О.В.Доброжняк. Специальные средства выразительности усиливают общие средства тем, что делают их красивыми. Специальные средства украшают текст, уточняют.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фигуры речи и тропы Справочные материалы. Фигура речи Фигура речи – оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности.
Advertisements

Художественно – выразительные средства текста. Работу выполнили учащиеся 10 класса МОУ СОШ п. Красная Кудрявка Баннов Артем, Соседова Татьяна.
Поэтическая лексика. Изобразительно-выразительные средства. Тропы и стилистические фигуры.
Изобразительно- выразительные средства Подготовка к ЕГЭ.
Выразительные средства текста Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса Презентация открытого занятия элективного курса в 8 «Б» класса.
Изобразительно- выразительные средства Автор: Балясова м. Руководитель: Димиева Э.В. Изобразительно- выразительные средства Автор: Балясова м. Руководитель:
1 Презентация Презентация по теме «Выразительные средства языка» Выполнили обучающиеся Выполнили обучающиеся 8 класса 8 класса Владимирова Алина и Владимирова.
1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется.
Готовимся к ЕГЭ и ГИА по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Комплексный анализ текста. Тропы и стилистические фигуры ».
Электронное пособие о языковых средствах выразительности «изобразительно-выразительные средства языка» Разработала Понакшина Татьяна Николаевна, учитель.
Выразительность русской речи. Аллитерация – повторение одинаковых согласных. Пример: Задрожало зеркало затона. (С.Есенин) Ассонанс – повторение гласных.
Стилистические фигуры Стилистическая фигура - оборот речи, синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Среди них.
Презентация к мастер - классу «Выразительные средства языка» урок литературы в 11 классе Урок подготовила и провела учитель русского языка и литературы.
Элективное занятие по русскому языку. Тема: Особенности употребления средств выразительности речи. Стилистические фигуры, построенные на изобразительно-
Муниципальное образовательное учреждение Венгеровская СОШ 2 Изобразительно-выразительные средства языка. Выполнил Ученик 10 «в» класса Ояберь Урмас Преподаватель.
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Учебный тренажёр и проверочный тест по теме : « Средства выразительности » Составитель: учитель русского языка и литературы.
Изобразительные художественные средства Фонетический (фоника) Лексические (тропы) Синтаксический (стилистические фигуры)
Художественный стиль речи Особенности: Образность Образность Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных средств) Широкое использование тропов(изобразительно-выразительных.
Сравнение метафора метонимия перифраз.. Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-либо общему.
Презентация к уроку по русскому языку на тему: Публицистический стиль: его задачи, сфера применения, жанры.
Транксрипт:

О.В.Доброжняк

Специальные средства выразительности усиливают общие средства тем, что делают их красивыми. Специальные средства украшают текст, уточняют мысль автора. И общие, и специальные средства выразительности текста нужны автору, чтобы успешнее воздействовать на читателей; донести мысль и сделать ее понятной, текст сделать красивым и вызвать эмоциональный отклик адресата. К специальным средствам относятся тропы и риторические фигуры. Список сокращений. Греч.- греческий (язык) Лат. –латинский (язык) См.- смотри Ср. – сравни Т.д. – так далее Изобразительно- выразительные средства русского языка

Тропы. Троп (с греч. tropos поворот). Оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком- либо отношении. Наиболее распространенные виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет (см. эти термины в алфавитном порядке). Аллегория (греч. allegoria иносказание). Троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость показывается в образе лисы, жадность в обличии волка, коварство в виде змеи и т. д. «Хлеб»-название повести А.Н.Толстого. «Обрыв»-название романа И.А.Гончарова.(как символ духовного «обрыва»,душевной драмы героини романа). Хоть тяжело подчас в ней бремя, Телега на ходу легка; Ямщик лихой, седое время, Везет, не слезет С облучка… А.С.Пушкин

Ирония. Троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова! (Крылов.) (в обращении к ослу). Сейчас, когда подумать стало труднее, чем оповестить о своих думах весь мир, в нашей жизни стали укореняться какие-то ошеломляющие нелепости, плоды новорусской образованщины. Особенно здесь не повезло почему то Суворову. Нет-нет да услышишь из уст теле обозревателя: мол, как говорил Суворов: тяжело в ученье легко в бою. (Г. Смирнов.) Литота Образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить… (Некрасов.) Солнце им (людям) казалось большим фонарём, светившим им полгода, а чудное сияние в полугодовую ночь отблеском большого зажженного костра дров. (В. Белинский.) В этом отрывке литота дополняет сравнения и иронию Ср.гипербола..

