Теоретические и практические аспекты реализации внеурочной деятельности как средства формирования ключевых компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Муниципальное учреждение дополнительного образования «Центр развития образования Основная образовательная программа начального общего образования общеобразовательного.
Advertisements

ФГОС нового поколения: вопросы воспитания и внеурочной деятельности.
Презентация к уроку по теме: Внеурочная деятельность в рамках ФГОС
Внеурочная деятельность и дополнительное образование в контексте ФГОС Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела.
Организация внеурочной деятельности обучающихся на начальной ступени общего образования.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Внеурочная деятельность школьников. Основная образовательная программа основного общего образования должна соответствовать типу и виду образовательного.
Практика и проблемы совместной деятельности образовательных учреждений в процессе перехода на ФГОС Губанова Наталья Анатольевна, директор МБОУ «Средняя.
Воспитание в ФГОС Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе МОУ «СОШ 26» с. Мельничное Красноармейского муниципального района.
Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания.
Внеурочная деятельность школьников. Разработчики Григорьев Д.В., к.пед.н., доцент, Степанов П.В., к.пед.н., Центр теории воспитания Института теории и.
ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьников.
Организация внеучебной деятельности учащихся начальной школы Выступление учителя начальных классов Рябовой Е.С.
LOGO Организация внеурочной деятельности в начальной школе.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, зав. отделом методологии и технологии воспитания личности Федерального.
Организация внеурочной деятельности в начальной и основной школе Григорьев Дмитрий Васильевич, кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела методологии.
1 «Партнерское взаимодействие общего и дополнительного образования детей в реализации требований стандартов нового поколения» Круглый стол.
ФГОС: внеурочная воспитывающая деятельность 16 июля 2010 года.
Организация внеурочной деятельности в начальной школе Ежова Н.В., зам.директора по ВР МБОУ СОШ с.Троекурово.
Транксрипт:

Теоретические и практические аспекты реализации внеурочной деятельности как средства формирования ключевых компетенций обучающихся в соответствии с ФГОС

Приказ Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 года 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года 373» Основная образовательная программа начального общего образования реализуется образовательным учреждением через учебный план и внеурочную деятельность При отсутствии возможности для реализации внеурочной деятельности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта. Формы организации образовательного процесса, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основной образовательной программы начального общего образования определяет образовательное учреждение

Понятие «внеурочная деятельность» Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса Обязательными условиями организации внеурочной деятельности в образовательном учреждении является: - родительский запрос, - наличие необходимой учебно-материальной базы, - наличие укомплектованных штатов и подготовленных кадров, - соблюдение Сан ПиНов, в том числе требований к сменности занятий и составлению расписания

Внеурочная деятельность -неотъемлемая часть образовательного процесса Общеобразовательное учреждение самостоятельно выбирает формы, средства и методы организации внеурочной деятельности в соответствии со своим уставом и с Законом Российской Федерации «Об образовании».

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ Спортивно- оздоровительное Духовно-нравственное Общеинтеллектуальное Общекультурное Социальное Игровая Познавательная Проблемно-ценностное общение Досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение) Художественное творчество Социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность) Техническое творчество Трудовая (производственная) деятельность Спортивно-оздоровительная деятельность Туристско-краеведческая деятельность Проектная деятельность экскурсии кружки секции круглые столы конференции диспуты школьные научные общества олимпиады соревнования поисковые и научные исследования общественно полезные практики тематические лагерные смены летние школы

Цели организации внеурочной деятельности содействие интеллектуальному, духовно- нравственному и физическому развитию личности младших школьников; становление и проявление их индивидуальности; накопление субъектного опыта участия и организации индивидуальной и совместной деятельности по познанию и преобразованию самих себя и окружающей действительности

Основные задачи внеурочной деятельности обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся

Виды внеурочной деятельности По Д.В. Григорьеву и П.В. Степанову 1. Познавательная 2.Проблемно-ценностное общение 3. Трудовая 4. Досуговое общение 5. Художественное творчество 6. Социальное творчество 7. Игровая 8.Спортивно-оздоровительная 9.Туристско-краеведческая По Е.Н. Щурковой 1. Познавательная 2. Ценностно-ориентировочная 3. Преобразовательная 4. Коммуникативная 5. Художественная

Направления развития личности ФГСО 1. Общекультурное 2. Общеинтеллектуальное 3. Социальное 4.Духовно-нравственное 5.Спортивно-оздоровительное По М.С. Кагану Развитие потенциалов личности: 1. познавательного (что и как она знает); 2. ценностного (что и как она ценит); 3. творческого (что и как она созидает); 4. коммуникативного (с кем и как она общается); 5. художественного (каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет)

