Нормы современного русского литературного языка Нормы современного русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Фразеологические единицы, их типы. План лекции: 1.Что такое фразеологизм? 2. Особенности фразеологизмов. 3. Классификация фразеологизмов с точки зрения.
Advertisements

Лексика русского языка делится на группы в зависимости от Лексического значения слова однозначные слова многозначные слова Смысловых связей между словами.
Группа исследователей. Разговорные Межстилевые Книжные Официально–деловые Публицистические Научные.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 30» Проектно- исследовательская работа Интересная фразеология.
Речевые ошибки Автор презентации: Крюкова М.А., учитель русского языка русского языка МОУ «СОШ 99» МОУ «СОШ 99» г. Омска 2010 год.
Составляет основу словарного состава языка : кровать, спать, большой, весело. Это слова, которые не закреплены за каким-нибудь определенным стилем и могут.
Тема. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему Сочинение - рассуждение Сочинение - рассуждение на лингвистическую тему Знать:Уметь: Создавать.
МАОУ Средняя общеобразовательная школа 1 р.п. Красные Баки Употребление фразеологизмов в речи современного школьника. Выполнила обучающаяся 9 «а» класса.
Ума палата, или Путешествие в страну Фразеологию.
LOGO Лексика с точки зрения её употребления. Нейтральная лексика Книжная лексика Лексика устной речи Жаргонизмы Арготизмы Диалектизмы Профессионализмы.
Урок русского языка в 10 классе МОУ «Куединская средняя общеобразовательная школа 1»
Основы стилистики. Стилистика - раздел языкознания, изучающий различные стили (стили языка, стили речи, жанровые стили, индивидуальный стиль автора и.
Научная письменная речь. Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике и стилях речи; Понятие о стилистике.
Ни один день нашей жизни не обходится без общения с родителями, друзьями, одноклассниками. При рассказе о каком – то событии часто простых слов бывает.
Тема урока: «Фразеологизмы в языке, тексте, речи».
Роль метапредметных программ в создании единой речевой среды гимназии Веселова З.Т., учитель русского языка и литературы, заслуженный учитель РФ.
Изучение стилистики на уроках русского языка в старших классах.
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов. Например: сбиться с ног, скрепя сердце, обвести вокруг пальца. Наука, которая изучает фразеологизмы, называется.
Речевая коммуникация. Команда: Легион. Цель: Изуение литературы по теме.
Русский Язык Выполнил студент группы 29 Веретин Олег.
Транксрипт:

Нормы современного русского литературного языка Нормы современного русского литературного языка АВТОР – СОСТАВИТЕЛЬ – СОЛНЦЕВА СВЕТЛАНА СЕРГЕЕВНА, УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ШКОЛА 34, Г. КАЗАНЬ

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Типы словосочетаний. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка.

Типы словосочетаний : Свободные Несвободные

Свободные словосочетания Фразеологизмы Любое можно заменить другими словами В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а используются готовыми

Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Плач крокодила

Фразеологизмы. Нужно помнить, что фразеологизмы всегда имеют переносное значение. Украшая нашу речь, делая ее более живой, образной, яркой, красивой, фразеологизмы доставляют нам и немало хлопот - при неверном их употреблении появляются речевые ошибки.

Хлестаков все время мечет бисер перед свиньями, а ему все верят. Здесь фразеологизм метать бисер перед свиньями, имеющий значение "напрасно говорить о чем-либо или доказывать что-либо тому, кто не способен понять этого", употреблен неверно - в значении "выдумывать, плести небылицы".

С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы: 1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня; 2) стилистически окрашенные.

Стилистически окрашенные фразеологизмы: а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).

Разговорные и просторечные фразеологизмы относятся к разряду сниженных; книжные фразеологизмы к разряду высоких, торжественных.

Найти общий язык Обойдется собой Обреченный на успех Добиться взаимопонимания Пройдет само Неизбежный успех

Подберите фразеологизмы с указанными значениями. Добиться полного самообладания; чувствовать себя так, словно ничего не случилось; во всех направлениях, повсюду, везде; удивляться, поражаться чему-либо увиденному;

Добиться полного самообладания - взять себя в руки чувствовать себя так, словно ничего не случилось - как ни в чем не бывало во всех направлениях, повсюду, везде - вдоль и поперек. удивляться, поражаться чему-либо - не верить своим глазам

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. Делить шкуру неубитого..., купить... в мешке, платить той же..., беречь как... ока,

Вставьте слова, всегда употребляющиеся в составе данных фразеологизмов. Делить шкуру неубитого медведя, купить кота в мешке, платить той же монетой, беречь как зеницу ока,

1. Ошибки в усвоении значения фразеологизмов. 1) Существует опасность буквального понимания фразеологизмов, которые могут восприниматься как свободные объединения слов. 2) Ошибки могут быть связаны с изменением значения фразеологизма.

Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно. а) считать ворон бездельничать б) в час по чайной ложке медленно в) тертый калач опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе близкие родственники

Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно. а) поставить на ноги вылечить б) бок о бок вместе в) как снег на голову неожиданно г) ждать у моря погоды рассчитывать, надеяться на что-либо

Какой фразеологизм не соответствует значению «много»? а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди

В каком предложении не используется фразеологизм? а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.

Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных? а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения

Типы словосочетаний : Свободные Несвободные

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.

Пример: Я привык отдавать себе полные отчеты. Здесь изменена форма числа. Существует фразеологизм отдавать отчет.

Пример: Он постоянно сидит сложив руки. Фразеологизмы типа сложа руки, сломя голову, очертя голову сохраняют в своем составе старую форму деепричастия совершенного вида с суффиксом -а (-я).

В некоторых фразеологизмах употребляются краткие формы прилагательных, замена их полными формами ошибочна.

2) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.

Пример: Пора уже тебе взяться за свой ум. Большая часть фразеологизмов является непроницаемой: в состав фразеологизма нельзя ввести дополнительную единицу.

Пример: Ну хоть бейся об стенку! Пропуск компонента фразеологизма также является речевой ошибкой

Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Плач крокодила Нарушение структуры фразеологизма:

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

Пример: Эти и другие вопросы имеют большую роль в развитии этой, еще молодой науки. Играет роль и имеет значение. Можно сказать так: вопросы имеют большое значение... или вопросы играют большую роль.

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Типы словосочетаний. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка.

Основные нормы: Употребление слов в соответствии с их лексическим значением Лексическая сочетаемость слов Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

Слово и его лексическое значение Любое слово обладает лексическим значением, т. е смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке.

Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других, человеколюбивый»? а) порядочный б) гуманный в) преданный г) добрый

Какое из перечисленных слов имеет значение «система взглядов на природу и общество»? а) мировоззрение б) наука в) кругозор г) мнение

В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) дискуссия спор, обсуждение какого-либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация воспроизведение чего-либо с возможной точностью, подражание в) аналогия противоположность чему-либо г) привилегия преимущественные права, льготы

В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) полиглот человек, равнодушный к пище б) посягать покушаться в) авангард передовая, ведущая часть какой-либо общественно­й группы г) полый имеющий внутри пустоту

Да, вдохновение это строгое рабочее состояние, но у него есть своя поэтическая окраска, свой, я бы сказал, поэтический подтекст? а) очень требовательный, взыскательный б) не допускающий никаких снисхождений, суровый в) не допускающий никаких отклонений, выполняемый точно и неукоснительно г) не допускающий отклонения от принятых норм поведения и морали

Слова бывают однозначными и многозначными

Какое из указанных слов является многозначным? а) тополь б) фонетика в) классификация г) сладкий

Прямое и переносное значение слов: Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, называются переносными.

Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении? а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли

Какое из слов в предложении В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа употреблено в переносном значении? а) площадь б) вокзал в) собралась г) густая

Основные нормы: Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

С точки зрения стилистической окраски (стилистических характеристик) лексика русского языка разграничивается на два больших разряда: 1) стилистически нейтральная лексика; 2) стилистически окрашенная лексика.

Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально- деловым, научноым, публицистическим, художественным или разговорным).

Стилистически нейтральная лексика Уместна в различных сферах общения: вода, сад, говорить, трудность, белый, шестьдесят и др.

В составе стилистически окрашенной лексики выделяются прежде всего слова книжные и слова разговорные, жаргонные и просторечные.

Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научноом, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.

Ср.: осциллограф (научно.), вышепоименованный (офиц.-дел.), воспрещается (офиц.-дел.); сплоченность (публ.), таинство (худ.-поэт.), грезы (худ.-поэт.). Существуют также обще книжные слова, например: интеллект, эрудиция, закон.

Разговорные слова это слова, присущие разговорному стилю русского литературного языка и используемые преимущественно в устной речи, главным образом в сфере повседневного бытового общения, например: читалка, задира, тупица, вопить, хвастунишка, дедушка и др.

Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) старик (нейтр.) старикашка (разг., сниж.).

Просторечные слова это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов).

Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время

Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а ) бежать б) четыреста в) гипотенуза г) время

Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике? а) клевый б) классный в) крутой г) отличный

Какое из слов-синонимов относится к общеупотребительной лексике? а) клевый б) классный в) крутой г) отличный

Какое слово не относится к книжной лексике? а) абсолютно б) конференция в) учитель г) перпендикуляр

Какое слово не относится к книжной лексике? а) абсолютно б) конференция в) учитель г) перпендикуляр

Какое из слов является разговорным? а) планетарий б) начертать в) картошка г) усыновитель

Какое из слов является разговорным? а) планетарий б) начертать в) картошка г) усыновитель

Какое из слов является просторечным? а) голова б) глава в) головушка г) башка

Какое из слов является просторечным? а) голова б) глава в) головушка г) башка

Какое слово является термином? а) зачетка б) камзол в) инъекция г) писатель

Какое слово является термином? а) зачетка б) камзол в) инъекция г) писатель

В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употребле- нием или незнанием значения ин. слова? а) Необходимо выплатить компенсацию до начала следующего года. б) Решение данных вопросов входит в юрисдикцию России. в) М. В. Ломоносов был выдающимся корифеем науки. г) Экономика многих стран четко ориентирована на экспорт.