Метафора (греч. metaphora перенос). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком- либо отношении двух предметов или явлений. «Дворянское гнездо» (прямое значение слова гнездо «жилище птицы», переносное «человеческое сообщество»), крыло самолета (ср.: крыло птицы), золотая осень (ср.: золотая цепь). В отличие от двучленного сравнения, в котором приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается, метафора содержит только второе, что создает компактность и образность употребления слов. Метафора один из наиболее распространенных тропов, так как сходство между предметами или явлениями может быть основано на самых различных чертах.. Метафора простая. Метафора, построенная на сближении предметов или явлений по одному какому-либо общему у них признаку. Нос корабля, ножка стола, заря жизни, говор волн, град пуль, закат пылает, льется речь. Метафора развёрнутая. Метафора, построенная на различных ассоциациях по сходству. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаха в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады. (Горький) Метафора лексическая (мёртвая, окаменевшая, стёртая). Слово, в котором первоначальный метафорический перенос уже не воспринимается. Стальное перо, стрелка часов, дверная ручка, лист бумаги.

Метонимия (греч. metonymia переименование). Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними; разновидность тропа. Связь может быть: а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан. Не то на серебре на золоте едал. (Г р и б о е д о в.); б) между содержимым и содержащим. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! (Крылов.); в) между действием и орудием этого действия. Перо его местью дышит. (А. К. Толстой.); г) между автором и его произведением. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал (Пушкин.); д) между местом и людьми, находящимися на этом месте. Но тих был наш бивак открытый. (Л е р м о н т о в.) Олицетворение (греч. prosopopoieia, от prosopon лицо + poieo делаю). Троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно ?(Тютчев.) См. персонификация. перифраз перифраз - (от греч. periphrasis, peri - вокруг, phradzo - говорю) - вид тропа, описательный оборот речи, употребляемый вместо слова или словосочетания. В П. название предмета или явления для большей выразительности заменяется указанием на его наиболее характерные признаки: «Северная Венеция» (Санкт-Петербург), «царь зверей» (лев). П. бывают образные (носящие метафорический характер) и

необразные (сохраняющие прямое значение образующих их слов, например: «город на Неве» - Петербург). К тропам принадлежат только образные перифразы. В образных перифразах выделяется какой-либо ключевой признак, а все другие как бы затушевываются, что дает автору возможность обратить внимание на те черты изображаемых предметов и явлений, которые для него особенно важны в художественном отношении Необразные перифразы лишь переименовывают предметы, качества, действия и выполняют не столько эстетическую, сколько смысловую функцию: помогают автору точнее выразить мысль, подчеркнуть те или иные качества описываемого предмета или явления, избежать повтора слов (например, вместо А.С. Пушкин – «автор «Евгения Онегина»», «великий русский поэт»). В стихотворении «Смерть поэта» М.Ю. Лермонтова тот же А.С. Пушкин назван «невольником чести», «дивным гением», а в известном некрологе – «солнцем русской поэзии» - это образные перифразы., тропы. Перифраз - один из ведущих тропов в символистской поэзии начала ХХ века. Персонификация (от лат. persona лицо + facio делаю). Троп, состоящий в перенесении признаков и свойств человека на неодушевленные предметы и отвлеченные понятия. Я свистну, и ко мне послушно, робко вползет, окровавленное злодейство, и руку будет мне лизать, и в очи смотреть……. (Пушкин.) См. олицетворение

Синекдоха (греч. synekdoche соподразумевание). Перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Защита требует оправдания подсудимого (вместо защитник). Начальство осталось довольно (вместо начальник). Взыскательный покупатель (вместо взыскательные покупатели). Во двор въехала машина (в значении «автомобиль». В качестве тропа синекдоха представляет собой разновидность метонимии. В синекдохе употребляется; а) часть вместо целого. Все флаги в гости будут к нам. (Пушкин.) (в значении «корабли»); в) видовое название вместо родового. Пуще всего береги копейку. (Гоголь.) (в значении «деньги»); г) единственное число вместо множественного. И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (Л е р м о н т о в.); д) множественное число вместо единственного. Мы все глядим в Наполеоны. (Пушкин.) Сравнение. 1. Понятие большей или меньшей степени качества, находящее свое выражение в грамматической категории степеней сравнения имен прилагательных и наречий (см. степени сравнения). 2. Троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Сравнение выражается: а) творительным падежом. Снежная пыль столбом стоит в воздухе. (Горбатов.); б) родовое название вместо видового. Ну что ж, садись, светило. (Маяковский.) (вместо солнце)',

