Разработка учебно-методического обеспечения программ высшего образования Учебно-методическое управление.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подходы к проектированию теста 1. Формулируются цели, проверка которых осуществляется с помощью тестирования 2. Определяется вес теста в модуле 3. Определяется.
Advertisements

Презентация к уроку по теме: Таксономия Блума
ЧТО ТАКОЕ ТАКСОНОМИИ Таксономия - (от греч. taxis - расположение, строй, порядок, и homos - закон) - теория классификации и систематизации сложно - организованных.
ЗНАНИЯУМЕНИЯНАВЫКИшкольников. Какие знания и способности являются для школьников ВАЖНЫМИ, когда они заканчивают обучение? Такие, когда школьники видят.
Основные возможности использования IKT в когнитивной таксономии.
Выступление на заседании инициативной группы учителей общественных дисциплин МОУ Ульяновской СОШ Март 2011 г. Учитель истории и обществознания Уланова.
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 15 г. Балашова Саратовской области» Моделирование урока когнитивного типа.
Основные понятия компетентностного подхода и уровни сформированности компетенций магистров. Вып. студент группы ПМБС 11 Хубиев Р.Х.
Компетентностный подход в проектировании ООП ВПО.
11 Информационно-образовательная среда школы как условие повышения компетенций участников образовательного процесса Подготовила: Андреева Н.Б., методист.
Педсовет - семинар Компетентностный подход в образовании как необходимое условие перехода на новые стандарты МОУ «СОШ7 имени В.Н.Пушкарева г.Острова 11.
МАТРИЦА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ (Из таксономии учебных целей БЛУМА)
Семинар ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Педагогическое образование. Профиль Информатика Создание карты компетенций с использованием таксономии Блума на примере собственного образовательного стандарта.
Модель исследовательской магистратуры. 2 Формируемые компетенции.
Компетентностный подход Компетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областях Компетентность.
Компетенция: структура, уровни сформированности, особенности оценивания Рягин С.Н., зав. каф. педагогики, психологии и социальной работы, д.п.н., профессор.
Конструирование урока информатики в соответствии с требованиями ФГОС НОО.
Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
Главный документ в университете – образовательная программа.
Транксрипт:

Разработка учебно-методического обеспечения программ высшего образования Учебно-методическое управление

ПЛАН СОВЕЩАНИЯ 1. Рабочая программа дисциплины для 1 курса бакалавриата, магистратуры, специалитета и аккредитуемой программы бакалавриата ФТП «Информационные системы и технологии» (для всех курсов) 2. Подготовка ОПОП аспирантуры к государственной аккредитации по ФГОС ВО

Задачи, которые требовалось решить при актуализации макета рабочей программы дисциплины ОПОП бакалавриата, специалитета, магистратуры : 1. Исполнение Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" 2. Исполнение требований ФГОС ВО (ФГОС 3+) 3. Необходимость «настройки» РПД и ОПОП под требования рынка труда путем введения специальных компетенций и ориентации на проф стандарты 4. Cкорейшая подготовка к аккредитации отдельных ОПОП с учетом рекомендаций Росаккредагентства 5. Подготовка к автоматизированному учету результатов освоения ОПОП, переходу на БРС 6. Минимизация трудозатрат в связи с ожидаемым переходом на ФГОС 4.

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД – подход, акцентирующий внимание на результатах образования, причем в качестве результата образования рассматривается не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных ситуациях, связан с переносом акцента с преподавателя и содержания образования на обучающегося и ожидаемые результаты обучения. (Е. Я. Коган, В. В. Лаптев, О. Е. Лебедев, Е. А. Ленская, А. А. Пинский, И. Д. Фрумин, Б. Д. Эльконин и др.).

ЗНАНИЯ УМЕНИЯ НАВЫКИКОМПЕТЕНЦИЯ Готовность применения ЗУ и личностных качеств Квалификационная (знаниевая) модель подготовки выпускника Компетентностная модель подготовки выпускника Результаты обучения (революционные изменения) Эволюционный переход программы

К о м п е т е н т н о с т н ы й п о д х о д. Ключевые признаки КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД практик ориентированность Результатоцен- тренированность Ориентация на включение студента в активную образовательную деятельность

Компетенция – интегральная характеристика обучающегося, т.е. динамичная совокупность знаний, умений, навыков, способностей и личностных качеств, которую студент обязан продемонстрировать после завершения части или всей образовательной программы. Компетенция – Компетенция – комплексная характеристика способности и готовности выпускников демонстрировать и применять полученные в результате освоения образовательной программы знания, умения, навыки, а также личностные качества в стандартных и изменяющихся ситуациях профессиональной деятельности. Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

