2 Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля15 июля 16061606 Место рождения: Лейден Дата смерти: 4 октября4 октября 1669 (63.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Возвращение к Богу. 11 У некоторого человека было два сына; 12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил.
Advertisements

ПРИТЧА О БЛУДНЫХ БРАТЬЯХ ЕВАНГЕЛИЕ ОТ ЛУКИ 15:11-32.
РЕМБРАНД- ВЕЛИЧАЙШИЙ ХУДОЖНИК ЭПОХИ БАРОККО.. Составил учитель МХК МОУ СОШ С.Базитамак МР Илишевский район РБ Абсалямов С.К.
Биография Творчество Галерея. Харменс ван Рейн Рембрандт голландский живописец, офортист и рисовальщик, величайший художник Голландии. Родился в Лейдене.
Рембрандт Харменс ван Рейн ( ) Рембрандт Харменс ван Рейн голландский художник, мастер живописи и гравюры, один из самых выдающихся и.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН « Всего важнее иметь душу, любящую истину, и брать правду там, где ее находишь.» И. Гете.
Рембрандт Харменс ван Рейн ( ). Родился в Лейдене 15 июля 1606 года на отцовской мельнице, расположенной рядом с рекой Рейн, откуда и прозвище.
Рембрандт ван Рейн нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской.
План урока: 1. Реализм в живописи 2. Рембрандт ван Рейн – судьба художника, основные вехи его творческой биографии 3. Своеобразие художественной манеры,
Рембрандт Харменс ван Рейн Рембрандт Харменс ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607 году) в многодетной семье состоятельного.
Рембрандт ван Рейн ( ) Автопортрет Даная.
« Гробовщик» -9 сентября «Станционный смотритель» - 14 сентября «Барышня-крестьянка» – 20 сентября «Выстрел» - 14 октября «Метель» – 20 октября.
Реалистическая живопись Голландии Материалы к уроку МХК в 11 классе.
Историческое здание Лейденского университета «Христос во время шторма на море Галилейском» (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден.
Художники барокко Урок 2. Живопись барокко Живопись барокко или барочная живопись живописные произведения периода барокко в культуре XVIXVII в. Живопись.
Реалистические тенденции в живописи Голландии. Тема 4 Автор: учитель истории Привалова В.С.
Моральный долг в судьбе человека. Презентация по обществознанию 9 класс Выполнила: учитель истории и обществознания Попова С.В. МКОУ Мокроусовская средняя.
РЕМБРАНДТ ХАРМЕНС ВАН РЕЙН Великий голландский живописец и рисовальщик Лебедь С.Г.
Подготовила: Прокопьева А.А. 214 леч группа Проверила: Тимошенко В.О.
Транксрипт:

2 Имя при рождении: Рембрандт Харменс ван Рейн Дата рождения: 15 июля 15 июля Место рождения: Лейден Дата смерти: 4 октября 4 октября 1669 (63 года)1669 Место смерти: Амстердам Жанр: Живопись Живопись, офортофорт

3 Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн ( ) нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств.

4 Биография Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы Хармена Герритсзона ван Рейна в Лейдене.Лейдене

5 В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбюрху В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Питера Ластмана Италии Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность. Яном Ливенсом « Аллегория музыки » 1626 года пример ластмановского влияния на юного Рембрандта.

6 В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам,Амстердам где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса.

7 Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов, в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта- портретиста. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха. этюдов мимикой портретная бюргеров Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

8 В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей; таков задумчивый « Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима » (1630). Для штатгальтера Фридриха- Генриха Оранского он создаёт парные полотна « Воздвижение креста » (1633), и « Снятие с креста » (1632/1633), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса. Иеремия штатгальтера Фридриха- Генриха Оранского

9 Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета « Урок анатомии доктора Тульпа » (1632), на котором внимательные хирурги не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника. Урок анатомии доктора Тульпа

10 Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрхоткрывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец бургомистр Леувардена.Саскией ван Эйленбюрхбургомистр Леувардена « Смеющаяся Саския » (1633, Дрезден).

11 Родилась в Леувардене, дочь местного бургомистра, адвоката и учёного, знатного горожанина Ромбертуса ван Эйленбурга. В семье было восемь детей, из них четверо дочерей, Саския самая младшая.Леуварденебургомистра В двенадцать лет лишилась матери, ещё через пять лет отца. В возрасте 21 года она приезжает в Амстердам в гости к кузине Алтье, которая была замужем за проповедником Иоганном Корнелисом Сильвиусом. Он был знаком с Рембрандтом, который в 1633 году создал офорт с его портретом. По-видимому, там и познакомились Рембрандт и Саския. 10 июня 1634 года они обвенчались в амстердамской церкви Аудекерк, свидетелем был Иоганн Корнелис Сильвиус. На церемонии присутствовали кузен Саскии Хендрик ван Эйленбург с женой Марией ван Эйк и сестра Саскии Тиция с мужем. Рембрандтом 1633 году Рембрандт 1634 года Аудекерк Хендрик ван Эйленбург В 1639 году Рембрандт смог приобрести новый дом на улице Синт- Антонисбрестрат за гульденов, куда и переехал вместе с женой (ныне там расположен Дом-музей Рембрандта). Трое их детей (Ромбертус и две Корнелии) умерли вскоре после рождения. 22 сентября 1641 года был крещён их сын Титус. В следующем году Саския скончалась в возрасте 30 лет (вероятно, от туберкулёза) и была похоронена в Аудекерке году Рембрандт гульденов Дом-музей Рембрандта 22 сентября 1641 года крещён Титус туберкулёза Аудекерке

