Развития науки и практики управления людьми в организации 1.Основные исторические этапы развития науки управления людьми 2.Управление человеческими ресурсами.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Министерство спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации Учись побеждать! Тема 2: История развития управления Под научными основами управления.
Advertisements

Основы менеджмента в профессиональной деятельности Кафедра менеджмента Преподаватель Батурина Ольга Андреевна.
ТЕМА 2. ЭВОЛЮЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА Управленческие школы и концепции.
Менеджмент как наука управления стремится найти и разработать средства и методы, которые способствовали бы наиболее эффективному достижению целей организации,
Тема: Управленческие школы Выполнила: студентка агрономического факультета 51 группы Муканова Роза.
СОЦИАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ: ЭВОЛЮЦИЯ И КОНЦЕПЦИЯ Выполнила студентка: Стогова А.Г. p-252.
План: 1.Менеджмент как управленческая деятельность человека. 2.Формы организации менеджмента.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ Управленческие школы и концепции.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
ИСТОРИКО - ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА.
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ Курс лекций К.э.н., доцент И. П. Черная.
Основы менеджмента Подготовил: Группа ТП Ботиров Р. Б.
Тема 2. Исследование как составная часть менеджмента организации Метод, который используется для диагностики внутренних проблем, называют управленческим.
Эффективные методы по управлению персоналом Работу выполнил Студент группы 21 О Красюк С.И.
Проектный менеджмент(П.М.) Халудорова Л.Е., к.п.н., доцент.
Эволюция подходов к управлению персоналом Школа научного управления ( ) Якимова З.В. канд. психол. наук, доцент кафедра «Управление персоналом.
Подготовила: Сартаева Д. гр: 303 СД Проверила: АО «МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ АСТАНА» ФУНКЦИИ И ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.
Тема 1. Общая теория управления. Закономерности управления различными системами.
КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ШКОЛА УПРАВЛЕНИЯ
МЕНЕДЖМЕНТ И.В.Поповкин Канд.физ-мат.наук, доцент, руководитель Центра консультирования Высшей школы менеджмента ГУ-ВШЭ.
Транксрипт:

Развития науки и практики управления людьми в организации 1. Основные исторические этапы развития науки управления людьми 2. Управление человеческими ресурсами в контексте науки и практики управления людьми 3. Основные методологические подходы науки управления людьми

Понятие теории управления людьми, её предмет и объект Теория управления людьми - совокупность методов, позволяющих выработать и обосновать систему действий, допускаемых для достижения заранее поставленной цели. Объект теории управления людьми это управление людьми как процесс и как механизм. Для определения предмета теории управления людьми необходимо рассмотреть процесс формирования научной теории.

Определение парадигмы Парадигма – признанные подавляющим большинством научного сообщества научные достижения, которые в течение длительного времени дают представления о модели постановки проблем и способах их решений

Основные парадигмы Инженерно-экономическая Организационно-психологическая Гуманистическая

Первый этап развития теории управления ( гг) На этом этапе анализируется эволюция школ научного управления и вклад различных школ в теорию управления. С одержание первого этапа составляют философские и исторические основы теории управления. Изучение генезиса механизма управления и основных этапов его становления, Возникновение механизма управления и мировоззренческое философское обобщение модели механизма управления. Необходимо проанализировать исторические тенденции мирового развития науки управления; аспекты управления и сравнительные характеристики типов цивилизации.

Второй этап развития теории управления ( гг.) Определение понятия управления, системы управления, цели и функции теории управления, понятия управленческого решения и управляющие воздействия, а также основные свойства организационного управления. Формулирование на основе познания объективных законов в теории управления, соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией

Третий и четвертый этапы развития теории управления ( гг.) Формулирование на основе познания объективных законов в теории управления соответствующих правил и рекомендаций для практической деятельности руководителей и органов управления. Изучения и исследования теории управления: методика выработки и принятия решения, планирование организации, контроль, система коммуникаций и мотивации управленческой деятельности Знание законов, принципов управления помогает разработать методы управления и стиль управления организацией

