Председатель территориальной ПМПК г.Архангельска Ляпина И.С. «Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ разных категорий»

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМИССИЙ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ» НОРМАТИВНО - ПРАВОВОЕ.
Advertisements

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ, детей-инвалидов в Федеральном законе от –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Организация инклюзивной образовательной среды в образовательной организации РУКОВОДИТЕЛЬ ГРЦ ИПИО МГППУ, К.ПСХ.Н. – Самсонова Елена Валентиновна.
Профессиональная компетентность педагога в осуществлении инклюзивного образования в условиях перехода к ФГОС дошкольного образования ГБОУ ВПО МО «АСОУ»
Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга 1357-р от г. «Об утверждении Методических рекомендаций по организации вариативных форм.
Модель психолого- педагогического сопровождения образовательного процесса в условиях введения ФГОС общего образования Баранова Юлия Юрьевна, руководитель.
ФЗ ОТ Г. 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ПРИКАЗ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ОТ Г «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ.
Федеральный закон «Об образовании» от г. 273 Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от года 1155 «Об утверждении.
Модель и условия реализации адаптированной образовательной программы для детей с ОВЗ в образовательной ОВЗ в образовательнойорганизации ГБОУ Центр диагностики.
Проектирование образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей Данный раздел содержит специальные условия для получения.
Проектирование программы коррекционной работы Куликова О.А., зав. кабинетом коррекционной педагогики БОУ ОО ДПО (ПК)С «ОИУУ»
Приказ Министерства образования и науки РФ ОТ 30 АВГУСТА 2013 Г. N 1014 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Ресурсный центр психолого - педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья г. Котовска.
Вариативные формы инклюзивной практики в ДОО методист Центра дошкольного образования Еремина Татьяна Юрьевна.
1 Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Департамент образования и молодежной политики Нормативно-правовое обеспечение организации инклюзивного образования.
Пенза, 2014 Порядок организации и осуществления деятельности психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)
Россия Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в России на рубеже 1980 – 1990 гг. В Москве в 1991 году по инициативе московского Центра.
БМАДОУ 41 «Особенности коррекционной работы и инклюзивного образования в ДОО в соответствии с требованиями ФГОС ДО»
Быкова Марина Борисовна, заведующий ЦПМПК. Ст. 2 дается понятие обучающегося с ограниченными возможностями здоровья как физического лица, имеющего недостатки.
Транксрипт:

председатель территориальной ПМПК г.Архангельска Ляпина И.С. «Описание специальных образовательных условий для детей с ОВЗ разных категорий»

инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей (п.27 ст.2 ФЗ 273)

В ФЗ 273, закреплены права лиц с ОВЗ на получение качественного, без дискриминационного образования: Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (п.п.1. п.5, ст. 5). Общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися (ст.79). Образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ст.79). Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (п.3 ст.55). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием (ст.79). Органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают получение профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования (ст.79). При получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья предоставляются бесплатно специальные учебники и учебные пособия, иная учебная литература, а также услуги сурдопереводчиков и тифлосурдопереводчиков (ст.79). Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность (ст. 79). Предоставление условий для обучения с учетом особенностей психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции (п.п.2 п 1 ст.43).

В ФЗ от закреплены обязанности руководителя образовательной организации «…обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям, соответствие применяемых форм, средств, методов обучения и воспитания возрастным, психофизическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям обучающихся» (ст. 28, п.п.1 п.6, п.7); педагогических работников «учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями» (п.1.6 ст. 48).

Согласно п.21 раздела II приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии» структура коллегиального заключения ПМПК включает: 1. Обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и/или психическом развитии и/или отклонений в поведении. 2. Рекомендации по созданию специальных условий обучения: 2.1. образовательная программа; 2.2. рекомендуемая образовательная организация (класс, группа) и форма получения образования; 2.3. психолого-медико-педагогическое сопровождение (необходимое сопровождение специалистами, рекомендации по созданию специальных условий, срок и показания к повторному обследованию на ПМПК; иное.

