Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Мультидисциплинарная реабилитация. Состав реабилитационной бригады. Роль афазиолога.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Клинико-нейропсихологическая характеристика афазий с преимущественным поражением экспрессивной.
Advertisements

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Нарушения памяти при соматической патологии. лекция 10 для студентов III курса, обучающихся.
ПРОБЛЕМЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. План Проблема компенсации функций. Теория сложной структуры дефекта (по Л.С.Выготскому). Соотношение биологического и.
Терапевтическое обучение пациентов в подготовке медицинских сестер – организаторов здравоохранения Петров А.В., ассистент каф.эндокринологии и терапии.
Комплексный подход к осуществлению социальной реабилитации инвалидов г. Тимашевск 2015 г.
Организация Школы инсульта в МСЧ 11 Заведующий отделением неврологии, врач- невролог Нечаев И.В.
Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Смешанные и комплексные афазии. Атипичные афазии. Нейродинамические нарушения речи.
Вводная лекция. нейропсихология патопсихология психосоматика психология аномального развития ( дизонтогенез психики ) психокоррекция и психотерапия.
Социально - психологическое сопровождение учащихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении. Тема:
Нейролингвистическая и нейропсихологическая диагностика высших психических функций младших школьников Составитель: учитель-логопед Гроздова И. Н.
Функциональные блоки мозга. БЛОКИ МОЗГА - (англ. brain blocks) - структурно- функциональная модель мозговой организации высших психических функций человека,
Психологические вопросы лечения и реабилитации. Психотерапевтические приемы направлены: Восстановление личностного и социального статуса больного с помощью.
Подготовила: Петрова Ольга ЖУР-ДБ-3. Понятие психики. Психические явления Психика - способность мозга получать информацию об окружающей действительности,
Из опыта работы психолога Центра ПМПС детей с трудностями в обучении и школьной дезадаптацией Хохловой С.В. МОУ лицей 5 г.Елец.
В фокусе эрготерапии – деятельности человека. Людмила Владимировна Антонова Ольга Викторовна.Камаева Санкт-Петербург.
Роль иппотерапии в реабилитации детей с ДЦП. Детский церебральный паралич (ДЦП) заболевание, связанное с поражением головного мозга, развивающееся в результате.
ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ П.К. АНОХИНА Подготовил студент 1 курса ДБХ -101 Полянских Антон.
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ И ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ. Курс «Возрастная физиология и психо- физиология» представляет собой совокупность естественно-научных знаний об.
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ РАССТРОЙСТВА АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА И. А. Савченко – к. псх. н., директор.
Транксрипт:

Кафедра нервных болезней с курсом медицинской реабилитации ПО Тема: Мультидисциплинарная реабилитация. Состав реабилитационной бригады. Роль афазиолога. Принципы оказания реабилитационной помощи при инсульте, черепно- мозговой травме. лекция 14 для студентов V курса, обучающихся по специальности – КЛИНИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ Ассистент кафедры Швецова И.Н. Красноярск, 2014 г.

План лекции: 1. Актуальность темы 2. Основные понятия 3. Основные нейропсихологические синдромы 4. Значение нейропсихологического восстановления 5. Методы восстановления 6. Выводы.

Актуальность Нарушения когнитивных функций являются наиболее частым и серьезным последствием очаговых поражений головного мозга при различной патологии, при этом их восстановлению в неврологической практике нередко уделяется слишком мало внимания. Недооценка проблемы нарушений познавательных функций ведет за собой человека при острой церебральной патологии и важности целенаправленной коррекции этих расстройств. В лекции обсуждаются современные принципы и стратегии когнитивной реабилитации в клинике сосудистых и травматических повреждений головного мозга.

Функцио нальные блоки

Основные понятия Комплексная нейропсихологическая реабилитация опираются на современные представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (теории о трех функциональных блоках мозга по А. Р. Лурия); на учение Л.С. Цветковой о нейропсихологической реабилитации; на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович, Б.А. Архипов).

Уровни восстановления 1. Уровень стабилизации и активации энергетического потенциала организма. Повышение пластичности сенсомоторного обеспечения психических процессов. 2. Уровень операционального обеспечения сенсомоторного взаимодействия с внешним миром (уровень автоматизмов). На данном уровне идет развитие соматогностических, тактильных и кинестетических процессов, зрительного гнозиса, одно из основных - развитие пространственных представлений (освоение телесного пространства, а затем и внешнего пространства, формирование логико - грамматических речевых конструкций). Развитие мнестических возможностей (тактильная и двигательная, зрительная, слухоречевая память). 3. Уровень произвольной саморегуляции и смыслообразующей функции психических процессов. Формирования оптимального функционального статуса передних префронтальных отделов головного мозга. Это программирование, целеполагание и самоконтроль. Формирование «программы», постановка цели и задач, способов их выполнения, регуляция и самоконтроль - непременные условия адекватности любой деятельности. Для этого специалисты вводят ритуалы, правила игр, конкурирующие задания

Теоретические основы когнитивной реабилитации Нейропсихология Поведенческая психология (концепция оперантного научения – положительное подкрепление и «закон упражнения») Когнитивная психология

Нейрофизиологические механизмы восстановления функциональных возможностей головного мозга Восстановление исходных структур и функций поврежденных участков мозга Мобилизация остаточных ресурсов поврежденных структур мозга с частичным или полным восстановлением их функций Компенсаторная морфофункциональная перестройка нейрональных систем мозга с заменой нарушенных функций другими, обеспечивающими сходный эффект.

