ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Часть 2.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
Advertisements

ГБДОУ д/с уч.год. Психолого-педагогические условия Развивающая предметно-развивающая среда Кадровые условия Материально-технические условия.
Организация предметно- пространственной среды в дошкольной организации в соответствии с проектом ФГОС.
Требования к развивающей предметно - пространственной среде.
Развивающая предметно – пространственная среда в соответствии ФГОС.
способное обеспечивать социально – культурное становление дошкольника удовлетворять потребности актуального и ближайшего творческого развития ребенка.
СОЗДАНИЕ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО- ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Соломенникова О.А. заведующий кафедрой дошкольного.
Развивающая предметно- пространственная среда По ФГОС.
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО». Какие требования включает в себя ФГОС ДО? Требования к результатам освоения ООП ДО Требования к содержанию ООП ДО Требования.
часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем.
Предметно-пространственная развивающая среда – основа реализации образовательной программы дошкольного образования.
МБДОУ 171«Зеленый огонек», г.Архангельск, пр. Советских космонавтов, 193 «Созджание развивающей среды по физическому развитию В соответствии с ФГОС» Асеева.
«Актуальные вопросы психологического сопровождения введения ФГОС ДО» I. Теоретическая часть «Организация психолого-педагогического сопровождения образовательного.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение 74 – детский сад комбинированного вида Методическое объединение для воспитателей по теме:
Экспресс-опрос «Знатоки ФГОС ДО» Подготовила Заместитель заведующей: Кишларь О.Г.
ProPowerPoint.ru Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении.
РЕАЛИЗАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В НЕГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КИРИЛЛОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) дошкольного образования. Требования Стандарта дошкольного образования к организации развивающей.
ДС 174 Старший воспитатель. Приказ Минобрнауки России N 1155
Работу выполнила: воспитатель первой категории Карташова Т.М.
Транксрипт:

ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах Часть 2

Психолого-педагогические условия реализации программы Психолого – педагогические условия 1 Уважительное отношение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях. 2 Использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям. 3 Построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми, ориентированного на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития. 4 Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности. 5 Поддержка инициативы и самостоятельности детей в специфических для них видах деятельности. 6 Возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. 7 Защита детей от всех форм физического и психического насилия. 8 Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укрепления их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность,.

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей П ФГОС ДО – условия соответствуют специфике дошкольного возраста и предполагают: 1. Обеспечение эмоционального благополучия -через непосредственное общение с каждым ребенком; -через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям 1. Обеспечение эмоционального благополучия -через непосредственное общение с каждым ребенком; -через уважительное отношение к каждому ребенку, его чувствам и потребностям 2 Поддержка индивидуальности и инициативности детей -через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -через недерективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.) 2 Поддержка индивидуальности и инициативности детей -через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; -через создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей; -через недерективную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и др.)

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей 3 Установление правил взаимодействия в разных ситуациях Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья 3 Установление правил взаимодействия в разных ситуациях Создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащих к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья 4 Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующейся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка) -через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; -через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; -через оценку индивидуального развития детей 4 Построение вариативного развивающего образования, ориентированного на уровень развития, проявляющийся у ребенка в совместной деятельности со взрослым и более опытными сверстниками, но не актуализирующейся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития каждого ребенка) -через создание условий для овладения культурными средствами деятельности; -через организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественно-эстетического развития детей; -через поддержку спонтанной игры детей, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства; -через оценку индивидуального развития детей 5 Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в контексте ФГОС ДО 1 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: -возможность общения и совместной деятельности детей ( в том числе детей разного возраста) и взрослых; -двигательную активность детей; -возможность для уединения (п ФГОС ДО); -реализацию различных образовательных программ; -в случае организации инклюзивного образования – необходимые для него условия; -учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; -учет возрастных особенностей (п.3.3.3ФГОС ДО); 2 Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: -содержательно – насыщенной; -трансформируемой; -полифункциональной; -вариативной; -доступной; -безопасной( п.3.3.4ФГОС ДО);

