ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБОАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Период работы лаборатории: 2015-2017 гг. Научно-исследовательская.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Социализация учащихся в условиях компетентностного подхода к обучению Майорова С. В., зам. директора по УМР МОУ « СОШ 33» п. Яйва.
Advertisements

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФОРМИРОВАНИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ.
Школа как центр эффективного воспитания в микрорайоне.
Карьерный менеджмент как интеграционная основа управления развитием карьеры молодых специалистов СПЭК пленарное заседание Всероссийская научно-практическая.
Программа научно - экспериментальной работы на базе ГБОУ СОШ 1151 г. Зеленограда « Гендерный подход в адаптивной начальной школе»
Муниципальное образовательное учреждение «Большетарховская общеобразовательная средняя школа» 2008/2009 учебный год.
Создание и развитие воспитательной системы школы как условие позитивной социализации учащихся Демакова Ирина Дмитриевна, доктор педагогических наук, зав.
Программа по предмету в соответствии с требованиями ФГОС ООО ГМО учителей технологии.
Опытно-экспериментальная работа Учитель истории и обществознания Новичкова Т.В. Г.Саратов, МОУ «МБЛ»
Единичный проект модернизации образовательной системы основной ступени Проблемно-ориентированный анализ образовательных целей освоения обучающимися основной.
Подходы к реализации междисциплинарных программ: условия достижения личностных и метапредметных результатов Индивидуальный образовательный проект как результат.
Ассоциация – форма социального партнерства В образовании форма Ассоциации используется при объединении ресурсов нескольких образовательных учреждений В.
Гражданское образование в России на современном этапе.
Национальная инициатива «Наша новая школа » основные направления развития общего образования Переход на новые образовательные стандарты 2. Развитие.
Тема опытно-экспериментальной работы «Самореализация личности школьника в условиях организации профильного обучения в рамках сотрудничества с высшим учебным.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ. неполное использование возможностей учреждений дополнительного образования детей для выявления и дальнейшего развития детской одарённости;
«Развитие исследовательской культуры учителя». Исследовательская культура учителя: Определенный способ и результат творческой самореализации учителя в.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение гимназия «Юридическая гимназия имени М.М. Сперанского» г. Ростова-на-Дону Инновационный образовательный.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
«Я И ОБЩЕСТВО» формирование личности, способной к творческой деятельности, самореализации и самоопределению в профессиональной, общественной и личной сферах.
Транксрипт:

ДОНЕЦКИЙ ИНСТИТУТ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБОАЗОВАНИЯ КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ И ПСИХОЛОГИИ Период работы лаборатории: гг. Научно-исследовательская лаборатория «Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона»

Проектные менеджеры Научный руководитель Некрасова И.Н., заведующая КМОП, кандидат психологических наук, доцент Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона

Филиал «Фортуна» Дома детского и юношеского творчества Кировского районного отдела образования г. Донецка Донецкая общеобразовательная школа I-III ступеней 86 I-III ступеней 86 Донецкого городского совета Комсомольская общеобразовательная школа I-III ступеней 1 Старобешевского районного совета УВК «Лицей ИТ – специализированная по ИТ ОШ І-ІІІ ступеней 61» Донецкого городского совета БАЗА

Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона ЦЕЛЬ Разработка концепции и системной модели работы образовательных учреждений по формированию навыков позитивной социализации школьников, апробация практических рекомендаций по созданию психобиосоциально сбалансированной среды позитивной социализации школьников как субъектов образовательного пространства в современных социально-экономических условиях развития региона

Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона Провести научно-методическое обоснование выбора темы прикладного исследования в рамках работы лаборатории Провести научно-методическое обоснование выбора темы прикладного исследования в рамках работы лаборатории ЗАДАЧИ Изучить состояние разработки проблемы позитивной социализации личности в системе современных социально- гуманитарных наук Изучить состояние разработки проблемы позитивной социализации личности в системе современных социально- гуманитарных наук Провести конструктивную и инструментальную операционализацию понятия «позитивная социализация» как предмета прикладного психолого-педагогического исследования Проанализировать эмпирическую базу по теме, изучить и выделить структурные компоненты процесса позитивной социализации личности школьника как психологического явления мета системной природы

Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона Провести научно-методологическое и методическое обоснование программы прикладного психолого-педагогического исследования в рамках разработки избранной темы Провести научно-методологическое и методическое обоснование программы прикладного психолого-педагогического исследования в рамках разработки избранной темы Презентовать разноуровневую модель взаимодействия субъектов-участников прикладного исследования, оформить структурную схему координации их усилий Презентовать разноуровневую модель взаимодействия субъектов-участников прикладного исследования, оформить структурную схему координации их усилий Оформить результаты исследования в виде концепции и системной модели работы образовательных учреждений по формированию навыков позитивной социализации школьников Сформировать практические рекомендации по созданию психобиосоциально сбалансированной среды позитивной социализации школьников ЗАДАЧИ

Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона Результат Результат Результат Результат Инструктивный кейс рекомендаций по оптимизации допрофессиональной подготовки учащихся на основе учета их психотипологических и личностных особенностей Система критериальной-оценочных показателей сформированности допрофессиональной и профессиональной идентичности Концептуальная программа организации психолого- педагогической работы со школьниками с целью формирования субъективной готовности к продолжению образования на протяжении жизни Научно-методический комплекс по формированию здорового образа жизни учащихся как системной основы их дальнейшей позитивной социализации во взрослом возрасте

Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона Результат Результат Результат Результат Инструктивный кейс рекомендаций по осуществлению психолого-педагогического сопровождения организации ученического самоуправления, деятельности детских общественных организаций и оптимизации положения личности в структуре коллектива Интернет-проекты по формированию психологической, социокультурной, учебной, коммуникативной компетентностей Комплекс межкурсовых научно-методических мероприятий по обучению педагогов навыкам формирования позитивной социализации школьников Банк содержательных модулей для проведения курсов повышения квалификации педагогических работников региона

Информационное сопровождение Сайт: Раздел: Экспериментально- исследовательская работа Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона Электронная почта: (тема письма 9

План работы на 2015 год Тема ФормаДата, время 1 Позитивная социализация личности как актуальная тема в современных исследованиях в образовании. Инструктивно- методический вебинар Планирование и реализация экспериментально-диагностической работы Круглый стол Распределение и координация функций участников лаборатории, отработка координационной модели взаимодействия субъектов-участников прикладного исследования. Методическая он- лайн мастерская Ознакомление с программой исследования и диагностическим инструментарием. Инструктивный вебинар Обработка, анализ и систематизация полученных экспериментальных данных Научно- методическая он- лайн мастерская

Позитивна социализация личности как предмет современных научных исследований (СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ, ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ИНДИКАЦИЯ) Подготовили: научный руководитель НИЛ «Позитивная социализация учащихся на современном этапе развития региона» доцент кафедры МОП НЕКРАСОВА ИЛОНА НИКОЛАЕВНА Координационные менеджеры лаборатории: Ст. преподаватель кафедры МОН МАЗУРЕНКО ЛАРИСА НИКОЛАЕВНА Ст. преподаватель кафедры МОН КОВАЛЬ НАТАЛЬЯ НИКОЛАЕВНА

Социализация – процесс формирования личности как носителя определенной жизненной программы реализации себя в социуме. Социализация становление личности процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе. Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни.

История разработки понятия…. Исходя из данных позиций, видно, что термин социализации употребляется как синоним понятий «коллективный, общественный». В е гг. XX в. проблема социализации стала широко обсуждаться в западных научных исследованиях. В 1956 г. термин социализация был внесен в реестр американской социологической ассоциации. Это означало его официальное принятие и направило усилия на изучение данного процесса. В социологических исследованиях зарубежных ученых наблюдается двоякий подход к теории социализации. Критерием разделения служит позиция самого человека в процессе социализации. Есть субъект-объектный и субъект-субъектный подходы к социализации личности. Выделяют такие теории социализации личности в рамках субъект- объектного подхода: психоаналитический (З.Фрейд), культурологический (Дж.Уайтинг, И. Гайлд), структурно- функциональный подход (Э.Дюркгейм), двухуровневая модель социализации (Т.Парсонс) (протекторат общества над личностью)

Выделяют такие теории социализации личности в рамках субъект- субъектного подхода: школа символического интеракционизма. Символический интеракционизм основывается на теории межличностного общения Ч.Х.Кули, автор теории «зеркального я», считал, что индивидуальное «Я» приобретает социальное качество в коммуникации, межличностном общении внутри первичной группы (семьи, группы сверстников), то есть в процессе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов. концепция «Социализация для социальных изменений» профессора отделения социологии Вашингтонского университета Ирвина Таллмена. Он определяет социализацию как процесс, в котором живущие в данном социальном контексте индивидуумы осваивают определенные социальные роли, позиции (идентичность) через взаимодействие друг с другом. эволюционный подход (А.Маслоу, К.Роджерс) социальная обусловленность воспитания. Развитие концепции социальной детерминации обозначено в исследованиях С.Т. Шацкого, К.Н. Вентцеля, А.В. Луначарского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, Л.Н. Толстого. К.Д. Ушинский подчеркивал значимость народных традиций, обычаев, культуры для нравственного воспитания ребенка.