Пятый и шестой этапы развития теории управления ( гг.) Изучение и исследование процессов управления, создание системы управления (функциональной структуры, организационной структуры, схемы организационных отношений, профессионализма персонала) Развитие техники управления (системы документооборота, системы связи и телекоммуникаций, автоматизированные системы управления, компьютерная и оргтехника, офисная мебель). Развитие теории управления создание методологических основ оценки эффективности управления. Этот этап включает: цели, принципы, критерии и методы оценки эффективности управления

Эволюция управленческой мысли

Школа научного управлении Ф. Тейлора ( ) Основателем школы научного управления является Фредерик Тейлор. Изначально Тейлор называл свою систему «управлением посредством заданий». Понятие «научное управление» впервые в 1910 году применил Луис Брандвйс. Фредерик Тейлор полагал, что управление как особая функция состоит из принципов, которые могут применяться к видам социальной деятельности. Основная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, базирующейся на определенных научных принципах, должно осуществляться специально разработанными методами и мероприятиями.

Основные принципы школы научного управления: Рациональная организация труда предполагает замену традиционных методов работы рядом правил, сформированных на основе анализа работы, и последующую правильную расстановку рабочих и их обучение оптимальным приемам работы. Разработка формальной структуры организации. Определение мер по сотрудничеству управляющего и рабочего, т. е. разграничение исполнительных и управленческих функций.

Основные принципы Фредерика Тейлора Научное изучение каждого отдельного вида трудовой деятельности. Отбор, тренировка и обучение рабочих и менеджеров на основе научных критериев. Равномерное и справедливое распределение обязанностей. Взаимодействие администрации с рабочими. Тейлор считал, что в обязанности руководителя входит отбор людей, способных удовлетворить рабочие требования, а затем подготовить и обучить этих людей для работы в конкретном направлении. Разработал систему дифференциальной оплаты, согласно которой рабочие получали заработную плату в соответствии с их выработкой. Система дифференцированных сдельных ставок должна стимулировать большую производительность рабочих, так как от этого повышается сдельная ставка заработной платы.

Генри Лоренс Гант (Henry Gantt) Год рождения: 1861 Место рождения: Калвер-Каунти, Мэриленд, США Дата смерти: года Год смерти: 1919 Гражданство: США

«Принципы, на которых основан диаграммный метод, просты для понимания: Первое: любая работа может быть оценена по времени, необходимому для ее выполнения. Второе: пространство, которым представляется на схеме время, должно соответствовать тому объему работ, который должен быть произведен в это время». Генри Гантт

Диаграмма Ганта (Gantt chart) – это популярный в проектном менеджменте инструмент иллюстрации календарного плана. Представляет собой ленточные диаграммы, вписанные в календарную шкалу. Длина диаграммы соответствует отрезку времени, отведенному на выполнение той или иной задачи.

Диаграмма Гантта в Microsoft Project

«Труд, заработная плата и доход» (1910), «Промышленное руководство» (1916), «Организация труда» (1919)

Именно ему принадлежит фраза: «Из всех проблем менеджмента наиболее важной является проблема человеческого фактора». Он писал: «Все, что мы предпринимаем, должно находиться в согласии с человеческой природой. Мы не можем понукать людьми; мы обязаны направлять их развитие». Он писал: «Доктрина служения -- это не просто исправно работающая экономика… Единственным условием промышленного мира является промышленная демократия…

Наследие Генри Ганта для управления производством заключается в следующем: Повышение эффективности промышленного производства возможно только при применении научного анализа и внедрения научных методов управления в практику. Взаимосвязь достигнутых целей и полученного вознаграждения : он связал размер бонуса выплачиваемый руководителям с оценкой того, насколько хорошо они научили своих сотрудников методам повышения производительности труда. Социальная ответственность бизнеса : предприятия имеют обязательства перед обществом и должны быть ответственны за использование различных ресурсов, и в частности своего персонала. Диаграмма Ганта до сих пор остается важным инструментом управления, она обеспечивает графическое отображение плана работ, удобное для контроля и отслеживания прогресса выполненных задач.

Административная (классическая) школа Анри Файоля ( ) Основателем административной школы управления является Анри Файоль ( ). Основная задача административной школы создание универсальных принципов управления, соблюдая которые организация будет успешно функционировать. Представители административной школы рассмотрели управление как универсальный процесс, состоящий из таких функций управления, как планирование, организация, мотивация, контроль и координация, Предложили систематизированную теорию управления всей организацией (с помощью деления организации на подразделения, выполняющие основные функции финансы, производство, маркетинг).

