Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 1 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Виды вступлений к тексту Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (Часть С)
Advertisements

ВИДЫ ВСТУПЛЕНИЙ И ЗАКЛЮЧЕНИЙ К СОЧИНЕНИЮ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ( С 1) ВСТУПЛЕНИЕ. 1.ВОПРОСНО-ОТВЕТНОЕ ЕДИНСТВО. ДИАЛОГ ПОЗВОЛЯЕТ СДЕЛАТЬ ВСТУПЛЕНИЕ БОЛЕЕ ЭНЕРГИЧНЫМ.
Виды вступлений Готовимся к сочинению ЕГЭ. Как правильно понять исходный текст. 1.О чем текст? (Ты увидишь тему). 2.Какие вопросы рассматривает автор?
Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ,
Речевое оформление сочинения. Урок 1. АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.
План сочинения 1.Вступление. 2.Основная часть: - К1 формулировка проблемы; -К2 комментарий к проблеме текста; -К3 способы отражения авторской позиции;
Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (9 класс) по теме: Презентация "Подготовка к сочинению ГИА на лингвистическую тему"
Подготовила: учитель русского языка и литературы учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ 54» г. Курска Позднякова А.В. Позднякова А.В.
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (Часть С)
Единый Государственный Экзамен Часть «С» (материал к семинару)
Мастер - класс. " Подготовка к ЕГЭ. Пишем сочинение, используя речевые клише "
Задание С Написание сочинения ЕГЭ В помощь выпускнику Автор: Смелова Н.Г., учитель русского языка, литературы и изобразительного искусства МОУ «Борисовская.
Мастер-класс Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Написание сочинения-рассуждения с использованием речевых клише. Выполнила: учитель русского языка.
Задание с развернутым ответом ( С 1. Сочинение –рассуждение)
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ К ЕГЭ. Советы ученику. Что будет учитываться при оценке вашей работы? Назовем эти параметры: - насколько адекватно, глубоко и полно.
У РОК – ПРАКТИКУМ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ : «О Т АНАЛИЗА ТЕКСТА – К СОЧИНЕНИЮ »
Ишуткиной Валентины Викторовны, учителя русского языка и литературы МОУ «Суземская СОШ 1»
Подготовка к выполнению части С ЕГЭ. Основная проблема - это та: которая стала объектом раздумий автора; над которой он в основном размышляет; к которой.
Подготовка к написанию сочинения- рассуждения. Последовательность действий 1. Прочитать текст и определить его тему. Тема – это то, о чём или о ком говорится.
Автор: Хохлова М.С., учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2043.
Транксрипт:

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 1 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Введение (вступление). Вступление - это тезис сочинения. Поэтому оно должно содержать зерно будущей работы, нести достаточно большой объем информации, должно быть написано "выпукло", ярко. Для "надежности" можно повторить (несколько видоизменив) формулировку темы.

Начинать, что называется, "ab ovo" - например, с излюбленной всеми школьниками и абитуриентами фразы о том, что великий (гениальный, замечательный) русский (современный) писатель (поэт) родился (написал), - категорически нельзя.

Это равносильно тому, чтобы исследование, скажем, почвы Нечерноземья начиналось с описания того, как "сначала Земля была огненным шаром"…

Вариантами начала вступления могут быть - цитата из анализируемого текста; - высказывание критика, суждение которого автор сочинения "с текстом в руках" решил подтвердить или опровергнуть;

- вопрос, требующий разрешения; - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

- наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Примеры вступлений.

а) Талант... Как часто люди употребляют это слово, не задумываясь о его истинном смысле! Иногда используют для поощрения приятелей за самые простые действия, часто в ироническом значении. Пора вернуть слову его истинный смысл! Но как это сделать? Попробуем разобраться в сути понятия «талант» вместе с автором.

б) Книга... Может ли человечество обойтись без нее в век электроники и компьютеризации? Способны ли другие средства информации заменить живой диалог с писателем, возникающий во время чтения? Ответы на эти вопросы мы найдем в статье...

в) Детство! Кто не знает фразу «Все мы родом из детства»? Кто не вспоминал с теплым чувством свои первые шаги в мир?

г) Родная природа... Что она значит для нас? Для кого-то святыня, которую надо сохранить и передать следующему поколению, а для кого-то только источник обогащения.