Ретроспективный анализ исследований по социализации личности в советское время свидетельствует о разноаспектном изучении этого феномена социологами, социальными психологами, педагогами (Л.П. Буева, И.М. Даниленко, Н.П. Дубинин, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Мудрик, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Л.Н. Столович, С.Л. Рубинштейн и др.). Специальное изучение проблемы социализации в нашей стране относят к 60-м гг. XX в. хотя психологические аспекты рассматривались значительно раньше Л.С. Выготским, Л.И. Божович, Д.Б. Элькониным. Так, Л.С. Выготский поднимает вопрос о взаимодействии личности и среды. Он подчеркивает диалектическое взаимодействие двух относительно автономных, но неразрывно связанных друг с другом рядов развития - натурального и социального. Л.С. Выготский предостерегает от ошибки принятия среды за обстановку развития. Он считает ошибкой, когда среда «рассматривается как нечто внешнее по отношению к ребенку, как совокупность объективных, безотносительно к ребенку существующих и влияющих на него условий. Человек в любом возрасте активен в среде и избирателен, преломляет среду через себя.

Социализация как система выполненных действий и усвоенных социальных функций: Принятие индивидом в процессе социального взаимодействия определенных норм и ценностей, взглядов и образа действий; Активное само построение индивидом себя, формирование «человеческого в человеке», построение собственной личности; Включение в жизнь сообщества на демократических принципах совместной деятельности в образовательной среде; Обретение способности влиять на жизненные обстоятельства; Построение модели здорового образа жизни Усвоения индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноценного члена общества»; Овладение профессией и профессиональной культурой; Формирование субъективной готовности к познанию новых знаний, умений и навыков на протяжении всей последующей жизни. Построение базовой ментальной программы личности (родовая, этническая, религиозная ментальность) Усвоение и активное воспроизводство индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности» и т.д.

Что такое позитивная социализация? Позитивная социализация учащихся – важная цель воспитания в детском саду, школе и семье. Позитивная социализация - это и успешная адаптация к среде, и целостная гаромничная интеграция в определенную среду Результат позитивной социализации– успешность, социально-профессиональная конкурентноспособность, психическое и соматическое здоровье личности. Стратегия модернизации образования: конкурентноспособность; компетентность; мобильность; способность нести ответственность перед самим собой и обществом; рефлексивность; моральность и духовность; ориентация на познание нового, приобретение новых знаний, умений и навыков.

В процессе реформирования общества изменяются роль и функции образования, которые смещаются с обслуживания интересов государства на… Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. Целью образования в соответствии с новыми подходами становится развитие личности. удовлетворение потребностей социальных групп. удовлетворение потребностей личности удовлетворение потребностей общества

В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: В современных концепциях воспитательной деятельности можно встретить несколько определений сути воспитания: воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) воспитание как целенаправленный процесс управления развитием личности (Л.И.Новикова, В.А.Караковский, Н.Л.Селиванова) воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн) воспитание как управление процессом социализации личности (А.В.Мудрик, Д.И.Фельдштейн) воспитание как создание условий для развития личности (С.И.Григорьев, Б.Т. Лихачев ) воспитание как процесс психолого- педагогической поддержки развития личности (О.С.Газман)

Инструменты социализации: общение и идентификация. Условия социализации: среда пространство Личностные характеристики: активность пассивность приспособление Характеристики социализации как процесса: добровольность; личностная сохранность (психологическая целостность и физическая сохранность ); усвоение и воспроизводство норм и продуктов деятельности

Гражданская Нравственная Учебно- профессиональная Экологическая НациональнаяЗдоровье Полоролевая (гендерная) Семейно-бытийная Социальная 9

Домашнее задание 1 Направление работы Мероприятие в соответствии с планом работы учебного заведения Цели ЗадачиФорма проведения С кем проводится мероприятие Гражданское воспитание Нравственное воспитание ……. и т.д. (см. позиции в тексте Слайд 11) Инструкция: 1. Прочитайте внимательно 9 основных направлений работы со школьниками в контексте гармоничного воспитания и социализации их личности. 2. Проанализируйте свой план учебно-воспитательной работы в соответствии с выделенными 9-тью направлениями работы. 3. В каждой графе напишите, какие именно конкретно мероприятия проводятся в вашем учебном заведении 4. Оформите в текстовом редакторе Word и перешлите нам на электронный адрес (кафедра МОП)

