Бессоюзные сложные предложения. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.
Advertisements

КТО ГРАМОТЕ ГОРАЗД, ТОМУ НЕ ПРОПАСТЬ. ТЕМА УРОКА: «БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. ПОНЯТИЕ О БЕССОЮЗНОМ СЛОЖНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ»
Бессоюзное сложное предложение это сложное предложение, в котором простые предложения объединены в одно целое по смыслу и интонационно, без помощи союзов.
Знаки препинания в Б. С. П. Ученица 9 «А» класса: Кобелькова Ирина. Учитель: Ожован О. С. г. Кемерово, ГУ «Губернаторская специальная общеобразовательная.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Урок в 9 классе, учитель русского языка и литературы Курепина Венера Алексеевна.
Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2.
Бессоюзные сложные предложения. Бессоюзные сложные предложения – это такие сложные предложения, части которых связаны только смыслом и интонацией, без.
Урок 16 Бессоюзные сложные предложения. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.
Двоеточие и тире в БСП. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении 1. Вторая часть указывает причину того, о чём говорится в первой части (между обеими.
Бессоюзное сложное предложение КАНАЕВА М.Х-А. Учитель русского языка и литературы ГКОУ»ЦДО»
Бессоюзное сложное предложение Вилисова Н.Н. Учитель русского языка и литературы ОСОШ г. Колпашево.
Тире в бессоюзном сложном предложении. Части бессоюзного сложного предложения могут быть связаны при помощи союзов. Между частями сложного предложения.
Урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения» 900igr.net.
ТЕМА УРОКА: Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. ЦЕЛИ УРОКА: Образовательные:
БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ. БЕССОЮЗНОЕ СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ЭТО СЛОЖНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, В КОТОРОМ ПРОСТЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ОБЪЕДИНЕНЫ В ОДНО ЦЕЛОЕ ПО СМЫСЛУ.
Знаки препинания в БСП Подготовила: Мингазова Р.З., учитель русского языка и литературы, МОУ-СОШ 7.
Тема. Сложное бессоюзное предложение ( итоговый урок по теме) Цели: 1.осмыслить и систематизировать изученный материал; 2.отработать практические умение.
- Пунктуация в бессоюзном сложном предложении Знание только тогда знание, когда оно приобретено усилиями своей мысли. Л.Н.Толстой.
БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения БЕССОЮЗНЫЕ сложные предложения (тренажер)
Транксрипт:

Бессоюзные сложные предложения. Урок 2 АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения связаны между собой при помощи интонации и знаков препинания.

Знаки Значение Как проверить Одновременность и последовательность По смыслу А)противопоставление Б) в 1- время, условие В) во 2- следствие А, НО и др. КОГДА, ЕСЛИ ТАК ЧТО А) во 2-причина Б) 2 – поясняет 1 В) 2 - дополняет 1 ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО,Т.Е ЧТО

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) Между частями предложения отсутствует тесная смысловая связь. 4) Первая часть БСП содержит условие того, о чем говорится во второй части.

1) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) Между частями предложения отсутствует тесная смысловая связь. 4) Первая часть БСП содержит условие того, о чем говорится во второй части. Лучше вспашешь – больше хлеба возьмешь.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает смысл того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП содержит в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. 3) Это простое предложение с однородными членами и обобщающим словом. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

1) 2 часть БСП поясняет, раскрывает смысл того, о чем говорится в 1 части. 2) 2 часть БСП содержит в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части. 3) Это простое предложение с однород. членами и обобщающим словом. 4) 2 часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Добрые деяния никогда не следует откладывать: всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам – люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

1) Вторая часть БСП содержит условие того, о чем говорится в первой части 2) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Между частями БСП присутствуют противительные отношения.

1) 2 часть БСП содержит условие того, о чем говорится в первой части 2) 2 часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) 2 часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в 1 части. 4) Между частями БСП присутствуют противительные отношения. Люди мелкого ума чувствительны к мелким обидам – люди большого ума все замечают и ни на что не обижаются.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые белым листом бумаги, лежали макароны.

