ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ Воспитатель МДОУ «Детский сад 71 о. в.» г. Магнитогорска Лебедева Н. В.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Использование ТРИЗ- технологии в образовательной деятельности ДОУ Подготовила: воспитатель Азанова Н. Н.
Advertisements

Обучение дошкольников творческому рассказыванию по картине, с использованием технологии развития творческой деятельности дошкольников ТРИЗ (теория решения.
Развитие творческого и речевого потенциала дошкольников через технологию ТРИЗ-РТВ Автор работы: Жукова Екатерина Евгеньевна воспитатель МДОУ детский сад.
Обучение творческому рассказыванию по картинам известных художников Воспитатель МДОУ 59 Белова О.В.
Учитель-логопед Нарцева Т.С.. Пересказ осмысленное воспроизведение литературного текста в устной речи творческое воспроизведение литературного образца.
Учебная деятельность как универсальный метод обучения Цель. Передача опыта работы по проблеме «Учебная деятельность как универсальный метод обучения» Задачи.1)Познакомить.
Схематизация (введение). Схематизация Схематизация – это способ организации понимания, который включает в себя знание: правил конструирования схем; схематичного.
Подготовила учитель-логопед КДУУ 191 Клочко Р.В Донецк-2012.
Методика работы по формированию связной речи детей с ОНР (III уровень речевого развития)
АЛГОРИТМЫ ФОРМ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ В ДОО. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩАЯ ИГРА ТРЕНИНГ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО КАРТЕ ПУТЕШЕСТВИЕ ПО «РЕКЕ ВРЕМЕНИ»
Технология «Развитие критического мышления» Проблемная тема учителя начальных классов Ганичевой Е.Б.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи : фонетической, лексической, грамматической.
Учитель 1 класса – Филимонова О. Г г.
Реализация плана урока. Продуктивное задание – это переход от изученной закономерности к конкретному случаю в жизни, преобразование информации для решения.
Методы ТРИЗ технологии. Особенности использования ТРИЗ технологии в начальной школе.
Руководитель: Голощапова Наталья Алексеевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад 11 «Вишенка»
КАРТИНКА БЕЗ ЗАПИНКИ (Методика рассказа по картинке) © Коточигова Е.В. © ГОУ ЯО ИРО.
Посещение сельской библиотеки Конкурс чтецов «Мой любимый город Тимашевск» Воспитательная работа с детьми Театрализация Литературная.
Цель: Выявить,описать и доказать целесообразность использования нетрадиционных подходов работы над сказкой на уроках литературного чтения в начальных классах.
Дети дошкольного возраста как правило, отличаются недостаточно сформированным навыком построения связного высказывания. По результатам наблюдения уровня.
Транксрипт:

ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ РАССКАЗОВ ПО КАРТИНЕ МЕТОДАМИ ТРИЗ Воспитатель МДОУ «Детский сад 71 о. в.» г. Магнитогорска Лебедева Н. В.

ТРИЗ – это наука, изучающая объективные закономерности развития систем и разрабатывающая методологию решения проблем. Автор ТРИЗ – Г.С.Альтшуллер – создавал ее как методику для поиска решения технических проблем. Длительное применение ТРИЗ формирует у изобретателей качества мышления, которые психологи оценивают как творческие: гибкость, диапазон, системность, оригинальность и др. Эти возможности позволили разработать на базе ТРИЗ педагогические технологии для развития мышления. Программа «ТРИЗ» (теория решения изобретательских задач).

Технология и методы ТРИЗа, рассчитанные на обучение детей составлению двух типов рассказов по картине: 1-ый тип: "Текст реалистического характера". Цель: обучение составлению описательных рассказов по картине. рассказ как фиксация изображенных объектов и их смысловых взаимосвязей; описание картины как раскрытие темы; развернутое описание конкретного объекта; словесно-выразительное описание изображенного на картине с использованием аналогий: поэтических образов, метафор, сравнений и т.д.; создание рифмованных текстов по содержанию картины. 2-ой тип: "Текст фантастического характера". Цель: составление рассказов фантастического плана по мотивам изображенного на картине. рассказ как фантастическое преобразование содержания; фантастический рассказ об отдельно взятом объекте и его изменениях во времени; рассказ от имени изображенного (представляемого) объекта с заданной или самостоятельно выбранной характеристикой; сказки по мотивам содержания картины; рифмованные тексты фантастического плана.

