К уроку русского языка в 8 – ом классе. Обстоятельство и его основные виды.
Прочитайте стихотворение. На западе солнце пылает, Багряное море горит; Корабль одинокий, как птица, По влаге холодной скользит. Беспечно веселую песню, Задумавшись, кормчий поет, А черная туча на юге, Как дым от пожара, встает. Иван Никитин
Задание Запишите стихотворение по памяти. Проверьте, правильно ли вы записали текст. Подчеркните все обстоятельства, укажите их вид.
Проверь себя! (Где?) На западе солнце пылает, Багряное море горит; Корабль одинокий (Как? Каким образом?), как птица, По влаге холодной скользит. (Как? Каким образом?) Беспечно веселую песню, (Как? Каким образом?) Задумавшись, кормчий поет, А черная туча (Где?) на юге, (Как? Каким образом?) Как дым от пожара, встает.
Спишите, подчеркните обстоятельства. 1. В октябре за туманами где(то) затерялось недавно..е лето. 2. На другой день ко мне пришли ребята и позвали играть в футбол. 3. В самый разгар игры меня зачем(то) позвали домой. 4. Скамейка почернела от времени в саду. 5. Едет парень верхом. 6. Струя воды сияет на стекле, как след звезды. 7. Замерли в шеренге, как солдаты, восемь кипарисов у дворца. 8. Долго мы стояли на берегу.
Спишите предложения, вставляя в них обстоятельства меры и степени (очень. слишком, чрезвычайно, абсолютно и др.) 1. Я рад твоему приходу. 2. С моим товарищем произошел странный случай. 3. Ваш рассказ меня заинтересовал. 4. Староста относился к своим обязанностям добросовестно. 5. Ефим Иванович – талантливый шахматист. 6. Выполнить твою просьбу трудно. 7. Этот смех неуместен.
Спишите предложения, вставляя вместо точек обстоятельства цели, выраженные инфинитивом. 1. Подруги прибежали вечером к Вале … к выступлению на вечере. 2. Я наклонился над цветком …его нежными очертаниями. 3. Мы зашли к Феде … подробности предстоящего путешествия. 4. Инженер срочно выехал в Минск … работу новой машины. 5. Мы поехали за город … чистым воздухом.