Организация внеурочной деятельности учебный план ОУ (часть, формируемая участниками образовательного процесса: дополнительные образовательные модули, спецкурсы, школьные научные общества, учебные научные исследования, практикумы и т.д., проводимые в формах, отличных от урочной); образовательные программы;

Организация внеурочной деятельности деятельность иных педагогических работников (педагога дополнительного образования, социального педагога, педагога-психолога, библиотекаря, старшего вожатого); инновационная (экспериментальная) деятельность по разработке, апробации, внедрению новых образовательных программ, в том числе, учитывающих региональные, этнокультурные особенности

Условия реализации внеурочной деятельности организационные; нормативные; финансово-экономические;

Условия реализации внеурочной деятельности информационные; научно-методические; кадровые; материально-технические; психолого-педагогические

Время, отводимое на внеурочную деятельность, должно составлять до 10 часов в неделю, до 1350 часов на все 4 года обучения. Наполняемость групп зависит от формы организации и состава участников внеурочной деятельности.

Воспитательные результаты и эффекты внеурочной деятельности школьников

Уровни воспитательных результатов Первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Уровни воспитательных результатов Второй уровень – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Типы программ внеурочной деятельности комплексные образовательные программы, предполагающие последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности; тематические образовательные программы, направленные на получение воспитательных результатов в определенном проблемном поле и использующие при этом возможности различных видов внеурочной деятельности (например, образовательная программа патриотического воспитания, образовательная программа воспитания толерантности т. п.); образовательные программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня. Такие программы могут иметь возрастную привязку, например: для первого класса образовательная программа, ориентированная на приобретение школьником социальных знаний в различных видах деятельности; для 23 классов - образовательная программа, формирующая ценностное отношение к социальной реальности; для 4 класса - образовательная программа, дающая ученику опыт самостоятельного общественного действия; образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельности. К данному типу программ относятся программы кружков, секций, студий, творческих объединений учащихся. индивидуальные образовательные программы для учащихся могут являться составной частью вышеперечисленных типов программ внеурочной деятельности.

Методический конструктор внеурочной деятельности Познава- тельная 1. Приобретение школьником социальных знаний Викторины, познавательные игры, познавательные беседы. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности Дидактический театр, общественный смотр знаний. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия Детские исследовательские проекты, внешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)

Методический конструктор внеурочной деятельности Художественное творчество 1. Приобретение школьником социальных знаний. Кружки художественного творчества. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Художественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школе. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия. Художественные социально значимые акции школьников.

Методический конструктор внеурочной деятельности Спортивно- оздоровительная деятельность 1. Приобретение школьником социальных знаний. Занятия спортивных секций, беседы о ЗОЖ, участие в оздоровительных процедурах. 2. Формирование ценностного отношения к социальной реальности. Школьные спортивные турниры и оздоровительные акции. 3. Получение опыта самостоятельного социального действия. Социально значимые спортивные и оздоровительные акции- проекты.

Реализация внеурочной деятельности При отсутствии возможности образовательное учреждение в рамках соответствующих государственных (муниципальных) заданий, формируемых учредителем, использует возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта.

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности разработка и осуществление совместных программ и проектов, отдельных дел и акций, направленных на решение воспитательных задач; кооперация ресурсов и обмен ресурсами (интеллектуальными, кадровыми, информационными, финансовыми, материально- техническими и др.);

Интеграция возможностей общего и дополнительного образования при организации внеурочной деятельности предоставление услуг (консультативных, информационных, технических и др.); взаимообучение специалистов, обмен передовым опытом; совместная экспертиза качества внеурочной деятельности

Методические рекомендации по разработке программ внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования внеурочная деятельность организуется по следующим направлениям развития личности: Спортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное Общеинтеллектуальное Общекультурное Направления внеурочной деятельности являются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности и основанием для построения соответствующих программ.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательными учреждениями самостоятельно или на основе переработки ими примерных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть рассчитаны на школьников определённой возрастной группы или комплексные, тематические программы для всего периода обучения школьников с выделенными этапами для каждой ступени. 3. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены эти дела и мероприятия. 4. Если программа предполагает организацию нескольких видов внеурочной деятельности школьников (комплексные, тематические программы внеурочной деятельности), то в содержании должны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделён на смысловые части.

Общие правила разработки программ внеурочной деятельности 5. Программа, предполагающая организацию одного вида внеурочной деятельности школьников (программы, ориентированные на достижение результатов определённого уровня; программы по конкретным видам внеурочной деятельности), должны соответствовать определенной структуре. 6. В программе должно указываться количество часов аудиторных занятий и внеаудиторных, в том числе активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества занятий. 7. Программы могут реализовываться как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников как одновозрастной, так и разновозрастной группы. 8. Все программы внеурочной деятельности должны быть утверждены решением педагогического совета образовательного учреждения.

