«Чтобы научиться говорить, надо говорить» М.Р. Львов Под связной речью понимается развёрнутое изложение определённого содержания, которое осуществляется логично, последовательно и точно, грамматически правильно и образно
Занятие по пересказу состоит из нескольких частей: 1. Вводная беседа; 2. Рассматривание художественной иллюстрации, вызывающий нужный эмоциональный настрой; 3. Чтение литературного произведения. Перед первичным чтением не следует делать установку на запоминание текста - это может нарушить целостность восприятия художественного произведения. Очень важно выразительно прочитать текст, интонационно выделяя диалоги действующих лиц и этим помогая детям определять своё отношение к героям и событиям рассказа; 4. Беседы по содержанию и форме прочитанного произведения; 5. Повторное чтение литературного текста. Перед чтением даётся установка на внимательное прослушивание содержания и запоминание его; 6. Пересказ произведения детьми. Основным в занятии по пересказыванию рассказа является сам пересказ. Рассказ можно рассказывать по частям. Пересказ – это творческое воспроизведение литературного текста. На занятиях по пересказу дети приобщаются к подлинно художественной речи, запоминают эмоциональные, образные слова и словосочетания, учатся владеть живым родным языком.
Описание - особый вид связной монологической речи. Коммуникативная задача высказывания-описания состоит в создании словесного образа объекта, признаки которого раскрываются в определенной последовательности: - по схематическому плану; - игра «Магазин» (овощи, фрукты, мебель, одежда); - ситуация «Щенок потерялся» (нужно написать объявление и описать щенка так, чтобы нашёлся хозяин)
Рассказ по сюжетной картине требует от ребенка умения выделить основные действующие лица или объекты картины, проследить их взаимосвязь и взаимодействие, отметить особенности композиционного фона картины, а также умение додумать причины возникновения данной ситуации, то есть составить начало рассказа, и последствия ее – то есть конец рассказа.
Как научить детей с ОНР составлять рассказы по картине и серии картин Картины и серии картин, с которыми мы работаем, можно условно разделить на три вида: действие происходит вне помещения; действие происходит в помещении; пейзажные, без действующих лиц.
Действие – вне помещения Начинается рассказ с слов: как-то раз…, однажды…, был… Ответить на вопрос: когда? (время года и название части суток). Варианты начала : «Однажды летним жарким днем…», «Как- то раз зимним морозным утром…», «Был теплый осенний вечер…» Середина рассказа – описание непосредственных событий, произошедших с героем (героями), установление причинно- следственных связей. Вопрос: что случилось? Конец - результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою.
Действие – в помещении Начало. Отвечаем на вопросы: когда? где? кто что задумал (решил)? Когда? – однажды утром, днем, вечером, после завтрака, обеда, прогулки, сна… Где? – дома, в детском саду, в группе… Кто? – дается имя герою, что решил, задумал, предложил… Середина рассказа – описание непосредственных событий, произошедших с героем (героями), установление причинно-следственных связей. Вопрос: что случилось? Конец - результат действия, оценка поступков героев, высказывание отношения к герою. Очень полезно во время рассматривания использовать: -произведения поэтов и писателей, где говорится о временах года, обращать внимание детей, как автор говорит о небе, снеге, солнце, других объектах природы, и постараться использовать эти слова и выражения в рассказе; - опыт наблюдений за природой на прогулках.
Пейзажные, без действующих лиц Начало. Название картины, имя автора, определение времени года. Середина. Последовательно, сверху вниз (от состояния неба и солнца, заканчивая тем, что на земле), учитывая передний и задний план, нужно дать описание признаков данного времени года. Конец. Передача настроения автора и ребенка. Вопросы – Какое настроение у тебя, когда смотришь на эту картину? Почему?
Обучение творческому рассказыванию играет важнейшую роль в развитии словесно-логического мышления, представляя большие возможности для самостоятельного выражения ребенком своих мыслей, осознанного отражения в речи разнообразных связей и отношений между предметами и явлениями, способствует активизации знаний и представлений об окружающем. Творческое рассказывание максимально приближает ребенка- дошкольника к тому уровню монологической речи, который потребуется ему для перехода к новой ведущей (учебной) деятельности. К основным его видам относятся: - рассказы по аналогии, - придумывание продолжения и завершения рассказа, - составление его по нескольким опорным словам; - на предложенную тему.
Основные приемы: - составление предложений из слов (Синичка, лететь, ёлка. Синичка подлетела к ёлке.); - работа с деформированными предложениями; - договаривание сложноподчиненных предложений; -распространение предложений (Зайчик сидит. Зайчик сидит под ёлкой. Серенький зайчик сидит под ёлкой. Серенький зайчик сидит под зеленой ёлкой. Серенький зайчик сидит под зеленой ёлкой в лесу.) - составление самого длинного предложения - выбери начало рассказа (придумай); - придумай продолжение; - закончи рассказ.
Использование творческих проектов для развития связной речи детей Гейс Е.В., учитель-логопед д/с 7 МОУ «Майская СОШ», п. Майский Пермского края Творческие речевые проекты для логопедических групп Средний возраст Знакомство с устным народным творчеством. Знакомство с народными сказками о животных. Старший возраст Знакомство с творчеством К. И. Чуковского. Космическое путешествие на другие планеты. Подготовительная к школе группа Знакомство с творчеством Е.И.Чарушина. Знакомство с творчеством А.С.Пушкина (сказки).
Тема «Знакомство детей и родителей с богатством русского фольклора» План Творческого проекта Продолжительность: 1 месяц Мероприятия Сроки, ответственные Анкетирование родителей 1-неделя, воспитатель, логопед Круглый стол для родителей 1-неделя, воспит., родит., логопед Оформление родительского уголка с рекомендациями по теме проекта 2-неделя, воспитатели, логопед Подбор наглядных пособий, демонстрационного материала, игрушек, книг 2-неделя, воспитатели, родители I этап – подготовительный
Мероприятия Сроки, ответственные Рассматривание книг, иллюстраций к потешкам 2-3-недели, воспитатели, родители, логопед Заучивание диалогов, считалок, загадок и потешек 2-3-недели, воспитатели, родители, логопед Игры-драматизации, инсценирование сказок в группе 2-3-недели, воспитатели Чтение сказок, потешек, загадок, пение колыбельных песенок 2-3-недели, воспитатели, родители, логопед Разучивание народных хороводных игр и считалок 3-неделя, инструктор по физкультуре Рисование героев народных потешек (животные) 4-неделя, педагог по ИЗО Иллюстрация и заучивание загадок (дома) 3-неделя, родители и дети Занятие - диалоги 3-неделя, логопед II этап – основной
Мероприятия Сроки, ответственные Конкурс загадок 4-неделя, логопед Создание альбома загадок и иллюстраций к ним 4-неделя, родители идети Праздник «В тереме расписном я живу, к себе в гости всех друзей приглашу…» и чаепитие с конкурсами 4-неделя, логопед, дети, родители, музыкальный работник III этап – заключительный