Биологические механизмы восстановления и компенсации в зависимости от сроков Минуты – нормализация синаптической активности Часы и дни – регресс отека или ишемии, устранение временной депрессии ферментативных систем, мобилизация и восстановление функции обратимо поврежденных нейронов. Недели, месяцы и годы – нейропластичность – функциональная и структурная перестройка цнс

Процессы нейропластичности Анатомическая перестройка (синаптогенез, коллатеральный спраутинг) Активация церебральных областей и проводящих путей, ранее не задействованных в осуществлении нарушенной функции

Основные стратегии когнитивной реабилитации 1) содействие естественному восстановлению психических функций; 2) восстановительные тренировки как отдельных когнитивных функций, так и прежних повседневных навыков; 3) обучение больного стратегиям компенсации как дефицита отдельных когнитивных функций, так и ограничений повседневной активности; 4) использование внешних компенсаторных устройств и посторонней помощи; 5) реорганизация и структурирование внешней среды 6) Содействие психологической адаптации личности к неустранимому и некомпенсируемому когнитивному дефициту для улучшения качества жизни больного

Содействие естественному восстановлению психических функций Содействие спонтанному неврологическому и когнитивному восстановлению может быть оказано путем легкой сенсорной и сенсомоторной стимуляции пациента. Такая стимуляция направлена на осознание больным происходящих с ним и вокруг него событий, улучшение его ориентации в месте, времени и собственной личности. Она может осуществляться в процессе сестринского ухода за больным, его кормления и мероприятий, направленных на восстановление двигательных функций. Позднее процесс спонтанного восстановления психических функций облегчается путем постепенной активизации пациента и вовлечения его в индивидуально подобранные виды деятельности

Восстановительные тренировки как отдельных когнитивных функций, так и прежних повседневных навыков Рекомендуется начинать после прекращения спонтанного восстановления. Физиологический механизм терапевтического эффекта может быть объяснен дополнительной мобилизацией остаточных ресурсов, а также морфофункциональной перестройкой поврежденных церебральных систем, составляющих нейрофизиологическую основу соответствующей функции.

Восстановительные тренировки как отдельных когнитивных функций, так и прежних повседневных навыков дозированное предъявление простых, однокомпонентных заданий (рассчитаны на преимущественную активизацию и восстановление отдельных элементов психической деятельности, необходимых для осуществления более сложных форм целенаправленного произвольного поведения). способствует постепенному улучшению востребованных когнитивных функций в период завершения спонтанного восстановления. позволяет больному легче заметить и осознать имеющиеся у него нарушения (например, неустойчивость или трудность переключения произвольного внимания). необходимое условие: постепенное усложнение заданий и увеличение их объема по мере улучшения, предоставление больному положительной обратной связи и поощрение достигаемых им даже самых небольших успехов.

Обучение стратегиям компенсации Компенсаторные стратегии в КР - преднамеренный, самоинициируемый порядок действий, позволяющий больному достичь желаемой цели, реализация которой иным способом затруднена из-за имеющихся у него функциональных расстройств. простые модификации поведения (обращение к собеседнику с просьбой говорить медленнее) мысленные самоинструкции («будь внимательнее!», «не спеши!») более сложные когнитивно-поведенческие стратегии, облегчающие переработку информации при ее запоминании.

Обучение стратегиям компенсации Компенсаторные когнитивные стратегии использует любой человек, больные с поражением головного мозга исчерпывают этот лимит быстрее, а также о том, что те компенсаторные стратегии, к которым со временем обращается сам пациент, часто оказываются малоэффективными. Задачей терапевта становится целенаправленное обучение пациентов наиболее адаптивным и конструктивным способам компенсации имеющихся нарушений, побудить его приобрести и закрепить новые навыки.

Обучение стратегиям компенсации Примером внутренней компенсаторной стратегии, может служить: стратегия «усиленного запоминания» сознательная концентрация внимания на запоминаемой информации, изоляция от внешних помех; повторение запоминаемой информации; мысленное повторение действий или пройденного пути («остановись подумай вспомни действие») и реальное повторение действий (отработка навыка до уровня автоматизма).

Внешние компенсаторные устройства и посторонняя помощь использование вспомогательных устройств, частично замещающих утраченные человеком функции. В наибольшей степени разработаны вспомогательные средства для больных с нарушениями памяти: записные книжки, ежедневники и коробочки с отсеками для лекарств, микрокомпьютерные устройства (электронный органайзер, электронные диктофоны, голосовой органайзер).