б) формой сравнительной степени прилагательного или наречия. Ты всех милее, всех дороже, русская, суглинистая, жесткая земля. (С у р к о в.); в) оборотами со сравнительными союзами. Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи. (Тютчев.) Белей, чем горы снеговые, идут на запад облака (Лермонтов.) Луна взошла сильно багровая и хмурая, точно больная. (Ч е- х о в.); г) лексически (при помощи слов подобный, похожий и т. д.). Ее любовь к сыну была подобна безумию. (Горький.) Пирамидальные тополя похожи на траурные кипарисы. (Серафимович.) Сравнение отрицательное. Сравнение, построенное не на сопоставлении двух предметов, явлений, а на их противопоставлении То не кукушка в роще темной кукует рано на заре, в Путивле плачет Ярославна одна на городской стене («Слово о полку Игореве»). См. параллелизм отрицательный (в статье параллелизм). Сравнение простое. Сравнение двух предметов, явлений по одному общему у них признаку. Ее уста, как роза, рдеют. (Пушкин.) Сравнение развёрнутое. Сравнение, построенное на сопоставлении многих схожих черт. Он [стих Пушкина] нежен, сладостен, мягок, как рокот волны, тягуч и густ, как смола, ярок, как молния, прозрачен и чист, как кристалл, душист и благовоние, как весна, крепок и могуч, как удар меча в руках богатыря. (Белинский.)

ФИГУРЫ РЕЧИ. Фигура речи (фигура риторическая, фигура стилистическая). Оборот речи, синтаксическое построение, используемые для усиления выразительности высказывания. Наиболее распространенные фигуры речи: анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, умолчание, эллипсис, эпифора (см. эти термины в алфавитном порядке). аллитерация (от лат. ad к, при + litera буква). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием. Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (Пушкин.). Эпитет (от греч. epitheton приложение). Художественное, образное определение, вид тропа. Веселый ветер, мертвая тишина, седая, старина, черная тоска. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное-приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, старик океан; гордо реет Буревестник.(Горький.); Петроград жил -в эти январские ночи напряженно, взволнованно, злобно, бешено. (А. Н. Толстой.) Постоянный эпитет. Эпитет, часто встречающийся в народном поэтическом творчестве, переходящий из одного произведения в другое. Море синее, поле чистое, солнце красное, тучи черные, добрый молодец; зелена трава, красна девица.

Анафора широко используется при построении периода, члены которого (предложения, входящие в состав повышения или понижения) начинаются одними и теми же служебными словами. Например: Мало того что осуждена я на такую страшную участь; мало того что перед концом своим должна видеть, как станут умирать в невыразимых муках отец и мать, для спасения которых двадцать раз готова была бы отдать жизнь свою, мало всего этого: нужно, чтобы перед концом своим мне довелось увидеть и услышать слова и любовь, какой не видала я. (Гоголь.) Анафора строфическая (повторение одних и тех же элементов в начале строф). См. стихотворение М. Ю. Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива...» анафора (греч. anaphora вынесение вверх). Стилистическая фигура, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка). Анафора звуковая. Повторение одних и тех же сочетаний звуков. Грозой снесенные мосты, Гроба с размытого кладбища. (Пушкин.) Анафора морфемная. Повторение одних и тех же морфем или частей сложных слов...Черноглазую девицу, Черногривого коня! (Лермонтов.) Анафора лексическая. Повторение одних и тех же слов. Не напрасно дули ветры, Не напрасно шла гроза. (Есенин.) Анафора синтаксическая. Повторение одних и тех же синтаксических конструкций. Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам. (Пушкин.)

антитеза (греч. antithesis противоположение). Стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит. (Державин.) Антитеза часто строится на антонимах. бессоюзие (асиндетон). Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или предикативных частей сложного предложения; нередко используется как стилистический прием. Швед, русский колет, рубит, режет. (Пушкин.) Люди знали: где- то, очень далеко от них, идет война. (А ж а е в.) Волков бояться в лес не ходить. (пословица). анафорический. Указывающий на предшествующее слово, отсылающий к ранее сказанному. Анафорические местоимения он (она, оно, они), субстантивированные тот (та, то, те) и др. Особую стилистическую роль играет анафорическое личное местоимение 3-го лица, когда оно используется для усиления, подчеркивания предшествующего существительного-подлежащего. Такое плеонастическое употребление анафорического местоимения встречается, с одной стороны, в высоком стиле, ораторской речи, поэтическом языке, например: Твой милый образ, незабвенный, предо мной везде, всегда... (Тютчев). Слезы унижения, они были едки. (Федин); с другой стороны в разговорной речи, в просторечии, например: Дьявол он самый хвастун.(Л. Толстой.) Девочки - они аккуратно носят вещи. (Коптяева.)