Прочитайте текст.

(1)Сравнительно недавно американский ученый Эдвард де Боно в книге «Рождение новой идеи» посвятил случайности специальную главу. (2)Он показал, как свободная «игра ума» и счастливый случай наилучшим образом помогают сделать научное открытие, высказать неожиданную, остроумную, верную мысль, которая не приходила в головы десяткам, сотням специалистов, занятых упорными и планомерными поисками её. (3)В чём же дело?

( 4)Вспомним сказку. (5)Было у мужика три сына. (6)«Старший умный был детина, средний сын и так и сяк, младший вовсе был дурак». (7)Старший и средний сыновья, несмотря на все свои ухищрения (и даже именно из-за своих ухищрений) остаются ни с чем, а младший получает полную меру счастья. (8)Может, как раз отсюда пришла оптимистическая поговорка: глупому счастье. (9)Негативный вариант: горе от ума. (10)Иванушке благоволит «его величество случай», владыка нашего мира. (11)Но не только в этом дело.

(12)Вспомните: Иванушка пошёл ночью в поле вора сторожить. (13)Простота! (14)Братья-то умные ухитрились ничего не сделать, соврать складно и вдобавок благодарность от отца получить. (15)А этот взялся за трудное дело, неприятностей нажил множество и... стал напоследок царевичем! (16)Перейдя от сказки к были, вспомним Флеминга, открывателя спасительного пенициллина. (17)Когда он упорно стремился достигнуть цели, преодолевая стечение нежелательных обстоятельств, это не случайность, а проявление его характера. (18)Когда Флеминг исследовал загрязнённый плесенью препарат в надежде на удачу, он тем самым стремился подчинить себе случайность, использовать её для решения своей задачи.

(20)Случайность имеет обыкновение «выбирать» из числа учёных наиболее достойных, помогая им добиваться цели, совершать важные открытия. (21)Надо уметь использовать неожиданные обстоятельства. (22)Это не каждому дано. (23)Как справедливо заметил де Боно, «мир науки полон усердно работающих учёных, которые с избытком владеют умением логически мыслить, большой добросовестностью в работе, и тем не менее они навсегда лишены способности выдвигать новые идеи». (24)Почему так происходит?

(25)По мнению де Боно, многознание мешает учёному открыть нечто новое, неожиданное. (26)Учёный теряет способность удивляться. (27)Так дети со временем утрачивают свой мир сказок и тайн, получая взамен готовые стандартные объяснения всему на свете. (29)Утрачивается непосредственность, живость, жадность восприятия. (ЗО)Вот почему не правы те, кто считает, будто открытия сами «находят» счастливчиков. (31)В науке «везёт» тем, кто сохранил ясный взгляд, кто не утратил живого стремления к истине и не устал удивляться красоте мира. (по Р. Баландину)

Вступление ученика: Знакомы ли вы с понятием «мозговой штурм»? Для решения какой-либо проблемы собираются специалисты в областях различных наук и начинают «набрасывать» варианты решения. И в конце концов кто-нибудь предлагает абсолютно верную идею, зачастую идею простую.

Как правило, делает это человек, который не «зацикливается» на чем-то одном, а сохраняет ясное и разностороннее мышление. Именно о сохранении живого и ясного взгляда на мир, на мой взгляд, текст Р. Баландина.

Комментарий эксперта: Довольно пространное, но логичное вступление, которое подводит к формулированию проблемы. Последнее предложение вступления связывает первый и второй абзацы.

Заключение: Много таких примеров можно встретить и в жизни, и в литературе. Это лишний раз доказывает правоту Баландина и рождает веру в то, что гении не переведутся в мире. Если не гении, то хотя бы люди, сохранившие детскую живость восприятия. Те, к кому не относится известное изречение: «Как непосредственны многие дети и как посредственны – взрослые!»

Комментарий эксперта: Вывод следует из рассуждений автора работы. К5 - 2 Сочинение логичное, абзацы связаны между собой, при этом четко соблюдается абзацное членение текста. Есть вступление и заключение

Виды вступлений и заключений к сочинению по русскому языку ( С1).

