Культурологический аспект в преподавании технологии. Выполнила: Кудряшова Н.А., учитель технологии МОБУ «Терелесовская СОШ» 2014 г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Презентация муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа 73» г.Красноярска Октябрьского района.
Advertisements

«Для каждого в отдельности и всех вместе - приумножить добро, хранить традиции. Знать и ценить историю свою, родную и всего человечество». Д. Лихачев.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ТЕХНОЛОГИИ для учащихся 9 классов «ИСТОРИЯ КОСТЮМА РУССКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Краткосрочный проект область «Познание» «Башкиры- жители Уральских гор» Воспитатель –Бахарева Ольга Владимировна.
Проект по патриотическому воспитанию дошкольников ГБОУ СОШ 2035 ВАО, г.Москва Тема: «МАСТЕРА ЗЕМЛИ МОСКОВСКОЙ»
Кружок « Люби и знай свой край родной » Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» п. Березово Автор презентации:
Формирование духовно – нравственной культуры личности учащихся : первый опыт и находки МОУ СОШ 1 гор. Гвардейска г.
М И Н И – М У З Е Й « Р У С С К А Я И З Б А » Подготовила: воспитатель Чеботарева И.Ю.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ.
ПОСИДЕЛКИ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРИОБЩЕНИЯ К ИСТОКАМ НАРОДНОЙ.
Кружок «Глиняная игрушка» - одна из активных форм организации внеучебной деятельности этнокультурного содержания Муниципальное общеобразовательное учреждение.
Использование возможностей школьного этнографического музея в образовательном процессе гимназии.
Русский народный костюм- хранитель эстетических традиций и источник вдохновения.
Учебный проект Праздники русского народа Автор – Матвеева О.А., Учитель ИЗО и МХК МОУ СОШ 8 Г.Советская Гавань 2010 год 900igr.net.
Актуальность проблемы. Россия богата своими традициями, обычаями, народными праздниками. Одним из таких праздников является большое народное гулянье в.
КАБИНЕТ – МАСТЕРСКАЯ – МУЗЕЙ Трошкина Надежда Николаевна МБОУ СОШ 4.
Подготовила: Грахольская Наталья Романовна учитель изобразительного искусства МОУ СОШ 40 г. Тверь.
Моя малая Родина. Актуальность Мы живем в сложное время и осознаем зависимость воспитания подрастающего поколения от того общества, в котором оно живет.
«Ремесла Карелии» Учебная тема проекта: «Ремесла Карелии» Авторы: Лазарева И. Н., Шатковская Е.В., Юрчик И. М. Методическая презентация МОУ Суоярвская.
«Народные промыслы России» «Народные промыслы России»
Транксрипт:

Культурологический аспект в преподавании технологии. Выполнила: Кудряшова Н.А., учитель технологии МОБУ «Терелесовская СОШ» 2014 г.

Своеобразие и индивидуальное лицо культуры создается не путём самоограничений и сохранения замкнутости, а путём постоянного познания всех богатств накопленных другими народами и культурами прошлого. В этом жизненно важном для любой культуры процессе особое значение имеет познание и осмысление собственной старины, истоков, собственной национальной культуры….. Д.С.Лихачёв Развитие современного общества обусловлено уровнем его отношения к культуре. Введение в культуру как осуществление социального наследования - важнейшая функция, смысл образования. Народная культура донесла до нас древние традиции, которые не должны быть забыты. Но культура не может жить одной традицией, она постоянно поддерживается новым временем и новым поколением, вступает в несколько изменившиеся исторические условия.

Образовательная область «Технология» позволяет значительно расширить деятельность обучающихся, знакомить их на уроках с национальной культурой, направленной на сохранение живого наследия народа. Образовательная область «Технология» позволяет значительно расширить деятельность обучающихся, знакомить их на уроках с национальной культурой, направленной на сохранение живого наследия народа.

Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства на уроках технологии содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно- практического и художественно-эстетического аспектов деятельности обучающихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений. Изучение культурно-бытовых традиций, традиций народных промыслов и декоративно-прикладного искусства на уроках технологии содержит в себе исключительную возможность интеграции предметно- практического и художественно-эстетического аспектов деятельности обучающихся. Отточенные поколениями народные традиции становятся основой нового восприятия современности. Культура труда не перенимается, а формируется, передается из поколения в поколение, чем и сильны традиции в системе культурных отношений.

При изучении культурно-бытовых традиций необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности обучающихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства). При изучении культурно-бытовых традиций необходимо решить задачу органичного соединения в технологическом обучении на основе декоративно-прикладного искусства двух видов художественной активности обучающихся: восприятия искусства (потребления) и овладения навыками (производства). Все эти вопросы можно реализовать на уроках технологии. Удачно это получается при изучении разделов «культура дома», «кулинарии», «декоративно-прикладное творчество».

На своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать всё многообразие культур, органически связанных в единое целое. Например, это проведение уроков на такие темы, как: - «История происхождения национальной посуды и утвари», - «Приготовление традиционных национальных мучных изделий», - «Национальные блюда из творога», - «Традиции и обряды, связанные с подачей национальных мясных блюд», - «Праздники. Национальные обычаи приёма гостей. На своих уроках технологии я, не навязывая, стараюсь показать всё многообразие культур, органически связанных в единое целое. Например, это проведение уроков на такие темы, как: - «История происхождения национальной посуды и утвари», - «Приготовление традиционных национальных мучных изделий», - «Национальные блюда из творога», - «Традиции и обряды, связанные с подачей национальных мясных блюд», - «Праздники. Национальные обычаи приёма гостей.

-Сервировка стола в современном и национальном варианте, - «Этикет трапезы старинный и современный», - «Этикет трапезы старинный и современный», - «История происхождения одежды», - «История происхождения одежды», - «История костюма», - «История костюма», - «История происхождения орнамента». - «История происхождения орнамента». - «История возникновения вязания» и т.д. Этот список можно продолжить дальше, всё зависит от творчества и возможностей учителя. Но главное, очень приятно наблюдать, когда обучающиеся с удовольствием познают всё это, участвуют в подборе информации к той или иной теме, призывают на помощь своих родителей, бабушек и дедушек.

Проводя такие уроки надо помнить, главное в них – это воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то целое, что еще осталось от несправедливо забытого. Проводя такие уроки надо помнить, главное в них – это воспитание уважения к укладу жизни, быту, обычаям наших предков, стремление сохранить то целое, что еще осталось от несправедливо забытого.

Наиболее подробно мне хочется остановиться на Наиболее подробно мне хочется остановиться на построении педагогического процесса, построении педагогического процесса, направленного на приобщение детей к истокам направленного на приобщение детей к истокам русской народной культуры нашего Тверского края. края. Учебный материал краеведческой направленности изучается единым модулем (34 часа) в 8 классе. Срок реализации 1 год (по 1 часу в неделю) Программа связана с общеобразовательной программой по технологии и является дополнением темы "Народные промыслы». Программа - "Народные промыслы Тверской земли" расширяет знания учащихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.

Данный курс предполагает знакомство и Данный курс предполагает знакомство и изучение народных промыслов Тверской области. изучение народных промыслов Тверской области. Знакомясь с этим материалом, обучающиеся узнают о Знакомясь с этим материалом, обучающиеся узнают о творчестве и эстетике Тверского края. Мы так много говорим о природе нашей местности, Мы так много говорим о природе нашей местности, художниках, писателях, ученых и совсем мало уделяем внимания простым людям, которые своими руками создают шедевры. Именно народ трудится на заводах и фабриках, расписывая посуду, вышивая тонкими нитками великолепные узоры. Народные ремесла во все времена считались ценными, красивыми и модными. Наш края богат умельцами и мастерами. Изучая этот курс, мы совершаем путешествие по городам Тверской области, где издавна существуют и процветают народные промыслы. Цель курса: расширить знания обучающихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов. Цель курса: расширить знания обучающихся о Тверском крае, изучая основные виды народных промыслов.

