Галкина А.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Упоровка, литературы МКОУ СОШ с.Упоровка, Екатериновского.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Игра «Чем богаты, тем и рады» Русские народные сказки Автор игры Кирякова В.Н.
Advertisements

Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, говорила мать, мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей мы.
Гуси-лебеди Художник Клеопа Марина Жили-были старичок со старушкою; у них была дочка да сынок маленький. - Дочка, дочка! - говорила мать. - Мы пойдем.
Что такое Дружба ? Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
Викторина по сказкам. Как зовут сказочных героев и как называются сказочные предметы?
Жили-были дедушка да бабушка. Была у них внучка Машенька. Собрались раз подружки в лес - по грибы да по ягоды. Пришли звать с собой и Машеньку. - Дедушка,
Жили муж с женой. И были у них дочка да сынок маленький. Какой был сынок? Собрались раз отец с матерью в город и говорят : Ну, дочка, будь умница: никуда.
Лисичка-сестричка и волк Художник Литвин-Синявская Татьяна.
Что такое Дружба ?. Без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности. Cократ.
За лесом за еловым, под солнышком под весёлым в маленькой деревушке жили-были старик со старушкой. Старик ивовые прутья резал, корзины плёл, старуха шерсть.
Сестрица Алёнушка и братец Иванушка Художник Клеопа Марина.
Русские народные сказки на новый лад «маша и медведь» АВТОР СКАЗКИ: УЧЕНИК 5 КЛАССА РАДИ ДЕНИС УЧИТЕЛЬ: УЗИНГЕР Л.А
Гуси-лебеди (народная сказка). Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок маленький. Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца.
Ша шо шу Обведите слог, с которого начинается картинка над ним.
Поговорки и пословиц ы Молодой воробей учится чирикать у старого. Всякая ласточка свое гнездо хвалит. * Всякая птица к своей стае летит. * курица пьет,
Кошелёчек Художник Сергий Елена Жили себе муж да жена, и была у них пара волов, а у соседей - повозка. Вот как подойдёт воскресенье или какой праздник,
Самуил Яковлевич Маршак – наш любимый писатель Цели : познакомить с авторскими загадками писателя; формировать интерес к его произведениям; развивать мышление,
Читаем Букварь на стр Найди дорожку от ребят к рыбке, которую они поймали.
Презентация к новогоднему утреннику для 5-7 классов Составил учитель русского языка и литературы МКОУ «Травкинская ООШ» Жуковский Александр Владимирович.
Её величество семья.. В семейном кругу мы с вами растем, Основа основ – родительский дом. В семейном кругу все корни твои, И в жизнь вы выходите из семьи.
Транксрипт:

ppt Галкина А.А., учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ с.Упоровка, литературы МКОУ СОШ с.Упоровка, Екатериновского района, Саратовской области.

Сказки. Сказочный репертуар области удивительно устойчив. В настоящее время можно встретить сюжеты, известные здесь больше ста лет назад. Но все же репертуар с течением времени меняется. Увеличивается количество бытовых сказок, к тому же иногда уникальных. Народ стремится сблизить сказку с жизнью. В сказках Саратовской области рисуется главным образом дореформенная крепостная деревня; в ту пору сказка жила полнокровной жизнью. Черты крепостнического быта проникали и в бытовые, и в волшебные сказки. В 20 и 30-е годы в Саратовском Поволжье нетрудно было встретить интересных сказочников, различных по мастерству и манере высказывания. Это «сказочник-балагур» Яков Григорьевич Парфенов, «сказочник-реалист» Петр Кондратьевич Артемьев, Мария Валентиновна Алешина. Сказка в народе живет. Но среда ее бытования меняется: от взрослых она переходит к детям. Поэтому в репертуаре сохраняется преимущественно жанр волшебный, отчасти сказки о животных.