Вступление

1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

Что такое риск? Словарь дает ответ, что это возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода. Почему же люди рискуют? Об этом и размышляет автор предложенного текста М.Веллер. опасность

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

Что такое забота? Из чего вырастает чувство сострадания? Такие вопросы возникают после прочтения текста Д.С. Лихачева.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

Черная обугленная земля до самого горизонта. Мертвая тишина. Жизнь остановилась. Все это ждет человека, если он продолжит тот пагубный путь, о котором пишет автор в своей статье.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Кто из нас не слышал о том, что в споре рождается истина? Вы, наверняка, сталкивались с «заядлыми спорщиками», которые готовы спорить до хрипоты из-за любой мелочи. Конечно, есть разные способы ведения спора. Их и рассматривает в тексте Л.Павлова.

5. Цитата.

«Жизнь сильнее смерти». Это не банальная фраза, а одна из вселенских истин.

6. Лирическое вступление.

Рябина… Это, несомненно, великолепный образ, сочетающий в себе яркую привлекательность ягод-огоньков и скромность ветвей, прогнувшихся под тяжестью полновесных гроздьев, омытых осенним дождем.

7. Краткая справка о писателе.

М. Веллер- современный писатель. За свою жизнь он сменил около тридцати профессий! Был и учителем, и лесорубом в тайге, охотником- промысловиком на Таймыре, журналистом. Огромное число разных людских судеб знакомо ему. Какие качества в человеке главные? Что может человек? Об этом пишет он в своих произведениях, об этом размышляет и в предложенном тексте.

8. Определение темы текста.

Настоящий текст о том, что память- творческий процесс, что с помощью памяти человечество преодолевает время и смерть, что совесть и память- тесно взаимосвязанные вещи.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

В жизни много таких событий, которые надолго остаются в памяти инее забываются почти никогда. Это могут быть как приятные, радостные воспоминания, так и очень грустные, тяжелые.

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

Заклятые друзья природы- вот название, которое я бы дал предложенному тексту. Парадоксально? А разве то, о чем пишет В. Солоухин, не является жутким парадоксом? Обратимся к этому тексту.

11. Связь с современностью.

В человеке существуют два начала- рациональное и духовное. В современном мире разум преобладает над чувством, но, несмотря на это, в нас живет душа поэта. Даже в городе, где, казалось, все заполнено машинами, пылью, в нас живет чувство прекрасного.

12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

Я очень люблю слушать музыку. Нельзя не согласиться с В. Астафьевым, который говорил, что «музыка-это самое дивное создание человека, его загадка, услада». Музыка- это часть нашей культуры.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально- экономических, нравственных, культурных особенностей.

В истории человечества есть примеры того, как новая наука, не всеми до конца понятая и принятая, подвергалась сомнениям, нападкам, посягательствам. Не раз бывало отказано даже в самом праве на ее существование.

Завершение сочинения

Заключительная часть работы, подводящая итог всему сказанному, также может иметь несколько вариантов: в ней может быть обобщенно выражена позиция автора исходного текста по отношению к рассматриваемым проблемам;

может быть сформулирована собственная позиция выпускника и его оценка точки зрения автора; может быть передано общее впечатление от прочитанного.

Заключительная часть сочинения-рассуждения может быть оформлена как:

а) концовка-вывод (сжатый, в несколько строк итог всего сочинения)

Проанализировав содержание текста и его языковые особенности, можно сделать вывод о том, что духовность это качество, которое многие хотели бы в себе развить, нередко даже не зная, в чем оно проявляется.

Автор учит нас тому, что духовность нельзя путать с образованностью. Человеку нужно поддерживать в себе стремление к добру, правде, красоте, а не формальные навыки вроде хороших манер. Вероятно, наш идеал окажется недостижимым, но иным образом духовным человеком не стать;

б) концовка-ответ (энергичный ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения), например:

Так зачем же люди занимаются альпинизмом? Хотя этот вид спорта и не укладывается в рамки трезвых житейских расчетов, но именно он позволяет выявить истинную сущность человека. Альпинизм закаляет не только физически, но и духовно, так как «ты учишься видеть и оценивать в себе и других главное, настоящее»;

в) концовка-афоризм (краткое выразительное изречение, содержащее обобщающий вывод и ставящее в сочинении некую смысловую точку), например:

Прочитав этот текст, понимаешь, что родная земля это самое дорогое, что есть у человека. Недаром говорят: «Родная земля мать, чужая мачеха»;

например: «Солнце спрятано в каждом!» писал известный русский поэт и писатель В. Солоухин. Именно так оно и есть: в каждом есть солнце, но оно спрятано, а надо, чтобы его лучи радостно озарили нашу землю светом любви и добра.