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в контексте ФГОС ДО 3 Развивающая предметно-пространственная среда должна отражать содержание образовательных областей: -социально-коммуникативное развитие; -познавательное развитие; -речевое развитие; -художественно-эстетическое развитие; -физическое развитие 4 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: в раннем возрасте (1 – 3 года): -предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; -экспериментирование с материалами и веществами; -общение с взрослыми и совместные игры со сверстниками под руководством взрослого; -самообслуживание и действия с бытовыми предметами-орудиями; -восприятие смысла музыки, сказкой, стихов; -рассматривание картинок; -двигательная активность

Требования к развивающей предметно- пространственной среде в контексте ФГОС ДО 4 Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать различные виды детской деятельности: для детей дошкольного возраста (3 года - – 8 лет): -игровая; -коммуникативная; -познавательно-исследовательская; -восприятие художественной литературы и фольклора; -самообслуживание и элементарный бытовой труд; -конструирование из разного материала; -изобразительная (рисование, лепка, аппликация; -музыкальная; -двигательная

Характеристика развивающей предметно- развивающей среды ( п ФГОС ДО ) Характеристика предметно- пространственной среды Содержание 1Насыщенность среды должна соответствовать: возрастным возможностям детей; содержанию программы Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем и материалами. Насыщенность среды обеспечивает: -игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами

Характеристика развивающей предметно- развивающей среды (п ФГОС ДО ) Характеристика предметно- пространственной среды Содержание -двигательную активность, развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; -эмоциональное благополучие детей 2 Трансформируемость пространства Возможность изменений предметно- пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от имеющихся интересов и возможностей детей 3Полифункциональность материалов -возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например: детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.; -наличие полифункциональных предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности

Характеристика развивающей предметно- развивающей среды (п ФГОС ДО) Характеристика предметно- пространственной среды Содержание 4Вариативность-наличие различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей; -периодическая сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую деятельность детей 5 Доступность-доступность для воспитанников, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей –инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

Характеристика предметно- пространственной среды Содержание -свободный доступ детей, в том числе для детей с ограниченными возможностями здоровья и для детей –инвалидов, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; -исправность и сохранность материалов и оборудования 6Безопасность Соответствие всех элементов предметно- пространственной среды требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. Характеристика развивающей предметно- развивающей среды (п ФГОС ДО)

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Познавательно-исследовательская деятельность Сенсорное развитие Игровые комнаты групп --Объекты для исследования в действии (доски- вкладыши, мозаика, палочки Кюизенера, наборы кубиков и др.); -дидактические игры на развитие психических функций – мышления, памяти, воображения Познавательное развитие Методический кабинет, игровые комнаты групп Объекты для исследования в действии (наборы для опытов с водой, воздухом, светом, магнитами, песком, коллекции); -образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.); -материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Формирование элементарных математических представлений Игровые комнаты групп -объекты для исследования в действии (палочки Кюизенера, блоки Дьенеша др.); -образно-символический материал (головоломки, лабиринты); -нормативно-знаковый материал (календарь, карточки, кубики с цифрами, линейки и т.д.); -развивающие игры с математическим содержанием; - домино, шашки, шахматы Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Методический кабинет, игровые комнаты групп -образно-символический материал ; -нормативно-знаковый материал ; -настольно-печатные игры; -электронные материалы (видеофильмы,с айд-шоу различной тематики); -справочная литература (энциклопедии)

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей Методический кабинет, игровые комнаты групп -образно-символический материал ; -нормативно-знаковый материал ; -настольно-печатные игры; -электронные материалы (видеофильмы,слайд-шоу различной тематики); -справочная литература (энциклопедии) Коммуникативная деятельность Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Все пространство детского сада -картотека словесных игр; -настольные игры (лото, домино); -нормативно-знаковый материал; -игры на развитие мелкой моторики; -развивающие игры («Найди по описанию», «Что сначала, что потом», шнуровки, вкладыши и др.);

