ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» интерактивные карты Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Компетентностно – ориентированое задание по истории Тема: «Древняя Русь. Торговые пути и города» «Древняя Русь. Торговые пути и города» Автор:Комягина.
Advertisements

Методические рекомендации для учителей. Основой образовательной деятельности в образовательном учреждении является учебная программа – нормативный документ,
Рабочая программа по теме: Как составить рабочую программу по предмету.
Рабочая программа по учебному предмету 1.Что такое Рабочая программа? 2.Какова ее структура? 3.Что отражает каждый элемент структуры Рабочей программы?
Автор презентации: Луговая Любовь Петровна учитель высшей категории, МОБУ СОШ 6 имени М.А.Киняшова г. Благовещенска Республики Башкортостан.
Татаринова Л. П. СХЕМА МОДЕЛИРОВАНИЯ И САМОАНАЛИЗА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ Методические рекомендации заместителя директора по НМР Татариновой Л. П.
Проектирование учебного курса на основе примерной рабочей программы ФГОС НОО.
Формирование учебно- информационных умений на уроках истории Юркин Виктор Юрьевич, учитель истории.
документ, который детально раскрывает обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному.
Д ОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПО ТЕМЕ : «О РГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ.
Применение ИКТ в преподавании истории и обществознания и во внеурочной деятельности Учитель истории и обществознания МОУ «Средняя общеобразовательная школа.
Разработка рабочих учебных программ педагогами образовательных учреждений.
Рабочая программа как нормативный документ в педагогической практике учителя.
Особенности дифференциации при подготовке старшеклассников к ЕГЭ по истории России Учитель истории Хайруллина А.Р. Кайбицкий район Кайбицкий район Республики.
Занятие 3 Основой образовательной деятельности в ОУ является учебная программа – нормативный документ, в котором представлены основные знания, умения и.
Рабочая программа – это учебная программа, разработанная на основе примерной программы (ст. 28 Закона РФ «Об образовании») для конкретного образовательного.
Структура рабочей программы. Основным документом, содержащим требования к уровню подготовки учащихся и минимуму содержания образования, является: государственный.
ИЗМЕНЕНИЕ ФУНКЦИЙ УЧАСТНИКОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА УЧЕНИК Формирование навыков отбора, анализа и синтеза информации УЧЕНИК Формирование навыков отбора,
Программное обеспечение учебного процесса. Нормативно-правовое обеспечение Закон РФ «Об образовании»: статьи 7, 9, 32 В соответствии ст. 32 образовательное.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО- КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
Транксрипт:

ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Интерактивное учебное пособие «Наглядная школа» интерактивные карты Работа с учебными пособиями серии «Наглядная школа» для интерактивных досок. Создание сценариев учебных эпизодов и их применение на уроках истории.

Требованиях к уровню подготовки выпускников основной и старшей школы в ФК ГОС по истории картографические знания и умения школьников ФК ГОС по истории в основной школе В результате изучения истории ученик должен уметь: показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов… ФК ГОС по истории в старшей школе В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен уметь: проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта…); устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений…

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) требует 1. технически оснастить образовательные учреждения; 2. открытый доступ к информационным базам, справочникам, мультимедийным материалам – средствам информационно-коммуникационных технологий. Перечень оснащения общеобразовательных учреждений материальной и информационной средой «Федеральный компонент государственного образовательного стандарта (утвержден приказом Министерства образования РФ 1089 от )» Стандарт общего образования второго поколения (Материалы РАО 2005 – Методические рекомендации Минобрнауки.

Тезисно: 1. Интерактивная доска ( ИД) является ТСО. 2. Через проектор на ИД передаем иллюстрации и видео. 3. С помощью стилуса на ИД выполняем упражнения, рисуем. 4. ИД используем при коллективной, групповой и парной работе с обучающимися. 5. Работа с ИД является одним из этапов работы на уроке: объяснение нового материла, закрепление, отработка навыков, контроль. 6. Чередуем виды деятельности учащихся на урока. 7. Степень использования средств наглядности - обусловлена возрастом учащихся, спецификой учебного предмета и конкретным материалом обучения. 8. Интерактивные наглядные пособия позволяют учителю создавать различные учебные ситуации: коллективное обсуждение на уроке, поиск, исследование, контроль полученных ими знаний, реализовать технологию проектного обучения.

