ПОЗНАНИЕ МИРА. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. учитель истории и обществознания МКОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкина И.А. 10 класс Обществознание, профильный уровень ПОЗНАНИЕ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ МИРА. План. 1.Бытие и познание. 2.Познаваемость мира как философская проблема. 3.Познание как деятельность. 4.Чувственное познание.
Advertisements

ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. ПОЗНАВАЕМ ЛИ МИР ? 2 ПРОБЛЕМА ПОЗНАВАЕМОСТИ ПЕССИМИСТЫ- ОТРИЦАЮТ ПОЗНАВАЕМОСТЬ МИРА. ОПТИМИСТЫ- МИР ПОЗНАВАЕМ.
Познание теория. Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его.
Формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное.
Твоё знание принадлежит душе, твоё богатство принадлежит лишь телу. Арабское изречение.
Сущность процесса познания Урок 16. План 1. Сущность процесса познания. 2. Многообразие форм духовно- практического освоения мира. 3. Основные направления.
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом.
Познание и знание Урок 1 Выполнила: Мосина ИГ, учитель истории и обществознания МОУ «Яйская СОШ 2»
ПОЗНАНИЕ Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ. Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
Познание и знание Понятия, определения, иллюстрации, схемы Учитель Суслин Дмитрий Юрьевич Работу выполнила Васильева Елена.
Автор: учитель истории и обществознания Гадеева Л.Г.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ПОЗНАНИЕ Познание совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и закономерностях объективного мира. ГНОСЕОЛОГИЯ – наука о.
ПОЗНАНИЕ © С.К. Свечников, Процесс получения знаний ГНОСЕОЛОГИЯ.
ВОЗМОЖНОСТИ И ГРАНИЦЫ ПОЗНАНИЯ Томский политехнический университет Брылина Ирина Владимировна.
Познание. Занятие 5. Познавательная деятельность..
Теория познания «Знание сила» Ф. Бэкон. Развитие общества - результат деятельности человека Деятельность – человеческая форма активности, направленная.
PPTzone.ru 1. Сущность, природа и содержание познания Познание Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение.
Транксрипт:

ПОЗНАНИЕ МИРА. ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ. учитель истории и обществознания МКОУ «Одесская СОШ 2» Бородавкина И.А. 10 класс Обществознание, профильный уровень ПОЗНАНИЕ

ПЛАН 1. Что такое «познание» и «знание»? 2. Проблема познаваемости мира. 3. Процесс познания. 4. Формы познания. 5. Эмоции и чувства.

Познание мира Познание – процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. Знание есть продукт познания!!!

Вся история человечества - это ускоряющийся процесс развития, расширения, уточнения знаний - от технологий обработки каменных орудий и добывания огня до способов получения и использования компьютерных массивов информации

Гносеология (от греч.) gnosis logos + знание учение Раздел философии, изучающий возможности познания, его формы и методы, условия его истинности

Основные проблемы познания Основные проблемы гносеологии Познаваем ли мир? Какие существуют у человека способности познания? Как человек познаёт мир? Что есть истина и каковы её критерии? Является ли человеческое познание истинным? Каковы базовые принципы научного познания?

Проблема познаваемости Пессимисты отрицают познаваемость мира Оптимисты утверждают, что мир принципиально познаваем Скептики утверждают, что познавание возможно, выражая сомнение в достоверности полученного знания

Подходы к решению проблемы познаваемости мира Мир познаваем и познание есть единство чувственного и рационального Большинство Решающую роль играют ощущения и восприятия Сенсуализм (Дж. Локк) Решающую роль играют мыслительные операции Рационализм (Р. Декарт) Решающую роль играют опыт, эксперимент Эмпиризм (Ф. Бэкон) Мир познать невозможно Агностицизм (И. Кант) Два уровня познания

Познание мира Потребность в знаниях Одна из неотъемлемых характеристик природы человека

Ценность знаний и способов их получения увеличивается с каждым годом Ежедневно в мире появляются тысячи новых книг и компьютерных сайтов, а доля оцифрованной информации исчисляется терабайтами 1 терабайт – 1024 гигабайт

Формы познавательной деятельности Мифологическое познание Религиозное познание Эстетическое познание Моральное познание Научное познание Социальное познание

Процесс познания Субъект познания Результат Объект познания Познающий человек, наделенный волей и сознанием, или коллектив Знание Познаваемый предмет (процесс, явление, внутреннее состояние человека) Весь окружающий мир Все общество

ПОЗНАНИЕ Чувственное Рациональное Осуществляется органами чувств: осязанием, вкусом, зрением, слухом, обонянием, Присуще только человеку, является более сложным способом отражения действительности, который осуществляется посредством мышления.