1) Вторая часть БСП содержит условие того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает смысл того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

1) Вторая часть БСП содержит условие того, о чем говорится в первой части. 2) Вторая часть БСП указывает на быструю смену событий. 3) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает смысл того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. Заглянув в посылку, я обомлел: сверху, прикрытые белым листом бумаги, лежали макароны.

Как объяснить постановку точки с запятой в данном предложении? Толстые сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали на солнце; капли, падая с них, звонко ударяли о лед, по всем улицам пели песню весны.

1) Вторая часть БСП содержит условие того, о чем говорится в первой части. 2) Между частями предложения отсутствует тесная смысловая связь. 3) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части. 4) Простые предложения, входящие а состав БСП, имеют свои знаки препинания

1) 2 часть БСП содержит условие того, о чем говорится в 1 части. 2) Между частями предложения отсутствует тесная смысловая связь. 3) 2 часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в 1 части. 4) Простые предл-ия, входящие а состав БСП, имеют свои знаки препинания Сосульки, свисавшие с крыш, обтаивали; капли, падая с них, ударяли о лед, по улицам пели песню весны.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? По вечерам все изнывали от скуки: кто-то читал старый истрепанный журнал, кто-то неумело играл на расстроенной гитаре.

1) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.

1) Содержание 2 части БСП противопоставлено 1 части. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) 2 часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в 1 части. 4) 2 часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1 части. По вечерам все изнывали от скуки: кто- то читал старый истрепанный журнал, кто-то неумело играл на гитаре.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? И каждая тень от ветки на снег или на другую ветку, и тень от снежного комка на другой снежный комок, и пустое пространство между снегом и ветками – все это представляло собой сложное взаимодействия голубого и золотистого.

1) Последняя часть БСП представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей 2) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? И каждая тень от ветки на снег или на другую ветку, и тень от снежного комка на другой снежный комок, и пустое пространство между снегом и ветками – все это представляло собой сложное взаимодействия голубого и золотистого.

1) Последняя часть БСП представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей 2) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Но не часто обнаружишь искусно свитое, искусно спрятанное в буйной зелени гнездо, хотя их должно быть очень много вокруг: весь буерак сверху донизу наполнен щебетанием, пересвистом и перепархиванием птиц

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем сообщается в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Но не часто обнаружишь искусно свитое, искусно спрятанное в буйной зелени гнездо, хотя их должно быть очень много вокруг: весь буерак сверху донизу наполнен щебетанием, пересвистом и перепархиванием птиц

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они вне времени.

1)Содержание третьей части сложного предложения противопоставлено содержанию первых двух. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 3) Третья часть сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой и во второй частях. 4) Третья часть сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой и во второй частях.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Замечательную книгу мы читаем не один раз в жизни и каждый раз как бы заново, и в этом удивительная судьба авторов золотых книг: они не ушли, не умерли, они вне времени.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Все было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которых я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и осока, крапива, мята и горькая ива.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Все было как бы обыкновенным в то утро: и ловля окуней, на стаю которых я напал, и предрассветная зябкость, поднимающаяся от реки, и осока, крапива, мята и горькая ива.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика – все виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с вашим зрением, а не игра великого солнца была причина необыкновенности утра.

1) Содержание частей сложного предложения, стоящих после тире, противопоставлено первой части. 2) Последние части сложного предложения представляет собой присоединение, обобщение предыдущей части 3) Части сложного предложения, стоящие после тире, указывают на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Стога сена, копны, дерево, растущее поодаль, перелесок, шалаш старика – все виделось особенно выпукло, ярко, как если бы произошло что-то с вашим зрением, а не игра великого солнца была причина необыкновенности утра.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Кошки грызутся – мышам приволье.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части. 2) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

1) 2 часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в 1 части. 2) Содержание 2 части БСП противопоставлено 1 части. 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. 4) Первая часть БСП указывает на условие того, о чем говорится во второй части. Кошки грызутся – мышам приволье.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Лесная малина, крапива, волчье лыко, кусты орешника – все перемешалось там, иной раз и не продерешься, не исцарапавшись и не острекавшись крапивой.