Структура рабочей программы 1. Титульный лист 2. Пояснительная записка или введение 3.Учебно-тематический план 4. Содержание изучаемого курса 5. Методическое обеспечение 6. Список литературы

Краткая характеристика разделов рабочей программы Титульный лист программы содержит следующую информацию: наименование образовательного учреждения; где, когда и кем утверждена данная программа (здесь же ставятся подпись руководителя образовательного учреждения и печать учебного заведения); название программы; сроки ее реализации (общая продолжительность, этапы); Ф.И.О., должность её автора (авторов); название населенного пункта, в котором реализуется программа; год разработки программы

В пояснительной записке целесообразно раскрыть: направленность программы; цель и задачи программы; возраст детей, участвующих в реализации программы; сроки её реализации (общая продолжительность, этапы); формы и режим занятий (дел); ожидаемые результаты и способы их проверки; формы подведения итогов реализации программы (выставки, фестивали, соревнования, конференции и т.д.) Краткая характеристика разделов рабочей программы

Содержание изучаемого курса отражается через краткое описание материала при изучении детьми тем, включенных в учебно-тематический план программы Краткая характеристика разделов рабочей программы

Раздел «Методическое обеспечение» может включать описание: форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); приемов и методов организации внеурочной деятельности, технического её оснащения. Краткая характеристика разделов рабочей программы

Список литературы состоит из перечня публикаций и электронных источников, в которых содержится важная, полезная и интересная информация как для педагога, организующего внеурочную деятельность учащихся, так и для детей, участвующих в реализации избранной ими программы Краткая характеристика разделов рабочей программы

Структура рабочей программы (тип программы: комплексная/тематическая) Пояснительная записка -информация о назначении программы; -структура; -объём часов, отпущенных на внеурочную деятельность, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; -формулировка цели и задач; -принципы, на которых строится данная программа, обоснование выбранных путей, средств, методов достижения цели; -сведения о сроках реализации программы и распределение часов по годам обучения; -краткая характеристика предполагаемых форм организации внеурочной деятельности

Содержание программы (реферативное описание разделов/модулей, тем с указанием применяемых форм внеурочной деятельности и разбивкой по каждому классу). Предполагаемые результаты реализации программы (в данном разделе должны быть прописаны уровни воспитательных результатов внеурочной (первый уровень – приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни; второй уровень – формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом; третий уровень – приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия), личностные и метапредметные результаты, которые будут достигнуты учащимися). Формы контроля (выставки, спектакли, концерты, соревнования, турниры, конференции, портфолио и др. формы как итог реализации каждого модуля). Методические рекомендации (раздел не повторяет пояснительную записку, более конкретен, методичен, менее концептуален и основан на опыте работы по данной программе на разных этапах ее создания; отражает условия, необходимые для получения наилучшего результата; отмечаются наиболее важные по мнению автора моменты).

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Краеведческая деятельность Духовно-нравственное направление Кружок «Я – гражданин России» Краеведческий клуб «Родной край», экскурсии по краю. Подготовка и проведение праздников Рождества Христова и Пасхи в казачьей семье.

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Спортивно- оздорови- тельная деятельность, основы безопасности жизнедеятель- ности Спортивно-оздоровительное направление Спортивная секция, беседы о ЗОЖ Клуб «Спасайкин», экскурсии по посёлку, в кабинет безопасности Спортивная акция «Мама, папа, я – спортивная семья» («интенсив» в каникулярное время)

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Социальная деятельность, трудовая деятельность Социальное направление Кружок «Рукоделие» Клуб «Забота» Акция помощи ветеранам труда и Великой Отечественной войны. Уход за памятником в парке. Поздравление ветеранов с праздником

Уровень результатов Виды внеурочной деятельности Приобретение социальных знаний (1 уровень) Формирование ценностного отношения к социальной реальности (2 уровень) Получение опыта самостоятельного общественного действия (3 уровень) Творческая деятельность Общекультурное направление Театральная студия Походы в театр, постановка спектакля в классе, в школе Постановка спектакля для детей детского сада, детского дома, для ветеранов

Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Например, школьник, пройдя туристический маршрут, не только переместился в пространстве из точки А в точку В (фактический результат), но и приобрел некое знание о себе и окружающих, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт самостоятельного действия (воспитательный результат). Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.

Кружок форма выражения итога, результата. Чаще всего он воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д. На базе кружков могут быть созданы клубы, научные общества и школы, профильные группы.

Клуб может иметь : Устав, Программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством.