Важно Наибольшее внимание при КР рекомендуется уделять восстановлению не столько отдельных психических функций, сколько навыков повседневной активности, пострадавших из-за когнитивного дефицита.

Р еорганизация и структурирование внешней среды 1) физическое окружение (перепланировка помещений, перестановка и реконструкция мебели и т.д.); 2) распорядок дня (установление четкого режима дня и расписания терапевтических процедур для больного); 3) организация работы медицинского персонала в отделении (замедление речи и уменьшение объема передаваемой больному информации, увеличение времени на общение с пациентом). По мере восстановления когнитивных функций больного компенсаторная модификация внешней среды постепенно уменьшается

Цель когнитивной реабилитации оценка возможности пациентом вести независимый образ жизни; выработка рекомендаций больному по вопросам адаптации к реальной жизни.

Цель когнитивной реабилитации КР все чаще реализуется в процессе ухода за больным, кинезотерапии и эрготерапии.

Современные подходы Компьютерные программы - наборы структурированных стандартизированных и хорошо оформленных заданий, обеспечивают выбор упражнений заданного уровня сложности и длительности, позволяют предоставлять больному мгновенную обратную связь по результатам выполнения задания, могут осуществляться в домашних условиях и доступны больным с тяжелыми физическими дефектами. К недостаткам относят невозможность тонкой дифференцировки упражнений в зависимости от индивидуальных особенностей выявляемых у больного расстройств, а также отсутствие генерализации достижений, наблюдаемых в процессе занятий, на проблемы повседневной жизни.

Современные подходы электронный органайзер, электронные диктофоны, голосовой органайзер цифровая камера SenseCam, созданная в Кэмбриджском научно-исследовательском отделении Microsoft, автоматически делающая снимок окружающего пространства каждые 30 с и позволяющая регистрировать переживаемый человеком опыт при отсутствии вмешательства его собственного сознания. Эта камера стала использоваться британскими специалистами в реабилитации людей с грубыми нарушениями автобиографической памяти. После просмотра видеозаписи пациент способен вспомнить до 90% событий, и такие воспоминания сохраняются без просмотра видеозаписи до 2 мес.

Современные подходы видеотерапия с нарушением осознания болезни (анозогнозия при поражении теменных долей либо снижение критичности при лобной дисфункции) конкретную и объективную обратную связь, позволяют осуществлять микроанализ поведения в любой из его моментов. Взгляд на себя со стороны помогает пациенту лучше осознать свои слабые и сильные стороны и избежать при этом межличностных конфликтов, легко возникающих при обсуждении этой проблемы с терапевтом. Определенный эффект данная тактика может дать также в случае, когда больной отрицает положительные сдвиги в своем состоянии в процессе лечения.

Современные подходы «нейропейджер» (сообщения с удаленного компьютера передаются пациенту на его личный пейджер в нужный день и в нужное время, что компенсирует его расстройства планирования и хранения информации)

Современные подходы для больных с нарушением зрительно- пространственных функций является терапия с применением зеркального отражения, которая в середине 1990-х гг. была предложена для лечения больных с нейрогенной болью в конечностях, а в последнее время стала применяться при синдроме зрительно-пространственного невнимания у больных с инсультом. Другим новым подходом в КР больных с синдромом зрительно-пространственного невнимания служит использование клинообразных призматических линз, при надевании которых окружающее пространство начинает представляться сдвинутым в правую или левую сторону.

Выводы Не существует однотипных стандартных программ восстановления когнитивных функций и пострадавших из- за их дефицита повседневных навыков; Реабилитационные программы составляются индивидуально; Залогом успеха остается «личностный фактор» знания, умения и самоотверженность членов реабилитационной бригады, Важно понимание необходимости стимуляции положительных эмоций пациента, повышения его самооценки и мотивации к собственному активному участию в реабилитационном процессе.

Литература: Основная: 1. Лурия А.Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А.Р. Лурия. // СПб.: Питер Марютина Т.М. Психофизиология / Т.М. Марютина, И.М. Кондаков //М.: МГППУ Психофизиология. Учебник для вузов / Под ред. Ю.И. Александрова // СПб.: Питер Дунаевский В.В. Электронный учебник «Психиатрия и наркология». // СПб.: Санкт- Петербургский государственный медицинский университет имени академика И.П. Павлова Цветкова Л.С. Афазиология – современные проблемы и пути их решения // М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК» Хомская Е. Д. Х = Нейропсихология: 4-е издание. // СПб.: Питер 2005 Дополнительная 1. Вартанян И.А. Физиология сенсорных систем / И.А. Вартанян. // СПб.: Лань Корсакова Н. К., Московичюте Л. И. Клиническая нейропсихология. // М.: МГУ Бурлакова М.К. Речь и афазия. // М.: Медицина А. Р. Лурия и современная психология / Под ред. Е. Д. Хомской, Л. С. Цветковой, Б. В. Зейгарник. // М.: МГУ 1982 Электронные ресурсы 1. ИБС КрасГМУ 2. БМ Мед Арт 3. БД Ebsco 4. БД Медицина

Спасибо за внимание!