Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования Проблемы, возникающие при изучении данной темы в школьном курсе географии и пути их.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Топливная промышленность. Цели урока: Показать значение, роль и состав топливно-энергетического комплекса (ТЭК). Сформировать представление о ведущих.
Advertisements

Презентация на тему "Торф природное топливо"
Минеральные ресурсы Западно- Сибирской равнины Авторы: Яшина Полина Хорошевский Александр.
скопления органических и минеральных образований в недрах земли, горах, водоемах. Люди с древних времен добывают их и широко используют в хозяйстве. Это.
Лекция 2 Угольная промышленность России. Твердые ископаемые ресурсы.
Западная Сибирь. ЗАПАДНО – СИБИРСКАЯ РАВНИНА Цель урока: Изучить влияние ЭГП района и обеспеченность природными ресурсами на развитие района и его хозяйственную.
Природные источники углеводородов Фролова Валерия 11-1 Гимназия 92 Выборгского района.
ЗАПАДНАЯ СИБИРЬ Урок географии 9 класс. ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ РАВНИНА.
Разведанные запасы нефти (1999 г.) Разведанные запасы газа (1999 г.)
ТОПЛИВНО- ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС 9 класс. Цель урока Показать значение ТЭК Сформировать представление о размещении месторождений нефти и газа Дать понятие.
Западная Сибирь Общая физико – географическая характеристика.
Болото участок суши, характеризующийся избыточным увлажнением, повышенной кислотностью и низкой плодородностью почвы, выходом на поверхность стоячих или.
ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ РАВНИНА (Русская равнина), одна из крупнейших равнин земного шара, занимающая большую часть Восточной Европы. ВОСТОЧНО-ЕВРОПЕЙСКАЯ.
Мировые запасы Нефть Каменный уголь Горючий сланец Торф Природный газ Ископаемое топливо.
Топливно – энергетический комплекс: значение и состав. Топливная промышленность. Анфёрова Лариса Владимировна Учитель географии МОУ «Средняя общеобразовательная.
БОЛОТА КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ.. Цель: Сформировать знания о специфичных видах внутренних вод - болот Красноярского края, типах болот, о влиянии болот на формирование.
Западная Сибирь Урок географии Урок географии 9 класс 9 класс Разработано: Щетка Н.Ш., учитель ОУ 65 Николаева Л.А., методист ГМЦ.
Химическая промышленность. Химическая промышленность – комплексная отрасль, использующая сырье органического и неорганического происхождения для создания.
Передельская Т.В. учитель географии МОУ СОШ 5 г.Туапсе выходресурсы.
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 1.Какую страну можно назвать аграрной? 2.Что такое географическое разделение труда? 3.Что такое региональные экономические группировки?
Транксрипт:

Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования Проблемы, возникающие при изучении данной темы в школьном курсе географии и пути их решения

Объектом исследования этого данной работы являются: - торфяные ресурсы России; - торфяные залежи юга Западно-Сибирской равнины. Предметом являются: - география торфяных залежей; - возможности использования торфа как ценного природного сырья для отраслей хозяйственного сектора. Основные цели работы: - оценить торфяные запасы России, Западной Сибири,Омской области. - разработать дополнения к урокам по темам «Природные ресурсы России» в курсах 8 и 9 классов. Основные задачи: - определить значение данного вида ресурсов; - дать характеристику физическим и химическим свойствам торфа; - выявить особенности размещения торфяных залежей на территории Западной Сибири; - определить проблемы и перспективы развития торфяной промышленности в стране, регионе, области.

Торф, каменный и бурый уголь, как и другие полезные ископаемые, были известны человеку еще в каменном веке. Первая книга о торфе («Трактат о торфе») Мартина Шока вышла на латинском языке в 1658 г. В Германии. В практике использования торфа книга имела большое значение, но в вопросах происхождения содержала ряд неправильных выводов. Растительное происхождение торфа было неопровержимо доказано в 1729 г. Дегнером, применившим для его изучения микроскоп. «Торф, - писал он, - представляет собой в действительности скопление бесчисленных, цветущих, зеленеющих и растущих в стоячей воде болотных растений». Торф – это горючее полезное ископаемое, образовавшееся в условиях переувлажнения и без доступа воздуха в результате неполного распада болотных растений. Химический состав его весьма сложен: 50-60% углерода, 30-40% кислорода, 3-5% водорода, 1-3% азота и около 1% серы. Торф образуется благодаря механическому разрушению растительных остатков и химическому изменению входящих в состав растений органических и органо-минеральных соединений.

Вопрос-ответ «Что такое торф? Как он образуется?» «Какова география торфяных залежей?» «Какие «продукты» можно получить при переработке торфа?» «Что вы знаете о торфяных ресурсах Омской области?» «Из каких источников вы имеете информацию о торфе»

Разработка дополнений к уроку 8 класса по теме «Природные ресурсы Западной Сибири» (Торфяные ресурсы) Цели и задачи: Познакомить учащихся с новыми терминами и понятиями; Рассмотреть особенности размещения данного вида ресурса на территории Западной Сибири; Сформировать у учащихся представление об особенностях, происхождении и назначении торфяников; Продолжить формирование навыков работы с географическими картами, статистическим материалом. Оборудование: -атласы Омской области, -выставка книг по данной тематике, -мультимедийная презентация, -физическая карта Западной Сибири, -карта органо-минеральных ресурсов юга Западной Сибири, -таблица площадей некоторых стран, -карта районирования России по интенсивности торфообразования, -карта поясов торфа накопления на земном шаре. Результат: формирование основных понятий; наличие подробного конспекта.

