Манилов- «рыцарь пустоты» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Манилов- «рыцарь пустоты» в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души». …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы.
Advertisements

Презентация "Образ Манилова в поэме Гоголя "Мертвые души""
Манилов персонаж поэмы Н.В.Гоголя Мертвые души. Имя Манилов (от глагола манить, заманивать ) иронически обыгрывается Гоголем. Оно пародирует лень, бесплодную.
Образ Манилова в поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» Выполнил ученик 9 «Б» класса Рябыкин Владимир.
Образ Манилова [глава 2]. Образ Манилова Гоголь открывает галерею помещиков с Манилова, потому что тот ещё в городе очаровал его своей обходительностью.
Николай Васильевич Гоголь (1809 – 1852) «Мертвые души» Образ помещика Манилова.
История создания и композиция поэмы Н.В.Гоголя «Мертвые души»
Автор проекта: Шилова Мария ученица 10 класса. Раскрыть образ героя с разных сторон: внешность, речь, психология.
Чичиков у Манилова По поэме Н.В. Гоголя «Мёртвые души»
ХАРАКТЕРИСТИКА МАНИЛОВА по поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» Авторы работы : Солуянова Алена, Филиппова Дарья. Авторы работы : Солуянова Алена, Филиппова.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) по теме: Литература. 9 класс. Серия уроков по поэме Н.В.Гоголя "Мертвые души"
Помещик Манилов. Работа под руководством учителя русского языка и литературы МКОУ «Полтавская средняя общеобразовательная школа 2» Кролевец С.В.
Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 20 г. Ставрополя Новикова Дина Николаевна Презентация к уроку «Мастерство Н.В.Гоголя в создании образа» (На.
Описание Манилова. Подготовил ученик 9 «б» класса Соин Ф. Учитель Мельникова В.А.
Урок - семинар Учитель русского языка и литературы ГОУ ЦО 1828 « Сабурово » г. Москвы Данченко Е. В.
Образы помещиков в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» (на примере помещикаМанилова) Урок литературы в 9 классе Учитель – Смолянникова Н. И.
Презентация к уроку по поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души» Подготовила: учитель русского языка и литературы МБОУ гимназия 121 г. Уфы РБ Данкова Елена Фаритовна.
Образы помещиков и крестьян в поэме Н.В.Гоголя «Мёртвые души» Учебный проект по литературе Автор Чистякова Н.Н.
Сравнительная характеристика Обломова и Манилова.
Презентация к уроку по литературе (9 класс) на тему: Н.В.Гоголь. Поэма "Мертвые души".
Транксрипт:

Манилов- «рыцарь пустоты» …… не ревизские – мёртвые души, а все эти Ноздрёвы, Маниловы… - вот мёртвые души, и их мы встречаем на каждом шагу. А.И.Герцен

Работа в группах Класс делится на группы Класс делится на группы Каждая группа работает с образом Манилова, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа работает с образом Манилова, характеризуя его по предложенному плану анализа. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Каждая группа отвечает на вопросы карточки, подтверждая все сообщения текстом поэмы. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова. Докладчик от каждой группы представляет сообщение, после которого делается общий вывод, позволяющий понять сущность помещика Манилова.

ПЛАН АНАЛИЗА 1. Портрет (как правило, их два: первый – беглый, второй – более подробный) 2. Авторская характеристика (в неё обязательно входит рассуждение о типичности данного героя для русской жизни). 3. Пейзаж усадьбы как своеобразная эмблема (или «зеркало») души героя. 4. Интерьер помещения ( с теми же функциями). 5. Сопутствующие персонажи (члены семьи, прислуга, другие гости). 6. Диалог с Чичиковым о мёртвых душах (здесь, как правило, открывается наиболее важный аспект характера помещика). 7. Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации).

Карточка с вопросами а) Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь? б) Что вы можете сказать о Манилове как хозяине? в) Что говорит интерьер о герое? г) Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души? д) Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним? е) Каков образ жизни Манилова? а) Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь? б) Что вы можете сказать о Манилове как хозяине? в) Что говорит интерьер о герое? г) Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души? д) Какую черту в поведении героя вы заметили, знакомясь с ним? е) Каков образ жизни Манилова? ж) Каково значение имени Манилова? ж) Каково значение имени Манилова?

Какую деталь в портрете героя подчеркивает Гоголь?