Заключение.

1. Итог и обобщение сказанному.

Прочитав текст Д.С. Лихачева, понимаешь, что заботе, состраданию, добру надо учиться, но творить добро надо каждый день, каждый час и каждую минуту по отношению к родственникам, друзьям, маленьким и беззащитным детям, и ко всему живому.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

Жизнь, действительно, сильнее смерти. Любой человек, не разучившийся быть человеком, знает это. Жизнь никогда не прекращается. Она находит свое отражение в детях и последующих поколениях, в звуках, наполняющих мир, в самых нежных и теплых словах… И пока мы будем осознавать это, жизнь не остановится.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

Рассуждение Д.С. Лихачева не может никого оставить равнодушным. Я согласна с автором, что из заботы о близких вырастает и чувство сострадания, и любовь к родине, потому что забота- это доброе чувство. Добро порождает добро.

4. Концовка- афоризм.

Снова и снова мы убеждаемся в том, что мужественное начало сильнее разрушающего и обывательского. То, что сделал человек во имя жизни и свободы, никогда не пропадет, наоборот, оно растет, укрепляется, все более утверждает и украшает жизнь на земле. «Безумству храбрых поем мы песню»!

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

Для чего же люди рискуют? Счастье риска заключено в победе. Над своими страхами. Над самим собой. Преодолевая себя, ты учишься быть настоящим человеком.

6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

Отношение к Д.С.Лихачеву как к человеку высокой нравственности хорошо определил Даниил Гранин. «Я привык, что есть человек, по которому можно сверять свои поступки. Его присутствие мешало идти на сделки со своими слабостями. Он защищал нас от того злого, мстительного, циничного, что ежедневно порождало наше время».

7. Корректное возражение автору.

Сложно не согласиться с автором текста М.Веллером, что риск ведет к счастью победы. Но где же проходит грань между самоотверженностью и безрассудством? Все- таки нельзя пренебрегать опасностью и принимать осторожность за трусость. Не всякому риску – слава. Не всякая жертва – подвиг.

8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Когда-то я читала сказку о жадном человек, мечтавшем о том, чтобы все, к чему он прикасался, превращалось в золото. Бог решил осчастливить глупца и выполнил его просьбу. Итог был страшен: человек умер от голода и жажды.

Не повторяем ли мы роковую ошибку, стремясь к наживе? Думаю, что это тот самый случай, когда не хочется, чтоб сказка стала былью.

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 1

Вступление

- вопрос, требующий разрешения; - рассуждение о том главном (ключевом) понятии, которое вынесено в заглавие темы;

- наконец, биографические или библиографические сведения, но только если они существенны для развития дальнейшей мысли автора.

Примеры вступлений.

1. Вопросно-ответное единство. Диалог позволяет сделать вступление более энергичным.

2. Цепочка вопросительных предложений. Несколько вопросительных предложений в начале сочинения призваны зафиксировать внимание на ключевых понятиях исходного текста.

3. Назывные предложения. Должны содержать базовое понятие или имя человека, о котором будет рассказываться в тексте.

4. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

5. Цитата.

6. Лирическое вступление.

7. Краткая справка о писателе.

8. Определение темы текста.

9. Сравнение прошлого и настоящего, сравнение понятий.

10. Заглавие, которое можно дать тексту.

11. Связь с современностью.

12. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанный с темой, главной мыслью и центральными понятиями текста.

13. Историческая характеристика соответствующей эпохи, анализ социально- экономических, нравственных, культурных особенностей.

Заключение.

1. Итог и обобщение сказанному.

2. Может быть развернута мысль, выраженная во вступительной части.

3. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.

4. Концовка- афоризм.

5. Концовка-ответ. Ответ на вопрос, поставленный в начале сочинения.

6. Цитата, если она является итоговым суждением, отражающим идею или проблему текста.

7. Корректное возражение автору.

8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.

Роль вступления и заключения в сочинении – рассуждении. Урок 1