Принципы управления, сформулированные Анри Файолем Единоначалие (обеспечивает единство точки зрения, единство действия и единство распорядительства), централизация Разделение труда (специализация) Дисциплина, порядок Справедливость, власть и ответственность Вознаграждение Инициатива (обдумывание и выполнение плана) корпоративный дух и др.

Школа человеческих отношений Одним из представителей школы человеческих отношений был Фредерик Герцберг ( ). Теория человеческих отношений получила свое естественное развитие и продолжение в становлении поведенческого (бихевиористского) подхода в управлении. Сущность поведенческого подхода состоит в выявление характера поведения работника на своем рабочем месте и его продуктивности в зависимости от изменяющихся условий труда и взаимоотношений между работниками и менеджерами. Факторы повышения эффективности деятельности организации Осознание работником своих возможностей Удовлетворение, получаемое от выполняемой работы Социальное взаимодействие и наличие общих целей и интересов трудового коллектива

Количественная школа Р. Акофф ( ), Л. Берталанфи (1901–1972), С. Бир ( ). Развитие количественной школы связывают с развитием статистики и математики. Школа использовала точные науки (экономико-математические методы (ЭММ), статистику, кибернетику, теорию исследования операций) для решения управленческих задач. Представителями этой школы являются: Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир. Они способствовали более глубокому пониманию сложных управленческих проблем, применяли точные методы для принятия решений в сложных ситуациях.

Процессуальный подход Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения основных функций управления, точнее, последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Связующими процессами являются процесс коммуникаций и процесс принятия решений. В организации протекает множество процессов. М. Портер предлагает классификацию процессов, которая базируется на их роли в создании дополнительных ценностей (каждый процесс должен вносить дополнительный вклад по отношению к предыдущему процессу в ценность конечного продукта).

Процессы Основные (связаны непосредственно с производством продукции) Обеспечивающие процессы (осуществляют поддержку основных процессов (снабжение, управление персоналом и др.)) Управленческие процессы (включают процессы по установлению целей и формированию условий для их достижения)

Системный подход Исследование управления как процесса привело к широкому распространению системных методов анализа. Применение системного подхода тесно связано с использованием общей теории систем для принятия управленческих решений. Огромный вклад в это научное направление сделали такие ученые, как Дж. Лорш, П. Лоу-ренс, Э. Г. Юд Основная идея системной теории заключается в том, что любое решение (действие) имеет последствия для всей системы. Системный подход в управлении позволяет избежать ситуации, когда принятое решение в одной области превращается в проблему для другой. По мере усложнения связей организации с внешней средой акцент переносится на выявление и описание ее неразрывной связи с внешним миром. В результате в 70-х гг. XX в. сформировались черты модели организации как открытой системы. Была дана характеристика внешней среды как совокупности факторов, воздействующих па функционирование организации и находящихся за ее границами и др.

Ситуационный подход Ситуационный подход заключается в, так называемом, увязыванием различных приемов и концепций с конкретными ситуациями функционирования предприятия для достижения своих целей. Ситуационный подход концентрируется на ситуационных различиях между предприятиями и внутри самих предприятий, пытается определить значимые переменные ситуации и их влияние на эффективность деятельности предприятия. Были сформулированы следующие внутренние переменные: цели, структура, ресурсы, культура организации. Именно вариативность внутренних переменных предопределяет возможность решения проблемы гибкости и адаптивности к внешней среде. Ситуационный подход внес большой вклад в развитие теории управления. Он содержит конкретные рекомендации по применению научных концепций, принципов, методов в зависимости от сложившейся ситуации и условий внешней среды.

Вопросы для обсуждения 1. Каковы основные этапы процесса формирования научной теории? 2. Эволюция теории управления на различных этапах? 3. Какая основная мысль школы человеческих отношений? 4. Основные подходы в изучении теории управления?

Вопросы к аудитории: 1)В какой сфере общества применяют диаграммы Ганта? 2)Возможно ли применение диаграмм Ганта в повседневной жизни для рационального распределения времени? 3)Предложите несколько идей по применению диаграмм с определенной деятельности.