ОБЪЕКТНО-СУБЪЕКТНАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ КОМПЕТЕНЦИЙ В КОМПЕТЕНТНОСТЬ КОМПЕТЕНЦИИ Задаваемые и з в н е содержание учебных дисциплин для их освоения необходимые для успешной деятельности личностные качества Осваиваемое и освоенное субъектом содержание учебных дисциплин (психическое образование) сформированность необходимых для успешной деятельности личностных качеств Реализуемые субъектом умения решать социально- профессиональные задачи в деятельности на основе освоенного содержания учебных дисциплин при актуализации необходимых для ее успешности личностных качеств КОМПЕТЕНТНОСТЬ объективный план субъектный план объектный план По Зимней И.А.

Модель айсберга Ядерная модель База личности труднее всего развить Видимая часть Навыки Умения Знания Я-концепция Свойства Мотивы Скрытая часть Я-концепция Навыки Свойства Мотивы личности Установки Ценности Знания Поверхностные проще всего развить Умения Установки Ценности

К О М П Е Т Е Н Ц И Я ЛИЧНОСТНЫЕ, МОТИВАЦИОННО- ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА ГОТОВНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ ЗНАНИЯ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ОБЛАСТИ Планирование результатов обучения по дисциплине необходимо начинать с декомпозиции компетенций

ЗНАНИЯ - это результат усвоения (ассимиляции) информации через обучение, который определяется набором фактов, принципов, теорий и практик, соответствующим области рабочей или учебной деятельности. Знания могут быть теоретическими и (или) фактическими. По сути, теоретические знания – это знания о том «что, где, когда и как может быть», а фактические знания – это знания о том «что, где, когда и как уже случалось». Сложная компетенция. Видима и относительно поверхностная характеристика человека. Не в состоянии спрогнозировать уровень исполнения будущей деятельности

УМЕНИЯ– это подтвержденные (продемонстрированные) способности применять знания для решения задач. Умения заключаются в способности репродуцировать знания того «что, где, когда и как необходимо сделать для достижения известного результата» и получить его.

Владения (опыт) - это устойчивые (многократно подтвержденные) умения успешно решать задачи в области профессиональной или иной деятельности Глубинные компоненты компетенции (мотивы и свойства личности). Трудно развивать и оценивать, но они прогнозируют результат деятельности

Элементы КОМПЕТЕНТНОСТНОЙ МОДЕЛИ Квалификация Профессиональные качества 1. Знания 2. Навыки 3. Умения Свойства личности 1. Способность 2. Активность 3. Ответственность 4. Готовность познания 5. Личностные навыки 6. Социальные навыки

* Большую помощь при написании результатов обучения может оказать работа Б.Блума «Таксономии образовательных задач». * Эта классификация или категоризация мыслительного поведения предоставляет готовую структуру и список глаголов, что облегчает написание результатов обучения. * Большинство результатов обучения описывают наличие обученности в таких областях как знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Это так называемая когнитивная сфера. * Две другие важнейшие сферы – аффективная (отношения, чувства, ценности, мотивация) и психомоторная (практические и физические навыки).

КОГНИТИВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ КОМПЕТЕНЦИИ по Б. Блуму Уровень сложности Дескрип- торы НГПУ Определение Возможные доказательства Глаголы для формулировки заданий Знание знать Знание: конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д. Студент помнит или распознает информацию/идеи/события в приблизительном порядке и форме, в которой они были заучены Повторение или распознавание информации составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Студент приводит цитаты из текста, воспроизводит нужные схемы, ссылается на авторов, прикладывает соответствующую документацию, пишет перечень составить список, выделить, рассказать, показать, назвать Понимание уметь Понимание: фактов, правил, принципов; объяснение, интерпретация и экстраполяция знаний; описание возможных последствий на основании имеющихся данных Студент преобразует, интерпретирует информацию, ухватывает значение, определяет ключевые пункты Схватывание (понимание) смысла информационных материалов описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому Студент резюмирует события, составляет конспект (реферат) текста, пересказывает, объясняет описать, объяснить, определить признаки, сформулировать по- другому Применение владеть Применение: использование понятий и принципов в новых ситуациях, применение законов и теорий в конкретных практических ситуациях. Студент выбирает, передает и использует идеи в новых, незнакомых ситуациях или с новым подходом Применение в сходной ситуации применить, проиллюстрировать, решить Студент использует идеи модуля для объяснения событий, оценки влияния действия или толкования причин событий применить, проиллюстрировать, решить

