ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное время Организация научно- исследовательской деятельности учащихся во внеурочное.
Advertisements

Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если: Способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, также умений переносить их в новые ситуации;
С. Джонсон Знание бывает двух видов. Мы сами знаем предмет – или же знаем, где найти о нем сведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ УШАКОВ А.А.
Определение объектной области, объекта и предмета исследования Выбор и формулировка темы, проблемы и обоснование их актуальности Изучение научной литературы.
Правила оформления Правила оформления исследовательской работы Подготовила : Таранова О.С.
Научно-исследовательская работа учащихся. Методика написания, правила оформления и защиты Косовцова И.В., учитель истории МОУ-СОШ 31 г. Белгорода.
Организация исследовательской деятельности школьников.
Организация исследовательской деятельности на средней и старшей ступени общего образования.
НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО УЧАЩИХСЯ « ПРОЛОГ » «О, сколько нам открытий чудных Готовит просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…» (А.С.Пушкин)
Теоретический семинар «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ МЕТОД В урочной деятельности» Поротикова Г.И. зам. директора по УВР МОУ СОШ 3 г. Светлый октябрь 2009 г.
Исследовательская работа в школе.. Исследовательские - творческие работы, выполненные с помощью корректной с научной точки зрения методики, имеющие полученный.
Организация исследовательской деятельности младших школьников.
Методика организации научно-исследовательской деятельности учащихся.
Научно-практическая конференция в МОУ СОШ 3 г. Черепаново Учебно-исследовательская работа учащихся Учитель иностранного языка Попова Елена Харисовна.
Основные рабочие понятия исследовательской деятельности учащихся: Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой,
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ШКОЛЬНИКА. Какими знаниями, умениями и навыками должен овладеть юный исследователь?
Научно-исследовательская деятельность школьников.
ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Характеристики педагогического исследования (Е.В. Бережнова,В.В. Краевский ) вопросхарактеристика педагогического исследования Что надо изучить из того,
Транксрипт:

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ Государственное учреждение образования «Средняя школа 3 г. Крупки» Заместитель директора по учебной работе Щемель Т.Н год

Под исследовательской деятельностью в целом понимается такая форма деятельности, которая связана с решением исследовательской задачи с неизвестным заранее решением.

Научно-исследовательская деятельность - это вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний. Учебно-исследовательская деятельность - это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления. «КОНКУРС РАБОТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ХАРАКТЕРА»

Главное - не овладение новыми, доселе неизвестными фактами, а соблюдение алгоритма ведения исследования. При этом не отрицается ценность получения учащимся новых знаний в избранной тематической сфере.

На одних и тех же источниках можно выполнить как реферативную, так и исследовательскую работу. Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе, применении исследовательских методов, проводимых на основании всего этого новых выводов. Реферат ни в коем случае не отражает субъективных взглядов референта на излагаемый вопрос, не дает оценку первоисточников.

ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ИССЛЕДОВАНИЯ

Работа над любым исследованием начинается с определения «системы координат». Ее составляют три элемента: «объектная область», «объект», «предмет» исследования.

Объектная область исследования – это сфера науки и практики, в которой находится объект исследования. В школьной практике она обычно соответствует той или иной учебной дисциплине, например математике, биологии, литературе, физике и т.д.

Объект исследования – это определенный процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Объект - это своеобразный носитель проблемы - то, на что направлена исследовательская деятельность.

Предмет исследования – это конкретная часть объекта, внутри которой ведется поиск. Предметом исследования могут быть явления в целом, отдельные их стороны, аспекты и отношения между отдельными сторонам и целым (совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта). Именно предмет исследования определяет тему работы.

Тема – еще более узкая сфера исследования в рамках предмета. Выбор темы для многих является весьма трудным этапом. Часто учащиеся выбирают слишком масштабные или сложные темы. Такие темы могут оказаться непосильными для их раскрытия в рамках учебного исследования. Возможен и такой случай, когда учащийся в силу тех или иных причин выбирает тему, давно ставшую «общим местом» или являющуюся «неизвестной землей» лишь для еще не вполне осведомленного начинающего исследователя. Тема ракурс, в котором рассматривается проблема. Она представляет объект изучения в определенном аспекте, характерном для данной работы.

Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература. Примером реализуемой темы может служить тема «Изучение особенностей мхов и лишайников городской лесопарковой зоны». Заявленная тема не требует труднодоступных приборов или сложных полевых условий.

Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны. ВАРИАНТ: Использование клея ПВА в детском творчестве.

Ответственным этапом в подготовке исследования становится этап обоснования актуальности темы.

Обосновать актуальность - значит, объяснить необходимость данной темы в контексте общего процесса научного познания. Определение актуальности исследования - обязательное требование к любой работе. Актуальность может состоять в необходимости получения новых данных и необходимости проверки новых методов и т.п.

Показателем актуальности является наличие проблемы данной области исследования, т. е. некой противоречивой ситуации, требующей своего разрешения. Правильная постановка и ясная формулировка новых проблем в исследовании очень важна. Она определяет стратегию исследования.

Далее для разработки стратегии исследования необходимо изучить литературу по вопросу. Здесь можно рекомендовать такие виды чтения, как просмотровое и выборочное. После изучения литературы тема исследования может несколько уточниться, измениться.

Уточнив тему в результате изучения специальной литературы, исследователь может приступать к выработке гипотезы. Гипотеза должна удовлетворять ряду требований: быть проверяемой; содержать предположение; быть логически непротиворечивой; соответствовать фактам. При формулировке гипотезы обычно используются словесные конструкции типа: «если..., то...», «при условии, что...», т.е. такие, которые направляют внимание исследователя на установление причинно-следственных связей.

Следующий этап подготовки к исследованию – определение его цели и задач.

Цель исследования - это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Ими может быть определение характеристик явлений, не изученных ранее; выявление взаимосвязи неких явлений; изучение развития явлений; описание нового явления; обобщение, выявление общих законо­ мерностей; создание классификаций и др..

Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Задача исследования - это выбор путей и средств для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего форму­лировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наи­менее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество опреде­ляется глубиной исследования.

Определение методов исследования Метод - это способ достижения цели исследования. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ: теоретические, эмпирические, математические.

Теоретические методы

Моделирование позволяет применять экспериментальный метод к объектам, непосредственное действие с которыми затруднительно или невозможно. Оно предполагает мыслительные или практические действия с «заместителем» этого объекта – моделью.

Абстрагирование состоит в мысленном отвлечении от всего несущественного и фиксировании одной или нескольких интересующих исследователя сторон предметов.

Анализ и синтез. Анализ - это метод исследования путем разложен предмета на составные части. Синтез, напротив, представляет соединение полученных при анализе частей в нечто целое. Нужно помнить, что методы анализа и синтеза ни в коем случае не изолированы друг от друга, а сосуществуют, друг друга дополняя. Методами анализа и синтеза проводится, в частности, начальный этап исследования - изучение специальной литературы по теории вопроса.

Восхождение от абстрактного к конкретному предполагает два условно самостоятельных этапа. На первом этапе единый объект расчленяется, описывается при помощи множества понятий и суждений, на втором этапе восстанавливается исходная целостность объекта, воспроизводится во всей многогранности - но уже в мышлении.

Эмпирические методы

Наблюдение представляет собой активный познавательный процесс, который опирается на работу органов чувств человека и его предметную деятельность. Это наиболее элементарный метод познания. Наблюдения должны приводить к результатам, которые не зависят от воли, чувств, желаний человека. Это предполагает изначальную объективность: наблюдения должны информировать нас о свойствах и отношениях реально существующих предметов и явлений.

Сравнение - один из наиболее распространенных методов позна­ния. Недаром говорится, что все познается в сравнении. Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений. Выявление общего, повторяющегося в явлениях - это серьезный шаг к познанию закономерностей и законов окружающего нас мира.

Эксперимент предполагает вмешательство в естественные условия существования предметов и явлений или воспроизведение их определенных сторон в специально созданных условиях с целью их изучения.

Математические методы: статистические методы; методы и модели теории графов и сетевого моделирования; методы и модели динамического программирования; методы и модели массового обслуживания; метод визуализации данных (функции, графики и т.п.).

Подготовительная работа, описанная выше, находит в последующем отражение во введении к работе при ее оформлении.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Использованные интернет источники: