это область приложения научных знаний о человеке к проектированию предметов, систем и окружений, используемых им. Наиболее распространенное понятие эргономики: это наука об оптимизации трудовой деятельности человека, а также о соответствии различных технических объектов психологическим и физиологическим аспектам деятельности человека.
История развития эргономики Эргономика возникла в 1920-х годах, в связи со значительным усложнением техники, которой должен управлять человек в своей деятельности.1920-хтехникичеловек Термин «эргономика» был принят в Великобритании в 1949 году Термин 1949 году В СССР в 1920-е годы предлагалось название «эргология»СССР
Современная эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.
микроэргономика - исследование и проектирование систем "человек-машина", например, создание интерфейсов программных продуктов; мидиэргономика - исследование и проектирование систем "человек-коллектив", "коллектив-организация", "коллектив- машина", "человек-сеть". К примеру, мидиэргономика занимается исследованием взаимодействия людей на работе при решении рабочих задач, проектированием структуры компании, правильным проектированием помещений, планированием графика работ, расписания занятий, безопасностью и гигиеной труда; макроэргономика - исследует системы "человек- общество", "организация-система организаций".
Эргономичность мебели - когда размеры и формы мебели обеспечивают анатомически правильное положение позвоночника, в результате, утомляемость сотрудника на рабочем месте сводится к минимуму.
Советы специалистов по эргономике для оптимизации рабочего места: средняя зона охвата рук человека на рабочем столе должна быть см, причем: ближняя зона - область, которая охватывается рукой с прижатым к туловищу локтем, а дальняя зона - область вытянутой руки; все, что необходимо для ежедневной работы: шкафы, полки, тумбы телефон - должны находиться на расстоянии вытянутой руки;
клавиатуру компьютера необходимо отодвинуть от края стола и опереть кисти рук о специальную площадку (подушечку), чтобы избежать растяжения кисти. Еще лучше - держать локти параллельно поверхности стола и под прямым углом к плечу; клавиатура должна располагаться в см от края стола (в зависимости от длины локтя) - в таком случае нагрузка будет приходиться не на кисть, а на более "мясистую" часть локтя; глубина компьютерного стола должна быть такой, чтобы полностью положить локти на стол, при этом, отодвинув клавиатуру к монитору; монитор лучше всего располагать на расстоянии вытянутой руки, т.к. слишком близкое расположение монитора может ухудшать зрение; для глаз лучше всего, когда монитор располагается на см ниже глаз, чтобы смотреть на монитор слегка сверху, а также хорошо, когда монитор слегка отклонен назад, так, как отклоняют при чтении книгу;
экран монитора не должен публиковать; можно использовать специальную компьютерную мышь нового поколения, производимую немецким производителем кресел Dauphin, одним из лидеров в области эргономики - мышь отображает на мониторе положение позвоночника, для того, чтобы убедиться, что кресло отрегулировано правильно; пространство под столешницей должно быть не меньше 74 см, тогда будет обеспечиваться необходимое пространство для ног; эргономичными считаются полукруглые, а не прямоугольные столы, которые позволяют сотруднику совмещать различные виды деятельности, например: работа с бумагами, компьютерная, дополнительное рабочее пространство слева для телефона, бумажных документов и поле справа для хранения книг, справочников и т.п. К такому столу устанавливается вращающееся, на колесиках кресло, позволяющее передвигаться из одной рабочей зоны стола в другую;
самые эргономичные столы - модульные, которые можно дополнить каким-либо модулем, или, наоборот, убрать лишнее, в зависимости от размеров офисной площади и предназначения стола; кресла или стулья должны иметь опору на пяти ножках, лучше всего на колесиках; ноги должны опираться удобно на пол или специальную подставку для ног; специальные полки и подставки самых различных модификаций на столе позволяют экономить рабочее пространство и освобождать основную поверхность стола, кроме того, позволяют расставить на различных полках папки с документами или справочники; офисные перегородки из специального материала позволяют отгородить в больших помещениях для каждого сотрудника индивидуальное рабочее место, что приглушает шум, а также создает некоторую уединенность каждому сотруднику;
лучше всего для хранения различных бумаг, папок, книг выбирать стеллажи с закрытыми дверцами, которые предохраняют от книжной пыли, которая является аллергеном; электрические шнуры должны быть вынесены за пределы рабочей зоны столешницы, хорошо закрепляться и проходить по кабельному каналу; читая книги или различные бумаги, лучше всего, когда расстояние от них до глаз составляет не менее 30 см; освещение над рабочим столом лучше всего располагать так, чтобы оно было слева и немного сверху.