В каком предложении содержится ошибка, вызванная неоправданным употреблением или незнанием значения ин. слова? а) Каждая нация обладает своим особым менталитетом. б) Великий писатель страдал от ностальгии по Родине. в) Этот вопрос вне нашей компетенции. г) Современные массмедиа перегружены рекламой.

Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме? а) дать отпор б) оказать впечатление в) долгосрочный кредит г) потерпеть поражение

Какое из сочетаний слов не соответствует литературной норме? а) придерживаться точки зрения б) вынести приговор в) оказать покровительство г) играть большое значение

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Типы словосочетаний. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка.

Нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм: Этот текст производит оптимистическое впечатление, дает надежду на лучшее будущее, позволит дискутировать и размышлять.

Повторение одного и того же слова: Текст этот написан известным историком. В этом тексте автор рассказывает об истории нашей страны. В этом тексте также рассказывается о жизни русских царей.

Неудачный порядок слов. Мещерский край научил ценить все прекрасное Паустовского. Автор призывает освободиться от всех дурных привычек, влияний и предрассудков школьников.

Отсутствие связи между предложениями. К шестнадцати годам человек становится взрослым и может сам отвечать за свои поступки. Автор рассматривает в тексте проблемы взаимоотношений людей.

Пропуск нужного слова. Серёжа сидит и ждёт конца.

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Типы словосочетаний. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка.

Типы словосочетаний : Свободные Несвободные

Свободные словосочетания Фразеологизмы Любое можно заменить другими словами В их составе нельзя заменять слова по своему желанию Слова сохраняют свою смысловую самостоятельность Слова теряют свою смысловую самостоятельность Создаются в процессе речи, не требуют запоминания Не создаются в речи, а используются готовыми

С точки зрения стилистической окрашенности фразеологизмы делятся на следующие группы: 1) нейтральные, или межстилевые: сдержать слово, подвести черту, поставить точку, лебединая песня; 2) стилистически окрашенные.

Стилистически окрашенные фразеологизмы: а) разговорные (заварить кашу, как свои пять пальцев, со всех ног, два сапога пара, набить карман); б) просторечные (вкручивать мозги, дело в шляпе, дурья башка); в) книжные (звездный час, терновый венец, яблоко раздора).

2. Ошибки в усвоении формы фразеологизма. 1) Грамматическое видоизменение фразеологизма.

2) Лексическое видоизменение фразеологизма. Пример: Все возвращается на спирали своя!.. Есть фразеологизм на круги своя. Замена слова недопустима.

Вы заблудились в трёх елях Он привык из кильки делать кита Плач крокодила Нарушение структуры фразеологизма:

3. Изменение лексической сочетаемости фразеологизма.

Основные нормы: Употребление слов в соответствии с их лексическим значением Лексическая сочетаемость слов Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

Слово и его лексическое значение Любое слово обладает лексическим значением, т. е смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке.

Прямое и переносное значение слов: Первичное значение слова, возникшее для обозначения чего-либо, называется прямым значением. Другие, вторичные (производные) значения, возникшие вследствие переноса наименования с одного предмета, явления, называются переносными.

Основные нормы: Употребление лексических единиц в соответствии с их стилистической окраской

Стилистически нейтральная лексика составляет самый большой круг слов, не закрепленный за каким-либо функциональным стилем русского литературного языка (официально- деловым, научноым, публицистическим, художественным или разговорным).

Стилистически нейтральная лексика Уместна в различных сферах общения: вода, сад, говорить, трудность, белый, шестьдесят и др.

Книжные слова свойственны книжно-письменному варианту общенационального языка. Они употребляются преимущественно в научноом, официально-деловом, публицистическом и художественном стилях.

Разговорные слова используются в непринужденном, неформальном общении, поэтому им присуща определенная сниженность. Ср.: старец (высок.) старик (нейтр.) старикашка (разг., сниж.).

Просторечные слова это слова, находящиеся за пределами литературного языка или на его периферии, но не ограниченные в своем употреблении ни территорией (в отличие от диалектизмов), ни рамками социальных групп (в отличие от жаргонизмов).

Культура речи. Орфоэпические нормы. Лексические нормы. Типы словосочетаний. Урок 2 Нормы современного русского литературного языка.