Программа состоит из нескольких модулей разного содержания. Модуль "Конаковский фаянс - гордость России" знакомит обучающихся с историей Модуль "Конаковский фаянс - гордость России" знакомит обучающихся с историей возникновения фабрики, развитием фаянсовой возникновения фабрики, развитием фаянсовой промышленности, особенностями производства, росписи. Предполагает творческую работу по разработке эскизов и изготовлению изделий; росписи посуды, а также исследовательскую деятельность в виде докладов о мастерах росписи посуды.

Модуль "Тверская игрушка" знакомит обучающихся с отличительными особенностями Тверской игрушки, ее возникновением и развитием, технологией изготовления игрушки и подбором красок. Дает возможность обучающимся попробовать разработать и изготовить свою игрушку, указать ее назначение, изучить особенности игрушек Тверского края. Разработать коллективный проект "Ярмарка". проект "Ярмарка".

Модуль "Золотые изделия Торжка знакомит обучающихся с разновидностью вышивки и ее особенностями, историей возникновения золотого шитья, ее ценностью и уникальностью. Дает возможность обучающимся выполнить элементы вышивки.

Модуль "Новозавидовская фабрика елочных украшений" знакомит обучающихся с историей одной из ведущих фабрик России по производству елочных украшений, дает представление о разновидностях и особенностях этих изделий. На основе традиций бывшего производства предусматривается творческая работа обучающихся по разработке авторских игрушек. Модуль "Новозавидовская фабрика елочных украшений" знакомит обучающихся с историей одной из ведущих фабрик России по производству елочных украшений, дает представление о разновидностях и особенностях этих изделий. На основе традиций бывшего производства предусматривается творческая работа обучающихся по разработке авторских игрушек.

Модуль «Народная вышивка Тверского края» Модуль «Народная вышивка Тверского края» показывает обучающимся эстетическую и историческую ценность вышивки. Знакомит со стилем, орнаментом, характером тверской вышивки, элементами филейной вышивки: строчка, мережка "кисточки", мережка "столбик", перевивка, одинарная "штопка", настил. Дает возможность обучающимся выполнить Дает возможность обучающимся выполнить индивидуальный проект (полотенца).

В курс входит модуль "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов обучающихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия является знакомство обучающихся с другими видами промыслов и расширение их кругозора. В курс входит модуль "Итоговое занятие", который включает обзорный материал, состоящий из докладов обучающихся на тему "Народные промыслы Тверского края". Целью данного занятия является знакомство обучающихся с другими видами промыслов и расширение их кругозора.

Введение в региональный школьный Введение в региональный школьный компонент предметов краеведческой компонент предметов краеведческой направленности дает возможность ближе познакомить обучающихся с истоками родной культуры в целом. Через изучение истории, фольклора, обрядов, праздников, ремесел своего народа обучающиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это, учатся любить и беречь свою землю, свою историю, гордиться своим народом, осознавая себя его частичкой. направленности дает возможность ближе познакомить обучающихся с истоками родной культуры в целом. Через изучение истории, фольклора, обрядов, праздников, ремесел своего народа обучающиеся глубже познают мир, в котором жил и творил их далекий предок, и через это, учатся любить и беречь свою землю, свою историю, гордиться своим народом, осознавая себя его частичкой.

Воспитание любви к народному творчеству, искусству, национальной культуре – дело необыкновенно сложное и важное. Я считаю, что уроки технологии позволяют в полной мере решить поставленную задачу. Воспитание любви к народному творчеству, искусству, национальной культуре – дело необыкновенно сложное и важное. Я считаю, что уроки технологии позволяют в полной мере решить поставленную задачу.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ: ispolzovanie-narodnyh-tradiciy-na-urokah- tehnologii ispolzovanie-narodnyh-tradiciy-na-urokah- tehnologii ispolzovanie-narodnyh-tradiciy-na-urokah- tehnologii ispolzovanie-narodnyh-tradiciy-na-urokah- tehnologii htm htm htm