инверсия (лат. inversio перестановка, переворачивание). Расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Инверсия относится к числу стилистических фигур. Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника, привычного к опасностям с детства. (Коптяева.) (инверсия главных членов предложения). Вышел месяц ночью темной, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные, на деревни дальние, на деревни ближние. (Неверов.) (инверсия согласованных определений). Мы щуку с яиц согнали, мы Волгу толокном замесили. (С а л т ы- к о в- Щ е д р и н..) (инверсия дополнений). Сначала очень была огорчена. (Пушкин.) (инверсия обстоятельства меры и степени). градация (лат. gradatio постепенное усиление). Стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Градация восходящая. Расположение слов в порядке усиливающегося значения. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь) Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. (Аксаков.) Градация нисходящая. Расположение слов в порядке уменьшающегося значения. Присягаю ленинградским ранам, Первым разоренным очагам: Не сломлюсь, не дрогну, не устану, Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц.)

Инверсия широко используется в языке художественной литературы как выразительное стилистическое средство. Ср. инверсию подлежащего, сказуемого, дополнения, определения и обстоятельств в приводимых ниже предложениях. Гораздо интереснее оказались морские коньки. (В.Катаев.) Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. (А.С.Пушкин.) Досадно было, боя ждали. (М.Ю.Лермонтов.) Ослепительно- яркое вырвалось из печи пламя. (Гладков). Все уговорились держать себя с нею при Степане Михайловиче ласково. (Аксаков.). Да, мы дружны были очень. (Л.. Т о л с- той.) Тут сгорел мой приятель со стыда. (И.С.Тургенев..) Инверсия связана не только с изменением положения соотносительных членов предложения между ними, но и с местом слова в предложении. В наиболее выигрышном положении оказывается тот член предложения, который выносится в его начало (если только это место не является для него обычным) или, наоборот, отодвигается в конец предложения, особенно если в абсолютном конце предложения сообщается нечто новое. Помогла им чистейшая случайность (инверсировано подлежащее). Не надеюсь я на его аккуратность ( инверсировано сказуемое). За Родину сражались герои-партизаны (инверсировано дополнение). Рассказ он написал замечательный (инверсировано определение). С радостью было воспринято это сообщение ( инверсировано обстоятельство образа действия)..

Умей глядеть на землю с высоты! Не смей глядеть на землю свысока! парцелляция (восходит к франц. parcelle от лат. particula частица).Такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего (Гл. Успенский.). У Елены беда тут стряслась. Большая. (П а н ф е- р о в.) Флеров все умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже. (Горький.)Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.) Парцелляция широко используется в современной художественной литературе как средство изобразительности, особый стилистический прием, позволяющий усилить смысловые и экспрессивные оттенки значений. многосоюзие (полисиндетон). Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность. (Короленко.) Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (Чехов.) параллелизм (от греч. parallelos рядом идущий). Одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почёт. (Лебедев- Кумач.)Твой ум глубок, что море. Твой дух высок, что горы. (Брюсов.) Когда идешь по снежным гребням ты, Когда по грудь ты входишь в облака

От присоединения парцелляция отличается тем, что парцеллируемые части всегда находятся вне основного предложения, тогда как присоединительные конструкции могут быть как в рамках основного предложения, так и за его пределами (в последнем случае парцелляция и присоединение фактически совпадают). плеоназм (греч. pleonasmos излишество). Многословие, выражение, содержащее однозначные и тем самым излишние слова (если только это не связано со стилистическим заданием, например в градации, построенной на синонимах). Каждая минута времени (минута всегда связана с понятием времени); в апреле месяце (в слове апрель уже заключено понятие месяц); промышленная индустрия (индустрия то же, что промышленность); отступить назад (отступить значит «отойти, отодвинуться назад»); своя автобиография (в слове автобиография уже содержится понятие «своя»); впервые знакомиться (знакомиться означает именно первую встречу) и т. п. повтор (повторение, удвоение). Полное или частичное повторение корня, основы или целого слова как способ образования слов, описательных форм, фразеологических единиц. Еле-еле, крепко-накрепко, крест-накрест, мало- помалу, рад- радешенек, честь честью, рука об руку, плоть от плоти, валить валом, лежмя лежать. Среди сложных слов этого типа различаются: а) имена прилагательные со значением усиления признака: белый-белый (в значении «очень белый»), слабенький- слабенький (в значении «весьма слабенький») ;