«Бирюк» Жили-были старик со старухой. Было у них пять овец, шестой жеребец, седьмая коровушка, восьмая буренушка, паренек Никитушка, девушка Улитушка. Повадился к ним волк. Приходит и кричит: Тут жил жилец, Тут соломенный крылец, Тут пять овец, шестой жеребец, Седьмая коровушка, Восьмая буренушка, Паренек да девушка. Давай, кого съесть! Старуха испугалась: «Батюшки, старик, пришел волк, кого отдать? Никитушку жалко, Улитушку жалко, буренушку жалко. Давай отдадим рогульку» Волк повалил ее на холку и потащил за горку. Бирюки-волки, Собирайтесь к осиновой колке, Собирайтесь ко мне Бабушкину, дедушкину, Улитушкину, Никитушкину Рогульку есть.

Гам-гам-гам и съели. Опять идет волк к старикам. Идет и кричит: «Что делать? Давай буренку отдадим». Волк положил ее на холку и потащил на горку. И опять кричит: Тут жил жилец, Тут соломенный крылец, Тут пять овец, шестой жеребец, Седьмая коровушка, восьмая буренушка, Парень Никитушка, девушка Улитушка, Давай, кого съесть? Бирюки-волки, Собирайтесь к осиновой колке Дедушкину, бабушкину, Никитушкину, Улитушкину Буренку есть.

Съели. Волк и говорит: «Пойду за Улитушкой» Что делать? Отдали. Съели и ее. «Ну, брат, еще пойдем, принесем Никитушку». Никитушка мальчик хороший был, хитрый.ловкий. Говорит старикам: «Отдайте меня!» Только волк хотел перекинуть его на холку, Никитушка ему ножом живот распорол и спас Улитушку. Стали они вдвоем жить. А от отца с матерью отошли. Бу-Бу! Старик на горке, Бу-бу! со старушкою. Бу-бу! У них пять овец, шестой жеребец. А седьмая коровушка, Восьмая буренушка. Давай Улитушку! Конец.

Глинка. Жила одна старуха, и надоело ей все-все одной делать. «Эх, никак Глинку себе смазать? Все помогёт что-нибудь сделать». Пошла старуха в овраг, принесла себе глины, размочила, обмазала себе Глинку, посадила себе на печку, она сохнет. Так Глинка стала готова, засохла. Начинает ей повелевать. -Глинка, наруби дровец! – А потом: - Нет, нет, я сама, сама! Тащит сама дров. -Глинка, тащи воды! – А потом: - Нет, нет, я сама, сама! Несет сама воды. -Глинка, собирай на стол, завтрак готов!... Ох, нет, я сама, сама… -Глинка, давай ложки!... Нет, я сама, сама. Подала сама. Старуха села, позавтракала. Глинка ни с места. Налила мыть посуду. -Глинка, мой посуду!.. Нет, я сама. Сама. -Глинка, давай мыться! Поставила ее в корыто. Стала ее водой поливать. Она вся у ней и растаяла. Конец.

Перепелка и дергун. Перепелка, значит, летела, летела, села и вздремнула. Схватил ее волк и говорит: «Съем я тебя» И стала она просить: «Не ешь меня, за это я тебе пригоню штук шесть телят. А во мне- то мало товару – четверть фунта со всем с пухом.» - «Обманешь», - говорит. Стала божиться: «Не обману». Обрадовался волк. «Ах, - думает, - это на целую неделю хватит» Пустил ее. А сам лег и стал ждать. Вспорхнула перепелка и улетела. А на другой меже дергун. Перепелка и говорит: «Кум-куманек, пожалей меня на нынешний денек! Меня волк поймал». – «Как же ты рассталась с ним?» - « А обещала ему пригнать пять телят». Вот дергун и стал кричать: «Тпрусь…тпрусь…тпрусь…», а перепелка кричит: «Пять телят, пять телят…» Волк ждал: «Вот, вот гонят». Ждал, ждал, да и сдох. Конец.

Пословицы и поговорки. Основная масса саратовскийх пословиц – это общерусские по своей идейно-эстетической природе пословицы. Отдельные из них, несомненно, волжского происхождения, вроде старой бурлацкой или разбойничьей. «Нечем платить долгу – бегу на Волгу». Некоторые из них несут яркий отпечаток феодальной и капиталистической эпох. Не случайно большое количество старых пословиц, в которых народ просто и мудро выразил общечеловеческие моральные истины, вошло в обиход советских людей.