Алгоритм мыслительных действий при определении состава картины: Перечисление объектов на картине (в том числе и частей). Моделирование объектов. Группировка по заданному признаку. Обобщение перечисленных объектов. Рефлексия. "Определение состава картины". Цель: обучить мыслительным действиям, ведущим к перечислению изображений на картине (дробление, моделирование, группировка).

Воспитатель должен проявлять живой интерес и эмоционально реагировать на ответы детей. Темп работы должен быть достаточно быстрым, воспитатель должен энергично и оперативно производить моделирование названных детьми объектов. Предварительно должен быть составлен тематический словарь. Последовательность называния объектов может быть любая. Обязательным условием является обозначение "земля-небо", "пол - потолок". Данные ориентировки впоследствии помогут детям найти связи между объектами: "Такой - то объект лежит на полу, а этот - летает в небе. По окончанию определения состава картины необходимо подвести итог (быстро перечислить все названное, начиная с главного). Обращение идет не только к памяти ребенка, но и к считыванию модельных обозначений. Окончательным итогом данной игры считается рефлексия: осознание детьми производимой мыслительной операции и вывод правила - "когда смотришь на картину, надо сначала обозначить объекты, на ней изображенные". Советы воспитателям:

Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине. Для составления осмысленного рассказа по картине, нужно научиться устанавливать взаимосвязи между объектами, изображенными на ней. С этой целью предполагается соединить выделенные ранее объекты. Выбираются любые два и объясняется, почему их можно соединить. Взаимодействия между объектами могут быть установлены на уровне физических связей (касание, давление…), на уровне эмоциональных связей (нравится, не нравится, заботится, не любит…), на уровне родственных связей (брат - сестра, мама - дети…) и др. Для обучения детей установлению взаимосвязей между объектами, изображенными на картине, предлагали следующие творческие задания: 2 этап: "Установление взаимосвязей между объект на картине".

Алгоритм мыслительных действий при установлении взаимосвязей между объектами на картине: Выделение двух объектов на картине. Обоснование связей между ними. Обобщение наиболее существенных связей, подводящих к осмыслению содержания картины. Рефлексия. "Установление взаимосвязей между объект на картине". Цель: упражнять детей в объяснении взаимосвязей объектов, изображенных на картине.

Вести детей к кратким рассказам-рассуждениям, состоящим из трех предложений. Они должны быть расположены в следующем порядке: сначала говорится, что с чем связано, затем почему, в конце - подтверждение (вывод). Последовательность объединения между объектами может быть любая и зависит от выбора детей, с которым следует согласиться. Если ребенок затрудняется найти взаимосвязи между объектами можно провести с детьми "Мозговой штурм". Педагог должен проявлять толерантность (терпимость к самым неожиданным объяснениям связей ребенком). После установления взаимосвязей, педагогу следует подвести итог в виде рассказа-рассуждения. Необходимо осознание мыслительной операции и вывод правила: "Объекты на картине связаны, важно доказать это". Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий: "Вхождение в картину". Выбор органа чувств, который помогает "путешествовать" по картине. Речевая зарисовка ощущений. "Описание на основе возможного восприятия объектов картины разными органами чувств"

Предварительно уточните знания детей о возможных ощущениях каждого анализатора. Работая с картиной, начинайте речевую зарисовку с фразы: "Я слышу, как…", "Я чувствую запах…", "Когда я трогаю руками …". Добивайтесь передачи отношения ребенка к воспринимаемому на картине. Побуждайте детей описывать не единичные ощущения, а их комплекс. Передача ощущений может идти как от лица постороннего наблюдателя, так и одного из персонажей картины. Активизируйте в речи ребенка слова, характеризующие вкусы, звуки, запахи, тактильные ощущения. Можно предложить детям передать диалоги персонажей картины (мини-театр). Советы воспитателям:

"Составление загадок и метафор по картине". Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор. Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок: Выбор объекта на картине. Выбор модели загадки. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами. Выбор наиболее удачных сравнений. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: "как", "но не". Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор: Выбор объекта на картине. Выбор модели метафоры. Подбор характеристик. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов. При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют. Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения. Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий преобразования объекта во времени: Выбрать объект, определить его настоящее, схематизировать. Обозначить прошлое (будущее) с учетом классификационной группы. Составить рассказ-фантазию о прошлом (будущем) объекта. Назвать рассказ. "Преобразование объектов во времени". Цель: учить детей мыслительным операциям преобразования выбранного объекта во времени