«Окна в мир» – это наши органы чувств. Благодаря им мы получаем необходимую информацию о внешнем мире, а также о состоянии собственного организма. 5 основных чувств Осязание Обаяние Вкус Зрение Слух

Сейчас наибольший объём информации дают нам зрение и слух «Удовлетворительно объяснить феномен слуха оказалось необычайно сложной задачей. Человек, представивший теорию, объяснявшую бы восприятие высоты и громкости звука, почти наверняка гарантировал себе Нобелевскую премию» Наш глаз способен различать несколько миллионов градаций интенсивности света и оттенков цвета.

ПОЗНАНИЕ Чувственное Ощущение ВосприятиеПредставление Рациональное Понятие СуждениеУмозаключение Реальное Нереальное

Формы чувственного познания Ощущение Элементарный чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета Ощущение вкуса, цвета, запаха, звука (кислый, жёлтый) Восприятие Совокупность нескольких ощущений, целостный чувственный образ Представление Чувственный образ предмета, возникающий в сознании в отсутствие этого предмета Когда мы не видим лимон, но можем его представить и даже поморщится при этом

Понятие Мысль, которая отражает предметы, явления и связи между ними в обобщённой форме Понятия «человек», «стол» и др. Суждение Отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий «Золото есть металл» Умозаключение Рассуждение, в ходе которого из одних суждений выводятся другие 1. Золото – металл. 2. Все металлы электропроводны. Вывод: Золото проводит электрический ток. Формы рационального познания

Сенсуализм на первое место в процессе познания ставит чувственную познавательную способность Рационализм признает основой познания и поведения людей разум

Основные мыслительные операции анализ синтез сравнение абстрагирование обобщение разложение целого на части объединение частей в единое целое сопоставление ряда явлений и предметов для выявления у них общего или различий формирование образов реальности посредством отвлечения и пополнения переход от единичного к общему

Особенности чувственного и рационального познания Чувственное познание Рациональное познание Непосредственность, выражающая в прямом воспроизведении объекта Наглядность и предметность возникающих в результате познания и образов Воспроизведение внешних сторон и свойств объектов Опора на результаты чувственного познания Абстрактность и обобщенность возникающих в результате познания образов Воспроизведение объектов на основе внутренних закономерных связей и отношений.

Ненаучные способы познания Интуиция Остроумие Вера Мистическое озарение

Интуиция Способность получить новое знание «по наитию», «в озарении» Это означает, что процесс решения важной проблемы может проходить и не на осознаваемом уровне Решение проблемы приходит на основе прошлого опыта и в процессе напряжённых размышлений над проблемой

Виды интуиции: интеллектуальная связанная с умственной деятельностью; мистическая связана с жизненными переживаниями, эмоциональным миром человека

Остроумие Имеет особое значение в познании как творческая способность замечать точки соприкосновения разнородных явлений и совмещать их в едином, радикально новом решении Большая часть философских теорий основана именно на тонких и остроумных решениях

Вера В религиозной философии является способом познания «истинного мира» и собственной души «Верую, чтобы знать» Ансельм Кентерберийский средневековый философ

Мистическое озарение Является путём к истинному познанию и трактуется как прорыв из «тюрьмы» окружающей человека действительности в истинное бытие В неоплатонизме озарение понимается как экстаз, где душа человека сливается со своим божественным источником

В процессе познания большую роль играют эмоции и чувства человека Эмоции Аффективная форма проявления моральных чувств Чувства Эмоции, но выраженные в соответствующих понятиях (чувства любви, ненависти и т.д.) Мотивационная сторона познания Устойчивость интересов и целей субъекта познания

Эмоции

чувства

Рациональное познание, в отличие от чувственного: 1)дает истинные знания о предмете 2)опирается на ощущения 3)расширяет представления о мире 4)использует логические умозаключения В процессе чувственного познания, в отличие от рационального, происходит: 1) непосредственное восприятие предмета 2) систематизация информации 3) классификация полученных данных 4) формирование понятий