12 Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский « Ариосто » и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639). дом Рембрандта тициановский Ариосто Бальтазаре Кастильоне Рафаэля

13 К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). « Портрет Саскии в образе Флоры » (1641, Дрезден).

14 Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в картине « Блудный сын в таверне » (1635). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи. Блудный сын в таверне блудного сына «Блудный сын в таверне» (1635)Блудный сын в таверне

15 У некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. Лк.15:11-32Лк.15:11-32 Содержание притчи о блудном сыне

16 Данная притча одна из наиболее часто изображаемых в искусстве евангельских притч. Эта тема, всегда популярная и в качестве повествовательного цикла, и в виде отдельных сюжетов, впервые встречается в витражах французских кафедральных соборов XIII века. Циклы на этот сюжет включают следующие сцены: блудный сын получает свою долю наследства; он уходит из дома; он пирует с куртизанками на постоялом дворе; они прогоняют его, когда у него кончаются деньги; он пасёт свиней; он возвращается домой и раскаивается перед своим Отцом. евангельских притч витражах французских кафедральных соборов XIII века наследства « Блудный сын » И.Босха Блудный сын И.Босха

17 На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии. Знаменитая « Даная » (1636/1643) вся лучится светом. « Похищение Европы » (1632) и « Похищение Ганимеда » (1635) также обычные сюжеты итальянской живописи совершенно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом. Даная Европы Похищение Ганимеда «Даная» ( ) картина Рембрандта из коллекции Эрмитажа, написанная по мотивам древнегреческого мифа о Данае, матери Персея Рембрандта ЭрмитажаДанае Персея Когда царь древнегреческого города Аргоса узнал о пророчестве, согласно которому ему суждено умереть от руки сына Данаи, своей дочери, он заключил её в подземелье и приставил к ней служанку. Бог Зевс, однако, проник к Данае в виде золотого дождя, после чего она родила сына Персея.Аргоса ЗевсПерсея Классический сюжет картины явление Зевса в виде золотого дождя к находящейся в заключении женщине. К этому сюжету обращались такие знаменитые художники как Тициан, Корреджо, Госсарт, Климт.Тициан КорреджоГоссарт Климт В субботу 15 июня 1985 года в зал Рембрандта в Эрмитаже вместе с экскурсией пришёл мужчина, который спросил у работниц музея, какая из картин в этом зале наиболее ценная. После этого он подошёл к «Данае» и, достав из под полы склянку, выплеснул её содержимое прямо в центр холста. Краска немедленно начала пузыриться, менять цвет в склянке была серная кислота. Злоумышленник также достал нож и успел дважды порезать картину.15 июня 1985 годасерная кислота Позже экспертиза признала мужчину сумасшедшим. Им оказался житель Литвы 48-летний Бронюс Майгис, который объяснил свой поступок политическими мотивами. По решению лениградского суда 26 августа 1985 года Майгис был признан душевнобольным (диагноз вялотекущая шизофрения) и отправлен в лениградскую психиатрическую лечебницу, где провёл 6 лет, затем отправлен в аналогичное заведение в Литве, откуда вскоре был выпущен в виду отделения Литвы от Советского Союза.сумасшедшимвялотекущая шизофрения Окончательно реставрация закончилась лишь спустя 12 лет, в 1997 году, с тех пор картина демонстрируется в Зале голландской и фламандской школ на втором этаже главного здания Эрмитажа. Для предотвращения актов вандализма в настоящее время картина защищена бронированным стеклом.1997 году

18 «Похищение Ганимеда»Похищение Ганимеда

19 Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. иконографией В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сц ены Пире Валтасара

20. Не менее динамично « Жертвоприношение Авраама » (1635) застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья. Жертвоприношение Авраама Мюнхена

21 Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах ( « Христос перед Пилатом », 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки. офортах штриха затяжки