В рассказе следует использовать словесные обороты, характеризующие временные отрезки (было - будет, утро - вечер, весна - осень, раньше - позже, до того - после того…). Выбранный объект необходимо схематизировать на отдельном листе бумаги или доске. Стрелками вправо и влево от него показать линию прошлого и будущего. Придумывать название рассказа-фантазии. Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий составления описательного рассказа по местонахождению объекта на картине: Выбрать объект на картине и описать его местонахождение на плоскости. Данный объект описать с точки зрения расположения других объектов по отношению к нему: а) с позиции постороннего наблюдателя; б) в роли самого объекта. «Описание местонахождения объектов на картине». Цель: учить детей пространственной ориентировке на картине

Дети должны знать правила игры в "Да-Нет": вопрос по месту нахождения загаданного объекта задается таким образом, чтобы ведущий смог ответить только "Да" или "Нет". Идет постепенное сужение поля поиска через отсечение лишней части плоскости. Для облегчения процесса сужения поля поиска рекомендуется использовать какие-либо ориентиры: веревочки, палочки, мел… Сценой для моделирования композиции картины может служить ковер, который повернут в зеркальном или боковом варианте по отношению к картине. В этом случае задача переноса ориентиров с двухмерного на трехмерное пространство усложняется. После того, как ребенок нашел себе место на сцене, он составляет рассказ- описание своего местонахождения относительно других объектов. Смоделированная композиция картины наблюдается зрителями 5-7 секунд и поощряется аплодисментами. Усложнением может служить схематизация на отдельном листе бумаги "ожившего" объекта во взаимосвязях с другими объектами. Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий: Выбрать объект (героя) на картине. Определить его эмоциональное состояние, настроение или черту характера. Войти в образ героя. Описать восприятие изображенного на картине от лица выбранного объекта с заданной эмоциональной характеристикой. Решение проблемных ситуаций, содержащихся в сюжете картины. "Составление рассказов от лица разных объектов". Цель: обобщить знания детей о признаках проявления разных эмоциональных состояний и причинах их изменения.

При выборе объекта и его эмоциональной характеристики необходимо учитывать возраст ребенка. Следует побуждать ребенка брать на себя роль не только простых объектов, но и частей объекта (глаза кошки-мамы) или места происходящего (я - сарай, в котором находится кошачья семья). От простых и обобщенных эмоциональных характеристик (добрый - злой) осуществлять переход к нюансам настроений (встревоженный, равнодушный…). Возможны разные формы организации работы с детьми: коллективные, при которых вся группа детей сочиняет рассказ от лица одного героя; подгрупповые, при которых воспитатель дает разным подгруппам противоположные характеристики одного героя. ПР: Предлагается составить рассказ про котенка на картине. Одной подгруппе - про веселого, а другой - про грустного котенка. Рассказ идет об окружении героя, но через призму разных его эмоциональных состояний. индивидуальные задания, которые могут быть предложены воспитателем или самостоятельно выбраны ребенком. Следует предложить ребенку структуру построения рассказа: сначала назвать своего героя "Я - тот-то…", потом описать свое эмоциональное состояние, или настроение, характер, далее передать восприятие изображенного на картине глазами выбранного героя, предложить решение проблемной ситуации. Окончание рассказа - восстановление эмоционального равновесия героя. По окончании рассказа ребенок дает ему название. Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий при передаче смысла картины: Выбор пословицы или поговорки. Представить содержание картины через призму выбранной пословицы или поговорки. Объяснение-рассуждение ребенка, почему эта пословица может быть названием картины. Целостный рассказ по сюжету картины согласно смыслу пословицы или поговорки. "Смысловая характеристика картины". Цель: развивать мыслительные действия детей, ведущие к объяснению смысла изображенного на картине;

На начальном этапе используется не более пяти пословиц разной тематики, идет коллективное обсуждение каждой. На следующем этапе берется большее количество пословиц и поговорок, идет коллективное обсуждение, для названия картины выбираются наиболее удачные. На третьем этапе ребенок самостоятельно выбирает название картины, представленное в виде пословицы или поговорки. Четвертый этап работы: ребенок составляет рассказ по сюжету картины согласно выбранной пословице или поговорке. На заключительном этапе звучат разные рассказы по одной картине в зависимости от выбранных для их названия пословиц или поговорок. Советы воспитателям:

Основные приемы фантазирования: "Увеличение - уменьшение" (преобразование размера, формы, цвета, изменение степени проявления какого-либо свойства объекта); "Деление-объединение" (деление объектов на части, объединение их в другой последовательности или взаимообмен объектами своими частями); "Оживление-окаменение" (объект наделяется свойствами динамики или статики); "Специализация - универсализация" (расширение либо ограничение ресурсов объекта); "Наоборот" (приобретение объектом инверсных свойств); "Ускорение - замедление" (остановка тех или иных процессов, увеличение их скорости, перемещение объекта во времени и др.). "Составление рассказов-фантазий" Цель: учить детей преобразовывать содержание картины с помощью типовых приемов фантазирования

Выбрать объект, изображенный на картине, либо его часть. Пригласить одного из Волшебников. Преобразовать объект или его часть. Составить фантастический рассказ. Алгоритм мыслительных действий при составлении рассказов - фантазий:

Приемы фантазирования должны быть хорошо знакомы детям. Они должны знать возможности каждого "Волшебника". Когда объявляется фантастическое преобразование, то выбирается сначала объект или его часть, приглашается "Волшебник", производится преобразование, а затем объект с необычным свойством описывается. Целесообразно провести серию занятий по одной картине с постепенным включением новых приемов фантазирования. Фантастические рассказы-зарисовки составляются коллективно. В дальнейшем необходимо дифференцировать задания, распределив волшебников между детьми и предложив составить самостоятельно или командами рассказы фантастического плана. Можно инсценировать с детьми придуманные рассказы или оформить книжки-малышки с их текстами. Советы воспитателям:

Работа с детьми: Предложить детям сочинить сказку по картине. Определить и назвать место, где будут разворачиваться события. Назвать героев сказки. Наделить выбранные объекты свойствами или чертами характера человека. Предложить детям сделать речевую зарисовку, касающуюся начала сказки (кто и где жил, какой он был). Объявить Случай (появление необычного предмета, явление природы), который приводит к конфликтной ситуации. Продолжение составления текста как описания отношения героев сказки к случаю согласно их личностной характеристике. Обсуждение мнения каждого героя. Провозглашение морали мудрым объектом. Описание разрешения конфликтной ситуации на основе этой морали. Придумывание названия сказки. "Составление сказок нравственно-этического характера". Цель: обучать детей приемам составления текстов морально-этического плана по мотивам содержания картины; учить выводить мораль из составленного текста сказки.

Определить место событий. Выбрать героев, наделить их человеческими свойствами или характеристиками. Объявить Случай. Составить текст сказки. Придумать название сказки. Алгоритм мыслительных действий :

Следует уточнить знания детей о разнообразных нравственных качествах и чертах характера человека, затем обыграть их с помощью приемов эмпатии, используя мимику, жесты и другие выразительные средства. Давать возможность детям в процессе сочинения сказки включать приемы театрализации. При обозначении героев сказки целесообразно использовать приемы моделирования (схематическое обозначение объектов и буквенное обозначение черт характера). От коллективного сочинения сказки (с помощью "мозгового штурма") необходимо переходить к индивидуальному сочинительству. При коллективном сочинении каждому ребенку предлагается придумать собственное название сказки и сообщить его педагогу по секрету. Воспитатель записывает название сказок, затем объявляет конкурс названий. По мотивам сказки можно предложить детям сделать рисунки или организовать театральное действие. Советы воспитателям:

Алгоритм мыслительных действий при составлении рифмованных текстов. Выбор объекта, определение его свойств, действий и места разворачивания событий. Подбор рифмующихся между собой слов. Работа по алгоритмам создания рифмованного текста. "Составление рифмованных текстов по картине" Цель: познакомить детей с моделями составления рифмованных текстов, формировать умение составлять рифмованный текст по содержанию картин

Заучивая или читая детям стихотворения, проводить с детьми их анализ. Чаще включать в педагогический процесс игры по составлению рифмы. На занятиях по развитию речи проводить с детьми лексические упражнения по подбору признаков, действий с целью активизации в речи прилагательных и глаголов. Целесообразно возвращаться к сочиненным детьми рифмованным текстам с целью их модификации. Советы воспитателям: