К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Служба практической психологии.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
КОНЦЕПЦИЯ развития системы психологического обеспечения образования в Российской Федерации на период до 2012 года Психолого-медико-педагогический совет.
Advertisements

Ψ «В условиях инновационного развития психологическая служба является ядром дополнительной, цементирующей помощи в образовании» М.М.Семаго (Всероссийская.
самопрезентация
МОДЕЛЬ «КОНСУЛЬТАНТ» Цель деятельности психолога Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в.
МБОУ БРАГИНСКАЯ СОШ 11 КОМПЛЕКСНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Умняшова И.Б., кпсн, заведующая учебно-производственной лаборатории факультета «Психология образования» МГППУ.
ИЗМЕНЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА - ПСИХОЛОГА В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.
Муниципальная модель методического сопровождения ФГОС общего образования.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
О задачах деятельности муниципальных и школьных рабочих групп на учебный год. Дозморова Е.В.
Качество образования каждому ученику. Качество образования – масштабное и многогранное понятие, которому придается особое значение в современных условиях.
ПОЛОЖЕНИЕ о системе оценки качества образования в муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа 1 с углублённым изучением.
МКОУ «Думиничская средняя общеобразовательная школа 3» «Методическая служба образовательного учреждения- учителю новой школы»
Управленческие решения в период подготовки введения ФГОС ООО. Переход на новый образовательный стандарт как проект. Н.Губанова.
Нормативно-правовое регулирование с истемы мониторинга качества образования в компетенции образовательного учреждения Докладчик : зам. директора по УВР.
«Вопросы совершенствования деятельности центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи: нормативное регулирование. Осуществление функций.
Особенности управленческой деятельности заместителя директора в условиях подготовки к реализации ФГОС В. П. Рытиков, заместитель директора по УВР ГБОУ.
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска «Детский сад компенсирующего вида 312 «Жемчужинка» Региональная стажировочная.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Школа 35 г. Н.Новгород. Проект Единая информационная среда школы Одним из главных звеньев совершенствования образовательной системы является комплексная.
Транксрипт:

К настоящему времени в России в основном завершен этап формирования единой системы психологического обеспечения образования. Служба практической психологии образования является основным элементом, реализующим на практике: оказание комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи всем участникам образовательного процесса; повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса; психологическое проектирование, экспертизу и мониторинг условий и результатов образовательной деятельности. Вместе с тем, уровень и качество организации такой работы, ее нормативное правовое регулирование требуют совершенствования с учетом современной ситуации. Перспективы развития Службы сегодня определяются новыми социальными требованиями к системе образования, сформулированными в рамках Приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации. Введение предшкольного образования, новых образовательных стандартов, единого государственного экзамена, предпрофильного и профильного обучения, информатизация образования предопределяют особую роль Службы в оценке результатов и прогнозировании последствий экспериментов и инноваций в системе образования России.

На этом этапе необходимо осуществить: 1. анализ, обобщение и систематизацию опыта работы Службы практической психологии образования и других структур в сфере психологии образования по основным направлениям психологического обеспечения образования; 2. разработку научно-методических и организационно-управленческих основ совершенствования деятельности по психологическому обеспечению образования, в том числе – ведомственной аналитической программы развития психологического обеспечения образования в Российской Федерации; 3. совершенствование нормативной правовой базы, регламентирующей деятельность организаций, учреждений, специалистов по психологическому обеспечению образования; 4. развитие нормативной правовой, научно-методической, материально-технической базы образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС- центров), обеспечение специалистов психологических служб, педагогов-психологов, психологов образовательных учреждений всех типов и видов сертифицированным профессиональным психологическим инструментарием, профессиональной психологической литературой, периодическими изданиями, Интернетом; 5. развитие кадрового потенциала Службы практической психологии образования, включая: совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов Службы практической психологии образования; внедрение системы постдипломного сопровождения молодых специалистов-психологов; организацию и проведение региональных и всероссийских конкурсов профессионального мастерства педагогов-психологов образования. 6. повышение уровня психологической культуры и психологической компетентности всех участников образовательного процесса. На втором этапе – годах – на основе детального анализа регионального опыта по развитию Службы практической психологии образования в субъектах Российской Федерации предстоит реализовать меры по развитию системы психологического обеспечения образования, разработанные и прошедшие апробацию на первом этапе.

Общее описание. Цели, задачи и основные направления. Виды деятельности в рамках каждого направления по следующей схеме: ситуация, запускающая данный вид деятельности, вид деятельности возможные следствия его реализации. Основные алгоритмы деятельности. (Мы сочли необходимым приложить их к тем видам деятельности, которые четко раскладываются на определенный порядок профессиональных действий психолога.) Требования к методическому обеспечению и уровню профессиональной квалификации психолога. Необходимая управленческая поддержка модели.