Портрет Манилова Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…» Портрет М. построен по принципу количественного нагнетания положительного качества (восторженности, симпатии, гостеприимства) до крайнего избытка, переходящего в противоположное, отрицательное качество: «черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару»; в лице М. «выражение не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно…»

Что вы можете сказать о Манилове как хозяине? Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, Поместье Манилова – парадный фасад помещичьей России. Претензии на изысканность, образованность, утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Иронически обыграно Гоголем и само название деревни: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». Печать серости, скудости, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы… утонченность вкуса еще более подчеркивают внутреннюю пустоту обитателей усадьбы. В сущности, это декорация, прикрывающая скудость. Бесхозяйственность Манилова открывается читателю еще по дороге в усадьбу: все безжизненно, жалко, мелко. Пейзаж Маниловки не лучше. Иронически обыграно Гоголем и само название деревни: «Деревня Маниловка не многих могла заманить своим местоположением». Печать серости, скудости, неопределенности цвета лежит на всем, что окружает Манилова: серый день, серые избы…

Какой Манилов хозяин? Манилов – не только человек, от которого «не дождешься никакого живого слова», а и помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян. Автор подсказывает читателю, что должно было бы занимать Манилова, если бы он был живым человеком: «Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?» Манилов – не только человек, от которого «не дождешься никакого живого слова», а и помещик, совершенно равнодушный к судьбам крестьян. Автор подсказывает читателю, что должно было бы занимать Манилова, если бы он был живым человеком: «Зачем, например, глупо и без толку готовится на кухне? зачем довольно пусто в кладовой? Зачем воровка ключница? зачем нечистоплотны и пьяницы слуги? зачем вся дворня спит немилосердным образом и повесничает все остальное время?»

Какой Манилов хозяин? Эти «зачем» можно было бы продолжить – Гоголь дает нам для этого много поводов. Зачем Манилов не знает, кто из его крестьян жив и кто умер? Зачем он препоручил все хозяйство ленивому пухлому приказчику, знавшему «слишком хорошо, что такое пуховики и перины», и не считавшему, сколько в деревне умерло крестьян со времени последней ревизии? Зачем «очень многие умирали» за такой короткий срок? Зачем, наконец, живет Манилов, и почему двести крестьянских дворов должны работать на него? Эти вопросы рождаются у читателя, вдумывающегося в рассказ о Манилове. Но вопрос «зачем?» для Манилова не существует. Он не в состоянии ответить на него. В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего,- этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. ни одного деревца «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают. Эти «зачем» можно было бы продолжить – Гоголь дает нам для этого много поводов. Зачем Манилов не знает, кто из его крестьян жив и кто умер? Зачем он препоручил все хозяйство ленивому пухлому приказчику, знавшему «слишком хорошо, что такое пуховики и перины», и не считавшему, сколько в деревне умерло крестьян со времени последней ревизии? Зачем «очень многие умирали» за такой короткий срок? Зачем, наконец, живет Манилов, и почему двести крестьянских дворов должны работать на него? Эти вопросы рождаются у читателя, вдумывающегося в рассказ о Манилове. Но вопрос «зачем?» для Манилова не существует. Он не в состоянии ответить на него. В Манилове все построено на желании понравиться. Все равно, кому и для чего,- этого он не знает. Так просто – чтобы были «именины сердца». М., погруженный в заманчивые размышления, никогда не выезжает на поля, а между тем мужики пьянствуют, у сереньких изб деревни М. ни одного деревца «только одно бревно»; хозяйство идет как-то само собой; ключница ворует, слуги М. спят и повесничают.

Что говорит интерьер о герое? В доме у Манилова тоже все неопрятно, тускло: шелковый капот жены бледного цвета, стены кабинета выкрашены «какой-то голубенькой краской, вроде серенькой». Обстановка всегда рельефно характеризует героя, но у Гоголя этот прием доведен до сатирического заострения. Его герои погружены в мир вещей, их облик исчерпывается вещами

Интерьер Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого… человека, думая по нем отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в ней сидевшей и оставившей свое отпечатление». В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределёнен, неуловим. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки. Гоголь открывает читателю один из излюбленных им приемов характеристики персонажа: «Чичиков с любопытством рассматривал жилище этого… человека, думая по нем отыскать свойства самого хозяина, как по оставшейся раковине заключают об устрице или улитке, некогда в ней сидевшей и оставившей свое отпечатление». В главе о Манилове «раковина» особенно важна, так как характер героя неопределёнен, неуловим. В Манилове нет живых желаний, той силы жизни, которая движет человеком, заставляет его совершать какие-то поступки.

Каковы отношения Манилова и его жены? «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» и отойдешь подальше…» Любовь М. и жены пародийно- сентиментальна. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам М., сплошь предпочтен- новейшие и прелюбезновейшие люди «В первую минуту разговора с ним не можешь не сказать: «Какой приятный и добрый человек!» В следующую ничего не скажешь, а в третью скажешь: «Черт знает что такое!» и отойдешь подальше…» Любовь М. и жены пародийно- сентиментальна. После восьми лет супружества они по-прежнему носят друг другу конфетки и лакомые кусочки со словами: «Разинь, душенька, свой ротик, я тебе положу этот кусочек». Обожают сюрпризы: готовят в подарок «бисерный чехольчик на зубочистку» или вязаный кошелек. Утонченная деликатность и сердечность М. выражается в абсурдных формах неуемного восторга: «щи, но от чистого сердца», «майский день, именины сердца»; чиновники, по словам М., сплошь предпочтен- новейшие и прелюбезновейшие люди

Каков образ жизни Манилова? Вещи, окружающие М., свидетельствуют о его неприспособленности, оторванности от жизни, о безразличии к реальности: господский дом стоит на юру, «открытом всем ветрам»; М. проводит время в беседке с надписью «Храм уединенного размышления», где ему приходят в голову разные фантастические проекты, например провести подземный ход от дома или выстроить через пруд каменный мост; в кабинете М. два года подряд лежит книжка с закладкой на 14-й странице; в картузах, табачнице рассыпан пепел, горки выбитой из трубки золы аккуратно расставлены на столе и окнах, что составляет досуг М.