На социальные темы. У бедного два гроша дороже рубля. Это не беда, что в поле лебеда, а нет хуже беды: ни ржи, ни лебеды. Бедному Ванюшке везде камушки. Богатому -как хочется, а бедному - как можется. На одно солнце глядим, да неровно едим. Мужик богатый, как бык рогатый. Хозяйственные Сей рожь хоть в золу, да в пору. Сей рожь в грязь – будешь князь. Если земляника красна, не сей напрасно овса. На Егория роса – коням не надо овса. На Юрья мороз – гречи воз.

О труде, энергии, практическом опыте. На одном месте и камень мхом обрастает. Ешь калач, пока горяч. На чужой каравай рот не разевай. Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда. Заварил кашу – не жалей масла. О любви. Для милого семь верст не околица. Жена не лапоть, с ноги не скинешь. Дом вести – не лапти плести. Жену учи без детей, а детей – без людей. Не надобен и клад, коль у мужа с женой лад.

Загадки. Загадки Саратовского Поволжья подсказаны экономическим и семейным бытом хлебопашца. Таковы загадки записанные в е годы и напечатанные в сборнике «Фольклор Саратовской области». В наше время быт колхозной деревни мало чем отличается от городского, и в тематическом круге загадок, сохранившихся в деревне от прошлого, произошли существенные изменения. Современные саратовскийе загадки- это прежде всего загадки о природе, о злаках, о животных, о человеке. До революции загадки были популярны на вечорках у молодежи как состязание в догадливости, остроумии. Теперь они живут среди детей и играют немаловажную роль в развитии воображения ребенка.

О природе. 1. Придет черна сестра – повалит, А придет белый брат – подымит. ( Ночь и день). 2. Взгляну я на брус- Катится арбуз. (Солнце). 3. Перед каждым окном Стоит чашка с молоком. (Месяц). 4. Прилетела пава, Села на лаву, Распустила перья Для всякого зелья. (Весна). 5. Сирота отворила ворота, Людей не пустила- Коней напоила. (Туча). 6. Стоит дедушка над водой и трясет бородой. (камыш).

О сельском хозяйстве. 1. Ног много, а с поля на спине ездит. (борона). 2.Маленький, горбатенький Все поле обегал. Домой прибежит- Всю зиму пролежит. (Серп). 3. Крыльями машет, А не летит. (Мельница). 4. Встану – выше лошади, Лягу – ниже курицы. (Дуга). 5. Промеж грядок лежит бык гладок. (Огурец). 6. На кургане, на варгане Стоит курочка с серьгами. (Овес).

Бытовые. 1. Полон хлевец белых овец. (Рот). 2. Поле стеклянное, Межи деревянные. (Окно). 3. По сеням и так и сяк, А в избу никак. (Дверь) 4. С ушами, а не сшит. (Лохань) 5. Бык железный, хвост кудельный. (игла с ниткой). 6. Бежит свинья из Саратова, Вся исцарапана. (Терка). 7.Прыг-скок- и в уголок. (Метла). 8. Без рук, без ног, а лезет на потолок. (Дым).

Частушка. Из всех фольклорных жанров самый молодой – частушка. Сначала они назывались в народе «матанями», «страданьями», «припевками». Саратовские «тамани» были известны повсеместно. Выражение «петь по-саратовский» имело прямой смысл: Ты припой, кавалер, на саратовскийй манер. Распространению «тамань» способствовала пользовавшаяся признанием в народе саратовская гармошка (особого строя, с колокольчиками), о которой в наших местах так и пели: Гармоница из досок- Саратовский голосок.

Отходили мои ножки По саратовской дорожке. Отходили, топтались, Отлюбили, отласкались. Прощай, моя милая С черными бровями, Пойду к Волге-реченьке С крутыми берегами. Что вас, девки, только две? А третья-то у вас где? У нас третья-то пропала: Во Саратов жить попала. Я в Саратове была, Платье купила. Тут дыра, там дыра, Зато в городе была. Как московские девки-рожь: Пятьдесят девок на грош. А саратовский – пшеница: Сто рублей одна девица. Милый мой по Волге плыл, А я плакала за ним. Прощай Вольский городочек И родительский дамочек. Льется Волга голубая, Льется быстрая река. Наша Родина Советов И богата и крепка. Мою милку сватали, А я был в Саратове.