22 В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины самого масштабного из своих произведений Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план: мушкетёров канонами реализма импрессионизма Картина была написана по заказу Стрелкового общества отряда гражданского ополчения Нидерландов, пожелавшего украсить свое новое здание групповыми портретами шести рот. Рембрандту портрет заказала стрелковая рота капитана Франса Баннинга Кока и заплатила 1600 флоринов. Нидерландов флоринов В XVIII веке полотно обрезали со всех сторон, чтобы картина поместилась в новом зале. Больше всего пострадала левая часть картины, где исчезли два стрелка.XVIII веке Сейчас картина хранится в Государственном музее (Rijksmuseum) в Амстердаме. Несмотря на то, что часть полотна утрачена, это одна из самых больших картин музея (363 на 437 см). Как и большинство работ Рембрандта, её лучше всего рассматривать издали. Государственном музее (Rijksmuseum) Амстердаме Картина три раза подвергалась попыткам порчи или уничтожения [2]. Первый раз был вырезан кусок холста, во второй раз картине было нанесено более 10 ударов ножом, в третий раз картина была облита серной кислотой. [2]

23 Рембрандт и герои « Ночного дозора » на площади Рембрандта в Амстердаме в 2006 году(скульпторы А. Таратынов, М. Дронов)площади Рембрандта

24 Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться. Гертье Диркс Хендрикье начала работать в доме у Рембрандта в 1647 году служанкой. После разрыва отношений художника с Гертье Диркс, она стала его близким другом. 25 июня 1654 года Рембрандт и беременная Хендрикье предстали перед Консисторией реформатской церкви по обвинению в блуде. Хендрикье призналась в связи с художником и святой суд потребовал, чтобы она прервала отношения с ним и отлучил ее от святого причастия. Тем не менее, Хендрикье осталась с Рембрандтом. 30 октября 1654 года в церкви Аудекерк была крещена их дочь, названная Корнелией в честь матери Рембрандта, то же имя носили две дочери Саскии. Рембрандта Рембрандт Рембрандтом Рембрандта 15 декабря 1660 года Хендрикье и Титус официально зарегистрировали работающую с 1658 года после банкротства Рембрандта компанию по продаже произведений искусства, в которую наняли Рембрандта в качестве работника, тем самым они защитили художника от претензий кредиторов. Титус Рембрандта " Флора" (1654), Метрополитен-музей Метрополитен-музей

25 В августе 1661 года Хендрикье составила завещание, по которому оставляла все свое имущество дочери Корнелии. Рембрандт получал право пожизненного пользования, а Титус получал наследство в том случае, если у Корнелии не будет детей. 21 июля 1663 года Хендрикье скончалась. Рембрандт Рембрандт не женился на Хендрикье Стоффелс, вероятнее всего потому, что по завещанию терял наследство Саскии "в случае заключения нового брака". Корнелия в 1670 году вышла замуж, у нее было двое детей, которых она назвала Рембрандт и Хендрикье. Хендрикье Стоффелс (1655)

26 В 1661 году продолжилась работа над созданным в 1653 году офортом «Три креста» (не закончен).Три креста

27 В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит « Зимний пейзаж » 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта- пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и офорты, такие как « Мельница » (1641) и « Три дерева » (1643). Он осваивает и другие новые для себя жанры натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались). пейзажи Сегерса Три дерева натюрморт

28 Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни, каковы два « Святых семейства », 1645 и 1646 годов. Вкупе с « Поклонением пастухов » (1646) и « Отдыхом на пути в Египет » (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни [1]. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто- коричневых тонов.« Святых семейства » [1] Колорит

29 « Христос во время шторма на море Галилейском » (1633). Единственный морской пейзаж Рембрандта был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске. музея Изабеллы Гарднер

30 В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу, после чего заявил в 1656 г. обанкротстве. После распродажи в гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта) художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других сотканным из солнечных лучей ангелом. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.банкротстве « Титус за партой » (1655, Роттердам).

31 « Читающий Титус » (1656, Вена).

32 « Титус в образе монаха » (1660, Амстердам).

33 Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х ясность и монументальность крупнофигурных композиций. Характерна в этом отношении работа « Аристотель с бюстом Гомера », исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1961 году его наследниками на аукционе Метрополитен-музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку. Аристотель с бюстом Гомера Метрополитен-музею Гомера

34 Групповой портрет « Синдики » (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом « Ночного дозора ». Зато все требования заказчиков были выполнены. Синдики

35 Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1652; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника.Николас Брейнинг Герард де Лересс Йеремиас де Деккер апостолов

36 Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660)Ассур, Аман и Эсфирь и «Отречение апостола Петра» (1660).«Отречение апостола Петра»

37 По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, неоконченное «Возвращение блудного сына»(1666/1669),Возвращение блудного сына и т. н. «Еврейская невеста»Еврейская невеста

38 Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк.Вестеркерк

39. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 350 картин, более 100 рисунков и около 300 офортов. Достижения Рембрандта- рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи; особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером.

40 Презентация выполнена учителем начальных классов Усть-Соболевской средней школы Тернейского района Приморского края Крымской Ириной Валентиновной.