Разработаны два варианта заключений ПМПК: 1 вариант – в случае согласия родителей на обучение и воспитание ребенка в условиях специально созданной группы, класса, образовательной организации для той или иной категории детей с ОВЗ. В данном варианте указывается необходимость обучения ребёнка по адаптированной основной образовательной программе с указанием формы получения образования и условий, необходимых для обучения и воспитания. 2 вариант – в случае предполагаемой эффективности инклюзивного обучения, при отказе родителей от обучения и воспитания в условиях специально созданной группы, класса, образовательной организации для той или иной категории детей с ОВЗ, либо территориальной недоступностью необходимого варианта учреждений, рекомендуется инклюзивное обучение в условиях общеобразовательной группы, класса. Здесь особое внимание уделяется на определение специальных условий (организационное, психолого-педагогическое и кадровое обеспечение), а также прилагаются краткие рекомендации по организации обучения и воспитания данного ребёнка в условиях общеобразовательного класса, группы.

Уч. год Распределение обращений в ПМПК по возрасту и уровню обучения детей 0-3 лет 3-7 летI ур.II- III ур. итого из них детей- инвалидов не вели учет Сравнительная численность обращений и сессий ПМПК в и в уч. годах

Основными механизмами достижения максимальной доступности и индивидуализации образования для различных категорий обучающихся являются: разработка вариативного индивидуального образовательного маршрута ребенка с ОВЗ в рамках образовательного учреждения, разработка адаптированной образовательной программы, создание специальных образовательных условий, соответствующих потребностям разных категорий детей с ОВЗ. создание инклюзивной образовательной среды

Создание специальных образовательных условий, необходимых для детей с ОВЗ всех категорий, подразделяются на следующие общие направления: 1. организационное обеспечение: нормативно-правовая база, организация сетевого взаимодействия, организация медицинского обслуживания и питания, финансовое обеспечение, информационное обеспечение, материально-техническое (включая архитектурное) обеспечение. 2. психолого-педагогическое обеспечение: программно-методическое обеспечение образовательного процесса, психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении. 3. кадровое обеспечение.

Под специальными условиями, необходимыми для получения образования обучающимися с ОВЗ в Федеральном законе от «Об образовании в Российской Федерации» понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ (п.3 ст.79)

Целостная система специальных образовательных условий: начиная с предельно общих, необходимых для всех категорий детей с ОВЗ, до индивидуальных, определяющих эффективность реализации образовательного процесса и социальной адаптированности ребенка в соответствии с его особенностями и возможностями. Где отражаются условия, необходимые для организации обучения каждого конкретного ребенка с ОВЗ? Заключение ПМПК является законодательно поддержанным основанием для определения и создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ (п.23 р.II приказа Министерства образования и науки РФ от 20 сентября 2013 года 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии»). ИПР ребенка-инвалида, которая является обязательной для исполнения всеми без исключения органами, предприятиями, организациями. Данные специальные условия могут быть созданы еще до момента поступления ребенка в ОО. Рекомендация ПМПк после проведенной диагностики, где раскрываются те условия, которые необходимы конкретному ребенку.

Рекомендации по созданию специальных условий для получения образования обучающимися с нарушениями опорно-двигательного аппарата Учитывая особые образовательные потребности детей с нарушениями ОДА, необходимо создавать в школе следующие специальные условия: создание безбарьерной архитектурно-планировочной среды, соблюдение ортопедического режима, осуществление профессиональной переподготовки педагогов для работы с данной категорией детей, наличие рекомендаций лечащего врача к определению режима допустимой нагрузки, организация коррекционно-развивающих занятий, организация медицинского сопровождения, организация работы по формированию навыков самообслуживания и гигиены, организация логопедической помощи, подбор мебели, предоставление возможности передвижения в доступной для него форме, наличие персонала, оказывающего физическую помощь.