Песни. Песни Саратовского Поволжья пережили свою историю, определяемую судьбами этого края. В Поволжье сложился поэтический цикл удалых, или разбойничьих песен, явившихся своеобразным протестом против крепостного угнетения. На Волге возник цикл бурлацких песен, рассказывающих о бесконечной волжской путине. В Саратовских вариантах общерусских песен обычен в зачине волжский пейзаж: весенние разливы могучей реки, когда затопляются берега и остается только кое-где «ракитов куст». Традиции волжских народных песен широко проникли в литературу, отразившись в жанре так называемой «русской песни». Всем известны ставшие народными «Вниз по матушке по Волге», «Из-за острова на стрежень», «Меж крутых бережков Волга-речка течет» и т.д. В песнях военного времени возникли обширные циклы, образовавшие новые жанровые формы: это песни-письма, песни-ответы на письма. В создании песен приняли участие мужчины и женщины, молодежь и старики.

О Саратове Где б я ни был, я пел о Саратове, О родной нашей Волге-реке. Шторм седые валы перекатывал, Билась пена в прибрежном песке. Замирали душевные тяготы, Затихал потихоньку огонь, И растягивал друг развеселую С бубенцами землячку-гармонь. И под песню ее легкокрылую, Под ее удалой перезвон Вспоминались мне улицы милые, Каждый камушек, каждый газон. Вот и Волга! Опять с перекатами Под затоном плывут огоньки. Знать, опять я в любимом Саратове, Здравствуй, город, друзья, земляки! Саратов Я войною на север заброшен, и, в боях отмечая года, Я мечтаю о жизни хорошей, Как мечтают живые всегда. Но я верю всем сердцем солдата И твержу, собираясь на бой: Мой любимый, далекий Саратов, Мы увидимся снова с тобой! Я тоску разбросал по конвертам И в землянке скучаю один По твоим площадям и проспектам И по гулу гудков и машин. Слышишь, верю всем сердцем солдата, Что не буду обижен судьбой. Мой любимый, далекий Саратов, Мы увидимся снова с тобой.

Предания и легенды. Предания Саратовского Поволжья – это его история, как ее запечатливали народная память и народное мнение, это отражение многовековой борьбы масс с угнетателями. С Нижней и Средней Волгой связаны предания о Разине. В этих местных преданиях неизменно упоминаются урочища, расположенные по правобережной Волге: утес Стеньки Разина, Ураково лбище, овраг на Увеке, Дуван-гора и пр. Бережно хранятся в памяти местные предания о начале сел. И часто именно народные предания – единственный источник, рассказывающий об основании того или иного поселения.

Село Боцманово. Я сам давно спрашивал, откуда название такое пошло? Никто не знает. Был здесь старик 120 лет, много знал. Приезжали к нему из Саратова, спрашивал о названии села и Хопра. Я тоже у него спрашивал… Дед мой однажды пахал, я обед ему повез. Сел он обедать, а я стал пахать за него. И наскочил на пенек. Спрашиваю деда: «Откуда здесь пенек на ровном месте?» А он говорит: «А тут лес был от кладбища и до Березовки, Боцманов куст назывался. Жил в нем разбойник Боцман. Говорили, как проедешь лес – и слава богу, а то обирали». Бугор Степана Разина. Степан Тимофеевич Разин, волжский атаман, живет в Разиных горах. Это горы по берегу Волги, от Федоровки до Терешки, их видно из Елшанки. Он живет в виде громадного орла. Иногда он нападает на людей, но только за провинности. Иногда он бывает в виде старого старика. Тогда он встречает людей на дороге и расспрашивает об их житье-бытье. Он внимательно выслушивает все жалобы на господ и начальников и обещает явиться грозным мстителем за народ.