ИНСТРУКЦИЯ ПРАВИЛА РАБОТЫ С ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКОЙ (ИД) О технике безопасности и правилах работы с интерактивной доской фрагмент I ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ 1.1 ТСО способны оптимизировать учебный процесс только при условии их гигиенически рационального, безопасного для здоровья школьников и педагогов использования. 1.2 Интерактивная доска - сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передается на доску проектором, используется для визуализации текстовой графической информации с последующей корректировкой и сохранением на электронных носителях. 1.3 Использование на уроке интерактивной доски расширяет дидактические возможности обучения, повышает учебную мотивацию учащихся, что может способствовать сохранению уровня их работоспособности. Но в то же время увеличение информационной нагрузки, отмеченное выше, увеличивает риск повышения утомительности и способно привести к обратному результату. II ОСНОВНЫЕ РИСКИ 2.1 Светящийся экран интерактивной доски является источником электромагнитных излучений, уровень которых не превышает предельно допустимых норм, однако на здоровье людей влияет и малая интенсивность в случае их регулярного и длительного воздействия. 2.2 Нерациональное использование интерактивной доски создает ощущение дискомфорта, вызывает головные боли, ощущение мельканий перед глазами, ухудшает зрение и снижает умственную работоспособность. III РЕЖИМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ 3.1 Использование интерактивной доски предъявляет особые требования к созданию в учебных помещениях комфортных условий для восприятия информации. Согласно нормам Сан ПиН допускается оборудование учебных помещений и кабинетов интерактивными досками, отвечающих гигиеническим требованиям. При использовании интерактивной доски и проекционного экрана необходимо обеспечить ее равномерное освещение и отсутствие световых пятен повышенной яркости. Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения в 1 – 4 классах 15 – 20 минут, 5 – 7 классах 20 – 25 минут, в 8 – – 30 минут. После занятий с видеодисплейным терминалом (ВДТ) необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте. 3.2 Педагог, использующий в своей практике интерактивную доску, должен обладать представлениями об эргономических требованиях к оформлению экранной информации (размер и гарнитура шрифта, цветовые решения, сочетание шрифта и фона и др.). Во избежание явлений утомления и снижения работоспособности пользователей интерактивной доской НЕЛЬЗЯ использовать следующие сочетания цветов: желтый шрифт на белом фоне, черный шрифт на сером фоне, одновременное применение большого количества различных цветов и малый размер шрифта. См.полный текст

Пособие состоит: (каждый класс, каждая тема) 1. интерактивные карты (ИК); 2. тестовые задания нескольких типов; 3. справочные материалы (иллюстрации, рисунки, схемы, таблицы, термины с определениями); 4. методические рекомендации; Интерактивная карта (ИК) включает: 1. Слои карты (каждый слой содержит разную картографическую информацию. В зависимости от целей и задач урока слои можно убирать или добавлять); 2. Информационный блок (этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях исторических объектов и территорий. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями.); 3. Функция рисования (значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность)

Основные виды работы с электронной картой: 1) работа со слоями карты; 2) работа с дополнительным материалом; 3) использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей).

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК + панель рисования +анимация + масштаб ИК Учебный эпизод 1. Оставляем слой «контурная карта». Рассказывает учитель (либо ученик) о том, как проходил путь из варяг в греки, подкрепляет изложение показом на ИК: р.Нева, р. Волхов, р. Днепр, проводя карандашом (контрастный цвет) по всему пути «из варяг в греки». Возникает графический образ этого пути – от Швеции – «направо» (через Финский залив, Неву, Ладожское озеро), дальше «вниз» (через Волхов, Ильмень, Чёрное море) до Византии. Длина пути «из варяг в греки»- около 3500 км, если бы варяги каждый день преодолевали примерно 30 км, то весь путь они могли бы проехать приблизительно в 120 дней, или около 4 месяцев.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК + панель рисования +анимация. Учебный эпизод 2. Отображаем слой «Путь из «варяг в греки». Рассматриваем проявившиеся очертания торгового пути с анимацией. Описываем путь.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК + панель рисования +анимация. Учебный эпизод 3. Добавляем слой «Название государств, областей, городов, народов». Обсуждаем термин «Гардарик». «Царство городов» - подтверждаем верность термина.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК + панель рисования +анимация+ Рабочая тетрадь с комплектом контурных карт+ интерактивный элемент «Работа с контурной картой» Учебный эпизод 4. Выполняем задания в контурной карте. 1. Используем Рабочую тетрадь «История России с древнейших времен до конца XVI века» Симонова Е.В. издательства «Экзамен» стр.17. задание Открываем интерактивный элемент «Работа с контурной картой». Выполняем задания в индивидуальной контурной карте. Один из учащихся выполняет работу на ИК.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК + панель рисования Учебный эпизод 5. Оставляем слой «контурная карта». Добавить на карту информацию. Существуют версии иного прохождения данного торгового пути. Альтернативные варианты: 1. Западная Двина-Днепр 2.Неман-Щара-Припять-Днепр 3.Висла-Буг-Припять-Борисфен 4. Волохов –Волга – Двина через Балтику, Атлантический океан и Средиземное море: Наносим на ИК карандашом альтернативные варианты (каждый вариант-другой цвет). Дискуссия. Варианты вопросов для обсуждения. 1. С чем связано изменение прохождения торгового пути? 2. Теория Р. Пайпса о «царстве городов».