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Коммуникативная деятельность Развитие свободного общения со взрослыми и детьми Все пространство детского сада -алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; -художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; -картины, иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; -игры -забавы Развитие всех компонентов устной речи Методический кабинет, все пространство детского сада // -----

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Восприятие художественной литературы и фольклора Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений -развитие литературной речи; -приобщение к словесному искусству Методический кабинет, все групповые помещения, музыкальный зал, участок учреждения -художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; -справочная литература (энциклопедии) -аудио- видеозаписи литературных произведений; -образно-символический материал ( игры «Парочки», «Литературные герои», пазлы); -различные виды театров; -ширма для кукольного театра; -детские театральные костюмы, атрибуты для костюмов и постановок 8 -игрушки – персонажи;

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение -игрушки-предметы оперирования; --алгоритмы (схемы) для обучения рассказыванию, мнемотаблицы для заучивания стихов; -картотека подвижных игр со словами; -картотека потешек, загадок, пословиц и других форм литературного творчества; -книжные уголки в группах; -материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек Игровая деятельность Развития навыков и умений игровой деятельности Игровые комнаты всех групп, участок детского сада Игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; - игрушки –предметы оперирования; -маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта);

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение -полифункциональные материалы; -игры «На удачу», «На умственную компетенцию детей»; -строительный материал; -конструкторы; -детали конструктора; -материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек; Приобщение к элементарным общепринятым нормам Все пространство учреждения -художественная литература для чтения детям и для чтения самими детьми;

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение И правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным) -настольные игры соответствующей тематики; -альбомы «Правила группы», «Правила безопасности»; -игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; -игрушки-предметы оперирования; -маркеры игрового пространства; -материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Все помещения групп-иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; -атрибуты для сюжетно-ролевых игр («Семья», «Поликлиника» и др.); -уголок ряжения; -игрушки-персонажи и ролевые атрибуты;

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности Все помещения групп-настольные игры соответствующей тематики; -этнокалендарь; -фотоальбомы воспитанников; -нормативно-знаковый материал Формирование патриотических чувств Игровые комнаты всех групп -иллюстративный материал, плакаты для рассматривания; -художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; -дидактические наборы соответствующей тематики; --этнокалендарь; -фотоальбомы воспитанников; -образно-символический материал (наборы картинок для выстраивания временных рядов,

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Формирование патриотических чувств Игровые комнаты всех групп -для иерархической классификации); -нормативно-знаковый материал Формирования чувства принадлежности к мировому сообществу Игровые комнаты всех групп -художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; -дидактические наборы соответствующей тематики; -справочная литература; -образно-символический материал (наборы картинок на исторические темы для выстраивания временных рядов, для иерархической классификации); -этнокалендарь; -фотоальбомы воспитанников; -коллекции; - нормативно-знаковый материал

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Формирований представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них; -приобщение к правилам безопасного поведения Все пространство учреждения (коридоры, холлы и др.), участок учреждения -иллюстративный материал, картины, плакаты для рассматривания; -видеофильмы для детей; -дидактические наборы соответствующей тематики; -художественная литература для чтения детям и чтения самими детьми; -энциклопедии; -игрушки-предметы оперирования; -игрушки-персонажи и ролевые атрибуты; -маркеры игрового пространства )детская, кукольная мебель, предметы быта) с учетом правил безопасности

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Конструирование из разного материала Развитие навыков и умений конструктивной деятельности Методический кабинет, игровые комнаты групп -образно-символический материал (наборы картинок, календари погоды, природы, карты, атласы, глобусы и т.д.); -строительный материал; -конструкторы напольные; -детали конструктора настольного; -плоскостные конструкторы; -бумага, природные и бросовые материалы; -материалы, учитывающие интересы мальчиков и девочек

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Самообслуживание и элементарный бытовой труд Развитие навыков и умений конструктивной деятельности Методический кабинет, игровые комнаты групп, физкультурный и музыкальный залы, участок детского сада -игрушки-предметы оперирования; -маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); -атрибуты для с/р игр «Семья», «Магазин», «Парикмахерская», «Больница», «Ателье», «Библиотека», «Школа» др.; -полифункциональные материалы; -материалы для аппликации, конструирования из бумаги; -природные, бросовые материалы; -материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Самообслуживание и элементарный бытовой труд Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Всё пространство детского сада -игрушки-предметы оперирования; -маркеры игрового пространства (детская, кукольная мебель, предметы быта); -полифункциональные материалы; -образно-символический материал (виды профессий); -настольно-печатные игры (лото «Профессии», «Кто что делает»; --материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Музыкальная деятельность Развитие навыков и умений музыкально- художественной деятельности: -приобщение к музыкальному искусству Кабинет музыкального руководителя, физкультурный и музыкальный залы, игровые комнаты групп -музыкальный центр; -пианино; -разнообразные музыкальные инструменты для детей; -подборка аудиозаписей с музыкальными произведениями; -пособия, игрушки, атрибуты; -различные виды театров; -ширма для кукольного театра; -детские и взрослые костюмы; -детские хохломские стулья и стол; -шумовые коробочки; -дидактические наборы («Музыкальные инструменты», «Русские композиторы»); -детские рисунки по темам концертов детской филамонии

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Изобразительная деятельность Игровые помещения всех групп, участок учреждения -скульптуры малых форм (глина, дерево); -игрушки, муляжи, гербарии, коллекции семян растений Приобщение к изобразительному искусству Игровые помещения всех групп, участок учреждения -слайды с репродукциями картин; -иллюстративный материал, картины, плакаты; -альбомы художественных произведений; -художественная литература с иллюстрациями; -изделия народных промыслов (Дымково, Городец, Гжель, Хохлома, Палех, Жостово, матрёшки, богородские игрушки); -скульптуры малых форм (глина, дерево);

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Двигательная деятельность Развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации); -накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями) Физкультурный и музыкальный залы, игровые помещения групп, участок учреждения -музыкальный центр; -оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания); -набор «Кузнечик»; -картотека подвижных игр; -картотека «Игры, которые лечат»; -игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» ); -тренажёры (велосипед и др.); -атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); -игровые комплексы (горка); -качели, карусели; -материалы, учитывающие интересы девочек и мальчиков

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Двигательная деятельность Формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенстве Физкультурный и музыкальный залы, игровые помещения групп, участок учреждения, бассейн -оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания); -настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.) -игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и др); -тренажёры (велосипед и др.); -атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); -игровые комплексы (горка); -качели, карусели;

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Двигательная деятельность Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей Всё пространство детского сада, участок -дидактические игры на развитие психических процессов (мышления, памяти, воображения); -оборудование (для ходьбы, бега, равновесия, прыжков, катания, бросания, ловли, ползания, лазания); -набор «Кузнечик»; -картотека «Игры, которые лечат»; -настольно-печатные игры («Виды спорта» и др.) -игры на ловкость (кегли, «Поймай рыбку» и др); -тренажёры (велосипед и др.); -атрибуты для спортивных игр (хоккей, бадминтон и др.); -игровые комплексы (горка); -качели, карусели;

Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с детскими деятельностями Направление образовательной деятельности Помещение Оснащение Воспитание культурно- гигиенических навыков Всё пространство детского сада, участок -алгоритмы для запоминания последовательности культурно-гигиенических навыков; -художественная литература; -игрушки-персонажи; -игрушки-предметы оперирования; -маркеры игрового пространства; -настольные игры соответствующей тематики; -иллюстративный материал; картины, плакаты. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни Все помещения групп, участок -настольные игры соответствующей тематики; -иллюстративный материал; картины, плакаты. игрушки-персонажи; -игрушки-предметы оперирования; -маркеры игрового пространства; -настольные игры соответствующей тематики; художественная литература и т.д.