Новгород и ряд других городов. Позднее он, впрочем, отменил деление на опричнину и земщину, расправился с большинством опричных предводителей, а само слово «опричнина» запретил употреблять – настолько ненавистным стало оно для тогдашнего русского общества. Но он добился главного: ему удалось стать полным самодержцем в своём государстве, истребив и запугав тех, кто мог оказать ему сопротивление. Правда, несмотря на все пытки и казни (при нём не только рубили головы, но также варили в кипятке, жарили заживо и резали на куски), он так и не смог выиграть войны за прибалтийские земли, а страна к концу его правления настолько была обескровлена, что местами просто обезлюдела, так что пришлось запрещать крестьянам покидать своих помещиков, чтобы те не остались совсем без рабочих рук… Далее…

След в истории… Умер Иван Грозный в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. Умер Иван Грозный в 1584 году, незадолго до того в порыве ярости убив собственного старшего сына. После него осталась разорённая и взбаламученная страна, а также исторические предания о грозном царе, ставшем для одних символом безумной жестокости, а для других образцом сурового, но справедливого правителя. В главное меню…

Анализ содержания поэмы В главное меню… В меню…

Меню: 1. Композиция и сюжет Композиция и сюжет Композиция и сюжет 2. Основа композиции Основа композиции Основа композиции 3. Вопросы для беседы Вопросы для беседы Вопросы для беседы 4. Образ Кирибеевича Образ Кирибеевича Образ Кирибеевича 5. Образ купца Калашникова Образ купца Калашникова Образ купца Калашникова 6. Образ царя Образ царя Образ царя 7. Выводы Выводы К заглавию…

Композиция и сюжет I глава - Любовь опричника к красавице – замужней женщине II глава - Оскорбление Алёны Дмитриевны и решение купца Калашникова отомстить обидчику III глава - Трагическое разрешение столкновения двух героев: одного постигает возмездие, другой гибнет по воле царя В меню…

Основа композиции Антитеза опричник Кирибеевич купец Калашников В меню…

Вопросы для беседы Что представляют собою герои? Что представляют собою герои? Почему такой драматичной оказывается их судьба? Почему такой драматичной оказывается их судьба? Каково отношение к ним М.Ю. Лермонтова? Каково отношение к ним М.Ю. Лермонтова? Как относятся к героям гусляры? Как относятся к героям гусляры? В меню…

Образ Кирибеевича 1. Гусляры поют о нём как о «добром молодце» из песни: удалой боец, молодой боец, плечи богатырские, сердце жаркое. 1. Опричник. Войско опричников сыграло большую роль в искоренении заговоров боярства, выступавшего против усиления самодержавной власти. Александровская слобода В меню… Далее…

Лукавый раб Во II главе гусляры не хотят даже говорить о Кирибеевиче; они передают свой рассказ Алёне Дмитриевне. Во II главе гусляры не хотят даже говорить о Кирибеевиче; они передают свой рассказ Алёне Дмитриевне. Для неё он разбойник – злой опричник. Кто же разбойник в народных песнях? Не столько грабитель, сколько человек, попирающий «божеские законы» - законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья. Для неё он разбойник – злой опричник. Кто же разбойник в народных песнях? Не столько грабитель, сколько человек, попирающий «божеские законы» - законы чести и справедливости, разрушитель чужого счастья. Далее…

Из роду Скуратовых Царь говорит Кирибеевичу: «Неприлично ж тебе, Кирибеевич, Царской радостью гнушатися; А из роду ты ведь Скуратовых, А семьёю ты вскормлен Малютиной!..» Кирибеевич представляется Алёне Дмитриевне: Что пужаешься, красная девица? Я не вор какой, душегуб лесной, Я слуга царя, царя грозного, Прозываюся Кирибеевичем, А из славной семьи Малютиной… Далее…