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слой ИК («контурная карта») + панель рисования Учебный эпизод 6. Диктант. Работа, проверяющая знание номенклатуры: Киев, Днепр, Византия, Хазарское царство, Константинополь и т.д. Выполняется в нескольких вариантах: индивидуально у ИД, по группам, по парам, друг за другом.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слои ИК + панель рисования Учебный эпизод 7. Диктант. Оставляем слои «Восточнославянские племена в составе Руси», «Переселение кочевых народов» и «Название государств, областей, городов и народов». Работа, проверяющая знание номенклатуры. задания на классификацию или сортировку объектов.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слои ИК + панель рисования Учебный эпизод 8. Добавляем слой карты «Путь полюдья князей. Торговый путь «из варяг в греки». Групповая проектная работа. Сравниваем. Составляем карто-схемы. Находим общее. Делаем вывод о взаимосвязи и роли варягов.

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». Термин «путь из варяг в греки». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» интерактивные объекты Учебный эпизод 9. Отображаем интерактивный объект историческую картину Рерих Н.К.«Волокут волоком» (либо Лебедев К.В. «Полюдье» либо Рерих Н.К.«Заморские гости»). Индивидуально. Фронтально вместе. По группам. Возможна проектная работа. 1. Учащиеся изучают иллюстрацию и пояснительный текст к ней. 2. Отвечают на вопросы к поясняющему тексту. 3. Анализируют иллюстрацию как исторический документ.

1. Атрибуция источника и факта, на нем изображенного: - Когда создано это произведение? Кто его автор? - Какое событие изображено на картине? - Каково место действия? - Кто изображен на картине? 2. Описание содержания картины: - Как расположены фигуры – поодиночке или группами, все ли изображенные на картине люди показаны равноценно? - В каком положении расположены фигуры – в статичном или в движении? - Как одеты люди на картинах? Где это видно точно и четко, а где – только общим фоном? - Какое архитектурное сооружение изображено на картине, в чем особенности этого изображения? - Какие художественные средства для создания определенного настроения использует художник (цвета, символы, свет, особенности изображения)? 3. Критический анализ изображения: - Является ли автор произведения современником данного события? - Объективно ли это изображение? Достаточно ли полно отражено на нем событие? - Легко ли узнать реальные исторические лица, изображенные на картине, определить социальное положение представителей общественных групп? - Можно ли к данной картине относиться как правдивому источнику по истории нашей страны? - Можно ли на основе картины охарактеризовать историческую эпоху? 4. Аксиологический анализ изображения: - Определите общественную позицию автора картины, он поддерживает или не одобряет изображенное им событие? - В чем ценность информации, которую несет в себе данное произведение? - Как композиция картины передает общую атмосферу эпохи? - Определите отношение главного героя к окружающим 5. Праксеологический анализ репродукции : - Что нового вы узнали об изучаемом периоде истории при работе с данным источником? - Какова значимость этого изображения как свидетельства эпохи?

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слои ИК Учебный эпизод 10. Обобщающие работы. Прочитать фрагмент из русской летописи, выделить древние географические названия, дать их современные варианты, обозначить на ИК («контурная карта») «...был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра - волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр-река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг. Двина из того же леса течет и идет на север и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью рукавами в море Хвалисское. Так из Руси можно идти по Волге в Болгары и в Хвалисы, а по Двине – в Варяги, их варяг до Рима…» «Повесть временных лет». Перевод Д.С. Лихачева. Под редакцией В.П. Адриановой-Перетц. СПб.: «Наука», с.)

История России. 6 класс. Тема: «Образование Киевской Руси». ИК «Восточные славяне в VIII-IX веках. Древнерусское государство в конце IX-начале X века». «Говорят» слои ИК +панель рисования Учебный эпизод 11. Обобщающие работы. Составление ментальной (отражающей личные пространственные представления школьников). Ученики: 1. рисуют на чистых листах бумаги (на ИК) ментальную карту заданного региона – Киевской Руси в X веке; 2. объединяются в рабочие группы, сравнивают свои карты и обсуждают их по плану; 3. сравнивают свои работы с реальной картой; 4. оценивают по следующим объективным параметрам: локализация, размеры, форма, географический рельеф, политическая карта региона; 5. наносят обобщенную карту на ИК. Этот урок может стать прологом к проблемным заданиям (урокам)

Список источников: 1. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по истории. Сост.Алексашкина Л.Н. М., Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования. 3. Требования к уровню подготовки выпускников. 4. Новые государственные стандарты школьного образования. М., Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. и др. М.: Русское слово, Методика обучения истории в средней школе. Пособие для учителей. В 2 ч. Ч. 1. Отв. ред. Ф. П. Коровкин. М., Стрелова О.Ю. Исторические карты как образ «своего» и «чужого». История и традиции народов России. М., Дрофа Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. М., ВЛАДОС., Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Курс лекций для дистанционного обучения Информатизация образования: декларации и реальность. // Информатика , с Розов Н. Х. Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы.// Информатика , с Горлицкая С.И. Кузнецова И.Н. Думаем и исследуем на LOGO. // Информатика , (с. 4.) 15. Годер Г.И. Преподавание истории в 5 классе. М., Никифоров Д.Н. Наглядность в преподавании истории и обществоведения. М., Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., Вагин А.Л. Методика обучения истории в школе. М., и другие Составил: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ 2043 Аксенова В.В.