Секция – форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.) Отличительные признаки : специфические образовательные задачи; принадлежность содержания деятельности к определенному виду спорта; ориентированность на умения и достижение уровня мастерства в овладении определенным видом спорта; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (конкурсы, соревнования, состязания)

Студия форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности. Отличительными особенностями студии являются: общие задачи; единые ценности совместной деятельности; эмоциональный характер межличностных отношений

Театр – форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская – форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности. Вся внеурочная деятельность образовательного учреждения может проходить под единой воспитательной темой. Эти вопросы должны найти место своего обсуждения на каждом внеурочном занятии, не зависимо от выбранного направления деятельности и формы организации. Причем это обсуждение должно происходить по определенному алгоритму: - исходная проблема (установление отсутствия знаний и умений); - информация по решению проблемы (кто, что, как, почему); - применение новой информации; - оценка результатов применения.

Внеурочная деятельность Проектная Спортивно- оздоровительная Научно- познавательная Художественно- эстетическая «Здоровячок» «Юный исследователь» «Школа радости» «Расти здоровым!» «Занимательная математика» «Умелые ручки» «Художественное слово» «Зеленая планета»

Внеурочная деятельность, реализуемая в школе Общеинтеллектуальное «Счастливый английский язык» 2, 3 классы (учителя Павлова М. В., Воробьева Я. А.) «Умники и умницы» 2-е, 3 «В» классы (учителя Харламова Г. И., Бабкина Е. В., Рябовол Т. А., Копейкина Л. А.) «Любознашки» 3 «Б» (учитель Шестакова В. А.) «Почемучки» 3 «А» (учитель Чапего Н. М.) Общекультурное «Ритмика» 1-3 классы (учитель Бутикова Е. В.) «Умелые ручки» 1-3 классы (учителя Ларина Т. Г., Пажитнова А. М.)

ПОНЕДЕЛЬНИКПОНЕДЕЛЬНИК время 1 а классвремя 2 класс Математика Мастерская конструирования Обучение грамоте (чтение) Русский язык Обучение грамоте (письмо) Физическая культура Ритмика Математика Динамическая пауза Литературное чтение Библиотечный час «Сюда приходят дети узнать про всё на свете» Динамическая пауза Устный журнал «Планета здоровья» Музыка Библиотечный час «Кто много читает, тот много знает» Нелинейное расписание 1.2 классов на четверть

ВТОРНИКВТОРНИК Обучение грамоте (чтение) Математика Клуб «Грамотейка» Труд Окружающий мир (И. У.) Окружающий мир/ Литературное чтение Математика Литературное чтение Динамическая пауза ОБЖ Труд Динамическая пауза Клуб «Эрудит» Студия танца Корригирующая гимнастика Легоконструирование «Город мастеров» С Р Е Д А Математика ИЗО Обучение грамоте (чтение) Математика Обучение грамоте (письмо) Литературное чтение Физическая культура Русский язык Динамическая пауза Динамическая пауза Экологический клуб «Земля – наш дом» Клуб «Эрудит» Экскурсия, образовательное путешествие Ритмика Экскурсия, образовательное путешествие

Время занятий 7 класс 8 класс 9 класс Лаборатории, мастерские (по выбору учащихся) Погружение по географии Погружение по физике Погружение по истории Соревнование по русской лапте между 7-9 классами (1 тур) Математический практикум Авторские (преподавательские) проектные мастерские (по выбору учащихся) Уровневые группы по английскому и французскому языку Обеденный перерыв, отдых Дискуссионный клуб «Проблемное кино», работа в проектных и исследовательских группах, элективные курсы, индивидуальные (групповые) консультации Театральная студия, фотостудия, пресс-центр, тренинг, спортивные секции Нелинейное расписание для 7-9-х классов

Понедельник ВторникСреда ЧетвергПятница Мастерская «Клуб Эрудитов» Математика/ ИЗО Математика/ Трудовое обучение Математика Литературное чтение Русский язык Мастерская «Вокруг света» Литературное чтение/ Окружающий мир Литературное чтение/ Русский язык Русский язык Литературное чтение Русский язык Литературное чтение Компьютерный клуб Окружающий мир Математика Физкультура Трудовое обучение Окружающий мир Математика Музыка Русский язык ИЗО Динамическая пауза ТП Динамическая пауза ТП Динамическая пауза ТП Динамическая пауза ТП Юный программист конструктор Хореография Юн Пресс Творческая Гимназия Физкультура Юн Пресс ИЗО студия Интеллектик Театр английского языка Корригирующая гимнастика Обозначения : Занятия по четной неделе Занятия по нечетной неделе Внеурочная деятельность по выбору учащихся Расписание уроков в 1 классе

Если хочешь научить меня чему-то, Позволь мне идти медленно… Дай мне приглядеться… Потрогать и подержать в руках Послушать… Понюхать… И может быть попробовать на вкус… О, сколько всего я смогу Найти самостоятельно!