Программа совместной работы Ханты – Мансийского автономного округа – Югра и Всемирного банка: от архитектуры детских садов к модернизации содержания раннего детского развития Тигран Шмис, к.п.н., MEd, руководитель образовательных проектов Всемирного банка в России
План 2 1. Почему это важно 2. Проект с ХМАО – результаты и предстоящие задачи 3. Современная архитектура дошкольного образования и ее влияние на развитие ребенка 4. Содержание раннего детского развития и новая практика с учетом современной архитектуры 5. Выводы и следующие шаги
Почему это важно: развитие неравенства и экономические эффекты дошкольного образования 3
Больше активного пространства Чем больше активного пространства приходится на ребенка, тем больше свободы для творчества, меньше конфликтов, выше уверенность в себе (Presсott, 1967; White and Stoecklin, 2003, Maxwell, 2007). 4 Четыре типа пространств доступ к которым позитивно влияет на уверенность в себе (Maxwell, 2007): (a) места для взаимодополняющих активностей, (b) поддерживающие места, (c) доступ к большим пространствам (внутри и вне помещений), и (d) доступ к местам самообслуживания (напр. туалеты)
Свобода действия в среде как приоритет Включенность (agency) и самоконтроль (executive function) выше, при большей возможности проявления инициативы, самостоятельного участия в создании условий (Bagby et al, 2012). 5
Среда это третий учитель/воспитатель Концепция среды как третьего учителя предложена программой Реджио Эмилья. В ней физическая среда становится третьим учителем маленького ребенка после родителей и воспитателя(Gandini, 1998). Дети учатся во взаимодействии со средой и с другими людьми. 6
Среда это третий учитель/воспитатель: параметры среды 1. Разнообразие материалов и оборудования. 2. Снятие поведенческих ограничений в целях повышения чувства контроля над средой. 3. Способность ребенка самостоятельно обустраивать среду под собственные задачи. 4. Возможность уединения. Дети учатся тому, как взаимодействовать с другими, а также регулировать свои собственные действия. Одно из важных условий для этого – создание специальных мест в общем функциональном пространстве. 7
Проект с ХМАО: структура 8 ХМАО – Департамент образования и молодежной политики Белоярский – новый детский сад Урай – реконструкция детского сада Всемирный банк Компонент 1: КУ по экспериментальному проектированию и строительству нового современного детского сада, а также общему проектированию и реконструкции одного из существующих детских садов Компонент 2: КУ в части анализа строительства и реконструкции детских садов, реализованных в рамках Компонента 1 Компонент 3: Осуществление мероприятий, направленных на повышение потенциала региональных специалистов и сотрудников в вопросах инновационной инфраструктуры ДОУ и организации учебно-воспитательного процесса
Проект с ХМАО: промежуточные результаты 1. Разработана концепция и рекомендации по проектированию современных детских садов для ХМАО. 2. В проект вовлечены представители МЧС (ВНИИПО и Академия ПС). Проекты строительства и реконструкции сопровождались на на протяжении последних 1,5 лет. 3. Проект в Белоярском разработан и передан в экспертизу. СТУ согласовываются сегодня на федеральном уровне. 4. Проект в Урае проходит итоговые согласования и доработки при взаимодействии администрации города и проектировщиков. 5. Представители муниципалитетов познакомились с передовым международным опытом дошкольного образования и архитектуры (Дания, Швеция, Германия, Австрия) 6. Проведен ряд международных семинаров – обсуждений в ХМАО по вопросам проектирования детских садов, современной архитектуры дошкольного образования, а также сегодня мы проводим семинар о связи современной архитектуры и вопросах работы учителей/воспитателей в современной среде. 7. Проект представлен: на Всероссийском форуме работников дошкольного образования в Сочи, на ряде мероприятий Всемирного банка (в России, Казахстане, Македонии), а также на встречах группы дошкольного образования ОЭСР (Париж и Берлин). 9
Проект детского сада в Белоярском 10
Идеи проекта нашли применение не только в ХМАО 11
Проект реконструкции требует большего внимания: 12
кв.м. ~3000 кв.м. Активное пространство на 1 ребенка 2.5 кв.м. ~9-10 кв.м.. Общее пространство здания Размер детского сада: возможности при проектировании детского сада на 220 мест
кв.м.3000 кв.м. Сценарий Снижение потребления Σ экономии (RUR) Отопление Электричество Высокий 70%30%37,837,96051,485,000 Средний 50%20%26,533,64436,104,000 Низкий 30%10%15,229,32720,722,000 Размер детского сада и энерго-эффективность: возможности при проектировании детского сада на 220 мест
15 Физическое развитие
16 Утро обычного мальчика в разных детских садах –> 6 км. Или 500 м.
Некоторые важные цитаты «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей», Сэр Майкл Барбер «Без данных ты всего лишь еще один человек со своим мнением», Андреас Шляйхер 17
Датские детские сады в разные годы 18 Изолированные комнаты Типовые решения Современная среда с 1995
3/5/ Пространство и обстановка Установившиеся режимы личной гигиены Рассуждения с использованием языка Занятия Взаимодействие Структура программы Родители и персонал Грамотность Математика Естествознание и окружающий мир Многообразие Индивидуализация Равенство
Регулирующие условия в России 20 Мин ОбрНауки ФГОС Рос Строй СНИП Экономика = неэффективно Развивающие пространства = 2,5 кв.м. Согласованность норм = низкая
Универсальный подход ориентированный на ребенка 21 Мин ОбрНауки ФГОС Рос Строй СНИП Экономика = эффективно Развивающие пространства = до 9 кв.м. в тех же пространствах Согласованность норм = высокая
Вызовы и перспективы: итог 1. Педагоги 2. Оснащение 3. Связь с оценкой качества 4. Распространение опыта 22
Спасибо за внимание! Тигран Шмис
Развивающая предметно-пространственная среда Организации (группы) должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. 1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы. Образовательное пространство Организации (группы, участка) должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе, расходными игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы). 2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей. 3) Полифункциональность материалов предполагает: возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; наличие в Организации (в группе) полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе, природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре). 4) Вариативность среды предполагает: наличие в Организации (группе) различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей. 5) Доступность среды предполагает: доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений Организации, где осуществляется образовательный процесс; свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих Организацию (группу), к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; исправность и сохранность материалов и оборудования. 6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Title of Presentation25 Области оценки качества дошкольного образования на глобальном уровне и в России Всеобъемлющие измерения как минимум по 5 областям: Физическое благополучие Социально-эмоциональное развитие Грамотность и коммуникация Познавательное развитие и подходы к учению Операции с числами и математика ФГОС Российской федерации: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; Речевое развитие художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.