Типы олимпиадных заданий Методы решения литературоведческих задач на олимпиаде школьников.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Advertisements

Киевская тетрадь Данная презентация требует тщательной доработки учителями – участниками проекта.
ЕДИНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ЛИТЕРАТУРА План. 1.Статистика сдачи. 2.Специфика КИМов. 3.Практикум. 4.Рекомендации.
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
Анализ эпизода литературного произведения. Эпизод (от греч. букв. вставка), относительно самостоятельная единица действия в фабульно-сюжетной системе.
Особенности организации проведения школьного этапа всероссийской олимпиады школьников по литературе в 2011/2012 учебном году Елена Сергеевна Ярина, председатель.
Особенности проведения олимпиады школьников по литературе в учебном году.
ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСКУССТВУ (МХК) ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9-11 КЛАССЫ 16 октября 2012 года.
Идея произведения Целостный ( комплексный ) анализ художественного текста Название Тема Лексико-семантические доминанты текста (ключевые слова) Эпиграф.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
Материалы к уроку литературы Подготовила Рухлина Е.В.
ПризПриз игрок может выбрать: продолжить игру или выбыть из неё, но получить приз, спрятанный в чёрном ящике. ПлюсПлюс игрок может открыть любую букву.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
Виртуальный музей Г.Р.Державина « Ум и сердце человечье Были гением моим…» Г.Р. Державин Авторы: Рой И.М.,Степанова И.А. Петрозаводск, МОУ « Державинский.
Читать, читать и еще раз читать – вот первый девиз девятиклассника, сдающего экзамен по литературе. Писать, писать и редактировать написанное – вот второй.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
НОВЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ О.В. Феоктистова учитель русского языка и литературы при изучении литературы на профильном уровне.
Изучение языка художественных произведений на уроках русского языка и литературы Литвиной Татьяны Михайловны, МОУ «СОШ16» п. Солнечнодольска Изобильненского.
Исследовательская деятельность учащихся на уроках литературы.
Транксрипт:

Типы олимпиадных заданий Методы решения литературоведческих задач на олимпиаде школьников

Окружной этап Задание 4 предлагается провести комплексный анализ текста - прозаического ИЛИ поэтического выбор типа текста – право ученика Учащиеся вправе самостоятельно выбрать методы и методики анализа, должны реализовать системный научный подход, представить истолкование произведения, приближающее нас к авторской позиции и глубинному смыслу текста

Приемы комплексного анализа эпического произведения Понимание произведения 1. На уровне родовой и жанровой специфики; 2. На уровне темы, проблемы, идеи; 3. На уровне авторской позиции; 4. На уровне сюжетно-композиционной структуры художественного произведения; 5. На уровне отдельных образов, деталей.

Интерпретация произведения 1. Дана в контексте культурно- исторической эпохи; 2. Дана в контексте литературной традиции; 3. Дана в контексте творчества писателя.

Использование литературоведческих терминов 1. Используются ключевые термины анализа литературного произведения (композиция, образ, мотив, сюжет, контекст и т.п.); 2. Используются названия тропов, стилистических фигур; 3. Используются названия художественных методов, литературных школ.

1. Композиция работы 2. Привлечение текста произведения 3. Речевое оформление 4. Продуктивность мышления

Приемы комплексного анализа лирического произведения Понимание произведения: 1. на уровне настроения, преобладающего в тексте; 2. на уровне осмысления основных мотивов, движения лирических образов (ключевые образы, образы-символы); 3. на уровне композиционной структуры художественных произведений; 4. на уровне оценки особенностей поэтического мира автора; 5. на уровне жанровой специфики стихотворения

Интерпретация произведения Интерпретация произведения Интерпретация произведения 1. Дана в контексте культурно- исторической эпохи; 2. Дана в контексте литературной традиции; 3. Дана в контексте творчества писателя.

Анализ элементов художественной формы: 1. На уровне лексического строя текста; 2. На уровне поэтического синтаксиса (обращения, восклицания, риторические вопросы, инверсия); 3. На уровне изобразительных средств (эпитет, сравнение, метафора, метонимия, аллегория, символ); 4. На уровне приемов звукописи; 5. На уровне строфики, рифмы, стихотворного размера.