1. Организационное обеспечение п/ п Направления организационного обеспечения Локальные акты образовательной организации 1.Нормативно- правовое обеспечение 1. Внесение изменений в Устав в части совместного обучения (воспитания), включая организацию совместных учебных занятий, досуга, различных видов дополнительного образования лиц с ОВЗ и лиц, не имеющих таких ограничений. 2. Программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы, адаптированной образовательной программы и/или индивидуального учебного плана. 3. Положение об организации инклюзивного образования в общеобразовательной организации (особенности организации обучения и воспитания детей с ОВЗ в ОО). 4. Положение о ПМПк с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало учебного года), должностные обязанности членов ПМПк и т.п. 5. Положение об организации психолого-педагогического сопровождения учащихся с ОВЗ. 6. Договор о сотрудничестве с ППМС-центром. 7. Договор о сотрудничестве со специальным (коррекционным) образовательным учреждением VI вида (при необходимости). 8. Положение о разработке и реализации индивидуальной образовательной программы (плана). 9. Положение о системе оплаты труда в ОО (в части выплат стимулирующих доплат). 2. Организация медицинского обслуживания 1. По договору с учреждением (организацией) здравоохранения по сопровождению детей врачом- ортопедом и врачом-неврологом. 2. Организация лечебно-восстановительных мероприятий: медикаментозная терапия, лечебная физкультура, массаж, психотерапевтическое воздействие. 3. Организация питания Создание комфортных условий приема пищи: - сервировка стола; - организация проезда коляски к столу; - использование специальных столовых приборов, помогающих детям принимать пищу; помощь взрослого (тьютора, родителя) во время приема ребенком пищи и др.

4. Организация взаимодействияс родителями ребенка с ОВЗ На основе договора с родителями учащегося с ОВЗ. 5.Материально-техническое обеспечение (адаптация среды для детей с нарушениями опорно- двигательного аппарата) Общешкольное пространство Учебное пространство класса транспорт, оборудованный для перевозки инвалидов, внутренний и внешний пандус, поручни и ручки-скобки, специально оборудованные туалеты, лифт для зданий, имеющих более 1 этажа, ступенькоходы, съезды на тротуарах, приспособление для дверей (автоматическое открывание), установка входной дверной группы, обеспечивающей беспрепятсвенный доступ в здание детей-инвалидов, специально оборудованные спортивный зал, медицинский кабинет, мастерские для развития профессиональных навыков, место для приема пищи, система биологической обратной связи. пространство для передвижения коляски, место для отдыха, вертикализатор, медицинские кушетки для обучения детей, наклонные парты для обучения детей стоя и др. Универсальный АПК учителя (по количеству детей в классе): интерактивная доска, мультимедийный проектор, портативный ПК с оборудованием для его работы, система организации беспроводной цепи, многофункциональное устройство, акустическая система, видеокамера. АПК для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата: специализированный программно-технический комплекс для обучающихся с ОВЗ, гарнитура, беспроводной компьютерный джойстик в комплекте с двумя выносными кнопками, беспроводной ресивер, беспроводная компьютерная кнопка большая, беспроводная клавиатура с большими кнопками и разделяющей клавиши накладкой Дополнительные кабинеты: монтессори-кабинет, кабинет педагога-психолога, кабинет учителя-логопеда, кабинет учителя-дефектолога, сенсорная комната, кабинет развития жизненных компетенций (СБО), специально оборудованные мастерские для развития профессиональных навыков, кабинеты ЛФК со специальным оборудованием (маты, мягкие модули, вертикализатор, велотренажеры, коврики,степ-платформы, лечебные тренажеры и др.). Индивидуальное оборудование для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: средства передвижения: кресло-каталка (с ручным или электрическим приводом), средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, ложки). специальные приборы для обучения (ручки и карандаши-держатели, утяжелители для рук, устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, электронные книги, лупа (если зрительные нарушения), тренажеры для развития манипулятивных функций рук. приборы для коммуникации, средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.).

2. Психолого-педагогическое обеспечение п/ п I. Программно-методическое обеспечение 1. Программы Учебно-дидактическое обеспечение. Общеобразовательные программы начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования Образовательная программа разрабатывается школой самостоятельно на основе государственного образовательного стандарта, примерных программ по учебным предметам федерального компонента, программ регионального и школьного компонентов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей учащихся Для разработки программы коррекционной работы в структуре основной общеобразовательной программы для каждой ступени образования и адаптированной образовательной программы, включающей индивидуальный учебный план, можно использовать следующие программы и учебно-методические комплексы (или примерные программы в соответствии с ФГОС для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата): Программы специальных (коррекционных) учреждений VI вида, в зависимости от структуры нарушений у ребенка могут быть использованы и иные программы с I по VIII вид. Программы логопедических занятий и уроков физкультуры в начальных классах школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., Программы начальных классов школ для детей с последствиями полиомиелита и церебральным параличом (русский язык, математика, ручной труд). - М., Программы специальной общеобразовательной школы для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 1-4 классы. В.В. Воронкова. Программы специальных (коррекционных) школ 8 вида: 5-9 классы, под ред. В.В.Воронковой, М.ВЛАДОС 2010 г.