Цель деятельности психолога Сопровождение процесса психологического развития учащихся посредством создания определенных условий в образовательной среде школы. Задачи деятельности психолога 1. Отслеживание результатов психологического развития учащихся на различных этапах обучения. 2. Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития. 3. Осуществление психологического анализа внутришкольных образовательных программ и технологий с точки зрения их соответствия индивидуальным и возрастным особенностям учащихся данной школы. 4. Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде школы.

I. РАБОТА ПСИХОЛОГА С УЧАЩИМИСЯ ШКОЛЫ II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ III. СОТРУДНИЧЕСТВО С ПЕДАГОГАМИ- ПРЕДМЕТНИКАМИ И КЛАССНЫМИ РУКОВОДИТЕЛЯМИ

Основной принцип организации работы осуществление комплексного психолого- педагогического сопровождения определенной группы учащихся (не более пяти-шести классов). Соответственно, в школе либо существует служба психологов-кураторов, либо курируются определенные классы (КРО, профильные, гимназические, экспериментальные, др.). При данном варианте организации психологической работы в школе психолог имеет возможность осуществлять сопровождение конкретного ребенка и классного коллектива в полном смысле этого слова: отслеживать процесс развития, заниматься глубокой и всесторонней как профилактической, так и развивающей работой в зоне ближайшего развития детей определенного возраста, осуществлять индивидуальную поддержку тех, кто в ней нуждается. Психолог становится полноправным участником образовательного процесса. У него появляется возможность тесно сотрудничать с педагогами в решении проблем и задач развития конкретных детей и ученических коллективов, прежде всего с классными руководителями.

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение учащихся и ученических коллективов в образовательном процессе. Задачи деятельности психолога 1. Создание условий для реализации психологических возрастных и индивидуально-личностных возможностей учащихся. 2. Оказание комплексной психолого-педагогической помощи учащимся, испытывающим трудности в обучении и развитии. 3. Повышение психологической компетентности всех участников образовательного процесса. 4. Участие в развитии и проектировании развивающей образовательной среды школы.

I. РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ И УЧЕНИЧЕСКИМИ КОЛЛЕКТИВАМИ II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ III. РАБОТА С ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ ШКОЛЫ IV. РАБОТА С АДМИНИСТРАЦИЕЙ V. НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ И ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СЛУЖБЫ

СХЕМА 1 Отслеживание психического развития конкретных детей и социально-психологического развития ученических коллективов СХЕМА 2 СХЕМА 3 Организация и проведение развивающей работы с отдельными детьми СХЕМА 4 Система курирующей работы психолога на примере конкретного класса Организация и проведение развивающей работы в ученическом коллективе

Два обстоятельства могут с большой вероятностью служить причиной реализации данной модели психологической деятельности в школе: А) наличие у школы реально действующей образовательной программы, ориентированной на развитие учащихся (собственная концепция развития школы, экспериментальная программа, участие в реализации общегородской или региональной образовательной программы, проекта). В этом случае психологическое обеспечение образовательного процесса становится объективно необходимым; Б) наличие в школе социального педагога, организующего работу с семьями учащихся и выполняющего диспетчерские функции. В этом случае психолог освобождается от ряда консультативных функций и может включиться в деятельность по психологическому обеспечению образовательных программ и проектов школы. Модель довольно специфична и с точки зрения статуса, который приобретает психолог (близкий к статусу завуча), и по требованиям к квалификации специалиста (глубокие, серьезные знания в области психологии образования и педагогики), и по содержанию его деятельности (методическая и экспертная работа прежде всего).

I. РАБОТА ПСИХОЛОГА В АДМИНИСТРАТИВНОЙ КОМАНДЕ II. РАБОТА ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ И ПЕДАГОГИЧЕСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ III. РАБОТА С ОРГАНАМИ ШКОЛЬНОГО СОУПРАВЛЕНИЯ IV. РАБОТА ПСИХОЛОГА С РОДИТЕЛЯМИ

Участие в проектировании и реализации школьной образовательной развивающей среды в соответствии с программой развития школы Задачи деятельности психолога 1. Проектирование и участие в реализации образовательных программ и проектов и экспертиза их психологической адекватности и эффективности (с точки зрения индивидуальных и возрастных задач развития школьников). 2. Оптимизация психологических аспектов учебно-воспитательного процесса. 3. Оптимизация условий взаимодействия всех участников учебно- воспитательного процесса.

Участие (при необходимости инициирование) в различных формах работы, ориентированных на решение образовательных проблем учащихся (методические объединения, мини- педсоветы, консилиумы)

Работа с молодыми специалистами: помощь в психологической адаптации к новой профессиональной ситуации и новому коллективу

Индивидуальная психолого-методическая работа с педагогами, испытывающими трудности в построении педагогической работы с конкретными учащимися и ученическими коллективами