1. Композиция работы 2. Привлечение текста произведения 3. Речевое оформление 4. Продуктивность мышления

Задание 5. Напишите литературоведческую статью для справочного интернет- ресурса (например, Википедии). Помимо текста, предложите варианты необходимого визуального сопровождения. Максимально возможный балл – 10 Прообраз и образ Прообраз- ПРИМЕР 1. Статья ВИКИПЕДИИ Образ - это всякий чувственно вообразимый предмет или лицо, т. е. потенциально каждое существительное. Источник - М. Л. Гаспаров "СНОВА ТУЧИ НАДО МНОЮ..." Методика анализа // Гаспаров М. Л. Избранные труды. Т. II. О стихах. - М., С Точность цитирования – дословно

Задание 6. Представьте возможный диалог двух литературных героев из разных произведений. Предварительно выберите конкретную проблему, которую могли бы обсуждать данные персонажи. Максимально возможный балл – 15 Алексей Степанович Молчалин (А.С. Грибоедов «Горе от ума») и Павел Иванович Чичиков (Н.В. Гоголь «Мертвые души») Лука и Платон Каратаев Штольц и Базаров

Проблемы: 1. Деловой человек. 2. Заветы отцов. Как постарались выполнить главные герои заветы своих отцов? Алексей Степанович Молчалин «Мне завещал отец, во 1-х угождать всем людям без изъятья: Хозяину, где доведется жить, слуге его который чистит платья, швейцару, дворнику для избежания зла, собаке дворника, чтоб ласкова была!» ________________________ - зарабатывает расположение тех лиц, кто «кормит и поит»; - приспосабливается к меняющимся обстоятельствам Павел Иванович Чичиков «Учись,не дури и не повесничай, а больше всего угождай учителям и начальникам. Коли будешь угождать начальнику, то, хоть и в науке не успеешь и таланту Бог не дал, все пойдешь в ход и всех опередишь» _________________________ - зарабатывает расположение: приятность в оборотах и поступках; - Кто же зевает теперь на должности?- все приобретают.

Особенности написания олимпиадной работы

Литература для подготовки участников к олимпиаде

Пособия, описывающие олимпиадный опыт 1. Тодоров Л. В., Белоусова Е. И. Всероссийская олимпиада школьников по литературе / Науч. ред. Э.М. Никитин. - М.: АПК и ППРО (разные годы). 2. Литература. Всероссийские олимпиады / Сост. Л.В.Тодоров, А.В. Федоров. М.,Просвещение, (разные годы) 3. Олимпиады. Литература / Сост. Е. Г. Чернышева, Л. А. Черниченко. М., Дрофа,2012.

Список литературы для школьников 1. Анализ драматического произведения / Под ред. В.М. Марковича. Л., Анализ одного стихотворения / Под ред. В. Е. Холшевникова. Л., Белокурова С. П. Словарь литературоведческих терминов. СПб., Гуковский Г.А. Изучение литературного произведения в школе: Методологические очерки о методике. Тула, Гаспаров М. Л. «Снова тучи над мною…». Методика анализа Корман Б. О. Изучение текста художественного произведения. М., Кожинов В.В. Как пишут стихи: О законах поэтического творчества. М., Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение. От А. до Я / Сост. В. И. Новиков, Е. А. Шкловский. М., Лотман Ю. М. О поэтах и поэзии: Анализ поэтического текста. СПб., Лихачев Д. С. Внутренний мир литературного произведения 11. Поэтический строй русской лирики / Ответ. ред. Г. М. Фридлендер. Л., Русская новелла: Проблемы теории и истории / Под ред. В. М.Марковича и В.Шмида. СПб., Скафтымов А. П. К вопросу о соотношении теоретического и исторического рассмотрения в истории литературы (1923) // Скафтымов А. П. Поэтика художественного произведения. М., С. 21 – Эткинд Е.Г. Разговор о стихах. М., 1970.