Человек и компьютер Информатика определяет сферу человеческой деятельности, связанную с процессами хранения, преобразования и передачи информации с помощью компьютера. В процессе изучения информатики надо не только научиться работать на компьютере, но и уметь целенаправленно его использовать для познания и созидания окружающего нас мира.
через каждый час работы на компьютере надо делать перерыв минут на 15 для отдыха глаз; через каждые 2-3 часа работы за столом надо встать, пройтись немного, если есть возможность - выполнить небольшие гимнастические упражнения, потянуться, сделать наклоны туловищем вперед-назад, вправо-влево; один раз в час - под столом выполнить небольшие упражнения для ступней ног: поднять ступни на носочки, затем опустить на пятки, потом напрячь ноги и расслабить, и так несколько раз, это надо выполнять для лучшего кровообращения ног; один раз в 2 часа - выполнить упражнения для мышц шеи: наклонять голову вперед- назад, вправо-влево, совершить вращение головой в одну сторону, затем в другую - необходимо для наилучшего кровообращения головы; регулярно проветривать помещение, причем, в любую погоду - недостаток кислорода приводит к кислородному голоданию головного мозга и к преждевременной усталости; хорошо, если в офисном помещении находятся зеленые растения, которые очищают воздух, насыщают его кислородом, кроме того, способствуют более комфортной обстановке; в течение рабочего дня пить побольше жидкости, и не только кофе, но и травяной чай, минеральную воду с лимоном, чай из шиповника; включать в свой рацион питания побольше фруктов и овощей - различных салатов, морковного сока, тушеной и тертой моркови; в случае необходимости небольшого перекуса между основными приемами пищи - лучше всего отдавать предпочтение орехам, фруктам, йогуртам.
Согласно исследованиям Каролинского института в Стокгольме: 33% работающих европейцев жалуются на боли в пояснице, 23% - на быструю утомляемость, 23% - на боли в области шеи и плеч, 15% - на головные боли. Подобные недомогания типичны для тех, кто проводит много времени в офисе перед компьютером. Существует даже такое понятие, как "офисный синдром": частые головные боли, повышенные утомляемость и раздражительность, ухудшение зрения, эмоциональная напряженность. Развитые страны теряют миллионы долларов на лечение своих сотрудников из-за различных болезней, связанных с неправильными условиями труда. Поэтому все больше финансируются самые различные исследования в области эргономики, позволяющей улучшить условия труда. Самые дорогие исследования в эргономике проводятся при помощи автомобилестроительных компаний, производителей офисной мебели. Благодаря применению правил эргономики в офисах экономится до 30% времени.
Компьютер – электрический прибор Компьютер является электрическим прибором, поэтому для собственной безопасности нужно помнить, что к каждому рабочему месту подведено опасное для жизни напряжение. Техника, с которой вы будете работать, достаточно нежная, поэтому соблюдайте следующие правила: Если вы обнаружили какую-либо неисправность, немедленно сообщите об этом преподавателю. Не работайте на неисправном оборудовании! Не включайте и не выключайте компьютеры самостоятельно. Не дергайте и вообще не трогайте различные провода. Не стучите по клавиатуре и мышке. Не садитесь за клавиатуру с грязными руками.