Противоречивость образа Гусляров в Кирибеевиче привлекают молодость, красота, удаль, сила. Гусляров в Кирибеевиче привлекают молодость, красота, удаль, сила. В начале III главы он появляется удалым молодцем, в сиянии молодости, силы, богатства. Но что-то неприятное и отталкивающее слышится теперь в его речах. Вместо грустной задумчивости там бахвальство, насмешка, пренебрежение к более слабым. Он привык быть первым, ему всё кажется легко, появляется спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими, своеволие. Но слова Калашникова приводят его в смятение, он «побелел, как осенний снег». Видимо, укоры совести вспыхивают в его душе. Наверное, близость к царю, избалованность властью исказили добрые основания его характера. В начале III главы он появляется удалым молодцем, в сиянии молодости, силы, богатства. Но что-то неприятное и отталкивающее слышится теперь в его речах. Вместо грустной задумчивости там бахвальство, насмешка, пренебрежение к более слабым. Он привык быть первым, ему всё кажется легко, появляется спесь, высокомерие, нежелание считаться с другими, своеволие. Но слова Калашникова приводят его в смятение, он «побелел, как осенний снег». Видимо, укоры совести вспыхивают в его душе. Наверное, близость к царю, избалованность властью исказили добрые основания его характера. Возмездие, которое настигает опричника в бою с Калашниковым, справедливо. Возмездие, которое настигает опричника в бою с Калашниковым, справедливо. Можно ли назвать поэтичной, настоящей, истинной любовь Кирибеевича? Нет, он совершенно не думает о любимой женщине. Можно ли назвать поэтичной, настоящей, истинной любовь Кирибеевича? Нет, он совершенно не думает о любимой женщине. Далее…

Смерть опричника Повалился он на холодный снег, На холодный снег, будто сосенка, Будто сосенка во сыром бору Под смолистый под корень подрубленная. Гусляры и автор сожалеют о ранней гибели Кирибеевича, ценят, что он не просит пощады, а принимает смерть как должное. В меню…

Образ купца Калашникова В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче, гусляры поют о нём словами народных песен и сказаний: В Степане Парамоновиче Калашникове нет сложностей и противоречий. Это человек честный, сильный, мужественный и решительный. Как и о Кирибеевиче, гусляры поют о нём словами народных песен и сказаний: За прилавкою сидит молодой купец, Статный молодец Степан Парамонович, По прозвищу Калашников. Шёлковые товары раскладывает, Речью ласковой гостей он заманивает, Злато, серебро пересчитывает. В меню… Далее…

Чем привлекателен герой? Чувство собственного достоинства, гордость «честным именем». Чувство собственного достоинства, гордость «честным именем». Для Степана Калашникова позор жены – это и его позор, а позор – хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем. Для Степана Калашникова позор жены – это и его позор, а позор – хуже смерти, и Кирибеевич сразу становится для него врагом. Подняв руку на любимого опричника царя, Калашников совершает подвиг. Своей жизнью и смертью он утверждает, что нет ничего выше человеческого достоинства, что борьба за правду не обходится без жертв, что лучше погибнуть, чем смириться с бесчестьем. Далее…

Отношение героя к семье Для Степана Парамоновича семья – основа жизни. Он живёт по правилам «Домостроя»: жену любит, справедлив, но строг по отношению к ней. Молодой купец осознаёт свою роль главы и защитника семьи, является носителем лучших качеств национального характера: твёрдости, мужества, решительности и благородства. Для Степана Парамоновича семья – основа жизни. Он живёт по правилам «Домостроя»: жену любит, справедлив, но строг по отношению к ней. Молодой купец осознаёт свою роль главы и защитника семьи, является носителем лучших качеств национального характера: твёрдости, мужества, решительности и благородства. Далее…

Кулачный бой Обычаем того времени являлся кулачный бой на Москве-реке. Обычаем того времени являлся кулачный бой на Москве-реке. Кирибеевич выходит на кулачный бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием». Кирибеевич выходит на кулачный бой не «разгуляться для праздника» самому, а «потешить царя нашего батюшку». Ради этого он готов нарушить сложившиеся правила и отпустить противника «живого с покаянием». Степан Калашников решает драться с Кирибеевичем во время этого боя, чтобы защитить поруганную честь своей семьи. Он показан как былинный герой, русский богатырь. Купец считает себя правым, хотя нарушил христианскую заповедь – не мстить, не убивать. Грех свой герой осознаёт, но не может не встать на защиту своего доброго имени. Степан Калашников решает драться с Кирибеевичем во время этого боя, чтобы защитить поруганную честь своей семьи. Он показан как былинный герой, русский богатырь. Купец считает себя правым, хотя нарушил христианскую заповедь – не мстить, не убивать. Грех свой герой осознаёт, но не может не встать на защиту своего доброго имени. В меню…

Образ царя В меню… Далее…

Иван Грозный на пиру Не сияет на небе солнце красное, Не любуются им тучки синие: То за трапезой сидит во златом венце, Сидит грозный царь Иван Васильевич. Позади его стоят стольники, Супротив его всё бояре да князья, По бокам его всё опричники… Далее…