Домашнее задание 2. Инструкция: 1. Прочитайте внимательно еще раз теоретический материал. Поработайте с Интернет-ресурсами для закрепления и расширения собственного представления о позитивной социализации как о процессе целенаправленной психолого-педагогической работы со школьниками. 2. Изучив состояние разработки проблемы заполните итоговую таблицу. 3. Оформите в текстовом редакторе Word и перешлите нам на электронный адрес (кафедра МОП) Структурные компоненты позитивной социализации как части УВП Форма работы в классе Форма работы с семьей Интерактивные формы работы (в т.ч. внешкольные ) Конечный результат (что формируем и развиваем у учащегося)

Домашнее задание 3. Измеряемый структурный компонент позитивной социализации Измерительный инструментарий Инструкция: 1. Прочитайте внимательно еще раз теоретический материал. Поработайте с Интернет- ресурсами для закрепления и расширения собственного представления о позитивной социализации как о процессе целенаправленной психолого- педагогической работы со школьниками. 2. Какие способы измерения выделенных компонентов процесса позитивной социализации Вы можете предложить? 3. Оформите в текстовом редакторе Word и перешлите нам на электронный адрес (кафедра МОП)

Основные методы психолого-педагогического исследования: …Человек, претендующий на членство в научном сообществе должен не только разделять ценности в этой сфере человеческой деятельности, но и применять научный метод как единственно допустимый… О.Конт Т.Кун - фаза «нормальная наука», фаза революционная наука преемственность критичность, опровержимость, проверяемость, причинность. Нормативный процесс научного исследования: 1. Выдвижение гипотезы 2. Планирование исследования 3. Проведенре исследования 4. Интерпретация данных 5. Опровержение или неопровержение гипотезы 6. В случае опровержения гипотезы - формулировка новой. Исследования Фундаментальные Прикладные ( без учета практического эффекта) (для решения конкретной практической задачи)

Типы психолого педагогических исследований: Критические Поисковые (пилотажные) Воспроизводящие Экспериментальные (констатирующий и формирующий) Основные общенаучные исследовательские методы: Теоретическое исследование (классификация, обобщение, сравнение, теоретический анализ) мысленный эксперимент Эмпирическое исследование (наблюдение, измерение (тестирование), эксперимент) таблицы, графики, расчеты, диаграммы Метод моделирования (использование модели - аналога исследуемого объекта, аналогии, заключения, методы индукции математическая статистика) 1. Наблюдение 2. Архивный метод (контент-анализ) 3. Анкетирование 4. Тестирование Эффект Хотторна (не сообщать цели и гипотезу исследования), эффект социальной фасилитации (социально желательные ответы), эффект плацебо (внушение и самовнушение)

Формирование экспериментальной выборки: Дизайн конструирования экспериментальной группы - контрольная и экспериментальная группы Стратегия построения группы – привлечение реальных групп, рандомизация Численность группы - до 100 чел, в контрольной и экспериментальной не менее 35-ти чел. ( из соображений применения матстатистических методов обработки, так как коэффициенты корреляции 0,35 при ошибке измерения а=0,05 будут значимы)

Критерии оценки эффективности позитивной социализации учащихся: компетентностный подход Компетенция (от лат. «competeo» добиваюсь, соответствую, подхожу) это знание, опыт, умение по кругу вопросов в которых кто-либо хорошо осведомлен) Компетентность это способность к решению жизненных и профессиональных задач в той или иной области. Таким образом, компетентность проявляется в деятельности

Методики Оценка личностного потенциала « Оценка уровня сформированности гражданского самосознания учащихся»; «Самоанализ (анализ) личности»; «Шкала совестливости»; «Методика для изучения социализированности личности учащегося» «Диагностика состояния духовно-нравственных качеств личности учащихся» Н. С. Маляковой «Изучение уровня эмпатии» И. М. Юсупова

Оценка ключевых компетенций учащихся «Как я оцениваю свое здоровье»; «Размышляем о жизненном опыте» (младшие школьники); «Оценка уровня конфликтности»; Тест «Оценка коммуникативных умений»; Методика изучения типа личности в общении; «Оценка уровня общительности»; «Репка» (сформированность компетенции с/совершенствования, с/регулирования, с/развития, личностной и предметной рефлексии); Мотивы участия школьников в деятельности; «Позиция школьника», «Отношение к учению» (учебная мотивация).

Оценка социального опыта «Оценка уровня творческого потенциала»; «Направленность личности»; «Школьная тревожность»; «Исследование самооценки»; «Стиль поведения в конфликте»