1) Вторая часть БСП поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части 2) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Лесная малина, крапива, волчье лыко, кусты орешника – все перемешалось там, иной раз и не продерешься, не исцарапавшись и не острекавшись крапивой.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Деревня опустела: ни пенья петуха не слышно по утрам, ни дым из печных труб не поднимается, как прежде

1) Части сложного предложения, стоящие после двоеточия, указывают на следствие того, о чем говорится в первой части. 2) Содержание частей сложного предложения, стоящих после двоеточия, противопоставлено первой части 3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения 4) Части сложного предложения, стоящие после двоеточия, поясняют, раскрывают содержание того, о чем говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Деревня опустела: ни пенья петуха не слышно по утрам, ни дым из печных труб не поднимается, как прежде 4) Части сложного предложения, стоящие после двоеточия, поясняют, раскрывают содержание того, о чем говорится в первой части.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором – все это наполнит вас, облагородит и останется навсегда.

1) Содержание второй части БСП противопоставлено первой части 2) Последняя часть БСП представляет собой присоединение, обобщение предыдущих частей. 3) Вторая часть БСП указывает на следствие того, о чем говорится в первой части. 4) Обобщающее слово стоит после однородных членов предложения.

Как объяснить постановку тире в данном предложении? Весь комплекс моря с его синевой, запахом, шелестением или грохотом волн, игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором – все это наполнит вас, облагородит и останется навсегда.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Идти по высоким болотам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заостренные временем, как пики, стволы березок.

1) Вторая часть БСП раскрывает содержание первой части, поясняет ее. 2) Обобщающее слово стоит перед однородными членами. 3) Вторая часть БСП дополняет первую часть. 4) Вторая часть БСП указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Идти по высоким болотам надо осторожно: в глубоком мху торчат обломленные и заостренные временем, как пики, стволы березок

Бессоюзные сложные предложения. Урок 2.

Сложными называются предложения, состоящие из двух или нескольких простых, соединённых в одно целое по смыслу и интонационно.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения связаны между собой при помощи интонации и знаков препинания.

Знаки Значение Как проверить Одновременность и последовательность По смыслу А)противопоставление Б) в 1- время, условие В) во 2- следствие А, НО и др. КОГДА, ЕСЛИ ТАК ЧТО А) во 2-причина Б) 2 – поясняет 1 В) 2 - дополняет 1 ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО,Т.Е ЧТО

Между независимыми частями – предложениями, объединенными в одно сложное бессоюзное предложение, ставится запятая, если такие части связаны между собой по смыслу:

Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря.

Если части бессоюзного сл.предложения более отдалены друг от друга по смыслу или значительно распространены и имеют внутри себя запятые, то между ними ставится ;

У ворот увидел я старую чугунную пушку; улицы были тесны и кривы; избы низки и большей частью покрыты соломой.

Уже вечерело; солнце скрылось за небольшую осиновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада; тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

Двоеточие между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

1) Если вторая часть раскрывает содержание того, о чем говорится в именной части (между частями можно вставить а именно):

Я не ошибся: старик не отказался от предлагаемого стакана.

Тут открылась картина довольно занимательная: широкая сакля, которой крыша упиралась на два закопченных столба, была полна народу.

2) Если в первой части при помощи глаголов видеть, смотреть, слышать, знать, чувствовать и т.п. делается предупреждение, что далее последует изложение какого-либо факта или какое-либо описание.

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость и прямая честь. Павел чувствует: чьи-то пальцы дотрагиваются до его руки выше локтя.

Иногда указанные глаголы могут лишь подразумеваться: Он подумал, понюхал(и почувствовал): пахнет медом.

! Обратите внимание: Если первая часть предложении произносится без оттенков предупреждения, то между частями ставится запятая: Слышу, земля задрожала.