Царский пир Картина придворной жизни того времени – трапеза (пир) у царя, на которой присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей. Картина придворной жизни того времени – трапеза (пир) у царя, на которой присутствуют самые достойнейшие из бояр и князей. Обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Так подчёркивается общественная значимость происходящего. По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Обстоятельность в описании внешнего вида царя: он «за трапезой сидит во златом венце». Так подчёркивается общественная значимость происходящего. По знаку царскому наливается «вино сладкое» в «золочёный ковш». Подозрительность Ивана Грозного к поведению Кирибеевича закономерна, потому что опричник нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Задумчивость Кирибеевича даёт основание предположить, что тот думает не о службе государевой. Царь напоминает опричнику о долге. Тот отвечает «в пояс кланяясь», отдавая себя на милость царскую. Государь быстро успокаивается и предлагает помощь любимому опричнику: хорошо посватать девушку, предложив её родителям дорогие подарки. Царь советует Кирибеевичу положиться на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся». Иван Грозный не подозревает, что обманул его «лукавый раб», потому что преследует замужнюю женщину. Подозрительность Ивана Грозного к поведению Кирибеевича закономерна, потому что опричник нарушает принятые всеми условия жизни, за которыми по традиции должен наблюдать царь. Задумчивость Кирибеевича даёт основание предположить, что тот думает не о службе государевой. Царь напоминает опричнику о долге. Тот отвечает «в пояс кланяясь», отдавая себя на милость царскую. Государь быстро успокаивается и предлагает помощь любимому опричнику: хорошо посватать девушку, предложив её родителям дорогие подарки. Царь советует Кирибеевичу положиться на обычай: «полюбишься – празднуй свадебку, не полюбишься – не прогневайся». Иван Грозный не подозревает, что обманул его «лукавый раб», потому что преследует замужнюю женщину. Далее…

Справедливый царский суд Правила кулачного боя исключали какое-либо вмешательство в ход поединка. Царь спрашивает победителя, почему тот убил соперника. Калашников отвечает государю: Правила кулачного боя исключали какое-либо вмешательство в ход поединка. Царь спрашивает победителя, почему тот убил соперника. Калашников отвечает государю: Я скажу тебе, православный царь: Я убил его вольной волею, А за что, про что – не скажу тебе, Скажу только богу единому. Прикажи меня казнить – и на плаху несть… Такой ответ говорит о личной независимости молодого купца, указывает, что есть стороны жизни, которые не подсудны даже царю, а сам государь подсуден Богу единому. Такой ответ говорит о личной независимости молодого купца, указывает, что есть стороны жизни, которые не подсудны даже царю, а сам государь подсуден Богу единому. Далее…

Решение государя Трудно сказать, каким бы было решение Ивана Грозного, если бы он узнал причину поступка Калашникова. Но Степан Парамонович считает узы брака святыней и не видит необходимости обращаться к царю. В результате царь казнит Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника. При этом государь «награждает» победителя царской милостью: не оставит жену и сиротинушек- детей. Трудно сказать, каким бы было решение Ивана Грозного, если бы он узнал причину поступка Калашникова. Но Степан Парамонович считает узы брака святыней и не видит необходимости обращаться к царю. В результате царь казнит Калашникова без расследования, казнит только за то, что купец в честном бою убил верного опричника. При этом государь «награждает» победителя царской милостью: не оставит жену и сиротинушек- детей. Далее…

Царская милость «Хорошо тебе, детинушка, «Хорошо тебе, детинушка, Удалой боец, сын купеческий, Что ответ держал ты по совести. Молодую жену и сирот твоих Из казны моей я пожалую, Твоим братьям велю от сего же дня По всему царству русскому широкому Торговать безданно, беспошлинно». «А ты ступай, детинушка, На высокое место лобное, Сложи свою буйную головушку. Я топор велю наточить-навострить, Палача велю одеть-нарядить, В большой колокол прикажу звонить, Чтобы знали все люди москвоские, Что и ты не оставлен моей милостью…» Царь слепо следует христианскому закону, превращая народный обычай в игрушку самодержца, а царская милость оборачивается несправедливостью. В меню…

Выводы: Образ Ивана Грозного теневой, сложный. Образ Ивана Грозного теневой, сложный. Образ Кирибеевича, верного царского опричника, крайне противоречивый. Образ Кирибеевича, верного царского опричника, крайне противоречивый. Образ купца Степана Калашникова цельный, является воплощением носителя лучших черт русского национального характера. Образ купца Степана Калашникова цельный, является воплощением носителя лучших черт русского национального характера. В меню…

Словарь Слово «традиция» многозначно: то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий; то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предыдущих поколений, например, идеи, взгляды, вкусы, образ действий; обычай, установившийся порядок в поведении в быту. обычай, установившийся порядок в поведении в быту. Быт – общий жизненный уклад, повседневная жизнь. Обычай – общепринятый порядок, традиционно установившиеся правила общественного поведения. В главное меню…