2. Направления коррекционной работы 2.1Коррекция нарушенных функций Мастюкова Е. М. Ипполитова М. В. Коррекционная работа в специальных школах для детей с последствиями полиомиелита и церебральными параличами. - М., Медико-педагогическая коррекция детей с патологией опорно- двигательного аппарата / Сост. Н. Ф. Дементьева. - М., Дети с церебральными параличами: пути обучения и коррекции нарушенных функций / Под ред. М. В. Ипполитовой. - М., Евтушенко С. К. (ред.). Новые технологии в реабилитации церебрального паралича. - Донецк, Лечебная физическая культура Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. - М., Петрунина С.В. Методические приемы двигательной реабилитации инвалидов с ДЦП. - Пенза, Шоо Михаэль. Спортивные и подвижные игры для детей и подростков с нарушениям и опорно­двигательного аппарата. - М.: Асабепна, Малюкова И.Б. Абилитация дегей с церебральными параличами: формирование движений. Комплексные упражнения творческого характера: практическое пособие. - М.: ГНОМ и Д, Развитие речи Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

п/ п I.Психолого-педагогическое сопровождение Направления работы Программно-методическое обеспечение Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках психолого-медико-педагогического консилиума или специалистами ППМС- центра или Окружного ресурсного центра по развитию инклюзивного образования Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. Методические рекомендации для руководителей образовательных учреждений. Серия Инклюзивное образование. МГППУ 2012 г. Сопровождение тьютором (по рекомендации ПМПК, ИПР) «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях реализации инклюзивной практики в образовательных учреждениях» Серия Инклюзивное образование. МГППУ.2012 Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с психологом по формированию коммуникативных навыков, навыков социального функционирования не менее 2-х часов в неделю. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших школьников с детским церебральным параличом. М., Альфа Шипицына Л. М.. Мамайчук И. И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. -М.: Владос Занятия (индивидуальные или подгрупповые) с дефектологом по формированию необходимых учебных навыков не менее 2-х часов в неделю Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. - СПБ., Левченко И.Ю., Приходько О.В. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. - М.: Академия, Занятия с логопедом (индивидуальные или подгрупповые) по развитию коммуникативных функций речи, пониманию речи, коррекции специфических нарушений устной и письменной речи не менее 2-х часов в неделю Речевые нарушения и пути их коррекции у детей с гиперкинетической формой церебрального паралича. - М., Данилова Л. В., Стока К., Казицина Г. Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. - СПб., Дедюхина Г.В., Кириллова Е.В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. - М.: Издательский центр «Техинформ» МАИ, 1997.

Кадровое обеспечение образовательного процесса Наличие педагогических работников, прошедших повышение квалификации в области инклюзивного образования не менее 72 часов: учителя, учитель-дефектолог, педагог-психолог, учитель-логопед, тьютор, педагоги дополнительного образования, координатор по инклюзии.

Список используемой литературы Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Закон Российской Федерации от ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» -. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 сентября 2013 года N 1082«Положение о психолого-медико-педагогической комиссии». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013 г. N 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования». Письмо Министерства образования и науки РФ от АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами». Приказ Минздравсоцразвития России 593 от 14 августа 2009 г «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование. Выпуск 2. - Москва: Школьная книга, Дмитриева Т.П. Организация деятельности координатора по инклюзии в образовательном учреждении. Инклюзивное образование. Выпуск 3.- Москва: Школьная книга, Материалы сайта Министерства образования и науки РФ Материалы сайта Организация инклюзивного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: Учебное пособие /Отв. Ред. С.В.Алехина, Е.Н.Кутепова. – М.: МГППУ, Организация специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации /Отв. ред. С.В. Алехина. М.: МГППУ, 2012.

Любят все чернику очень, Ягодки чернее ночи. Знаем все мы вкус их сладкий Лучше даже шоколадки. И, как после шоколада, Деткам умываться надо!