3) Если вторая часть указывает на основание, причину того, о чем говорится в первой части(между частями можно вставить потому что):

Всю дорогу до хутора молчали: говорить мешала тряская езда.

4) Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится:

А) Если во второй части содержится неожиданное присоединение, указание на быструю смену событий:

Вдруг мужики с топорами явились – лес зазвенел, застонал, затрещал. Игнат спустил курок – ружье дало осечку.

Б) Если во второй части содержится резкое противопоставление по отношению к содержанию первой части:

Дуб держится – к земле Тростиночка припала. Косили версту – выкосили грош.

В) Если вторая часть заключается в себе следствие, вывод из того, о чем говорится в первой части:

Хвалы приманчивы – как их не пожелать?

Г) Если в первой части указывается время совершения действия, о котором говорится во второй части (можно добавить когда):

Пашню пашут – руками не машут. Лес рубят – щепки летят.

Д) Если в первой части обозначено условие совершения действия, о котором идет речь во второй части (можно добавить если):

Любишь кататься – люби и саночки возить. Волков бояться – в лес не ходить.

Е) Если в одной части содержится сравнение с тем, о чем говорится в другой части:

Молвит слово – соловей поет.

Тире между частями бессоюзного сложного предложения ставится в тех случаях, когда вторая часть является неполным предложением:

Я думал – волк.

Расставьте в предложениях знаки препинания.

Бледные щеки впали глаза сделались большие губы горели.

Бледные щеки впали, глаза сделались, большие губы горели.

Было жарко душно в закрытые двери стучался ветер в печке гудело слышались вздохи из кухни вздохи зловещие.

Было жарко, душно: в закрытые двери стучался ветер в печке, гудело слышались вздохи из кухни вздохи зловещие.

На ярмарке случилось странное происшествие все наполнилось слухом что между возов появилась красная свитка.

На ярмарке случилось странное происшествие: все наполнилось слухом, что между возов появилась красная свитка.

Шить сядет не умеет взять иголку ее бранят она себе молчит.

Шить сядет - не умеет взять иголку, ее бранят- она себе молчит.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1. Несвоевременно поучать человека, попавшего в беду, - прежде всего надо помочь ему. 2. Путь к надежде должен быть упорным: приходит светлый день вслед за черным. 3. Беда всегда за лучшими охотится, беды стыдиться нечего. 4. На грош смолы пожалеешь, весь корабль ко дну пойдет.

1. Несвоевременно поучать человека, попавшего в беду, - прежде всего надо помочь ему. 2. Путь к надежде должен быть упорным: приходит светлый день вслед за черным. 3. Беда всегда за лучшими охотится, беды стыдиться нечего. 4. На грош смолы пожалеешь, весь корабль ко дну пойдет.

1. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек. 2. Счастье благотворно для тела – только горе развивает способности духа. 3. Грех не беда – молва не хороша. 4. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет – характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

1. Хорошо смеется человек – значит, хороший человек. 2. Счастье благотворно для тела – только горе развивает способности духа. 3. Грех не беда – молва не хороша. 4. Главное в человеке – это не ум, а то, что им управляет – характер, сердце, добрые чувства, передовые идеи.

1. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом. 2. Война – жестокая вещь, она влечет за собой несправедливость и преступление. 3. Можно сломать шпагу, нельзя истребить идею. 4. Хочешь освободить меня: будь свободен сам.

1. Упрямство есть слабость, имеющая вид силы; она происходит от нарушения равновесия в союзе воли с разумом. 2. Война – жестокая вещь, она влечет за собой несправедливость и преступление. 3. Можно сломать шпагу, нельзя истребить идею. 4. Хочешь освободить меня: будь свободен сам.

1. Порядок утвержден повиновеньем, нам следует поддерживать законы. 2. Не рассыплешь зерно – не снимешь жатвы. 3. Не рискнешь жизнью – не победишь врага. 4. Патриотизм не должен ослеплять нас – любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.