Как отреагировал Манилов на просьбу Чичикова продать ему мертвые души? Вспомним, какую растерянность испытывает Манилов, оказавшись перед непонятным для него явлением – предложением Чичикова купить у него мертвые души: «Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри». Разговор Манилова и Чичикова о продаже мертвых душ свидетельствует о несамостоятельности и потому страхе Манилова, который при всей своей «изысканности» в этом диалоге очень недалек. Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить может. Вспомним, какую растерянность испытывает Манилов, оказавшись перед непонятным для него явлением – предложением Чичикова купить у него мертвые души: «Он чувствовал, что ему нужно что-то сделать, предложить вопрос, а какой вопрос, чёрт его знает. Кончил он наконец тем, что выпустил опять дым, но только уже не ртом, а через носовые ноздри». Разговор Манилова и Чичикова о продаже мертвых душ свидетельствует о несамостоятельности и потому страхе Манилова, который при всей своей «изысканности» в этом диалоге очень недалек. Манилов так пуст, что ничего, кроме приятной улыбки и прожекта о подземном ходе или каменном мосте через пруд, сотворить может. Какие слова чаще всего встречаются в речи Манилова? Любезное позвольте да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак… Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: «Как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чем-нибудь, углубиться…» Какие слова чаще всего встречаются в речи Манилова? Любезное позвольте да неопределенные местоимения и наречия: какой-нибудь, этакое, какое-то, этак… Эти слова придают оттенок неопределенности всему, что говорит Манилов, создают ощущение смысловой бесплодности речи: «Как было бы в самом деле хорошо, если бы жить этак вместе, под одною кровлею, или под тенью какого-нибудь вяза пофилософствовать о чем-нибудь, углубиться…»

Каково значение имени Манилова? Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации). Значимое имя Манилова (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М. персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова Имена и фамилии помещиков более или менее значимы (содержат важные ассоциации). Значимое имя Манилова (от глагола «манить», «заманивать») иронически обыгрывается Гоголем, пародирующим лень, бесплодную мечтательность, прожектерство, сентиментальность. Возможные литературные источники образа М. персонажи произведений Н.М.Карамзина, например Эраст из повести «Бедная Лиза». Историческим прототипом, по мнению Лихачева, мог быть царь Николай I, обнаруживающий родство с типом Манилова

Обобщение по теме Образ М. динамически разворачивается из пословицы: человек ни то ни се, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. В этом смысле Манилов, несмотря на живость манер и любезное щебетанье в разговоре,- мертвая душа. Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную». В этом смысле Манилов, несмотря на живость манер и любезное щебетанье в разговоре,- мертвая душа. Недаром Гоголь в авторской характеристике прямо говорит, что от Манилова «не дождешься никакого живого или хоть даже заносчивого слова», что, поговорив с ним, «почувствуешь скуку смертельную».

Поместье Манилова первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора». Поместье Манилова первый круг Дантова ада, куда спускается Чичиков, первая стадия «омертвелости» души (Манилов еще сохраняет симпатию к людям), заключающаяся, по Гоголю, в отсутствии какого бы то ни было «задора». Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно- пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович). Фигура М. погружена в тусклую атмосферу, выдержанную в сумеречно- пепельных и серых тонах, создавая «ощущение странной эфемерности изображаемого» (В.Маркович).

. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», философствовать «под тенью вяза».Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям свойства миросозерцания Манилова.. Образ Манилова олицетворяет общечеловеческое явление «маниловщину», то есть склонность к созданию химер, псевдофилософствованию. Манилов мечтает о соседе, с которым можно было бы беседовать «о любезности, о хорошем обращении, следить какую-нибудь этакую науку, чтобы этак расшевелило душу, дало бы, так сказать, паренье этакое…», философствовать «под тенью вяза».Обобщенность, абстрактность, безразличие к деталям свойства миросозерцания Манилова.

Вопросы Что было написано на беседке у пруда? Что было написано на беседке у пруда? ( Храм уединённого размышления.) ( Храм уединённого размышления.) Как звали жену Манилова? Как звали жену Манилова? (Лизанька.) (Лизанька.) Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? Сколько лет прожили в супружестве Маниловы? (Более 8 лет.) (Более 8 лет.) Как звали детей Манилова? Как звали детей Манилова? (Фемистоклюс и Алкид.) (Фемистоклюс и Алкид.) Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? Какие подарки обещал привезти Чичиков детям Манилова? (Саблю и барабан.) (Саблю и барабан.)