Разработка дополнений к уроку в 9 классе по теме «Топливная промышленность России» Цели и задачи: Закрепить знания о торфе, полученные в 8 классе; Сформировать новые знания об особенностях и проблемах торфяной промышленности в России, наряду с нефтяной, газовой, угольной. Продолжить формирование навыков работы с географическими картами, статистическим материалом. Оборудование: –атласы Омской области, –выставка книг по данной тематике, –мультимедийная презентация, –карта топливных ресурсов России, –схема торфа перерабатывающих технологий и получаемых основных продуктов Результат: формирование основных понятий; наличие подробного конспекта.

Растения- торфообразователи Осока-1 Тростник-2 Пушица-3 Рогоз-4 Кассандра-5 Подбел-6 Аир болотный -7 '

Сфагновые мхи - 8 Багульник болотный - 9 Хвощ болотный - 10

Пояса торфа накопления на земном шаре

Районирование России по интенсивности торфообразования 1-полярная область слабого торфа накопления 2- пояс интенсивного торфа накопления 3- пояс слабого торфа накопления 4- пояс ничтожного торфа накопления 5- торфяные бассейны

Площадь заболоченности Западной Сибири с территориями некоторых европейских государств Сравниваемые территории Размеры территории, км 2 заболоченные массивы Западной Сибири территория Франции Швеции Италии Великобритании Площадь Большого Васюганского болота (самого крупного болота в мире), в сравнении с территорией ряда других европейских государств Сравниваемые территории Размеры территории, км 2 Большое Васюганское болото Дания Швейцария Нидерланды Бельгия Общая площадь неразработанных торфяников в различных странах, млн. га Страна Площадь Канада * Россия * США (Аляска) Индонезия Финляндия США (без Аляски) Швеция Китай Норвегия Великобритания Польша Ирландия Германия ,4 10,24 7,0 3,48 3,0 1,58 1,35 1,18 1,11 * - цифра характеризует общую площадь торфяных болот и заболоченных территорий.

Распространение болот по Омской области 1:

Торфяные ресурсы Омской области 1:

Свойства торфа легковесностьтеплопроводностьсодержание минеральных и органических веществ несмачиваемостьтеплотворностьсодержание фосфорной кислоты влагоемкостьсодержание извести капиллярностьсодержание азота гигроскопичность Химические Тепловые Физические ТОРФ

Минерально-сырьевая база Омской области (Кривонос Л.М. и др., 1998) Полезное КоличествоЗапасы Прогнозные ископаемоеместорожденийпроявленийперспективных площадей (балансовые и забалансовые) ресурсы Нефть, млн. т ,732 13,107 * 5,45 2,08 Газ, млн. м 3 /тыс. т ,0 5,1 ** - Бурый уголь (лигнит). тыс. т ,0 (непромышл.) - Торф, млн. т ,44406,2 Торфовивианиты и вивианитовые торфы, тыс. т ,0- Мергели, тыс. т ,6 (476,01) *** - Сапропели, млн. т ,1**** 5,02 Железо, млн. т ,0 Пески строительные, млн. м ,723- Пески стекольные, тыс. м ,891- Гипс, тыс. т ,0-

Динамика добычи полезных ископаемых в Омской области за г.г. Виды Объем добычи полезных ископаемых минерального сырья Нефть, тыс. т 22 Природный газ. млн. м 3 1,522 Циркон-ильменитовые рудные пески, тыс. м 3 1,551,93,0 Торф, тыс. т ,568,4 Сапропель, тыс. м ,02,5 Мергель, тыс. т 40 Строительный песок, тыс. м Кирпичное сырье, тыс. м 3 956,3750,8397,3304,1317,1304,1301,4273,0 (И.А. Вяткин, 1999)

Торфяное месторождение Разработка торфяного месторождения Торфяное поле

В России торф добывается фрезерным (более 95% общей промышленной...

Фреза Кусковой торф

скринер

Торфобрикетный завод Полетайзер Загрузка торфа

Линия по упаковке грунтов Готовый к упаковке грунт Готовая продукция

Полуфабрикаты торфяные. Брикет торфяной топливный Полуфабрикаты торфяные. Брикет торфяной топливный. Полуфабрикаты торфяные. Брикет торфяной топливный. Брикеты торфяные для коммунально-бытовых нужд

Предложенные разработки дополнений уроков не входят в программу основного курса 8-9 класса, но имеют важное значение, так как направлены на формирование у учащихся старших классов понятий и представлений о торфяниках России, Западной Сибири, Омской области. Данные уроки способствует пропаганде географических знаний; формируют у учащихся экономическое и экологическое сознание; умение пользоваться различными источниками географической информации, актуальны и перспективны; также достаточно интересны, научны, носят краеведческий характер и могут сыграть немаловажную роль в профориентации школьников. В перспективе работы предполагаются разработки: -элективного курса (кружка) «Торфяные месторождения - как объект рационального природопользования» -практические опыты (влияние торфяной массы на рост и развитие растений)