1. Порядок утвержден повиновеньем, нам следует поддерживать законы. 2. Не рассыплешь зерно – не снимешь жатвы. 3. Не рискнешь жизнью – не победишь врага. 4. Патриотизм не должен ослеплять нас – любовь к отечеству есть действие ясного рассудка, а не слепая страсть.

1. Жизнь – вечность, смерть – лишь миг. 2. Юный возраст поет о страстях, преклонный – о бурях 3. Многие люди подобны колбасам: чем их начиняют, то и носят в себе. 4.Кто-то как-то сказал – право на смерть – врожденное право всякого появившегося на свет человека.

1. Жизнь – вечность, смерть – лишь миг. 2. Юный возраст поет о страстях, преклонный – о бурях 3. Многие люди подобны колбасам: чем их начиняют, то и носят в себе. 4.Кто-то как-то сказал – право на смерть – врожденное право всякого появившегося на свет человека.

1. Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя. 2. Хочешь быть уподоблен пчеле – трудись, как муравей. 3. Ребенка обучи – дашь миру человека. 4. Ценность всего условна, зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной

1. Специалист подобен флюсу: полнота его односторонняя. 2. Хочешь быть уподоблен пчеле – трудись, как муравей. 3. Ребенка обучи – дашь миру человека. 4. Ценность всего условна, зубочистка в бисерном чехле, подаренная тебе в сувенир, несравненно дороже двух рублей с полтиной.

1. Щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом. 2. Растите ваших детей в добродетели: только она одна и может дать счастье. 3. Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. 4. Не стыдитесь учиться в зрелом возрасте, лучше научиться поздно, чем никогда.

1. Щелкни кобылу в нос – она махнет хвостом. 2. Растите ваших детей в добродетели: только она одна и может дать счастье. 3. Материнские руки – воплощение нежности; детям хорошо спится на этих руках. 4. Не стыдитесь учиться в зрелом возрасте, лучше научиться поздно, чем никогда.

1. Привычка свыше нам дана: замена счастию она. 2. Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. 3. У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйста! 4. Легко в учении, тяжело в походе; тяжело в учении, легко в походе.

1. Привычка свыше нам дана: замена счастию она. 2. Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. 3. У нас нет середины: либо в рыло, либо ручку пожалуйста! 4. Легко в учении, тяжело в походе; тяжело в учении, легко в походе.

1. Двум смертям не бывать – одной не миновать. 2. Сам погибай – товарища выручай. 3. Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. 4. Слов меньше: толку больше.

1. Двум смертям не бывать – одной не миновать. 2. Сам погибай – товарища выручай. 3. Служба и дружба – две параллельные линии: не сходятся. 4. Слов меньше: толку больше.

1. Молодость никогда не помирится со злодейством: она и в прорубь и в пожар кинется. 2. Такой любви ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал! 3. Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить. 4. Юношеские пороки не следует сохранять до старости – старость приносит свои.

1. Молодость никогда не помирится со злодейством: она и в прорубь и в пожар кинется. 2. Такой любви ты знала ль цену? Ты знала – я тебя не знал! 3. Болтун подобен маятнику: того и другого надо остановить. 4. Юношеские пороки не следует сохранять до старости – старость приносит свои.

1. Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его – он растает. 2. Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо. 3. Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. 4.Всё побеждает любовь: покоримся и мы любви.

1. Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его – он растает. 2. Для привязанности нет срока: всегда можно любить, пока сердце живо. 3. Любовь и дружба – взаимное эхо: они дают столько, сколько берут. 4.Всё побеждает любовь: покоримся и мы любви.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, в котором простые предложения связаны между собой при помощи интонации и знаков препинания.

Знаки Значение Как проверить Одновременность и последовательность По смыслу А)противопоставление Б) в 1- время, условие В) во 2- следствие А, НО и др. КОГДА, ЕСЛИ ТАК ЧТО А) во 2-причина Б) 2 – поясняет 1 В) 2 - дополняет 1 ПОТОМУ ЧТО А ИМЕННО,Т.Е ЧТО

Расставьте в предложениях знаки препинания.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

Бессоюзные сложные предложения. Урок 2.