Уровень сложности Дескрипторы НГПУ Определение Возможные доказательства Глаголы для формулировки заданий Анализ Владеть Анализ: умение выделять неявные предположения, видеть ошибки и неточности в логике рассуждений, проводить разграничение между фактами и последствиями, оценивать значимость данных. Студент разбивает материал на составные части, связывает предположения, факты и события со структурой Определение элементов и структуры проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Студент применяет идеи курса для структурирования событий или ситуаций на рабочем месте, использует схемы, снабженные комментариями, сравнивает и противопоставляет, указывает на различия проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия Синтез Синтез: разработка планов и возможной системы действий; получение абстрактных отношений; использование знаний из разных отраслей для составления плана решения проблемы. Студент по-новому сочетает идеи Соединение элементов по- новому: создать, придумать дизайн, разработать, составить план Студент устанавливает связи между одной или двумя идеями модуля, переделывает схемы для их более полного соответствия реальной ситуации, дает рекомендации для действий, разрабатывает план или предлагает изменения для существующего метода работы создать, придумать дизайн, разработать, составить план Оценка Оценка: оценивание логики построения материала, соответствия выводов имеющимся данным, значимости продукта деятельности, на основе внутренних и внешних критериев. Студент оценивает или судит о ценности Сравнительная оценка значимости на основе критериев представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать Студент определяет, что он узнает о самом себе, других или организации в результате анализа, демонстрирует понимание относительной важности идеи и ее составных частей, критикует теорию или поддерживает ее представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать

АФФЕКТИВНАЯ СФЕРА Аффективные характеристики описывают способ, с помощью которого происходит взаимодействие на эмоциональном уровне, чувства, мотивацию, инициативность и включают следующие категории Стремление: Реагирование: Ценностные ориентации: Организация ценностных ориентаций:. Внутренние характеристики: направленность внимания, осознания, желания достичь чего- либо, произвольное или избирательное внимание активное участие со стороны обучаемого, отклик на то или иное явление или внешний стимул, проявление интереса к предмету, явлению или деятельности. понятие ценностной ориентации, предпочтение ценностной ориентации, убежденность. концептуализация личностных ценностей, выработка системы ценностей, их сравнение система ценностей, которая управляет поведением индивида и контролирует ее. поступать, придерживаться, осведомляться, признавать, отвечать, помогать, оспаривать, сотрудничать, защищать, адаптироваться, демонстрировать, проводить различия, инициировать и т.д. Дескрипторы НГПУ демонстрирует Психомоторная сфера отвечает за развитие практических и физических навыков 1. Имитация 2. Управление 3. Точность 4. Сочленение 5. Натурализация Охватывает в основном практические и физические навыки, включающие в себя координацию мозговой и мышечной деятельности приспосабливать, собирать, сохранять равновесие, строить, объединять, копировать, проектировать, производить, обнаруживать, различать, препарировать, исполнять, подражать, имитировать, манипулировать, распознавать и т.д.) демонстрирует

Средства оценивания Наиболее вероятные типы оцениваемой обученности Оценивание когнитивного компонента Письменная работа Устный ответ Экзамен-эссе Экзамен с использованием книг Задание, выполняемое дома Тесты Механическое запоминание, выявление вопросов, скоростное структурирование Большой объем прочитанного, установление взаимосвязей, организация, применение Узнавание, понимание Иерархия понимания Оценивание мотивационно-ценностного компонента Эссе, Портфолио, доклады, статьи, проекты Рефлексия, опыт творческой деятельности, уровень мотивации к обучению Оценивание деятельности Практикум Семинар, презентация Стендовые доклады Проект Задачи Портфолио Навыки, необходимые в реальной жизни Коммуникативные навыки Рефлексия, применение Применение, исследовательские навыки Применение, профессиональные навыки

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ К ГОСУДАРСТВЕННОЙ АККРЕДИТАЦИИ АСПИРАНТУРЫ: 1. Перевод лучших аспирантов выпускных курсов, обучающихся по ФГТ, на ФГОС по направлениям с КЦП 2. Приведение в соответствие с ФГОС ОПОП для переведенных студентов в срок до 1 мая 3. Подготовка ОПОП для аспирантов 1 курса: до – программы дисциплин до – программы практик до – Фосы Фосы до – программы ГИА 4. Улучшение показателей книгообеспеченности дисциплин основной печатной и электронной литературой, в т.ч. для лиц с ОВЗ 5. Повышение квалификации по программе ИКТ-подготовки 6. Тестирование аспирантов 7. Приведение в порядок индивидуальных планов преподавателей. Часы по дисциплинам аспирантуры и рук-ву аспирантами в них должны быть! Проверка ИП – в конце января.