3) для указания на длительность действия. Зимы ждала, ждала природа предметов, явлений. (Пушкин.) Повтор стилистический. Повторение одних и тех же слов как особый стилистический прием, например для подчеркивания каких-либо деталей в описании, создания экспрессивной окраски. Прекрасный, чистый, учтивый извозчик повез его мимо прекрасных, учтивых, чистых городовых по прекрасной, чистой, помытой мостовой, мимо прекрасных, чистых домов к тому дому на Канаве, в котором жила Marriette. (Л.Толстой.) Сюда же относится прием накопления синонимов (языковых или контекстуальных). Радостное, праздничное, лучезарное настроение распирало, и мундир, казалось, становился тесен. (Серафимович.) б) глаголы со значением непрерывности процесса (сидел-сидел в напрасном ожидании), интенсивности действия (просил-просил о помощи), действия, ограниченного каким-то отрезком времени (постоял-постоял и ушел); в) наречия с усилительным значением: чуть-чуть, едва-едва; г) междометия: ай-ай, ой-ой, ха-ха-ха. Повтор грамматический см. способы выражения грамматических значений. Повтор звукоподражательный. Мяу-мяу, кис-кис, гав-гав, динь-динь-динь. Повтор лексический(словесный). Повторение слов: 1) для обозначения большого числа За теми деревнями леса, леса, леса. (М е л ь н и- к ов -Печерский.); 2) для усиления признака, степени качества или действия. Вот темный, темный сад. (Некрасов.); И ближе, ближе все звучал грузинки голос молодой.(Л е р м о н т о в.);

Эллипсис (эллипс) (греч. ellipsis выпадение, опущение). Пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Во всех окнах любопытные, на крышах мальчишки. (А. Н. Толстой.) Шампанского! (Ч е х о в.) (см. эллиптическое предложение). Эллипсис используется как стилистическая фигура для придания высказыванию динамичности, интонации живой речи, художественной выразительности. Мы сёла в пепел, грады в прах, в мечи серпы и плуги. (Ж у к о в с к и й.. ) Вместо хлеба камень, вместо поучения. колотушка. (С а л т ы – к о в- Щ е д р и н.) Офицер из пистолета. Теркин в мягкое штыком. (Твардовский.) риторический вопрос. То же, что вопросительно-риторическое предложение (употребляется как стилистическая фигура) Вопросительно-риторическое предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна? (Чехов). По наличию в предложении вопросительных местоимений или наречий различаются вопросительные предложения местоименные и не местоименные Кто при звездах и при луне так поздно едет на коне? (Пушкин.) Разве перерыв? (С е р а ф и м о в и ч.) риторическое обращение. Стилистическая фигура, состоящая в том, что высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию, лицу отсутствующему, тем самым усиливается выразительность речи. Мечты, мечты! Где ваша сладость? (Пушкин.).

Эллиптическое предложение. Неполное по составу предложение, в котором отсутствие глагола-сказуемого является нормой. Для понимания такого предложения нет необходимости ни в контексте, ни в ситуации, так как полнота содержания достаточно выражена собственными лексико- грамматическими средствами данного предложения. На столе стопочка книг и даже какой-то цветок в полубутылке из-под сливок. (А. Н. Толстой.)В углу старый кожаный диван. (Симонов.) Теркин дальше, автор вслед. (Твардовский.) К барьеру! (Чехов), Счастливого плавания! С Новым годом ! эпифора (греч. epiphora из epi после + phoros несущий). Стилистическая фигура, противоположная анафоре, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения и т. д.). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Гоголь.) Список литературы и интернет ресурсов. 1.Д.Э.Розенталь, М.А.Теленкова Словарь-справочник лингвистических терминов. Изд. 2-е. М.: Просвещение, cтр.. 2В.А..Виноградов, Н.В.Васильева, А.М.Шахнарович Краткий словарь лингвистических терминов. М., Русский язык, О.С.Ахманова Словарь лингвистиче- ских терминов.Изд.2 е,стереотип. М.,«Сов.энциклопедия» 1969,605 стр Электронная библиотека Гумер. Языкознание.